Вклад архитектора М.П. Малахова в архитектурный облик Каменска-Уральского

Автор:
П. Латыпова

Каждому городу свойственно свое лицо. Мы запоминаем наиболее яркие, выразительные сооружения, которые стали своеобразными символами городов. Для Каменска символом стало здание конторы чугунолитейного завода (ныне краеведческий музей), построенное по проекту архитектора Малахова. История нашего города насчитывает уже три столетия. За это время менялись политические системы, уклад жизни горожан, их мировоззрение и система ценностей, и, соответственно, менялся облик города. Его архитектура - его летопись. И каждая страница этой летописи фиксирует определенный этап жизни города: периоды развития, процветания и. запустения. Последнее особенно остро ощущается в старой части Каменска.

Цель моей работы - раскрыть архитектурный образ Каменска - Уральского XIX века на примере творчества архитектора М.П. Малахова. А так как деятельность зодчего опиралась на традиции классицизма - как художественного стиля в искусстве, а также описание творческого пути М.П. Малахова и описание его архитектурных творений: культовых сооружений, административных зданий и городских усадеб.

Михаил Павлович Малахов (1781 - 1842) - крупный зодчий, оставивший яркий след в архитектуре Екатеринбурга первой половины XIX века. В 1805 году М.П. Малахов приехал на Урал, в Оренбург, где в течение 10 лет работал в качестве "казенного архитектора". Работа, очевидно, не приносила ему удовольствия, в "оренбургский" период зодчим не было создано ни одного сколько-нибудь значительного произведения. 27 лет работы в Екатеринбурге, где он жил до конца своих дней, стали годами наиболее плодотворной деятельности М.П. Малахова. Он проектировал и строил не только в Екатеринбурге. Больше ста построек, созданных по его проектам, украшают многие города и заводы Урала. Высшая точка мастерства для него - умение вписать здание в градостроительный и природный ландшафт.

В Каменском заводе Михаил Павлович Малахов работал в 1820-х гг. М.П. Малахов стремился не прятать от людских глаз заводские постройки, а украшать ими город, если они оказывались в его центре. Главными сооружениями на площади были заводская контора и церковь.

Здание конторы Каменского казенного чугунолитейного завода является памятником архитектуры федерального значения.

В Каменской архитектуре в стиле "классицизм" выполнен целый ансамбль - центральное ядро города - творение знаменитого уральского архитектора Михаила Павловича Малахова, выпускника Академии художеств в Петербурге.

здание конторы каменского завода, архитектор малахов

Заводскую контору архитектор создал единым ансамблем, состоящим из нескольких зданий: центрального корпуса, двух флигелей - западного и восточного (перестроены в советский период), ограды с воротами и еще одного здания, расположенного на северной стороне комплекса у реки (не сохранилось). Небольшое центральное здание конторы М.П. Малахов завершил купольной ротондой и украсил фронтоном. Круглая ротонда опирается на невысокий четверик с глухими арками. Венчает сооружение купол, который своими очертаниями перекликается с куполами заводских домен. Чугунная литая решетка на ротонде, ряд простых прямоугольных окон, арочный проем и др. детали объединяют здания завода, конторы, заводскую плотину.

архитектура малахова каменск-уральский

Свято-Троицкий собор. Собор построен в 1808 году. В 1839 - 1840 годах перестроен по проекту архитектора М. П. Малахова, из-за угрозы обрушения колокольни. Собор с величественной колокольней, увенчанной куполом с обелиском, стал символом города. При советской власти, он был обезображен и обезглавлен, но в 1997 году началась его реконструкция. В настоящее время собор действует и полностью восстановлен. Храм выходит на главную улицу Ленина, а с противоположной стороны собора в сторону реки находится Каменск-Уральский краеведческий музей и бронзовый крест "В память о жертвах массовых незаконных репрессий".

складские помещения каменского завода, архитектура малахова

Складские помещения (Провиантские склады) бывшего Каменского завода. Здания построены в 1828 - 1829 годах по проекту архитектора М. П. Малахова в стиле "классицизм". Длинная одноэтажная постройка некогда стройных классических форм, в 1950-х гг. была перестроена в стиле сталинского неоклассицизма, для размещения кинотеатра и драматического театра.

Здание госпиталя Каменского завода - историко-архитектурный памятник первой половины XIX века (1826 год). Здание госпиталя задумывалось как каменное, одноэтажное, красивых пропорций, выдержано в классическом стиле (проект М. П. Малахова). С разрешения министра финансов в 1847-1849 гг. был построен второй этаж. В настоящее время здание сохранилось, но искажено перестройками. Корпус госпиталя имеет два этажа, позже пристроены деревянные веранды и тамбуры. Госпиталь представляет собой образец провинциального общественного здания в стиле классицизма. Госпиталь был построен не в центре, а за пределами жилых кварталов, по дороге на Разгуляевский рудник, высоко на холме. Это еще одно малаховское здание возведено в сосновом лесу на высокой горке.

Все малаховские постройки отмечены высоким профессиональным мастерством, изяществом пропорций, четкостью композиционных решений, своеобразным почерком, свойственным только этому архитектору. Почти все памятники расположены в историческом центре города, планировочным ядром которого является Соборная площадь с историко- архигектурным комплексом Каменского казенного завода, корпусами гостиного двора и собором Святой Троицы. Примечательна художественными достоинствами и градостроительная композиция центра города. Главная площадь имеет две ярко выраженные планировочные оси. Одна проходит по ее северной границе, где расположен ансамбль заводского комплекса. Другая - по южной, к которой тяготеет объем собора Святой Троицы, на нее же раскрываются корпуса гостиного двора.

каменский завод, архитектор малахов

Архитектор М.П. Малахов составил проект реконструкции Каменского завода и в меру своих сил и возможностей проводил в жизнь этот план. В результате город приобрел четкую планировочную структуру. Обладая высокой архитектурной грамотностью и культурой, он при планировке и застройке Каменска учитывал живописный рельеф территории, наличие двух рек, а также окружающую наш город природу. Включая в застройку площадей здания - административные, заводские, культовые, жилые, архитектор добился создания прекрасного архитектурного ансамбля. Его творения поражают четкость планов, скромность архитектурного решения, сочетание высокого художественного вкуса с экономичностью строительства.

Стяжкинские чтения 2012


17.04.2015 12:31
1083

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!