Вензеля на страницах истории

Автор:
Л. Савина

Заканчивая оформление фонтана на площади Горького, Виктор Николаевич хотел оставить где-нибудь внутри затейливого узора свой автограф. Сказал об этом жене. Ксения Ивановна запротестовала.

-Зачем? Мне твой фонтан не очень нравится. Да, наверное, и нескромно это.

Виктор Николаевич спорить не стал. Он всегда прислушивался к мнению жены, ценил её советы.Ксения Ивановна сейчас простить себе не может, что не позволила мужу «расписаться» на фонтане. Какая память бы была для людей!

- Каждый раз, как проезжаю через площадь Горького, отворачиваюсь, чтобы этот фонтан не видеть: слёзы сами льются. Уж скоро 25 лет, как мужа нет в живых, а сердце всё никак не смирится с утратой. Первое время по городу не могла ходить - каждое здание напоминало о нем.

Действительно, свой автограф мастер-лепщик В. Артимонович оставил едва ли не на двух сотнях зданий и сооружений Каменска-Уральского. Зайдите, например, вгастроном на остановке «Ул. Гагарина» или в медучилище, поднимите голову. Изящные лепные розетки на потолке, тонкие виньетки вдоль стен – это создано фантазией и руками В. Артимоновича и его помощников. А можно и не заходить никуда, просто остановиться на минутку возле Дворца культуры алюминщиков и окинуть взглядом колонны, увенчанные ажурными капителями.

Самым торопливым проще всего выглянуть из окна автобуса или троллейбуса, когда он будет проезжать Байновский мост. Украшающие решетчатые ограждения узоры-стяги тоже отлиты по моделям, разработанным Виктором Артимоновичем.

Знаменитый "римский" фонтан на пл. Горького в Каменске-Уралььском

... Он приехал в наш город после окончания Ашхабадского путейско-строительного техникума. Началась война, и Виктора мобилизовали в трудовую армию. Как сына репрессированного, в обычную его не взяли. Направили в Каменск-Уральский, в транспортную контору. А душа молодого парня тянулась к красоте, он уже успел впитать ее чарующий аромат, в Алма-Ате вместе со своим другомархитектором помогал оформлять театр оперы и балета. Тогда-то Виктор понял,что его призвание –лепка. Его пальцы чувствовали форму, извлекая гармонию из пластичного куска гипса.Разглядывая аскетичную архитектуру городских зданий, мысленно украшал фронтоны и карнизы ажурной лепниной – и воображаемый город обретал воздушную легкость.

Судьба дала Виктору шанс реализовать себя. Ещё не закончилась война, а город уже стал потихоньку подниматься из полубарачных домов-скороспелок. Радость близкой победы требовала выхода в праздничной, в пене кружев и блеске ожерелий, архитектуре. И в 1945 году при строительном тресте создали лепную мастерскую. Возглавил её Виктор Николаевич Артимонович.

С Ксенией Ивановной, недавней выпускницей педучилища, Виктор познакомился, когда еще работал на железной дороге. В свободное от работы время молодого инженера послали в Монастырку с шефским поручением отремонтировать семье фронтовика протекающую крышу. Там он и присмотрел симпатичную хозяйкинудочку.

- Поженились мы спустя четыре года, – улыбаетсявоспоминаниям Ксения Ивановна. –Хотелось присмотреться к приезжему парню: надёжный ли, добрый ли.

Присмотрелась и поняла, что лучше не бывает.Такие интеллигентные и разносторонне одаренные люди, как Виктор,большая редкость. Я считаю, что мне очень повезло. Я за тридцать прожитых с ним лет слова грубого отмужа не слышала. Все он с шуткой, с улыбкой.

Ксения Ивановна бережно хранит пожелтевшие газетные вырезки из «Каменского рабочего», многотиражки «На стройке». На полях пометочка–«О папе». «Папина» фамилия стоит первой в списке награждённых почётными грамотами в честь 40 годовщины Октября. Вот Виктор Николаевич на снимке со своей помощницей – местный репортер описывает «кухню», где рождаются архитектурные украшения. А в другой заметке Артимонович упоминается как призёр областного первенства по легкой атлетике.

- А он ведь ещё на четырех музыкальных инструментах играл: на скрипке,гитаре, мандолине и пианино. Пианино Артимоновичи приобрели для старшей дочери Люды, которая унаследовала от отца любовь к музыке. Виктор Николаевич частенько садился вместе с дочерью за инструмент, и в четыре руки они играли что-нибудь. Ксения Ивановна очень любила эти минуты. Вообще, Людмила, инженер-строитель по специальности, во многом пошла в отца. Она прекрасно рисует, пишет стихи.Умладшей дочери Елены больше склонность к точным наукам, она всю жизнь проработала экономистом.

... Последняя стройка Виктора Николаевича –Дворец культуры «Современник». Правда, работал он здесь уже не в качестве лепщика, а в качестве прораба. В хрущевские времена вышло известное постановление ЦК КПСС об архитектурных излишествах, и спецучасток лепщиков ликвидировали.

Провожая его на пенсию, подчинённые написали чуть ли не поэму, не очень совершенную по форме, но очень трогательную по содержанию. Но правом на заслуженный отдых Виктор Николаевич воспользоваться практически не успел. Один за другим – два инфаркта, и на следующий год мастера не стало.

- Это я виновата, – и теперь терзается Ксения Ивановна. – Он всю жизнь был в работе, среди людей. Став пенсионером, хотел еще поработать. А я –сказала: «Отдохни». Вот этого вынужденного покоя его сердце и не выдержало.

Ксения Ивановна не одинока: любящие дочери, ласковые внуки. Бывшие ученики постоянно заглядывают, пишут письма. Дома у Ксении Ивановны хранится целый ящик с ребячьими посланиями. Хотя какие они ребята? Сами они родители, дедушки и бабушки.

Но всё равно, даже все вместе взятые родные и близкие люди не заменят ей любимого мужа, по которому она тоскует и плачет по сей день.

В редакцию Ксения Ивановна пришла за справкой – узнать, где работает редакционная комиссия по изданию книги о Каменске-Уральском. Ей хочется, чтобы в ней хоть строчечкой упомянули о Викторе Артимоновиче, украсившем полгорода гипсовыми вензелями.

Книга когда ещё будет переиздана. А мне захотелось напомнить землякам об этом незаурядном человеке сейчас. И не только ради его огромных заслуг перед городом, но и ради настоящей любви и верности, которую пронесла через всю жизнь его жена.

Не терзайтесь, Ксения Ивановна, что Виктор Николаевич не оставил автограф на фонтане. На полях истории города его вензеля останутся навечно.

// Каменский рабочий – 1998. – 25 февр.

Вестник краеведа №5


19.04.2015 15:10
1142

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!