Какой могла быть площадь имени Горького? (неосуществлённые проекты)

Автор:
С.И. Гаврилова

В 1920-х -1930-х г.г. идеологи советской архитектуры создали новый тип жилья. Возникли СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ГОРОДКИ – единые комплексы, включавшие в себя жилые, общественные здания, лечебные, учебные учреждения, спортивные сооружения, парковые зоны, объекты соцкультбыта и др. В нашем городе первыми такими комплексами стали городок трубников (Соц. город Трубный) и городок алюминщиков (Соц. город УАЗа).

Архитектурно-градостроительный облик Красногорского района (от железнодорожного моста до заводоуправления ОАО УАЗ-СУАЛ) – «Городок алюминщиков» - сформировался в 1930-1950-е годы.

До начала 1930-х годов на этой территории существовала деревня Красная горка. В конце 1920-х – начале 1930-х годов советскими геологами были найдены уральские бокситы. И после утверждения Коллегией НКТП строительной площадки в 1933 году вблизи деревни Красная горка началось возведение алюминиевого комбината.

А около завода начали возводить жилье для строителей и рабочих. Первыми жилыми сооружениями этого поселения были бараки, дощато-камышитовые дома.

Генплан Уральского Алюминиевого комбината и поселка на 20 000 жителей. «Монтажпроекталюминий» г. Ленинград. 1934 г. из Музея УАЗ-СУАЛ.

В 1934г. Ленинградской проектной организацией «Монтажпроекталюминий» был выполнен «Генеральный план Уральского алюминиевого комбината» с прилегающим к нему рабочим поселком на 20 000 жителей.

Начало застройки Центральной площади Красногорского района. Алюминиевая улица, первый дом ЦЖС, 1935 год.

По проекту территория четко разделена на две зоны: промышленную в южной части и жилую - в северной. Объединяет их улица Алюминиевая.

Центральная площадь Красногорского района, на заднем плане УАЗ.

Композиция поселка представляет собой синтез радиальной, лучевой планировок и прямоугольной сетки. Такую конфигурацию будущей застройки определили: криволинейные берега р. Исеть, уже существующие шоссейные дороги и железнодорожная колея – для подвоза стройматериалов на строительство завода – гиганта. Направление основных улиц было намечено: Алюминиевой, Бугарева, Каменской, Жуковского, Октябрьской, Уральской, Исетской, Строителей. Центральное ядро – главная площадь (с 1971 г. - площадь им. Горького), ее пересекают все основные улицы.

Фрагмент схемы генплана 1934 г. «Монтажпроекталюминий». Квартал ЦЖС из Музея УАЗ-СУАЛ.

Архитектурному облику центральной части поселка в проекте было уделено особое внимание. За основу был взят проект «Городка Чекистов» в Свердловске (памятник архитектуры федерального значения), разработанный архитекторами свердловской фирмы «Стройбюро КГБ»: И.П.Антоновым, В.Д.Соколовым, А.М.Тумбасовым, А.Н.Стельмащуком в 1929 году. Жилые дома свердловского проекта образуют пилообразную композицию, вытянутую вдоль улиц квартала под углом 10 к ним. На центральную улицу г. Свердловска – ул. Ленина - проектируемый «Городок Чекистов» выходил клубом им. Дзержинского и общежитием для чекистов (ныне гостиница «Исеть»). «Городок Чекистов» спроектирован в стиле «конструктивизм», который господствовал в те годы в СССР.

Конструктивизм (от латинского construction – составление, построение) – стиль в советском зодчестве 1920-х г.г., получивший развитие благодаря новым строительным технологиям и новым принципам проектирования: архитекторы отказались от декора, выразительность зданий достигалась за счет выявления функции, конструкции зданий: каркаса, лестничных клеток, эркеров и др. Для конструктивистских построек характерны: предельное упрощение форм, контраст глухих поверхностей стен с большими площадями остекления.

В Каменске-Уральском по аналогу проекта свердловского «Городка чекистов» в 1934 г. был разработан комплекс ЦЖС, возведением которого занималась Центральная жилищная секция (отсюда и такое название). Эскиз внутренней планировки домов для ЦЖС разработала московская фирма «Технобетон» в 1934 г., рабочий проект выполнили архитекторы организации «Уралалюминий»: Бучнев А.А., Колпаков А.Н., Плакхин И.Р., Кожушко Л. Бучнев и П. В 2001 г. жилые дома по ул. Каменская, 9, Строителей, 10, Исетская, 11 и Алюминиевая, 12 стали памятниками архитектуры местного значения.

Архитекторы «Монтажпроекталюминия» продублировали свердловскую пилообразную композицию по периметру квартала (жилые дома по ул. Каменская, 9, ул. Строителей, 10, ул. Исетская, 11 и ул. Алюминиевая, 12) и здание гостиницы «Исеть» (здесь оно называлось «Корпус холостых»).

То есть северо-западный угол квартала ЦЖС, выходящий на площадь, должно было увенчать здание «Корпуса холостых» – дубликат свердловской гостиницы «Исеть» (между построенными в 1937 г домами по ул. Каменская, 9 и ул. Алюминиевая, 12) . «Корпус холостых» был раскрыт на площадь и являлся тем выразительным, высотным акцентом, который стал бы доминантой площади (фото 5, 6 – из архива и музея УАЗ-СУАЛ).

Ул. Алюминиевая, вид на Центральную пощадь.

Здания квартала ЦЖС в Каменске-Уральском проектировались в стиле «конструктивизм», но воплощены были уже с элементами стиля «советский неоклассицизм» - с декоративными элементами. То есть в архитектурном отношении они являются переходными от «конструктивизма» к «советскому неоклассицизму».

Четыре жилых дома ЦЖC в 1935-1937 г.г. были построены, но осуществить «Корпус холостых» помешала Великая Отечественная война.

Соц.город УАЗа уже в годы войны планировалось развивать дальше. В марте 1943 г. был окончен «Эскизный проект планировки и реконструкции соц.города УАЗа. Генеральный план застройки», выполненный Проектной мастерской строительства Дворца Советов при СНК СССР. Его разработали под руководством главного архитектора, академика архитектуры Б.М.Иофана: зам начальника строительства по инженерной части, доктор технических наук Г.Б.Красин и ст. архитектор Столяров.

Данный проект предполагал застройку территории от современной остановки «Челябинская» до Волковского водохранилища и застройку левого берега р. Исеть. Центральную площадь данный проект решал по-другому - в стиле «советский неоклассицизм».

Сквер и дома по ул. Исетской.

«Советский неоклассицизм» - творческое направление в советском зодчестве 1930-1950-х г.г., которому было присуще обращение к античности, эпохе Возрождения, классицизму. Гибкость классических «законов красоты», удивительное разнообразие композиционных возможностей и пластических форм позволяли выразить в образцах архитектуры богатство идейно-художественного содержания. Советский неоклассицизм был призван воплотить торжество победившего социализма, имел ярко выраженное идеологическое звучание. Советскому правительству нужна была архитектура непременно яркая, монументальная, сразу же запоминающаяся, агитационно-пропангадистская, чтобы в сознании человека любого уровня подготовки мгновенно внедрить целый комплекс образно выраженных идей, закрепляющих веру в победу и светлое будущее социализма».

Проект высотного дома на главной площади поселка (с 1971 г. пл. Горького). 1953 г. Фото из Архива КУКМ

От криволинейного в плане «Дома холостяков» (дубликата гостиницы «Исеть») на центральной площади района архитекторы отказались и предложили высотное здание, детальный проект которого был разработан уже в 1953 г. Ленинградской организацией «Гипроалюминий».

Это здание в духе московского университета на Воробьевых горах должно было доминировать на площади, его центральная часть предполагалась в 11-12 этажей, боковые жилые крылья – 7-8 этажей. Венчала его башня со шпилем. В центральной части здания планировалось разместить районные и советские организации, техкабинет, партийную библиотеку, гостиницу; в боковых крыльях проектировались жилые помещения, первый этаж отводился под ресторан и кафе.

В 1948 г. впервые был выполнен генеральный план для всего города Каменска–Уральского, разработанный Ленинградским отделением Государственного института по проектированию городов (Гипрогор). По этому генплану активно застраивался и Красногорский район, на площади к 1953 г. был построен жилой дом по ул. Алюминиевая, 16.

Но в связи с вновь проектируемым высотным зданием планировалось реорганизовать всю площадь и внести корректировки в проект 1948 года. Дома, выходящие на площадь, надстраивались башнями, западная и восточная стороны площади застраивались пятиэтажными жилыми домами протяженностью около 150 метров с архитектурным декором, созвучным для всего ансамбля. Дома квартала ЦЖС намечалось «частично переработать, улучшить их архитектурное оформление». А в центре площади планировалось «разбить сквер с красивым фонтаном».

Напомню: проект высотки был выполнен в 1953 году, а 4 ноября 1955 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Правительство взяло курс на крупнопанельное типовое строительство (в народе – «хрущевки»). Центральной площади Красногорского района опять не повезло – вновь сменился архитектурный стиль, и монументальное высотное здание не было построено.

Площадь Горького. 1958год.

Дома ЦЖС остались в первозданном виде. А пятиэтажные дома, выходящие на площадь, все-таки успели построить в стиле «советский неоклассицизм»: ул. Алюминиевая, 15, ул. Алюминиевая, 14, ул. Каменская, 16.

Главная достопримечательность Красногорского района, гордость архитектуры Каменска-Уральского – фонтан в римском стиле.

В 1958 г. Построили и гордость Красногорского района - «Красивый фонтан» («римский»). «Римский» фонтан на пл. Горького оформляла Лепная мастерская при строительном тресте УАЗа под руководством Виктора Николаевича Артимоновича (1913-1974 г.г.) Мастерская была создана после войны в 1945 г., выполняла лепные украшения для интерьеров и фасадов практически всех зданий города – жилых, общественных, лечебных, учебных и др., выполняла малые архитектурные формы. Была закрыта в 1955 г.

Территория на площади, отведенная под высотку, – между домами по ул. Каменская, 9 и ул. Алюминиевая, 12 так и пустовало до конца 1960-х г. И только в 1969 г. на этой территории был построен жилой 9-ти этажный дом из силикатного кирпича. В архитектурном отношении от нейтрален ансамблю площади (не улучшил, но и не ухудшил) – появилась, наконец, доминанта.


Площадь Горького с высоты птичьего полета сегодня.

Таким образом, в Красногорском районе - в «Городке алюминщиков» - сложился интересный градостроительный ансамбль, который претендует на статус памятника градостроительной архитектуры. Необходимо официально присвоить ему статус охранной исторической зоны, восстановить утраченное и продолжить его изучение – я уверена, что исследователей ждут интереснейшие открытия. В настоящее время разрабатывается проект охранного зонирования данной территории.

А площадь им. М. Горького – символ не только Красногорского района, но и нашего города – его неповторимое лицо.

Автор выражает благодарность: К.И. Артимонович, Н.Ф. Голдену, Л.В. Зенковой, Н.Н. Евдокимову, В.И. Ермакову, Ю.В. Кржижановскому, Т.В. Шаламовой за предоставленные материалы.

Источники:
1. "Каменск-Уральский". Средне-Уральское книжное издательство. Свердловск. 1978 г.
2. "Каменский рабочий", статья "В лепной мастерской" 19.03.1957 г.
3. Каменский рабочий". 05.12.1953 г., 11.12. 1953 г.
4. Архив УАЗ-СУАЛ.
5. Музей УАЗ-СУАЛ.
6. "Свод памятников и памятных мест г. Каменска-Уральского". Ермаков В.И. 1985 г.
7. Архив Краеведческого музея г. Каменска-Уральского.
8. Архив Артимонович К.И.
9. Архив "Комплексной проектной мастерской" под руководством Евдокимова Н.Н.
10. Архив НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области.



15.07.2015 23:23
1657

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!