Заказ Беринга

Автор:
В.П.Шевалев

Среди разнообразных интересов Петра I следует отметить его глубокий интерес к географическим исследованиям и к географическим картам. Он посылал геодезистов картографировать Каспийское море. В 1719 г. послал двух геодезистов Евреинова и Лужина на Камчатку для выяснения того соприкасаются ли Азия с Америкою и разведать земли, лежащие к югу от Камчатки. В 1722 г. будучи в Казани он принимал Евреинова и Лужина, возвратившихся из путешествия и осмотрел их карты.
В январе 1725 г. уже смертельно больным Петр подписывает указ об организации Камчатской экспедиции и назначает В. Беринга ее начальником.

За три недели до своей смерти Петр собственноручно составляет инструкцию: Беринг должен был «...на Камчатке или в другом... месте сделать один или два бота с палубами: плыть возле земли, которая идет на норд... искать где оная сошлась с Америкой... и самим побывать на берегу... и, поставя на карту, приезжать сюда».

Витус Йонассен Беринг родился в 1681 г. в Дании, в городе Хорсенсе. Юношей он стал моряком, плавал в Ост-Индию. В 1703 г. поступил на службу в русский военный флот. За двадцать лет дослужился до чина капитана первого ранга.

Из Петербурга Беринг выехал 5 февраля 1725 г., а в Нижне-Камчатск он прибыл только в марте 1728 г. Здесь построили бот «Св. Гавриил», на котором Беринг и лейтенант Алексей Чириков совершили месячное плавание на север. Достигнув 15 августа 67°18 северной широты в проливе, позже названном его именем, Беринг вернулся. Американского берега он не увидел, но открыл острова Св. Лаврентия и Св. Диомида.

Плавание доказало раздельность Азии и Америки. Экспедиция произвела определения астрономических координат многочисленных пунктов и впервые дала представление о широтной протяженности Сибири. В Петербург Беринг возвратился в 1730 Г.

Доктора ист. наук М. И. Белов, А. И. Алексеев:

«Первая Камчатская экспедиция под руководством Беринга занимает в истории науки особое место. Она была первой в истории России крупной морской научной экспе-дицией, предпринятой по решению Правительства, и имела по тем временам грандиозные масштабы: продолжалась пять лет, число ее участников достигало 800 человек. Экспеди-ция длилась всего три месяца, а 4 года и 9 месяцев заняли подготовительные мероприя¬тия: переход из Петербурга на Камчатку, заготовка провианта и строительных материалов, строительство экспедиционного судна, возвращение обратно. Во время трехмесячного плавания экспедиции Беринга на боте «Св. Гавриил» в 1728-1729 гг. на карту было положено северо-восточное побережье Азии: в Охотском море – от устья р. Большая до м. Лопатка, в Тихом океане и Беринговом море - от м. Лопатка до м. Кекурный (в Беринговом проливе)».

Проект Второй Камчатской экспедиции был принят Сенатом, В. Беринг назначен начальником, помощниками А Чириков и М. Шпанберг. Вторая Камчатская экспедиция была частью Великой Северной, в ходе которой было положено на карту все российское побережье Северного Ледовитого океана. Это было грандиозное государственное мероприятие, уникальное в истории великих географических открытий. Состав ее участников доходил до 2300 человек. Было организовано семь экспедиционных отрядов. Но к нашей теме относится только вторая экспедиция В. Беринга.

Очень непростым делом было обеспечение огромной экспедиции снаряжением, материалами, вооружением, продовольствием. Сибирским властям на всем пути следования экспедиционных отрядов были даны указания обеспечивать и помогать. Но все давалось огромным трудом и часто только руками самих участников экспедиции.

В 1733 г. Сенат через Берг-Коллегию предписал В. Геннину, начальнику горн: заводов Урала, обеспечить экспедицию пушками, якорями, различными железными изделиями для строительства судов. Якоря и железные припасы ковали на Екатеринбургском заводе, а пушки и боеприпасы поручено лить на Каменском заводе.

18 мая 1733 г. Тобольская губернская канцелярия направила в Сибирский обербергамт «Реэстр» «...на мореходные суда, на бот и на дубель шлюпки удобной артиллерии пушек чугунных трехфунтовых двадцать четыре. Двухфунтовых фальконет на вертлюгах сорок восемь».

В. Геннин повелел изготовить клеймо - свинцовую доску с резным текстом Каменъской заводь-1733. По ошибке резчика в клейме отсутствует буква «И».

«Указа ея императорского величества самодержицы всероссийской из Сибирского обербергамта в Каменский завод прапорщику Прокофьеву. Сего августа 3 дня по ея императорского величества Указу, артиллерии господин генерал-лейтенант и кавалер Вилим Иванович де Геннин в Сибирском обербергамте определил. Понеже на здешнем заводе железная руда и литье пушек не такова..., как на Каменском заводе того ради для литья требуем из Тобольской губернской канцелярии к Камчатской экспедиции пушек. Послать отсюда на оной на Каменской завод фурмового мастера, так же и свирельщика.
А какие пушки лить и сколько, о том даны ему фурмовому от артиллерии и генерал- лейтенанта и кавалера де Геннина чертежи... Прапорщику Прокопьеву о литье пушек на том заводе и о даче к тому потребных инструментов и припасов и по отлитии показанного на чертежу числа пушек, о присылке их мастеров возвратно в Екатеринбург с ведомостью, по сему оные пушки со всех расходов в казну обойдутся, учинить о том позже.
Императорского величества Указу Августа 3 дня 1733 году».

Следом за указом на Каменский завод был послан мастер-формовщик Панкрат Ефтифеев с литейщиками, с места он просит прислать ему в помощь учеников - формовщиков Анику Сатина, Саву Бормотова, Федора Устинова.

14 aвгycтa на завод отправили клеймо, а 22 августа учеников. 28 сентября в заводской конторе был получен указ с требованием ускорить отливку пушек и изготовить на каждую по 200 ядер, всего 14400 штук.

Сам В. Беринг 23 ноября 1733 г. с большим обозом снаряжения выехал из Екатеринбурга в Тобольск, где был сборный пункт экспедиции. 2 февраля 1734 г. капитан Шарыгин получил на Каменском заводе пушки и ядра.
Очевидно на заводе не смогли выполнить весь заказ и ограничились только трехфунтовыми пушками.

Двухфунтовых пушек с клеймом 1733 г. до сих пор не обнаружено. Двухфунтовые фальконеты в экспедиции имели клеймо 1723 г. SIBIR: К: В: 1724. Они были взяты из Тобольского арсенала.

3-фунтовая пушка из партии 1733 г., не попавшая в экспедицию В. Беринга Экспонат Краеведческого музея г. Каменска - Уральского

3-фунтовая пушка из партии 1733 г., не попавшая в экспедицию В. Беринга
Экспонат Краеведческого музея г. Каменска - Уральского

Члены экспедиции с февраля 1733 г. партиями отбывали из столицы и к началу 1734 г. все собрались в Тобольске. Туда же доставили пушки, якоря и железные припасы. Чириков из Тобольска доставил снаряжение экспедиции в Якутск и «...начал отправлять от Якуцка в Охоцк водою на судах те припасы, и материалы, и артиллерию».
Только летом 1737 г. Беринг и Чириков добрались до Охотского порта. Мне хотелось бы раскрыть,что скрывается за этой фразой. Что же экспедиция четыре года добиралась с Урала до Охотского моря?

Читателям, привыкшим к современным видам транспорта, трудно себе представить как экспедиция через всю огромную страну добралась до тихоокеанских берегов Камчатки. Посмотрите на карту: огромные расстояния, горный рельеф, отсутствие дорог и многие тысячи пудов грузов. На карту нанесен маршрут экспедиции. Проследим его.

Витус Беринг:

«Из Тобольска водою вниз по реке Иртышу до Самаровского Яму на 4 барках.
Вверх рекою Обью до Сургута и до Нарыма, а от Нарыма вверх же рекою Кетью до Маковского острога.
От острога до Енисейска сухим путем.
От Енисейска до Илимского устья шли вверх рекою Енисеем и Тунгускою на 4-х же дощениках.
По реке Илиму на малых лодках (пороги и шиверы) до Илимска.
Из Илимска до Ускут сухим путем к реке Лене. По Лене сплавом до Якутска. Леною вниз, Алданом, Маею, и Юдомой вверх.
От Юдомского Креста (перевал горный) лошадьми до Охоцкого острога» (300 верст)».

Попробуйте в наше время совершить подобное путешествие. Да не забудьте, что двухфунтовая пушка весила 18 пудов (288 кг)! И на части ее не разберешь. Чтобы получить более полное представление о тягостях этого пути воспользуемся свидетельством самого капитана-командора Витуса Беринга. Он подробно описал путь первой своей экспедиции. Вторая прошла точно же этим путем, т.к. других путей не было.

Из доношения В. И. Беринга Анне Иоанновне о деятельности Первой Камчатской экспедиции 1730 г.:

«Прошедшего 1725 году февраля 1 дня блаженный и вечно достойные памяти от е.и.в. государыни Екатерины Алексеевны получил я инструкцию собственноручною блаженный и вечно достойныя ж памяти е.и.в. Петра Великого, с которой при сем предлагается копия».

Инструкция

«1. Надлежит на Камчатке или в другом тамо ж месте зделать один или два бота с палубами.

2. На оных ботах плыть возле земли, которая идет на норд, и по чаянию понеже оной конца не знают кажется, что та земля - часть Америки.

3. И для того изкать, где оная сошлась с Америкою, и чтоб доехать до какого города европских владений, или, ежели увидят какой корабль европской, проведать от него, как оной куст называют, и взять на письме, и самим побывать на берегу, и взять подлинною ведомость, и, поставя на карту, приезжать сюды.

Також дана мне инструкция от бывшего генерал-адмирала графа Апраксина, в которой написано: мастеровых людей и что будет надобно ко экспедиции, по усмотрению моему, требовать от Тобольской губернской канцелярии, а репортовать в Государственную адмиралтейскую коллегию помесячно.

А прежде получения инструкции отправлено из Адмиралтейской коллегии генваря 24 длня во оную ж экспедицию команды моей лейтенант с командою в 26 человеках и при нем матриалов на 25 подводах, а всех служителей при команде моей отправлено 33 человека. А посланною мою команду достиг на Вологде, и от Санкт-Питербурха до Тобольска тракт свой имели следующими города, а имянно: чрез Вологду, Тотьму, Устюг Великой, Соль Вычегодскую, Верхотурье, Туринск - он же и Епанчин, Тюмень.

Марта 16 дня прибыли в Тобольск. И был майя до 13 дня, понеже зимним путем дале ехать было время поздно. А в бытность в Тобольске требовал, что надлежит, матриалов ко экспедиции. Майя 15 дня отправился из Тобольска водою вниз по реке Иртышу до Самаровского яму на 4 барках, а оные по-сибирски называются дощеники, из которыя погрузя все матриалы, привезенные из Санкт-Питербурха и которые приняты при Тобольску. Да от Тобольска дано мне, по требованию моему, иероманах, комисcap да унтер- офицеров и солдат 37 человек.
От Самаровского яму послал наперед на лодке з данными мне от Тобольской канцелярии послушными указами гардемарина в принадлежащие городы и для изготовления дощеников в Енисейску и на Ускуте, а ему приказал плыть Якуцка.

От Самаровского ж яму мы пошли вверх рекою Обью до Сургута и до Нарыма, от Нарыма вверх же рекою Кетью до Маковского острога, а от Тобольска до Маковского по рекам, где путь имели, живут остяки, которые были прежде идолопоклонники, а в 715 году чрез труды тобольского митрополита Филофея приведены в християнскую веру. От Маковского острога до Енисейска переехали сухим путем, от Енисейска до Илимского устья шли вверх рекою Енисеем и Тунгускою на 4-х же дощениках. По реке Тунгуске имеются 3 порога и несколько шивер - порог разумеется, что чрез всю ширину реки под водою каменье великое, а проход судам токмо в одном месте или в двух, а шивера также имеет каменье под водою и сверх воды небольшие, токмо разнится с порогами, что в том месте вода мелка и протягается по реке на версту и на две, и на оных местах не с малым трудом переправлялись. При Енисейску взял по указу из Тобольска 30 человек плотников и кузнецов.

По реке Илиму дощениками до города Илимска иттить было не можно, понеже имеет пороги и шиверы маловодны, и для того присланы были из Илимска малые лодки, на которыя тяжелые вещи перевозили до Илимска, а протчее зимним путем.

Из Илимска отправил на Ускут сухим путем к реке Лене лейтенанта Шпанберха и при нем служителей и плотников 39 человек, где в зимнее время зделали 15 барок для сплавки вниз рекою Леною до Якуцка провианта, матриалов и всей команды моей. А я с оставшею командою зимовал при Илимске, понеже при Ускуте жилья имеется немного, а до Якуцка зимним путем за скудостию подвод и за великими снегами и морозами ехать было не можно; також и пустых мест оным путем имеется довольно, и да и для того, что надлежало нам провианту во экспедицию, повелено по указу из Тобольской губернской канцелярии отправить от Иркуцка и от Илимска, понеже при Якуцке хлеб не родится. И оною зимою из Илимска ездил я в Иркуцк для совету к тамошнему воеводе, которой прежде был воеводою ж в Якуцку и о тамошних краях известен, как бы нам способнее переправиться от Якуцка до Охоцка и до Камчатки, понеже мы подлинного известия о тамошних краях не имели. И по последнему зимнему пути переехал на Ускут со всею командою, да еще ж получил в команду от Якуцка плотников и кузнецов... человек, да от Илимска 2-х бочаров.

По рекам Тунгуске, Илимом и по Лене до реки Витима живут тунгусы называемой народ, которые имеют у себя оленей для езды; а которые оленей не имеют, живут близ рек, пропитание имеют от рыб, лодки держат берестяные, а оной народ идолопоклоннической.

И от Ускута в 726 году весною на построенных 15 барках сплыли вниз рекою Леною до Якуцка. А от реки Витима вниз по реке Лене по обе стороны живут якуты и малое число тунгусов. Якуты имеют у себе скота довольно, лошадей и коров, а пропитанием и одеждою довольствуются все от скота, а которые скота мало имеют, - оные рыбою; веру держат идолопоклонническую, кланяются солнцу, луне, да изо птиц - лебедю, орлу и ворону; имеют у себя в великой чести ворожей, которые по-тамошнему называются шаманы; они ж у себя имеют болванов маленьких, а по их - шайтаны; и по признанию, что оные от татарской породы.

И по прибытии в Якуцк требовал людей на суда для вспоможения команде моеи и, как получил, отправил лейтенанта Шпанберга в 13 судах, которые строили при Ускуте плоскодонные, водою по рекам Леною вниз, Алданом, Маею и Юдомою вверх, а погружено было матриалы, из которых многие верхами сухим путем весть не можно, и несколько провианту сухопутного и морскова; а послал в таком надеянии, что могут оные суда дойтить до Юдомского Креста, и ежели бы дошли до оного Креста то б меньше бы кошту, нежели сухим путем перевозить на лошадях.

А сам не со многими людьми переправился до Охоцкого острога на лошадях по тамошнему обычаю верхами, а провиант везли вьюками и клали токмо по 5 пуд на лошадь, понеже телегами за великими грязями
остроге имеется русского жилья токмо 10 дворов, а при Якуцке оставил зимовать лейтенанта Чирикова, которому приказал весною быть в Охотской острог сухим же путем.

А декабря в последних числах 726 году получил известие от лейтенанта Шпанберха, замерзли в реке Горбее, а он, поделав нарты, или, по-нашему, санки долгие, погрузя нужнейшие матриалы, идет с командою пеш, а матриалы везут собою. И я, собрав команду, которая обреталась при мне, и жителей Охоцкого острога, дав им в вспоможение собак, послал навстречу с провиантом. И прибыл оной лейтенант с командою в Охоцкой острог генваря а матриалов ничего не привезли, понеже, идучи путем, оголодала вся команда, и от такого голоду ели лошадиное мертвое мясо, сумы сыромятные и всякие сырые кожи, платья и обувь кожаные. А матриалы оставил все на дороге в 4-х местах, понеже по оному пути вблизости жителей никаких не имеется, но токмо еще получили себе способ от оставленной при Юдомском Кресте от нас муки; когда я ехал сухим путем, пристало и пало несколько лошадей, и для того принужден был оставить со 150 пуд.
и горами ездить невозможно, и з собою привез провианта з 1600 пуд. При Охоцком
что суды, которые посланы с ним реками, не дошли до Юдомского Креста за 450 верст и
в первых числах 727 году. А оной путь возприяли от реки Горбеи ноября от 4 дня 726 году,

А по рекам Алданом и Маею живут якуты того ж роду, что и по Лене реке, а по реке Юдоме, но токмо не вблизости, и около Охоцкого острога кочуют тунгусы морские, а по их ламутки, скот имеют у себя оленей довольно, на которых ездят верхами как летом, так и зимою, а пропитание и одежду имеют от оленей своих и от диких; в том числе есть и пешие тунгусы, которые живут близ моря и по рекам и питаются рыбою, а веру имеют, как и якуты.

Февраля в первых числах, собрав 90 человек и несколько собак с нартами, послал с лейтенантом Шпанбергом для собрания оставленных матриалов по реке Юдоме, которой апреля в первых числах, а иные и в половине возвратились в Охоцкой острог, но токмо не все матриалы привезли. И я еще послал до Юдомского Креста 27 человек, которые возвратились в майе, а последние матриалы от Юдомского Креста привезены на лошадях; а в тамошних местах в зимнее время на лошадях от Якуцка к Охоцку и в другие дальние места не ездят, всегда ходят пеши, недель по 8 и по 10, что надобно возят на себе на вышеозначенных нартах, какие и в команде нашей имелись, когда шли от Горбеи до Охоцкого, пуд по 10 и по 15, понеже выпадают великие снега на сажень, а местами и больше, и которые, ходя зимою, каждой вечер для ночи выгребают снег до земли для теплоты.
Июня 30 дня лейтенанта Шпанберга отправил чрез моря к Большерецкому устью на новопостроенном своем судне, в котором погружены были все матриалы, и приказал, выгрузя там матриалы, а ботового подмастерья и плотников команды нашей послать на Камчатку для заготовления ботовых лесов, а самому паки возвратитца к нам.

Июля 3 дня прибыл из Якуцка лейтенант Чириков и по данной ему от меня инструкции привез муки 2300 пуд.
Августа в 21 день, погрузя на новое судно, которое возвратилось от Камчатской земли, и на другое старое судно, которое прибыло от Большерецкого устья, муку, и сам со всею командою, которая при мне была при Охоцком остроге, пошел чрез моря к Большерецкому острогу, а провиант, который был на судах и зимовал при реке Горбее, приказал штюрману, которой был при оном провианте с командою на карауле, сплавить к... и отдать в Якуцкою канцелярию с роспискою, а ему с командою быть на Камчатку в 728 году и з собою привесть некоторою часть провианта, железа и смолы.

И по прибытии к Большерецкому устью матриалы и провиант переправили до Большерецкого острога водою в малых лодках; при оном остроге русского жилья 14 дворов, и отправил вверх рекою Быстрою водою в малых же лодках тяжелые матриалы и некоторою часть провианта, которое довезено было водою до Верхнего Камчадальского острога за 120 верст, и тою ж зимою из Большерецкого острога до Верхнего и Нижнего Камчадальских острогов переправили совсем по тамошнему обычаю на собаках. А каждой вечер в пути для ночи выгребали себе станы из снегу, а сверху покрывали, понеже великие живут метелицы, которые по-тамошнему называются пурга, и ежели застанет метелица на чистом месте, а стану себе зделать не успеют, то заносит людей снегом, от чего и умирают. При Верхнем остроге жилья дворов з 17, а при Нижнем Камчатском остроге дворов з 50, да в другом месте, где церковь, дворов с 15.

А в бытность нашу при Камчатке во всех трех острогах служивых людей было не больше 150 человек, которые живут для збору ясаку, а иноземцам, которые были у нас в подводах в переправлении от Большерецкого, приготовили для их пропитания китового жиру з 300 пуд, понеже тою осенью выбросило из моря кита, да им же давано было вместо денег китайским табаком. По Камчатской земле к югу живут курила, к северу камчедала, язык меж собою имеют в некоторых словах разнь; из сего народа немногие идолопоклонничествуют, а протчие ничему не веруют и чужды всяких добрых обычаев.

А российские люди, которые живут на Камчатке, и тамошние народы хлеба никакого не имеют, также и скота, кроме собак, на которых ездят и возят, что им понадобится, и одежду себе от них получают, а пропитание свое имеют от рыбы и от коренья и ягод, а летним времянем от диких птиц и от всяких морских животных. А ныне в пустыне Якуцкого монастыря,которая с версту от церкви камчатской, родился ячмень, конопли, редька, а репа и у многих служилых во всех трех острогах родится, такая великая годом живет, какой и в России мало находится, а имянно по 4 репы в пуд. А я привез в пустыню ржи и овса, которая посеена была при нас, но токмо созрели или нет, неизвестно, понеже рано бывают морозы, а земля безнавозная, скота еще не имеют, пашут людьми.

А все означенные народы - под державою Российского государства, от которых збирается ясак зверьми всякими.
Вышеозначенные ж народы, по их зловерию, пакость имеют: ежели жена или скот какой родит двоих, то одного из них тотчас задавят, которой час родится, и признавают себе
за великой грех, ежели не задавят одного из двоих родившихся.

А камчатской народ, по их суеверию, имеют обычай: ежели кто из них будет весьма болен, хотя отец или мать, и не к смерте, то таких вывозят в лес и пропитание ему не дадут больше, как на неделю, хотя зимою или летом, и оттого много умирают, а мертвых своих в землю не хоронят, вьггащат в лес и бросят на съедение. А иные жилье свое оставляют, в
котором умрет человек; а корятской народ мертвых сожигает, понеже им такой обычай хотя и запрещается, но токмо не под страхом.

По прибытии моем в Нижней Камчадальской острог леса к строению бота большая
часть изготовлена, и апреля 4 дня 1728 году заложили бот, которой з божию помощию
построили июля к 10 числу, а лес к строению бота возили на собаках, смолу сидели из
тамошнего лесу, которой называется лиственник, понеже смолы привезенной с нами не
было, а тамошние жители до сего времяни сидеть смолы из оного дерева не знали. Также
за недовольством для морского пути сидели, по тамошнему обыкновению, вместо хлебного
вина из травы, а соль варили из морской воды, да за недовольством же в морской провиант
потребляли вместо масла коровья жир, которой варили из рыбы, а вместо мяса - рыбу
соленую. И нагрузя бот всякими припасами, чтоб можно было 40 человеком пропитатца
год, и 14 дня того ж июля [1728 г.], вышел из устья реки Камчатки на море и следовал
данною мне собственноручною инструкцию е.и.в. Петра Великого, как о том сочиненная
карта показует».

Бот «Святой Гавриил»

«Длина судна по килю равнялась 60 футам (18,3 м), ширина 20 футам (6,1 м)
глубина трюма 7,5 футам (2,3 м). Судно было двухмачтовым: иллюминаторы были
сделаны из слюды: якоря весом 10,5 и 9 пудов. Бот «Св. Гавриил» имел на вооруже-
нии 4 пищали и несколько трехфунтовых фальконетов. На судне имелись трюм для
грузов, кубрик для команды, каюты для офицеров и камбуз. На постройку судна было
затрачено 1837 руб. 63 коп.
А. А. Сопоцко. История плавания В. Беринга на боте «Св. Гавриил»
в Северный Ледовитый океан. «Наука», 1983.

Каменский завод возобновил отливку артиллерийских орудий в 1724 г., поэтому на боте «Святой Гавриил» было установлено вооружение, полученное из Тобольского арсе¬нала, Каменского производства.
Помимо выполнения заказа на пушки Каменский завод был связан с экспедицией В. Беринга и кадрами. Чтобы не отягощаться излишней перевозкой железных изделий с Урала, было решено построить малый металлургический завод с домницей в Сибири. Сначала наметили место на р. Ангаре, но позднее Беринг нашел более удобное для завода место под Якутском. В. Геннин, начальник горных заводов еще в августе 1732 г. определил: «К строению оного завода при Ангаре-реке послать ныне бывшего Каменских заводов управителя Прокопья Стлова...»
ГАСО Ф. 24, On. 1, Д. 388, л. 301 об.

В числе трех крестьян, умеющих плавить железо в ручных домницах и ковать, отправленных к В. Берингу, был Каменского дистрикта Багарякской слободы Василий
Миронов сын Кокташев. ГАСОФ.24, On. 1 Д. 352. л. 37.

«К строению тамо малой домны... послать отсюду доменного мастера Якова Фадеева сына Аистова, который прежде сего при Каменском заводе был мастером...»
ГАСО Ф. 24, On. 1, Д. 345, л. 259.

Приведем еще интересную подробность, свидетельствующую об ответственности В. Геннина и его умелом руководстве. В цитированном выше документе « Потоколе Сибирского Обербергамта от 18 августа 1732 г.» в пункте 9:
«Машинному ученику Соловьеву велеть здесь сделать верную и аккуратную колотушечной фабрики модель деревянную с масштабом, по которой бы можно было тамо построить колотушечную фабрику и оную модель взять с собою...»

Адмиралтейств - коллегия разработала для экспедиции подробнейшую инструкцию. Приведем из нее пункт 8.
«Для дела железа к судам и к протчим работам человека 2 или 3 велено отправить
с Екатеринбургских заводов, которым завестъ ручные домницы и ковать не токмо нагели
и другие припасы, но и якори, хотя небольшие для судов, чтоб не возить железа ис
Тобольска напрасно, ибо там железной руды, сказывают, есть довольно».

По прибытии в Якутск Беринг озаботился выполнением этого пункта инструкции.
Он лично приискал речку Тамгу в 30 верстах выше Якутска по правому берегу реки Лены.

«...Заведенной близ Якуцка железной завод строением 24 дня сентября 733 году
окончен и к действию приведен, на котором с того числа начали вытягивать ис криц железо
к экспедиции, которого сделали октября по 2 число с 70 пуд. А с того числа действием тот
завод остановился для того, что от великих здесь морозов в речке той на коей построен тот
завод, вода вся вымерзла и железо тянуть до будущей весны невозможно».

Из донесения В. Беринга кабинет-министру А. И. Осгерману из Якутска 8 декабря 1733 г.

И так летом 1737 г. Беринг и Чириков прибыли в Охотск. Сюда постепенно подвозилось все снаряжение и началось строительство двух судов.

Строились и малые суда: бригантина «Архангел Михаил» и дубель шлюпка «Надежда». Вот свидетельство о наличии пушек и на малых судах. 16 июля 1738 г.
«...был на брегантине «Архангел Михаил» г. капитан-командор и все офицеры и
кушали хлебы за здоровье Е. И. В., того ради палили из пяти пушек».
ЦГВМА Ф. 1216, Д. Ж Л. 285.

Летом 1740 г. на воду были спущены два двухмачтовых корабля-пакетбота, названные «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел», каждый длиной по 80 футов (25 м), грузоподъемностью по 6000 пудов. На них экспедиция переправилась на восточное побережье Камчатки в Авачинскую бухту, где был основан порт, названный по кораблям Петропавловском.

4 июня 1741 г. «Св. Петр» под командой Беринга и «Св. Павел» под командой Чирикова вышли из Авачинской бухты в свое историческое, полное драматизма, плавание. Даже в летнее время в северной части Тихого океана преобладает дурная погода: дожди, туманы, сильные ветры. Уже 20 июня в сильном тумане корабли потеряли друг друга из виду.

Через месяц одиночного плавания «Св. Петр» подошел к американскому берегу, увенчанному высокой снежной горой. Беринг назвал ее по календарю горой Святого Илии (это одна из высших точек Северной Америки 5488 метров). Здесь моряки высаживались на один из прибрежных островов (о. Каяк) и затем вдоль берегов отправились в обратный путь. Они открыли и положили на карту целый ряд островов у берегов Аляски, острова Алеутской гряды, первыми из европейцев познакомились с их жителями - алеутами.

Два месяца жесточайшие штормы и противные ветры затрудняли движение к Камчатке. Команда испытывала огромные лишения, усугублявшиеся цинготной болезнью. Только 4 ноября пакетбот прибило к земле, моряки высадились для зимовки (полагая, что добрались до Камчатки). Продолжать путь до Петропавловска было немыслимо - из всей команды на ногах еще держались человек десять. Позднее выяснилось, что это был необитаемый остров, впоследствии получивший имя Беринга в группе Командорских островов.
Сильным штормом корабль выбросило на отмель и разбило волнами.

На песчаном берегу моряки вырыли землянки, прикрыли их парусами. На берегу было много плавника, был ручей, морские бобры и котики служили пищей. 8 декабря умер капитан-командор Витус Беринг. Для него сколотили гроб, а над могилой воздвигли деревянный крест. Число умерших достигло 31 человека.

В.Н. Берх:

«Ежели целый мир признал Колумба искусным и знаменитейшим мореплавателем: ежели Великобритания превознесла на верх славы великого Кука, то и Россия обязана не меньшею признательностию первому своему мореплавателю Берингу.
Достойный муж сей прослужил в российском флоте тридцать восемь лет со славою и честию, достоин по всей справедливости отличнаго уважения и особеннаго внимания.
Беринг, подобно Колумбу, открыл россиянам новую и соседственную часть света, которая
доставила богатый и неисчерпаемый источник промышленности».


Видел я и тот далекий берег,
Где, под рокот медленных валов,
Спит в песке угрюмый старый Беринг
В окруженье пушечных стволов.

Е. Долматовский «Твердыня». 1938 г.
Поэт посетил остров в 1938 г.

Весной 1742 года «...Из того утраченного пакетбота сделан с великим трудом малый гукор (судно) по килю 36 широтою в 12, глубиною в 41/2 фут, на котором минувшего августа 26 дня сего году от 77 человек в 46 возвратились в Санкт-Петербургскую гавань...»

Из письма Дмитрия Овицына М. П. Шпанбергу С. Петропавловская гавань 25 ноября 1742 г.

Интересно отметить, что этот гукер позднее еще плавал 13 лет.

Плавание А.И. Чирикова закончилось благополучно. Он достиг северо-западных берегов Америки почти на тысячу километров южнее горы Св. Илии. Плывя вдоль берегов Америки на северо-запад, Чириков отправил на разведку 11 человек, когда они не вернулись - еще четверых. Все они вместе с двумя шлюпками пропали без вести. На обратном пути были открыты Алеутские острова. 10 октября 1741 г. «Св. Павел» вер¬нулся в Авачинскую бухту с 30 человеками на борту. 15 человек погибли в Америке, шестеро умерли от цинги.

«Путешествия Беринга и Чирикова есть событие громадного значения. Эти два мореплавателя пересекли океан и открыли северо-западный берег Америки ценой ужасных потерь, неописуемых трудностей».

Американский капитан Е. Бертольф, сам плававший в тех водах.

Земли, открытые экспедицией, вскоре получили название Русской Америки, туда устремились зверопромышленники, купцы, возникли русские поселения. Потомки первопоселенцев и сейчас обитают там. В 1867 г. Аляска правительством России была продана Соединенным Штатам Америки.


21.11.2015 18:21
481

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!