Первые поселенцы Каменска

3.29K
Автор:
Первые поселенцы Каменска

При благоустройстве площади 25-летия Октября к 300-летию города осенью 2000 года было обнаружено древнее захоронение. Находки человеческих останков заставили строителей остановить работы и пригласить сотрудников отдела археологических исследований НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области для вскрытия и исследования захоронения. Среди разрытых строителями могил был обнаружен скелет молодого человека со следами сабельной раны и железным наконечником в черепе (сейчас наконечник находится в экспозиции Каменск-Уральского краеведческого музея). Последующее вскрытие археологами «Каменского могильника», так сейчас официально называется это кладбище, дало возможность изучить захоронение первых поселенцев, возраст, рост и многое другое.

В научных сборниках выходили уже работы учёных по Каменскому могильнику, рассматривающих «палеодемографический анализ» и «опыт описания и интерпретацию множественных переломов ребер» с использованием отчёта исследования Каменского могильника. Но данные труды недоступны для широкого круга, имеют профессиональную направленность и не раскрывают общую картину и анализ захоронения.

Всего на площади около 400 кв.м. было проведено вскрытие археологическими методами 44 могильных ям, еще 14 погребенных были собраны из разрушенных могил. В двух могилах обнаружены следы каменной выкладки. Могилы расположены в ряды, имеют довольно строгое ориентирование по линии запад-восток, с расположением тела на спине, головой на запад. Руки практически во всех случаях сложены в районе живота. Проведенный половозрастной анализ позволил воссоздать демографическую модель общества того периода.

Таблица 1

Изображение

Из разрушенных в ходе строительных работ могил были собраны останки минимум 11 человек, у которых обнаружены переломы ребер, локтевых и малоберцовых костей:

1 ребенок до года

5 женщин (возраст 40-50 лет, 30-40 лет, 20-25 лет, 45-60 лет, 25-35 лет)

4 мужчин (возраст 30-40 лет, 30-50 лет, 30-40 лет, 30-50 лет)

1 взрослый без определения по половому признаку.

Данные таблицы № 1 позволяют предполагать, что данное кладбище было общим, на котором погребали всех жителей.

Средний рост погребенных мужчин составляет 170 см, при этом индивидуальный разброс от 166 см до 176 см. Средний рост женщин 163 см, при разбросе индивидуальных показателей от 158 см до 169 см. Подобные значения являются достаточно высокими для того периода.

Таблица 2

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Таблица 3

Изображение

Несмотря на небольшую продолжительность жизни (большинство умерших до 40 лет) и очень высокую детскую смертность (44% захороненных не дожило до 18 лет) отмечено определенное развитие медицины. Заживление практически при всех травмах происходило без воспалительных реакций, что свидетельствует о своевременном и должном уходе при лечении травм. В то же время санитарно-экологическое состояние, питание — неудовлетворительные, о чем говорят последствия инфекционных заболеваний, туберкулез, у детей рахит и внутричерепное давление. Отмечены очень сложные бытовые условия, у жителей чрезмерные нагрузки на ноги, довольно много приходилось переносить тяжестей. Обморожения обнаружены практически у всех захороненных.

Глубина могильных ям при археологическом исследовании захоронений имели следующие значения:

Таблица 4

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Комплексное изучение Каменского могильника позволяет составить портрет жителей. Европеоидная раса, не высокий рост, часть захоронена с металлическими православными нательными крестами, захоронения однотипны, что позволяет предполагать, что все были в христианской вере. Отсутствие нательных крестов у другой части дает возможность предположить, что нательные крестики были из дерева или кожи.

Основную часть населения составляли молодые жители, в возрасте от 18 до 45 лет, преимущественно мужского пола. Преобладание мужского населения над женским связано в первую очередь с тяжелым физическим трудом, и в любом месте Сибири в период 17-18 века в первую очередь земли заселяли служилые люди, казаки, хлебопашцы, крестьяне, переселившиеся из Центральной части России. Женщин не хватало, и даже издавались Указы о том, чтобы женщин и девушек везти из других земель.

«От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии в Сибирь, на Верхотурье, воеводе нашему Микифору Юрьевичу Плещееву да подьячему Микифору Матюшкину. По нашему указу велено Григорью Шестакову на Вологде, на Тотьме, на Устюге Великом, у Соли Вычегодской прибрати из вольных гулящих людей в Сибирь, в Тоболеск, 500 человек казаков да в тех же городех в Сибирь же, в Енисейский острог, велено прибрать служилым людем и пашенным крестьянам на женитьбу 150 жонок и девок. И в нынешнем во 139-м году сентября в 9 день писал к нам с Тотьмы Григорей Шестаков: прибрал де он на Вологде из вольных гулящих людей в Сибирь в Тоболеск в казаки 150 человек до 5 жонок и тем по нашему указу роздал наше жалованье…»

Само отношение к женщине в тот период было неуважительным. В середине 17 века на территории Сибири процветала торговля женщинами, многоженство, и духовенство пыталось пресечь это своими увещеваниями, что впрочем, впоследствии, и удалось:

«… Общие усилия патриарха Филарета Никитича и архиепископа Киприана были направлены к распространению в Сибири религиозных обрядов и христианских обычаев и к искоренению противных им обычаев, господствующих там. … Согласно с прежними грубыми обычаями казаков на дону и по примеру турок и татар … они смотрели на брак как на житейский договор, имеющий силу только до тех пор, пока этого хотят обе договаривающиеся стороны … или пока мужчина находит его удобным. Они, как татары, покупали и продавали жен; когда они нуждались в деньгах, они закладывали их на определенный срок. Они не знали ни ревности, ни той нежности, которую внушает нам женщина, являющаяся нашей и связанная только с нами; наоборот, в их понимании, собственность на женщину ничем не отличалась от собственности на всякое другое имущество, которым они могли располагать по своему усмотрению. … Сибирские казаки подговаривали по дороге в городах и селах молодых женщин и девушек ехать вместе с ними, обещая им жениться на них самим или найти им хороших мужей. Таким образом они привозили в Сибирь целые партии в 50 и более человек; большинство женщин по приезде в Сибирь оказывались обманутыми и проданными тому, кто за них больше заплатил. … Многоженство было распространенным пороком в Сибири … Архиепископ обвинял казаков особенно в том, что они во время поездок смешивались с татарскими, калмыцкими, остяцкими, вогульскими женщинами и приживали с ними детей, не заботясь о том, чтобы крестить тех и других … Они не боялись вступать в брак со своими ближайшими кровными родственницами … Таковы были тогдашние нравы…»

Да и в случае с Каменским могильником сложные семейно-бытовые условия отражены на женщинах – «Инфекционный периостит, периостит из-за переохлаждения, чрезмерные нагрузки на ноги. В верхней части черепа сквозное округлое отверстие..» (таблица № 2, захоронение № 24); «… два перелома носовой кости, травмы грудной клетки, двусторонние множественные переломы ребер. Удары разной силы в разное время интерпретированы как регулярные и жестокие бытовые побои» (таблица № 2, захоронение № 43)

Так же следует отметить, что мужчины не жалели на своих женщин денег, приобретая им шелк который мог поступить только из Китая, а столь дальний товар привозимый в основном через Бухару имел значительную цену. Да и обувь была кожаная, шитая, с каблуками. Впрочем мужчины тоже ходили не в лаптях, сохранились остатки кожаной обуви с железными каблуками, а в одной из обувок были обнаружены остатки вязаных шерстяных носок. В могилах встречаются кроме остатков обуви и пуговицы, некоторые со вставками из стекла. Женщины носили косички и вплетали в них различные травы. И хотя по способу захоронений присутствует элемент язычества – практически во всех гробах захороненные перекрыты берестой, на мой взгляд это было сделано по обычаю, не противоречащему церковным канонам. Сам гробы были сделаны из досок, сшиты железными гвоздями, крышки гроба также были заколочены гвоздями. Этот немаловажный факт говорит о наличии пил для расшивки бревен, наличия гвоздей, либо средств на их приобретение.

Датировка захоронений, по мнению археологов, отнесена к 18 — началу 19 века.

Данный вопрос является спорным, хотя бы по причине обилия документов, карт и схем Каменской слободы с 1699 года, то есть с того момента, когда было принято решение о строительстве Каменского завода. Местность до этого периода не пустовала с 1680-х годов, наоборот, на ней кипела жизнь светская, религиозная и промышленная. Жили крестьяне, монахи владели небольшим железоделательным заводом и совершали свои обряды, сам завод плавил руду.

Так кто же мог быть захоронен в этом месте?

Предположительно первые поселенцы Каменской слободы. Именно те крестьяне, кого поселили монахи Далматовского монастыря при основании железоделательного завода в 1682 году. При постройке острога в начале 18 века данный участок земли оказался внутри. Занимая довольно небольшую площадь, имея органы управления заводом – дом управителя, казенные постройки, внутри острога размещались и органы управления Каменской слободой, или Троицким городком, по названию церкви во имя трех святителей.

Также о более раннем захоронении говорит факт сабельной раны и смерти от наконечника стрелы. Данным оружием пользовались башкиры, татары и калмыки. Последние волнения башкирцев были в 1750-х годах, но к этому времени захоронения в Каменском остроге не производились.

Исследования наконечников данного типа (в 2013 году в музей поступило еще 3), проведенные отделом археологических исследований НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области относят эти наконечники к периоду XIV-XVIII века

1. Плоский, черешковый ромбический наконечник с расширением в нижней части пера, с выраженным упором. Данный наконечник относится к типу, который был распространен в Западной Сибири у Сибирских Татар в XIV-XVIIIвв. У местного населения Западной Сибири как в лесной, так и лесостепной ее части лук и стрелы применяются до XIXв. Наконечник стрелы, учитывая его не большие размеры, скорее всего относится к начальному периоду бытования на территории Западной Сибири, т.е. к XIV-XVIвв. Скорее всего данный наконечник был вырублен из листового железа с последующей подковкой.

2. Плоский, черешковый ромбический наконечник с расширением в нижней части пера, линзовидно-уплощенный в сечении с упором, «Гнездовского типа», с выпуклыми сторонами и вогнутыми плечиками. Данный наконечник относится к типу, который бытовал на территории Западной Сибири у Сибирских Татар в XI-XVIIIвв.

3. Плоский, вытянуто-треугольный без упора, с расширением в нижней части пера, с линзовидно-уплощенным в сечении пером. Острие наконечника обломано. Данный наконечник относится к типу, который бытовал на территории Западной Сибири у Сибирских Татар в с XIв. и до исторической этнографии. Данный тип наконечника применялся в охоте на крупного зверя как при стрельбе из лука, так и самострелов. Однако при военной опасности, такие наконечники, конечно же применялись и как боевые.

В дальнейшем опыт обнаружения железной руды, его плавки, выковки и использования стал основой развития этого края.

Используемая литература

1.Отчет об исследованиях Каменского могильника в г.Каменск-Уральский, проведенных в 2001 году. Министерство культуры Свердловской области. Екатеринбург, 2001 г.

2.Отчет об исследованиях антропологических останков с кладбища нового времени г.Каменск-Уральского. РАН, уральское отделение, институт истории и археологии. Екатеринбург, 2007 г.

3.Вестник антропологии, Москва, 2006 г.

4.Труды Камской археолого-этнографической экспедиции, выпуск V, 2008 г.

5.История Сибири т.II, Москва, РАН, 2000 г.

Нет комментариев. Ваш будет первым!
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку Администрацией сайта «Каменск-Уральский. Страницы Истории» персональных данных и cookies.