Старый город

О нем писалось и говорилось много. В нем всегда есть частица человеческой души, того неповторимого минувшего, которое всегда будет дорого нам. Отношение к прошлому – показатель нравственного здоровья. Полномочные представители прошлого в нашем времени – памятники – производное от слова "память", без которой, как известно, нет народа. Принадлежат памятники не только и не столько нам – они оставлены современному поколению на хранение нашими предками с тем, чтобы быть переданными по назначению – будущему поколению.

Культурное наследие Каменска-Уральского отличаются редким сочетанием исторических и архитектурных раритетов. Три столетия нашли отражение в облике 80 памятников истории и культуры. Среди них – уникальные архитектурные ансамбли и рядовые сооружения, связанные с важными для города историческими событиями.

Архитектура Каменска-Уральского вобрала в себя различные исторические эпохи и художественные стили. Это и здания, возведенные в лучших традициях русского классицизма, и обильно декорированные усадебные и общественные постройки эпохи эклектики, и интересные образцы архитектуры модерна.

Почти все памятники расположены в историческом центре города, планировочным ядром которого является Соборная площадь с историко-архитектурным комплексом Каменского казенного завода, корпусами гостиного двора и собором Святой Троицы.

Примечательна художественными достоинствами и градостроительная композиция центра города. Главная площадь имеет две ярко выраженные планировочные оси. Одна проходит по ее северной границе, где расположен ансамбль заводского комплекса. Другая – по южной, к которой тяготеет объем собора Святой Троицы, на нее же раскрываются корпуса гостиного двора.

Архитектор М.П. Малахов составил проект реконструкции Каменского завода и в меру своих сил и возможностей проводил в жизнь этот план. В результате город приобрел четкую планировочную структуру.

Обладая высокой архитектурной грамотностью и культурой, он при планировке и застройке Каменска учитывал живописный рельеф территории, наличие двух рек, а также окружающую наш город природу. Включая в застройку площадей здания – административные, заводские, культовые, жилые, архитектор добился создания прекрасного архитектурного ансамбля.

М. Малахов по-своему понимал и создавал такие типы зданий, как контора Каменского казенного завода, госпиталь, провиантские склады, Свято-Троицкая церковь и другие, в которых часто поражают четкость планов, скромность архитектурного решения, сочетание высокого художественного вкуса с экономичностью строительства.

Итак, первая половина ХIХ века – время деятельности зодчих Урала – наиболее яркий период в дореволюционной истории архитектурно-строительного искусства этого региона. Такого качественного скачка в этой области не наблюдалось ни раньше, ни позднее.

Во второй половине ХIХ столетия сколько-нибудь большого строительства, подобного реконструкции начала века, в городе не велось. Основным застройщиком города стало купечество и нарождающаяся мелкая буржуазия. Их вкусы отразились, прежде всего, на жилой, а также культовой застройке Каменска. Для них характерным является местная разновидность модерн-стиля, господствовавшего тогда во всем мире. Яркими примерами являются усадьба купца Воробьева, усадьба смотрителя завода.

Одним словом, город – центр торговой, административной, политической жизни – предъявлял свои требования к облику зданий.

Разумеется, не все старые жилые дома отличаются изяществом форм. Многие из них не обладают и высокими художественными качествами. Это не творения столичных зодчих. Однако каждый из них прекрасно характеризует русскую провинциальную архитектуру XIX века, каждый из них говорит о вкусах местного купечества.


16.04.2015 00:00
937

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!