Царская грамота

Автор:
Л.В.Зенкова

До недавнего времени роль Свято – Успенского Далматовского монастыря в экономическом развитии на­шего края и, в частности, горного производства недооценивалась, т.к. в годы Советской власти историческая наука носила атеистичес­кое направление, и одни историки не могли, а другие не желали дать объективную характеристику его деятельности. Ведь благодаря монастырскому «заводику» именно здесь, на реке Каменке появился первый казенный металлургический завод на Урале, началась промышленная добыча железной руды и производство металла.

Удивительно, но судьбу нашего города решили четыре человека!

Двое из них: цари - Федор Алексеевич и Петр Алексеевич Романовы. Двое других: игумены Успенского Далматовского монастыря Исаак и Афонасий. А дело было так.

31 июля 1679 года игумен Исаак во второй раз становится настоя­телем монастыря и начинает активно заниматься монастырскими делами.

Игумен же Афонасий, под названием Черного попа, с благословления Митрополита Тобольского Павла, отправляется в Москву «бить челом» Великому Государю и Великому Князю Федору Алексее­вичу о церковных потребах и монастырских нуждах.

Прежде всего монастырь нуж­дался в жалованных грамотах: на земли по реке Тече—для строитель­ства девичьего монастыря, и по реке Каменке (монахи называли ее Железенкой) - для основания железоделательного производства. Потребность в железе была огром­ной. Монастырь был отдален от больших городов, и «железа про монастырский обиход взять и купить» было негде.

Нужно сказать, что в те времена река Каменка с прилегающими лесами и полями принадлежала крестьянам Колчеданского острога. Об этом монахи могли и не знать, т.к. колчеданцы тогда межевание еще не сделали и межевых документов не составили.

В 1679-1680 гг. под руководством игумена Исаака начинается строи­тельство Введенского монастыря на реке Тече, а также монастырской заимки на реке Каменке. Здесь строятся жилые дома для крестьян, амбары и сараи для припасов, печи для плавки руды, кузница, мельница и др. Идет добыча руды, хотя официального разрешения - царской грамоты на владение этими землями у монахов еще не было.

Игумен Афонасии выехал в Москву не один, а с келарем монастыря старцем Никоном, их сопровождали еще 3 человека. В столице они прожили два года. Афонасий успел за это время обратить на себя внимание и царя Федора Алексеевича, и Патриарха Иоакима. Вероятно, царским чиновникам неоднократно препод­носились подарки, чтобы дело решалось в пользу монастыря. В результате двухгодичное пребыва­ние в Москве игумена Афонасия не было напрасным.

31 января (10 февраля по новому стилю) 1682 года царю была подана челобитная, в которой от имени игумена и настоятеля Успенского монастыря Исаака, основателя монастыря старца Далмата, келаря монастыря старца Никона и казначея старца Лукияна «з братьею» было прошение о пожаловании монастырю земель по речке Железенке (Каменке). Просьба их была удовлетворена чрезвычайно быстро, т.к. уже 3 февраля (13 по новому стилю) была написана царская грамота о пожаловании Успенскому монас­тырю месторождений железной руды по речке Железенке, окрест­ных лесов и других угодий; «желез­ную руду про их монастырский обиход плавить, и лесом в тех урочищах владеть».

Кроме этого, царь дал монасты­рю богатые дары и велел беспош­линно провести эти дары до монастыря, о чем гласит дарствен­ная грамота от 11 февраля (21 по новому стилю) 1682 года.

Таким образом, 13 февраля 1682 года было получено официальное разрешение на земли по реке Каменке, а к этому време­ни там уже был построен «монас­тырский двор» и во всю шло производство железа. Два игумена, Исаак и Афонасий, один на месте, другой в столице, свершили грандиозное дело - заложили основание будущего Каменска. И эту дату можно считать офици­альным днем рождения поселения на р. Каменке, т.е. днем рождения нашего города.

Полный текст подлинника и копии челобитной монахов пока не обнаружен, но его содержание практически полностью дублиру­ется в жалованной грамоте. Подлинник жалованной царской грамоты «с печатью государевой» должен был храниться в монасты­ре, а снятая с него копия - в приказной избе города Тобольс­ка. Судьба этих документов такова.

В 1733 — 1743 гг. известный историк Г.Ф.Миллер (немец по рождению, приехал в Россию в 1725 году) участвовал в экспеди­ции по изучению Сибири. Вместе с участниками экспедиции он обследовал и описал архивы более 20 городов, в том числе Тобольска. Миллер собрал огромную коллек­цию копий документов по русской истории, среди которых оказалась и жалованная грамота царя Федо­ра Алексеевича Успенскому Далматовскому монастырю.

Именно эта копия сохранилась до нашего времени и сейчас находится в одном из архивов г. С.- Петербурга. А та, что была в архиве Тобольска, вероятно, сгоре­ла в опустошительном пожаре 1788 года.

В 2000 году сотрудники Каменск- Уральского краеведческого музея, работая в архивах г. С.-Петербурга, обнаружили копию жалованной грамоты, сделанную Миллером в Тобольске и, в свою очередь, сняли с нее копию для музея. Полный текст этого уникального документа нигде и никогда не публиковался, впервые он был представлен на выставке к 300-летию нашего города в краеведчес­ком музее, где до сих пор и находится.

А подлинная грамота «за печа­тью великого государя» пока не обнаружена, и не известно, сохрани­лась ли она.

Итак, мы рассказали о трех значимых фигурах: царе Федоре Алексеевиче, настоятеле монастыря Исааке и игумене Афонасии, имеющих непосред­ственное отношение к появлению монастырского поселения на реке Каменке, впоследствии ставшим Каменским заводом.

А здесь мы приводим перевод полного текста Грамоты царя Федора Алексеевича из Сибирского приказа тобольскому воеводе князю А. А. Голицыну о пожаловании Успенскому Далматовскому монастырю месторожде­ний железной руды на р.Железенке, окрестных лесов и других угодий.

«Список великого государя з грамоты слово в слово:

От царя и великого князя Федора Алексеевича всея Великая и Малыя и Белый Рос(с)Ии самодержца в Сибирь, в Тоболеск боярину нашему и воеводам князю Алексею Анд­реевичу Голицыну с товарищи.

В нынешнем во (7)190-м (1682) году генваря в 31 де(нь) били челом нам, великому государю, из Сибири Тобольс­кого уезду с Ысети реки Успенского монастыря игумен Исаак, строитель старец Долмат, келарь старец Никон, казначей старец Лукиян з братьею: в прошлом де во (7)189- м (1680-1681) году приискали они в Сибири вверх по Исете реке на правой стороне, выше Калчаданского острогу пят­надцать верст, в пустых местах на речьке Железенке руду железную, а та де речька никому рус(с)Ким людем и инозем­цам не в даче, а лежит впусте. А им де, кроме тое руды, железа про монастырский обиход взять и купить негде, потому что де их монастырь от городов удален в степи. И нам, великому государю, пожаловати б их для манастырских великих нужд и церковных потреб, велеть им на речьке Железенке тою железною рудою и лесом той речьки по обе стороны владеет(ь), и о том дать им нашу, великого госуда­ря, грамоту.

И как к вам ся наша, великого государя, грамота придет, и вы б велели им в тех урочищах железную руду про их, монастырской, обиход плавить, и лесом в тех урочищах владеть.

А прочет сию нашу, великого государя, грамоту, велели списат(ь) с нее список, оставили в Тобол(ь)ску в прика шой изъбе за д(ь)ячьею приписью, а подьлинную нашу, великого государя, грамоту отдали Успенского монастыря игумену Исааку з братьею впредь для спору иных бояр наших воевод.

Писан на Москве лета 7190-го (1682) февраля в 3 де(нь).»

Уральская домна, XVII век


03.02.2016 00:41
810

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!