Развитие градостроительной структуры Каменска-Уральского (XVIII - XX вв)

Автор:
С.И. Гаврилова

Архитектура Каменского города-завода (впоследствии Каменска-Уральского) развивалась в традициях уральских промышленных городов, но имеет свои характерные черты, связанные с уникальностью природного ландшафта и особенностями промышленного производства. В статье изложена истории формирования города с 1700 по 1950-е гг., анализируется его планировочная структура, стилистика и объемно-планировочное решение зданий и сооружений жилой и общественной архитектуры.


Каменск-Уральский – третий по величине город в Свердловской области (площадь территории превышает 142 кв. м.). Особенностью города является его дробная структура, значительные расстояния между жилыми районами, разделенными лесными массивами (рис 1). Это связано с тем, что на протяжении формирования городской структуры местоположение заводов определялось наличием полезных ископаемых, удобных транспортных путей, гидрографии, дававшей возможность строительству плотин для использования энергии падающей воды в промышленном производстве; жилые поселения возводились вблизи заводов.

генплан каменска-уральского

Рис.1. Генплан г. Каменска-Уральского, 2010 г.

С 1701 по 1932 гг. Каменский город-завод имел моноцентричную структуру. Определяющим фактором выбора местоположения первого на Урале города-завода являлось наличие запасов железной руды и благоприятные природно-климатические условия, которые способствовали быстрому освоению края. Каменский город-завод стал не только промышленно-административным, но и культурным центром обширного района. В формировании и развитии дореволюционного Каменска четко прослеживается три этапа [16, кн. 4, с. 49, 50]:
I этап – первые три четверти ХVIII в. – основание города-завода, его становление (строительство плотины, завода, крепости, посадов, их обвалование), нерегулярная планировка жилых районов.
II этап – конец ХVIII – первая половина ХIХ вв. – утрата крепостных сооружений, упорядочение планировочной структуры, реконструкция города и завода.
III этап – вторая половина ХIХ – начало ХХ вв. – рост промышленных предприятий, строительство железных дорог, массовая реконструкция, появление новых градостроительно-архитектурных доминант (культовые здания).

6 декабря 1885 г. началось регулярное движение поездов по железнодорожной линии Богданович-Островское к поселению Каменский завод [12, с. 150]. Железная дорога входила в состав Уральской горнозаводской линии. В последней четверти ХIХ – начале ХХ вв. был построен комплекс зданий железнодорожной станции Островская (ныне станция 292 км). В начале ХХ в. Каменская ветка была включена в состав Самаро-Златоустовской железной дороги, а станция переименована в Синарскую – по названию железорудного месторождения.

Главными композиционными элементами планировочной структуры поселения Каменский завод являлись плотина и завод. Плотина, завод, заводская контора, Свято-Троицкий собор – основные акценты ансамбля центральной части. В поселении сложилась перекрестно-рядная система с достаточно свободной в плане трассировкой улиц с учетом местного ландшафта, воплотившая прогрессивные тенденции русского градостроительства, являющиеся одной из особенностей живописности русского города [16, кн. 4, с. 49, 50]. Отличается своеобразием планировка старых посадов с их древними улочками – районы правого и левого берега пруда, от плотины на запад, а также район восточнее площади, между ул. Большой Московской (совр. ул. Ленина) и рекой Каменкой. Первичным планировочным модулем в сложившейся структуре поселения стал квартал, обычно неправильной конфигурации.

Главная площадь застраивалась казенными зданиями, а также домами наиболее зажиточных горожан. Композиционный центр акцентировался постановкой архитектурной доминанты – собором с высокой колокольней. В этот период формируется своеобразие архитектурно-эстетического облика города: сочетание застройки и уникального ландшафта; ансамблевое единство промышленного комплекса с гражданской архитектурой. На архитектурно-эстетический облик города оказало влияние стилистическое решение зданий и комплексов: классицизм, эклектика, преобладающая по количеству, деревянное народное зодчество и единичные образцы модерна.

В конце второго десятилетия ХХ века новые власти размещали советские и социальные учреждения в административных и жилых зданиях, принадлежавших ранее руководству города-завода и купеческим династиям.

В 1920 гг. в поселении Каменский завод новое строительство не осуществлялось – проводилась реконструкция старых зданий под современные функции (например, реконструкция под театр здания складских помещений завода, возведенного в 1820 гг. по проекту М.П. Малахова).

В 1930 гг. продолжалась работа по приспособлению старых зданий, например, реконструкция жилого дома купца Тронина (ул. Ленина, 113) и здания женской гимназии под административные учреждения; дома управляющего заводом (Ленина, 117) – для размещения партийных органов ВКПб; здание мужского 2-х классного училища (ул. Ленина, 128) было приспособлено под педучилище.

Следует отметить, что реконструкция проводилась в стилистике зданий.

К 1932 г. в Каменском заводе насчитывалось 9 тысяч человек. Территория его увеличилась в южном (к реке) и северном (к станции Синарская) направлениях. Планировочная структура поселения не изменилась, новые кварталы возводились прямоугольными в плане (в соответствии с генпланом конца ХIХ в.). Они состояли из индивидуальных усадебных участков с преимущественно одноэтажной и двухэтажной деревянной застройкой.

Дальнейшее развитие Каменского завода было обусловлено программой индустриализации страны. После окончания гражданской войны советское правительство планирует создать вторую угольно-металлургическую базу страны – Урало-Кузнецкий комбинат. В 1923 г. Екатеринбург стал административным и хозяйственным центром Уральской области. По плану ГОЭЛРО в этом регионе предполагается реконструкция существующих и строительство новых мощных металлургических и машиностроительных заводов. Для крупных промышленных центров области разрабатывались генеральные планы, в основу которых закладывались новые градостроительные принципы и способы расселения (концепции соцгорода и города-сада).

Но Каменск стал индустриальным городом на несколько лет позднее, чем, например, Екатеринбург – не в середине 1920 гг., а в начале 1930 гг. Соответственно, грандиозное строительство крупных заводов и соцгородов возле них началось только в 1932 г. и финансировалось через Наркоматы. Следующий этап формирования города связан с эвакуацией оборонных предприятий из прифронтовой полосы. В этот период при заводах возводились заводские поселки. В конце 1940 гг. во всех поселках и соцгородах Каменска-Уральского появились зоны с застройкой индивидуальными домами с участками. В 1950 годы. в городе возводились архитектурные ансамбли.

Из анализа формирования заводских поселков и соцгородов Каменска следует, что в 1930 – начале 1940 годов складывается полицентричная структура города, характерная для многих городов Урала – Свердловска, Челябинска, Магниторска, Алапаевска, Первоуральска, имеющих градообразующие предприятия. Первоначальная застройка кварталов обоих типов поселений – соцгорода и заводского поселка – имеет общие черты: она осуществлялась жилыми бараками в непосредственной близости от заводов, затем двух-трехэтажными домами без участков, являлась периметральной или строчной. Внутри кварталов располагались объекты соцкультбыта. Но соцгорода изначально возводились по генпланам, в которых была заложена именно данная идея расселения: они имеют более крупные размеры, более сложную инфраструктуру, четкое зонирование территории, чередование жилых кварталов с зонами для спорта и отдыха, широкие улицы и большие центральные площади. Связь между заводом и жилой зоной организована посредством широкой магистрали, проходящей по центру жилой застройки через главную площадь, к предзаводской площади.

В Каменске-Уральском имеются два образца соцгорода: при Уральском алюминиевом комбинате 1 (рис. 2) и при Синарском трубном заводе 2 (рис. 3).

генплан соцгорода уаз

Рис 2. Фрагмент генплана соцгорода УАЗа, 2006 г.

генплан соцгорода трубный

Рис.3. Фрагмент генплана соцгорода Трубный, 2006 г.

В 1932 г. с юго-восточной стороны от поселения Каменский завод, вблизи деревни Красная Горка, был заложен «Городок Алюминщиков». Основные идеи планировки микрорайона были разработаны в проекте Ленинградской организации «Монтажпроекталюминий» (1934 г.) [22] и в проекте «Жилой комплекс Уралалюминия» известного уральского архитектора Г.П. Валенкова (1934 г.), приехавшего в Свердловск по приглашению Уралоблисполкома [7, с. 138].

Эти проекты были выполнены и частично реализованы по типу соцгорода. Промышленно-селитебным ядром является завод, от его проходной начинается главная улица поселка – Алюминиевая, объединяющая две площади – предзаводскую и главную площадь соцгорода. На этих площадях традиционно для промышленных городов Урала расположены главные административные здания. Жилая и промышленная зоны разделены зеленой защитной полосой. Для общественных, учебных, лечебных, спортивных и др. сооружений отведены территории недалеко от центральной части соцгорода.

Композиция жилой зоны представляет собой синтез радиально-лучевой планировки и прямоугольной сетки. Кварталы застроены периметрально. Внутри кварталов – объекты коммунального хозяйства. Симметрично от ул. Алюминиевая в северо-восточной и юго-восточной группах кварталов расположены стадионы и спортивные сооружения. Таким образом, проектами 1934 г. была намечена планировка центрального ядра соцгорода УАЗа.

Далее объемно-планировочные принципы были развиты в «Проекте планировки и реконструкции соцгорода УАЗа» под руководством академика архитектуры Б.М. Иофана и доктора технических наук Г.Н. Красина (1943 г.) 3 [11, с. 58-59]. Данный проект предполагал застройку территории района от Байновского моста до Волковского водохранилища и застройку левого берега р. Исеть. Проект разрабатывался с логическим зонированием территории: жилыми, административными, учебными, лечебными, культурно-просветительскими зонами, зонами для спорта и отдыха. Каждая из зон была композиционно и функционально проработана, имела небольшие площади перед наиболее значимыми сооружениями. На правом берегу р. Исети предусматривалось возведение жилых массивов, административного центра, железнодорожного вокзала, техникума, театра, стадиона, зоопарка, ботанического сада. На живописных берегах планировались спортивно-оздоровительные комплексы и зоны отдыха: водные станции, лыжный трамплин, бухта для яхт, речной вокзал. Следует отметить обилие зеленых зон внутри микрорайона и по его периметру. В соцгороде предусматривалось создание скверов и парков, озеленение внутри кварталов и вдоль улиц, возведение индивидуальных усадеб с индивидуальными домами и огородами при них. С восточной стороны микрорайона вдоль правого берега р. Исети, от ул. Бугарева до Байновского моста, предусматривалось возведение жилых семиэтажных домов со сложным объемно-планировочным решением, предположительно жилкомбинатов, которые активно разрабатывались архитекторами в 1930-е гг. Дома размещены в окружении зеленой полосы скверов. В центре этого комплекса предполагалась композиционная доминанта – высотное здание.

Центральная часть левобережного района имеет радиально-лучевую планировку: от площади веерообразно расходятся пять улиц. Центральная – широкий проспект завершается площадью со спортивным комплексом и стадионом. Вдоль улиц расположены кварталы жилых массивов, состоящие из двух рядов двухквартирных домов с приусадебными участками, ориентированных на внутриквартальные пешеходные пространства, ведущие к объектам соцкультбыта и коммунального хозяйства. Непосредственно вдоль Колчеданского тракта и в западной части микрорайона расположены упоминавшиеся жилкомбинаты, аналогичные тем, что на правом берегу р. Исети. В левобережном районе планировались здания вокзала, гостиницы, больничного комплекса.

В данном проекте отражены тенденции двух направлений в градостроительной архитектуре – соцгорода и города-сада. Проектные предложения по застройке правого берега реки Исети в дальнейшем перерабатывались другими архитекторами. Ленинградские, московские, свердловские, каменские архитекторы разрабатывали эту версию для адаптации и реального воплощения. Проектные предложения по застройке левого берега в последующие годы не рассматривались, строительство левобережного района не было осуществлено.

Еще один образец соцгорода – «Соцгород Трубный» – начали возводить в 1932 г. с северной стороны от поселения Каменский завод. Его местоположение было обусловлено наличием железнодорожной ветки и станции Синарская. В 1932 г. специалисты организации «Синарстрой» разработали первый эскизный проект его застройки [19, с. 2,3,4].

Жилой комплекс был ограничен кварталом в границах улиц Беляева (бывш. Клубная), Лесная, 3. Космодемьянской, К. Маркса. По этим улицам вокруг жилого комплекса проходила железнодорожная ветка. Она брала свое начало на будущей пл. Беляева, огибала соцгород и связывала жилой комплекс с заводской промплощадкой и с железнодорожной станцией «Синарская»,. (железнодорожная ветка служила для подвоза стройматериалов для возведения жилого района). Главной улицей являлась улица Трубная, она проходила по центру жилой застройки, между двумя кварталами соцгорода, далее через парк и заканчивалась у проходной завода. Улица К. Маркса делила комплекс на две части: восточную – жилую и западную – парковую. Старая часть города в то время была отделена от соцгорода лесным массивом. Улица К.Маркса связывала эти два района. Планировочная сетка района частично ориентирована в меридиональном направлении с незначительным отклонением от северного вектора на восток. Городское пространство строится по принципу функционалистической эстетики с использованием строчной застройки и стилистических решений зданий в формах стиля конструктивизм. В структуру жилой застройки была включена широкая сеть зданий культурно-бытового обслуживания.

Проектирование, привязка и строительство большинства зданий комплекса было осуществлено организацией «Синарстрой», преобразованной позднее в Отдел капитального строительства СинТЗ.

В 1940 году специалистами архитектурно-планировочной мастерской Народного Комиссариата Коммунального Хозяйства был разработан генплан города Каменска-Уральского 4. На основе генплана города после 1940 года специалистами отдела капитального строительства СинТЗ под руководством инженера А.И. Кравцова был выполнен проект детальной планировки соцгорода Трубный. Этот проект, сохранив первоначальную, основную концепцию застройки – жилого комплекса при заводе, сменил форму и приемы застройки. Новая застройка предлагалась в стиле советской неоклассики с использованием традиционных приемов построения ансамблей.

Таким образом, соцгород Трубный, как и соцгород УАЗа, был изначально разработан по принципам, характерным именно для данной концепции расселения – соцгорода.

Планировка заводских поселков Каменска-Уральского осуществлялась по другим принципам. Застройка имеет локальный, отчасти случайный характер. При железнодорожной ветке (начало 1930-х гг.), металлургическом и магниевом заводах (1939-40 гг.) возводились, в основном, временные строения барачного типа. На следующем этапе – 1941-45 гг. – на подготовленные строительные площадки были эвакуированы заводы из центральной России. В этот период главное внимание уделялось строительству промышленной архитектуры. Жилье возводилось в непосредственной близости от заводов. Застройка велась кварталами от заводской территории к периферии. Например, Чкаловский и Октябрьский поселки до 1960-х гг. не имели центральных площадей и функционального зонирования территорий.

Начало застройки центральной части Октябрьского поселка связано с возведением железнодорожных линий (фото 4). В июле 1932 г. началось регулярное движение поездов по железнодорожным линиям Свердловск – Синарская и Каменск-Уральский – Курган. В начале 1930-х гг. на пересечении этих линий (северо-западная часть поселка) 5 возвели жилье для строителей и железнодорожников – неблагоустроенные деревянные дома по красной линии ул. Привокзальной [14, с. 51].

генплан октябрьского посёлка

Рис.4. Фрагмент генплана Октябрьского поселка, 2010 г.


Южная сторона центральной части Октябрьского поселка начала застраиваться в период Великой Отечественной войны в связи с эвакуацией Московского литейного завода № 286. В 1942-43 гг. были возведены жилые каменные дома для строителей и рабочих в границах улиц Ломоносова, Ленина, Сибирской, Титова. Застройка кварталов строчно-периметральная. В конце 1940 – начале 1950 гг. данная застройка получила дальнейшее развитие в западном направлении: возводились кварталы в границах улиц Сибирская, Титова, Мусоргского, Парковая, Матросова. Строительство осуществляли Производственное объединение «Октябрь» и Каменск-Уральский литейный завод. Кроме жилых домов внутри и по красным линиям кварталов расположены здания школы, радиотехникума, детских садов.

В середине 1940 – начале 1950 гг. в связи с увеличением железнодорожного узла и со строительством здания железнодорожного вокзала [14, с. 51-52] продолжилось формирование северо-западной территории поселка. Застраивались кварталы в границах улиц Привокзальная, Репина, Кунавина, Парковая, северная и восточная части квартала в границах улиц Паровозников, Репина, Кунавина, проспект Победы. Жилые дома двухэтажные, секционные. Застройка главной улицы Кунавина, ведущей к железнодорожному вокзалу, осуществлялась в середине 1950 – начале 1960 гг. Проекты жилых домов разработаны проектной мастерской, относящейся к организации «Южноуральская железная дорога» г. Челябинска 6.

Эти два поселения (северное и южное) развивались изолировано друг от друга. В каждом из них сформировались центральные улицы, застроенные в 1950 гг. по принципу архитектурных ансамблей (улица Кунавина, ведущая к железнодорожному вокзалу, и ул. Ленина, (бывшая ул. Жданова). И только в 1960 гг. застройка этих поселений была включена в единую регулярную планировку Октябрьского поселка с четко выраженным центром и функциональным зонированием территории.

генплан чкаловского посёлка

Рис.5. Фрагмент генплана Чкаловского поселка, 2010 г.

Планировка Чкаловского поселка формировалась аналогично (рис. 5). 9 июля 1939 г. на заседании Совнаркома было принято постановление о строительстве в Каменске в рамках Наркомата авиационной промышленности металлургического завода для обеспечения самолетостроителей полуфабрикатами из алюминиевых сплавов. В 1939 г. южнее деревни Волкова началось строительство заводской площадки и подъездных путей к ней [20, с. 6-7], возведение первых жилых домов и бараков для строителей. В 1942 г. на подготовленной заводской площадке был размещен Каменск-Уральский металлургический завод, построенный на базе оборудования эвакуированного из г. Ступино завода № 268 [20, с. 6-7] . Жилой поселок для рабочих и строителей расположился с северо-западной стороны от заводской территории вплотную к ней. Временными деревянными и кирпичными бараками застроили три квартала в границах улиц Центральной, Коммунальной, Слесарей, 4-й проезд и ул. Западной с обеих сторон. Застройка строчная меридиональная. В 1942 г. в поселении были возведены из дерева необходимые общественные здания: баня, больница, столовая, клуб (не сохранились).

Застройка капитальными домами осуществлялась в 1942-43 гг. в кварталах с северной и западной сторон от завода в границах улиц Трудовые Резервы, Восточная, 1-й проезд и пер. Южный; Центральная, Западная, 3-й проезд и 4-й проезд, соответственно. Двухэтажные одноподъездные дома возведены по типовым проектам организации «Свердлоблпроект» 7. В 1944-47 гг. застраивались кварталы в границах улиц Восточной, Трудовые Резервы, Западной, 1-й проезд [18, с. 6-12]. Кварталы расположены по принципу прямоугольной сетки, застроены они периметрально. Двухэтажные дома типовые, из силикатного кирпича, не оштукатурены.

Объемно-планировочное решение предзаводской площади сформировалось к концу 1950 гг. С запада и востока площадь организуют два протяженных трехэтажных административных здания, с юга – проходная завода. От северной стороны площади широкая дорога (пер. Южный) ведет к остановочному комплексу. В этот период улица Трудовые Резервы, идущая от остановочного комплекса в западном направлении, получила главенствующее значение. Ее северная часть в 1950-60 гг. была застроена общественными зданиями: дворец культуры, школа, поликлиника, общежития и др. Центральную площадь поселка формируют здания дворца культуры и двух общежитий, расположенных симметрично друг другу.

Таким образом, Чкаловский поселок, как и Октябрьский, сформировался на базе заводского поселка, возведенного в военный период, и только в 1960-е гг. обрел регулярную планировку, главную улицу и центральную площадь.

Основание Ленинского поселка было связано с осуществлением проекта по возведению железной дороги Урал-Курган, начатого в 1928 г. В 1933 г. с западной стороны от поселения Каменский завод вблизи автодороги, ведущей в Свердловск, началось строительство Паровозовагоноремонтного завода (ПВГЗ) [12, с. 152]. К стройплощадке была подведена железнодорожная ветка (совр. улица Ленинградская). С южной стороны от завода вдоль дороги, ведущей в деревню Кодинка, возвели поселок для рабочих (ныне поселок Первомайский) из восьми типовых двухэтажных брусковых домов, расположенных в кварталах периметрально. Но строительство завода было законсервировано.

В 1940 г. на территории площадки Паровозовагоноремонтного завода началось возведение магниевого завода и жилого поселения при нем, расположенного в двух с половиной километрах с восточной стороны от завода [12, с. 152] (фото 6).

генплан ленинского посёлка

Рис.6. Фрагмент генплана Ленинского поселка, 2010 г.

Главная улица этого поселения – улица Лермонтова является продолжением ул. Ленина по исторической магистрали Каменский завод-Екатеринбург. Первый квартал нового района был заложен в границах улиц Лермонтова, Войкова, Ленинградской, Спиридонова [17, с. 53]. Он застраивался строчно-периметрально жилыми двух- и трехэтажными домами по типовым проектам. Первые жилые дома возвели перпендикулярно ул. Войкова. Угловые дома квартала Г-образные в плане, трехэтажные. Западный дом со столовой в первом этаже, восточный – с магазином.

В начале Великой Отечественной войны на базу магниевого завода был эвакуирован завод № 515 по обработке цветных металлов из г. Кольчугино 8 [21, с. 63]. Строительство поселения для рабочих, начатое в 1940 г., продолжалась в годы войны. Юго-восточная часть первого квартала была завершена центральной площадью полукруглой формы. Пространство площади формируют здания клуба и общежития для рабочих завода, расположенные симметрично.

Застройка поселка в 1940-е гг. осуществлялась по принципу единого архитектурного комплекса зданиями, имеющими сходное объемно-планировочное решение и декоративное оформление. Напротив северо-западной стороны квартала на ул. Ленинградская в 1940 гг. началось возведение трех небольших кварталов, в одном из которых разместилась типовая школа. В последующие два десятилетия строительство микрорайона продолжалось в юго-восточном и северном направлениях.

Следующий этап застройки в 1950 гг. (кварталы в границах улиц Лермонтова, Серова, Ленинградской, Спиридонова) проводился по принципу ансамблевости, акцентированию перекрестков домами с более сложным объемно-планировочным решением и высокими фронтонами в угловых объемах.

С южной стороны главной улицы Лермонтова до 1965 г. располагался лесной массив. С середины 1960 гг. по красной линии улицы началась застройка жилыми домами из силикатного кирпича с кирпичным декором на карнизах.

Центральная часть Ленинского поселка сформировалась в 1940-60 гг. Главной улицей является историческая магистраль Каменский завод – Екатеринбург, которая до начала 1950 гг. проходила с южной стороны, как от жилой застройки, так и от заводской территории (т.е. по краю населенного пункта). В поселке нет широких проспектов. Главная площадь, заложенная в 1942 г., окончательно оформилась только к 1970-м годам.

Вплоть до 1948 г. для Каменска-Уральского не был разработан генеральный план, город застраивался хаотично, производственные интересы часто преобладали. В результате, жилые массивы и предприятия оказались рассредоточенными на большой территории, протяженность Каменска-Уральского с запада на восток составляет около 30 км. Часть жилой застройки в городе оказалась в зонах вредного влияния производственных выбросов [16, кн. 4, с.55, 56].

В соответствии с генпланом 1948 г. и проектами детальных планировок районов, к концу 1950-х г. объемно-планировочная структура каждого района сформировалась окончательно. В начале 1960 гг. центр города был перенесен из Старого Каменска в поселок Октябрьский.

Планировочная структура города на этом этапе развития остается рассредоточенной. В ее состав входит около 20 поселков. Природный ландшафт активно вовлечен в городскую среду. Территории между районами заняты лесами, лесопосадками, садовыми участками, бывшими горными разработками.

В 1962 г. институтом «Свердловскгражданпроект» был выполнен генеральный план г. Каменска-Уральского, в 1964 г. – откорректирован и утвержден.

Следующий, новый, проект генплана города выполнил институт «Свердловскгражданпроект» уже в 1981 году.

Начиная с 1960 гг. застройка Каменска-Уральского ведется не кварталами, а микрорайонами, в соответствии с генпланом 1962 г. Сады и парки созданы за счет окультуривания территории лесных массивов.

С 1960 гг. внедрялось индустриальное крупноблочное домостроение и малогабаритное жилье, а в 1970 гг. – строительство из крупных панелей.

Таким образом, из некогда компактного небольшого заводского поселения сформировалась сложная архитектурно-планировочная структура из комплексных промышленно-селитебных районов с полицентричной системой обслуживания.

Типология зданий 1930 гг. в соцгородах Каменска следующая: жилые дома, общежития, клубы (в соцгороде Трубный – деревянный, в соцгороде УАЗа – камышитовый), больницы, бани, поликлиники, столовые, школы, детские сады и др. Здания состоят из нескольких разновеликих объемов.

В генпланах соцгородов было заложено возведение жилых комплексов, но воплотились они только в соцгороде УАЗа (комплекс ЦЖС и квартал 2-27). В соцгороде Трубный из планируемого комплекса, состоящего из четырех зданий, были возведены два – дома на ул. К.Маркса, 89 и Беляева, 4 9. Вероятно, потому, что Синарский трубный завод строился по «встречному» плану, и на осуществление всех замыслов не хватило средств.

Особенностью строительных технологий Каменска в 1930-е гг. являлось применение трепельного кирпича в постройках соцгорода Трубный, а в соцгороде УАЗа – камышита (до настоящего времени каркасно-камышитовые постройки не сохранились).

Первые жилые временные сооружения 1932–1934 гг. в соцгороде УАЗа – дощато-камышитовые бараки и одно- и двухэтажные каркасно-камышитовые дома – секционные, с печным отоплением; в соцгороде Трубный и поселке Октябрьский – бревенчатые двухэтажные бараки, рассчитанные на покомнатное заселение; в поселке Первомайский – брусковые двухэтажные секционные дома. Дома не имели инженерного обслуживания.

Первые общественные здания были барачного типа – бревенчатые неоштукатуренные, перекрытые двухскатными или четырехскатными кровлями.

На следующем этапе – в 1935-1939 гг. – кроме жилых бараков возводились жилые и общественные здания с более сложным объемно-планировочным решением, свойственным стилю конструктивизм. Они состояли из нескольких разновеликих объемов, выполнялись деревянными, каркасно-камышитовыми, кирпичными. Жилые дома этого периода имеют секционную планировку. Общежития и гостиницы – коридорную систему планировки.

Общественные здания были возведены преимущественно по типовым проектам.

Административные здания представлены зданиями заводоуправлений.

Композиции зданий клубов соцгородов построены на сочетании нескольких прямоугольных объемов. В планировочном решении главенствующее положение занимают фойе и зрительный зал. В соцгороде УАЗа клуб каркасно-камышитовый, в соцгороде Трубный – деревянный.

Кирпичные здания дошкольных учреждений возводились как однообъемные с односкатными кровлями, так и многообъемные с коридорной системой планировки.

Кирпичные школьные здания 1935–1936 гг. двух типов – на 400 и 900 учащихся; соответственно их основные объемы имеют по два или по четыре этажа. Здание школы ФЗО П-образное в плане. Планировочное решение всех школ – коридорное.

Кирпичное здание бани в соцгороде Трубный прямоугольное в плане. Вероятно, в связи с тем, что в 1930-е гг. в стране шел процесс становления типологии зданий, объемно-планировочное решение здания поликлиники на 500-600 посещений в соцгороде УАЗа (типовой проект выполнен организацией «Горздравпроект» в 1939 г.), аналогично объемно-планировочному решению здания школы на 900 учащихся, но основной объем имеет не четыре, а три этажа, а здание больницы в соцгороде УАЗа напоминает административные здания этого периода в других российских городах.

Нетрадиционным для каменской архитектуры 1930-х гг. можно назвать здание ресторана в соцгороде УАЗа (фото 7). Оно является образцом архитектуры авангарда.

первый ресторан, каменск-уральский

Рис.7. Первый ресторан на УАЗе, 1935 г.

Типология зданий 1940–1950 гг. в соцгородах и заводских поселках более широкая, чем в 1930-е гг. Добавились административные здания, дворцы культуры, дворцы пионеров, спортивные комплексы, технические учебные заведения и другие.Если в военный период объемно-планировочное решение зданий было простым, то в середине 1940–1950-х гг. оно усложнилось (разновеликие по высоте объемы, пятигранные эркеры, треугольные фронтоны, широкие арочные проезды).

В годы войны в городе широко применялись местные строительные материалы: шлакоблоки из золы ТЭЦ, выполненные по безцементной технологии; шлакобетон, камышит. С 1941 г. использовался силикатный кирпич в связи с тем, что в 1941 г. в Каменск-Уральский был эвакуирован Липозовский силикатный завод из Москвы.

В военный период в городе возводились как временные (бараки), так и капитальные жилые здания.

В 1942 гг. Каменске были построены два капитальных здания школ на 400 учащихся по типовым проектам – в пос. Чкаловский и пос. Ленинский. Планировочная система коридорная.

В соцгороде Трубный, соцгороде УАЗа и Ленинском поселке в 1941-1947 гг. проектировались и возводились Дворцы культуры и клубы. Дворцы культуры, в отличие от клубов, имеют более сложное объемно-планировочное решение, обусловленное их многофункциональностью.

В Старом Каменске в 1943 г. проводилась реконструкция дореволюционных зданий: складов чугунолитейного завода под клуб и келейного корпуса Преображенского монастыря под административное здание.

В 1945–1949 гг. в городе возводились капитальные трех- и четырехэтажные жилые дома по типовым проектам. Они в основном прямоугольные или Г-образные в плане, секционные.

Из общественных зданий в 1949 – начале 1950-х гг. было возведено пять зданий школ на 400 учащихся по одному и тому же типовому проекту. Школы П-образные в плане, двухэтажные, с коридорной системой планировки. Детские сады строились как прямоугольными в плане, так и со сложным объемно-планировочным решением: с полукруглыми эркерами, нишами-лоджиями, портиками и др.

Здания бань возводились крупнее, чем в 1930-е гг., вероятно, это было связано с увеличением численности населения города.

Магазины не имели отдельно стоящих зданий. Они занимали первые этажи жилых домов.

С 1954 – начала 1960-х гг. увеличивается как количество типов зданий, так и варианты этих типов. Создавались архитектурные ансамбли по функциональным (учебные здания, общежития и хоз.постройки при них) или территориальным (по красным линиям главных улиц в пределах нескольких кварталах) принципам. Проекты были и типовыми, и индивидуальными. Жилые дома, доминирующие в кварталах, возводились с более сложным объемно-планировочным решением (башенками, фронтонами, эркерами и др.), имели магазины на первых этажах.

Административные организации занимали уже существующие здания; из этого типа зданий в середине 1950-х гг. возводились только заводоуправления и проходные заводов (УАЗ, КУМЗ).

С западной стороны от соцгорода УАЗа появился Молодежный комплекс, состоящий из Дворца пионеров, Спорткомплекса, стадиона, парковых зон.

Четыре здания средних школ на 700 учащихся были возведены по разным типовым проектам в соцгороде УАЗа (три), в Октябрьском поселке. Их планировочное решение изменилось по сравнению с планировочным решением более ранних зданий этого типа: оно стало не коридорным, а рекреационным. Здания средних и специальных учебных заведений состоят из нескольких объемов – центрального и крыльев, имеют рекреационную планировку.

Здания детских садов возводились более крупных размеров, чем в предыдущие периоды; увеличились варианты применяемых типовых проектов. Во всех селитебных зонах появились детские сады со сложными объемно-планировочными решениями. Здания имеют застекленные веранды, галереи, опирающиеся на колонны, что повысило их комфортабельность.

Еще в 1930-е гг. в Каменске строили стадионы и волейбольные площадки. В 1950-е гг. этот тип сооружений преобразовался в спортивные комплексы: добавились трибуны, Дворцы спорта, вспомогательные здания. Комплексы обнесены оградами, центральные входные группы оформлены колоннадами, обелисками. Здания Дворцов спорта обогащены портиками, фронтонами, открытыми галереями.

В соцгороде УАЗа был возведен больничный городок, состоящий из нескольких корпусов, Н-образных в плане. Кроме того, в поселке Октябрьский и в соцгороде УАЗа были построены два идентичных типовых здания больниц с трапециевидными эркерами. Больницы имеют коридорную систему, как и в 1930-е гг., но в 1950-е гг. увеличились размеры помещений в лечебных зданиях.

Таким образом, в 1930–1950-е гг. типология зданий г. Каменска-Уральского трансформировалась от однообразных барачных построек без инженерного обслуживания к комфортабельным сооружениям, разделенным по функциональному назначению и отвечающим потребностям населения.

Архитектурный стиль построек Каменска-Уральского 1930–50 гг. отражает общероссийские архитектурные тенденции: постепенное вытеснение авангардной архитектуры архитектурой с классицистическими традициями; формирование стиля советский неоклассицизм; лаконичная архитектура военного времени в рамках этого стиля; расцвет и угасание стиля советский неоклассицизм.

В Каменске-Уральском соцгорода УАЗа и Трубный начали застраиваться именно в 1932 г. – после выхода Постановления ЦК ВКПб «О перестройке художественных организаций», в котором советским архитекторам было рекомендовано отказаться от авангардной архитектуры и обратиться к архитектурному наследию прошлых эпох. Поэтому сооружения в стиле конструктивизм представлены в городе единичными образцами. Наряду со строениями в формах конструктивизма в соцгородах появились здания в стиле советский неоклассицизм, а также здания с признаками смешения этих стилей – в формах стиля конструктивизм, но с декоративными деталями стиля советский неоклассицизм. Лепной декор представлен лопатками, профилированными карнизами, простыми геометрическими композициями. Архитектура в соцгороде УАЗа значительно отличается от архитектуры соцгорода Трубный, так как заводы относились к разным Наркоматам, имеющим собственные проектные организации (рис. 9, 10). Аналоги зданий каждого вышеназванного соцгорода следует искать в соседних городах Урала, имеющих такие же отрасли промышленности. Центральные площади соцгородов застраивались зданиями, возведенными по проектам крупных архитекторов и представляющими собой художественную ценность. Здания внутри кварталов – типовые, прямоугольные в плане, имеющие минимальный набор декоративных элементов.

дома соцгорода уаз

Рис.9. Соцгород УАЗа. Фрагменты жилого комплекса квартала 2-27, 1937-1945 гг.

дома соцгорода трубный

Рис.10. Соцгород Трубный. ул. Беляева, 4. Вид с юго-востока.

В 1941-45 гг. жилая и общественная архитектура Каменска-Уральского возводилась по типовым проектам, имеющим простое декоративное оформление. Архитектура зданий одного и того же временного периода в пределах одного поселка комплексная, но средства ее выразительности в каждом поселке по-прежнему различные, поскольку, как уже упоминалось, проекты разрабатывались разными проектными организациями. Например, Ленинский поселок характеризуется неповторимостью (для Каменска) и цельностью объемно-планировочных и архитектурно-художественных решений зданий. Завод № 515 относился к Наркомату цветной металлургии (рис. 11), и жилые дома там строили типовые секционные, со строгими простыми фасадами, оформленными полочками, рамочными наличниками, карнизами простого профиля.

дома ленинский посёлок

Рис.11. Ленинский поселок.. ул. Ленинградская, 39, 1942 г.

Общественные здания тоже типовые, украшены плоскими пилястрами, прямоугольными в плане колоннами, завершены треугольными фронтонами. Архитектура соцгорода Уральского алюминиевого завода (Гипроалюминий, Ленинград) периода 1943-45 гг. тоже отличается своебразием. Для нее характерны рустованные лопатки, ступенчатые аттики. Металлургический завод (поселок Чкаловский) и литейный завод (поселок Октябрьский), подчинявшиеся Наркомату авиационной промышленности, имеют в селитебной зоне идентичные одноподъездные жилые дома с арочной нишей, охватывающей два этажа, построеные в 1941-43 гг. (рис. 12).

дома в чкаловском посёлке

Рис.12. Чкаловский поселок, ул. Центральная, 22, 1942 г.


В Чкаловском поселке и соцгороде Трубный в 1944-46 гг. возводились двухэтажные здания из неоштукатуренного силикатного кирпича. Фасады жилых домов Чкаловского поселка декорированы кирпичными профилированными карнизами, рамочными наличниками, рустованными лопатками (рис. 13). Фасады домов соцгорода Трубный оформлены только профилированными карнизами, но имеют подъезды с двух сторон: вход с восточной стороны осуществляется на первый этаж, с западной стороны – на второй.

чкаловский посёлок каменск-уральский

Рис.13. Чкаловский поселок, ул. Коммунальная, 12, 1944 г.

Следует отметить, что в соцгородах вышеназванные здания были крупнее и монументальнее, чем в заводских поселках; к проектированию наиболее значимых из них привлекались известные московские и свердловские архитекторы.

Например, в военные годы в соцгородах Трубный, УАЗа и в Ленинском поселке проектировались и возводились Дворцы культуры и клубы. Самый крупный, репрезентативный и выразительный – Дворец культуры УАЗа (архитектор В.В. Емельянов, индивидуальный проект 1944 г.) (рис. 14). За основу проекта клуба СинТЗ был взят довоенный проект клуба в г. Первоуральске, разработанный Свердловским отделением организации «Госсоюзпроектин-Т №4» (автор проекта – архитектор К.В. Глушков). Типовой клуб в Ленинском поселке, возведенный в 1942 г., отличается лаконичностью и невыразительностью облика.

ДК УАЗа Каменск-Уральский

Рис.14. Соцгород УАЗа. Дворец культуры УАЗа, 1947 г.

В конце 1940–50-е гг. типовые и индивидуальные проекты архитектурных ансамблей и комплексов для Каменска-Уральского разрабатывали московские, ленинградские, свердловские проектные организации (Гипроалюминий, Гипрогор, Государственные архитектурые мастерские, отдел Народного Комиссариата Типовых Проектов «Госсоюзпроектин-Т №4», «Военпроект» и др.). Ансамбли и комплексы украшены фонтанами, малыми архитектурными формами, обнесены оградами. Каждый поселок имеет индивидуальный облик.

Здания (типовые и индивидуальные), расположенные на центральных улицах, отличаются выразительностью. Здания, возведенные внутри кварталов, аналогичны средовым зданиям этого периода практически во всех городах Свердловской области. Им свойственна некоторая хаотичность, эклектичность; прослеживаются явные заимствования пропорций и композиционных решений фасадов зданий досоветского периода. Все дома секционного типа.

Возведением жилых и общественных зданий занималась организация «Уралалюминстрой». Лепные украшения для фасадов и интерьеров зданий всего города выполняла «Лепная мастерская при строительном тресте УАЗа», существовавшая в 1945-55 гг. Лепной декор второй половины 1940 – начала 1950 гг. характеризуется обобщенностью и схематичностью.

Лепной декор зданий второй половины 1950 гг., расположенных на центральных улицах, отличается филигранной проработкой и многообразием вариантов (рис. 15,16). Кроме геометрических орнаментов появляются композиции из гирлянд, цветов, листьев и др.

В стилистическом решении фасадов в первое послевоенное десятилетие наиболее распространенными были советский неоклассицизм и псевдоренессанс (например, школы № № 5, 10). Во второй половине 1950 гг. на фасадах зданий появились единичные образцы стилизованного барочного декора (ул. Кунавина, 24) (рис. 16).

Дома соцгорода УАЗа в Каменске-Уральском

Рис.15. Соцгород УАЗа, ул. Алюминиевая, 38

Дома в Октябрьском посёлке Каменска-Уральского

Рис.16. Синарский поселок. Жилые дома по ул. Кунавина

Таким образом, архитектура города Каменска-Уральского в 1701–1950 гг. развивалась в русле общероссийских архитектурных тенденций промышленных городов, но, в отличии от екатеринбургской (свердловской) архитектуры, в Каменске-Уральском можно отметить менее крупный масштаб, как в градостроительстве, так и в архитектуре жилых и общественных зданий; более скромную деталировку зданий; меньшее количество образцов, представляющих собой художественную ценность. Из городов Свердловской области каменская архитектура 1930–50 гг. более всего созвучна архитектуре Нижнего Тагила – крупного, но не областного города Свердловской области.


1 Постановление Совнаркома СССР от 26 мая 1932 г.

2 Решение областного комитета ВКП (б) от 3 апреля 1931 г. по инициативе руководства Уральской области «в порядке встречного плана путем изыскания ресурсов внутри области»

3 С проектированием и строительством «Городка Алюминщиков» связаны имена инженеров и архитекторов мастерской Б.М. Иофана, (П.В. Абросимова, А.М. Кочунова, В.Н. Насонова и др.), а также строителей Московского Дворца Советов во главе с начальником строительства А.Н.Прокофьевым, эвакуированных в г. Каменск-Уральский в 1941 г.

4 Генплан 1940 г. не был утвержден в связи с началом Великой Отечественной войны.

5 На территории, примыкающей к построенному в 1952 г. зданию железнодорожного вокзала станции Каменск-Уральский.

6 Аналог дома на ул. Кунавина, 24 находится в г. Челябинске на ул. Культуры).

7 Главный инженер УСКЗ Зиндер

8 Строительные работы по возведению промышленных зданий были поручены 10-й конторе треста «Уралалюминстрой», а монтаж оборудования металлоконструкций осуществлялся конторой «Строймонтаж» Всесоюзного треста «Строймонтаж». Работы производились указанными организациями комплексно совместно с заводом. Координация действия осуществлялась генеральным подрядчиком – трестом «Уралалюминстрой».

9 Например, аналог дома на ул. Беляева, 4 в соцгороде Трубный Каменска-Уральского находится в соцгороде Первоуральска при градообразующем предприятии – Трубном заводе.

Библиография

  1. Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т. 12, кн. 1: Архитектура СССР. / Гл. редкол.: Н.В. Баранов и др.; под ред. Н.В. Баранова – М.: Стройиздат, 1975 г. – 753 с.: ил.
  2. История Советской архитектуры (1917-1954 гг.): учеб. пособие вузов / Н.П. Былинкин, А.В. Рябушин и др. – М.: Стройиздат. 1985.– 256 с.: ил.
  3. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: в 2 кн. Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения / С.О. Хан-Магомедов; под ред. Н.И. Гинзбурга. – М.: Стройиздат, 1996 – 706 с.: ил.
  4. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: в 2 кн. Кн. 2: Социальные проблемы / С.О. Хан-Магомедов; под ред. Н.И. Гинзбурга. – М.: Стройиздат, 2001. – 712 с.: ил.
  5. Токменинова Л.И. Своеобразие архитектуры современного движения в Уральском регионе России / Л.И. Токменинова // Конструктивистское наследие на Урале и в Сибири: мат. Междунар. науч. конф. – Дельф: об-во фонда по изучению памятников архитектуры, 1997. – С. 30-31.
  6. Невзгодин И. В. Архитектура Новосибирска./ И. В. Невзгодин. – Новосибирск: Изд-во Сибир. Отд. РАН, 2005. – 105 с.
  7. Смирнов Л.Н. Конструктивизм в памятниках архитектуры Свердловской области / Л. Н. Смирнов. – Екатеринбург: НИИМК, 2008. – 160 с.: ил.
  8. Голден Н.Ф. Главная улица / Н.Ф. Голден // Каменский заводъ. – 2003. – № 3. – С. 10-11.
  9. Иконников А.В. Архитектура ХХ века: Утопии и реальность: в 2 т. Т. 2 / А.В. Иконников. – М.: Прогресс-Традиция, 2001.– 655 с.: ил.
  10. Иовлева Е.В. Неоклассицизм в архитектуре Свердловска (1930-1950 гг.): диссертация. канд.архитектура:18.00.01 / Е.В. Иовлева – Екатеринбург, 2004. – 121 с.
  11. Гаврилова С. И. Памятники архитектуры Каменска-Уральского / С. И. Гаврилова, Л. В. Зенкова, А. В. Кузнецова, А. Ю. Лесунова – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008. – 92 с.
  12. Каменск-Уральский – Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 1978. – 160 с.
  13. Свод памятников архитектуры и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / отв. ред. В.Е. Звагельская. – Екатеринбург: СОКРАТ, 2007.– 536 с.
  14. Свод памятников архитектуры и культуры Свердловской области. Том 2. Свердловская область / отв. ред. В.Е. Звагельская. – Екатеринбург: СОКРАТ, 2008.– 648 с., ил.
  15. Эйгель И.Ю. Борис Иофан / И.Ю. Эйгель. – М.: Стройиздат, 1978. – 192 с.: ил. – (Народные архитекторы СССР).
  16. Изучение региональных особенностей архитектурно-планировочной и ландшафтной организации градостроительной среды г. Каменска-Уральского и разработка рекомендаций комплексной реконструкции и охраны историко-градостроительного населения: отчет о НИР: в 4 кн./ САИ; рук. Л. П. Бандровская. – Свердловск: САИ, 1988.
  17. Ермаков В.И. Свод памятников и памятных мест Каменска-Уральского: рукопись/ В.И. Ермаков. – К-Ур., 1985. – 62 с.
  18. Родькин Д.Ф. Каменск-Уральский металлургический завод: рукопись/ Д.Ф. Родькин. – К-Ур., 2005. – 50 с.
  19. Кузнецова А.В. Соцгород Трубный: архитектурный паспорт: рукопись/ А.В. Кузнецова. – К-Ур., 1999. – 6 с.
  20. КУМЗ. Развитие техники и технологии / Б. Пасынков // Металлург. – К-Ур. – 2008. – (№39). – 20 ноября – С. 6-7
  21. Каменск-Уральский, 1701-2001 / Отв. Ред. С.П. Постников. – Екатеринбург: Академкнига, 2001. 1238 с.: 198 илл.
  22. Музей ОАО УАЗ-СУАЛ: альбом с фотоснимками по Уральскому алюминиевому комбинату. – Л.: Монтажпроекталюминий, 1934.
  23. Высотное здание // Каменский рабочий. – 1953. – 5 декабря.

Источники иллюстраций

1. Архив Каменск-Уральского филиала ОГУК НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области. Фонд старых фотографий.

2. Архив ОАО УАЗ-СУАЛ, фонд проектов организации «УАЗ. Уралалюминий» 1930-х – 1950-х гг.

3. Архив Каменск-Уральского городского Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости: технические паспорта зданий.


19.04.2015 16:05
2943

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!