Городское хозяйство Каменска

Автор:
Татьяна Судакова

До революции многие вопросы ведения городского хозяйства решало заводоуправление казенного чугунолитейного завода: использование воды в заводском пруду, распределение участков для строительства улиц и домов, проведение телефонной связи, электричества и освещения улиц. Главным источником воды для хозяйствования жителей поселка Каменский завод с начала его основания и строительства служила река Каменка. Здесь брали воду для разных нужд: полить огород, постирать белье, напоить скотину. Упоминание о первом водопроводе относится к 1885 году. При строительстве железной дороги к станции «Синарской» от реки Каменки были подведены трубы для заправки водой паровозов. Водонапорная башня сохранилась до наших дней.

Торговая площадь и контора заводоуправления Каменского завода. Фото начала 20-го века.

Электричество появилось в Каменском поселке в 1903 году, а телефон в 1906-м. Некоторые сведения сохранилось о первом узле связи. В Каменском заводе почтово-телеграфная контора 6 класса размещалась по улице, которая сегодня носит имя Красных Орлов. Штат состоял из девяти человек: начальник конторы Владимиров, четыре почтово-телеграфных чиновника, три почтальона, сторож-уборщица. В конторе имелся один аппарат «Морзе» для связи с Екатеринбургом.

Плотина заводского пруда. В центре – будка с бочками воды.

В Гражданскую войну и первые годы становления Советской власти деятельность коммунальных служб испытывает, как и вся страна, различные потрясения. Вопросы о состоянии городского коммунального хозяйства решают на заседании коллегии Каменского отдела Управления. Вот протокол №9 за октябрь 1922 года: «…Бывший Каменский завод преобразован в 1920 году в уездный город и затем по ликвидации Каменского уезда в августе месяце сего года (1922г.), оставлен заштатным городом»… Переходя затем к вопросу, что досталось Каменску, как городу по наследству от бывшего Каменского уезда, определяется, что «наследство это можно характеризовать только одним словом – «разруха». Две таких важнейших отрасли, как коммунальное хозяйство и народное образование пришли в никуда не годное состояние: «Горкомхозу от бывшего Укомхоза передана бесхозяйственность и безотчетность…» Согласно положению о волостных исполнительных комитетах при Каменском исполкоме образованы различные отделы: Управления, Земельный, Военный и в числе прочих отдел Коммунального хозяйства - Комхоз. Первым заведующим был Петр Ефимович Ладейщиков. Но достаточными денежными средствами для наведения порядка в городском хозяйстве комитет по-прежнему не обладает. О состоянии дел в 1920-е годы нам говорят несколько документов. Договор. «1923г. ноября 26 дня нижеподписавшиеся гр. города Каменска Александр Иванович Черепанов с одной стороны и заведующий комхозом тов. Артамонов с другой стороны заключили настоящий договор о нижеследующем: Я, Черепанов взял на себя в арендование пользование проруби на реке Каменке на следующих условиях: прорубить на реке Каменке четырнадцать прорубей…водоносных, для водопоя лошадей и полоскания белья…» Арендатор Черепанов заботится о чистке прорубей и взимает с населения плату за пользование. Горкомхоз обязуется оказывать ему свое содействие в сборе денег. Договор с Горкомхозом заключает Воробьев Николай Васильевич. Он берет в арендное пользование весы на Торговой площади. А Каменская контора Екатеринбургского Губсоюза берет в аренду торговые помещения – бывшие купеческие магазины. В 1924 году Городской Исполком решает вопрос о восстановлении Байновского моста, сгоревшего во время Гражданской войны, а технику Горкомхоза Косякову вменяется в обязанность «составить ориентировочную смету и детально пронаблюдать, приблизив к действительности». В следующем году составлен проект и смета порайонной телефонной связи по уже готовой столбовой линии Колчедан - Рыбникова. И еще один документ от 23 сентября 1925 года: «О производстве ремонта здания музея. Постановили: смету в сумме 9 рублей на ремонт крыши музея утвердить и поручить Комхозу приступить к работе немедленно». В 30-е годы идет строительство гигантов – Синарского трубного и Уральского алюминиевого заводов. Городское хозяйство отстает в развитии и до полного благоустройства жизни еще далеко. На плотине Каменского заводского пруда, еще деревянной, стояло небольшое сооружение, «будка», тоже деревянная, куда подвозили бочку с питьевой водой. За небольшую плату – монетки или жетоны, которые бросали в окошко будки, жители Старого Каменска, Барабы и Калухи набирали воду. Большой популярностью пользовался ключ – источник подземных вод у основания горы под Преображенским монастырем, теперь это территория КУЭМЗа. Чистая вода ручьем стекала к реке.

Первые благоустроенные дома были построены в Синарском поселке и на УАЗе в 1935-1937 годы, но вся система водоснабжения, канализации и отопления сразу не работала. Вода стала поступать в дома перед началом Великой Отечественной войны, а отопление и канализация – после, примерно в 1947 году. В военные годы основные силы были направлены на восстановление и пуск эвакуированных заводов, выполнение планов производства. Но один интересный документ от 5 мая 1944года показывает, что и в это тяжелейшее время заботились о благоустройстве города. Протокол заседания Каменск-Уральского Горисполкома №26. Решение №281. «Об итогах декадника по санитарной очистке, благоустройству и озеленении рабочих поселков промышленных предприятий города». Участвовало в декаднике – 2052 человека. За время декадника вывезено на свалку, на поля, зарыто и сожжено – 22943 м.куб. мусора и нечистот. Силами населения отработано по посадке 108760 человеко-часов на общую сумму 79393 рубля. Посажено 30551 куст акации, 9190 корней тополя, клена. Значительную работу по декаднику провели: Коммунальные отделы 20 треста (нач. ЖКО тов. Глазунов), ЖКО 705 завода (нач. тов. Вейман)».

На субботнике по благоустройству города.

Декадник прошел успешно, и было принято решение продолжить работу: «Обязать зам.директоров и начальников ЖКО: в течение недели закончить озеленение рабочих поселков, привести в надлежащий вид тротуары, полностью укомплектовать штат дворников и не использовать на другие работы. Санитарную очистку улиц, площадей, дворов и проездов проводить ежедневно, привести в надлежащий вид все уборные общественного пользования, а где нет – построить новые. Обязать Горсанинспекцию, Горкомхоз и милицию установить строжайший контроль за санитарным состоянием города и рабочих поселков».

Стоянка такси у Драмтеатра. Фото 1954 год.

Результатом проведенной работы в следующем 1945 году стало присуждение первой премии по благоустройству города и вручение Переходящего Красного Знамени Исполкома Облсовета. (Вот, оказывается, с каких времен идут наши победы в областных конкурсах по благоустройству! – ред.) Лучшие работники получи- ли денежные премии и нагрудные значки «Отличник коммунального хозяйства». В первое послевоенное десятилетие зародилась традиция массового участия населения в благоустройстве и озеленении города. Протокол №16 заседания Каменск-Уральского Горисполкома от 25 апреля 1947 года: «Всего организовано в Советском районе 15 квартальных комитетов, с охватом – 71 человек актива. Силами актива проводилась работа по организации населения на благоустройство города, отработано – 4100 человеко-часов…» Год от года нарастали темпы жилищного строительства. 260 тысяч метров благоустроенного жилья в 1950-1957 годах возвел трест «Уралалюминстрой». Построено новое здание железнодорожного вокзала, завершилась реконструкция заводской плотины и драмтеатра. В 1966 году в Каменск-Уральский по трубопроводу пришел бухарский газ.

Работники Горкомхоза Каменска-Уральского, 1950 год. В центре – начальник Горкомхоза Лиханов Александр Александрович.

До 1946 года в городе не было пассажирского транспорта общего пользования. Несколько автобусов и грузовых машин промышленных и строительных организаций перевозили лишь своих рабочих на работу и обратно. В 1947 году впервые была организована перевозка пассажиров. Весь общественный транспорт составляли 3 автобуса. Они перевозили за год 38 тысяч пассажиров. В 1950 году появилось в городе первое такси - 3 машины. В 1956 году Металлургическим заводом была построена первая троллейбусная линия от поселка Чкалова до соцгорода алюминщиков. В следующем году был открыт второй маршрут - от площади Горького до улицы Стахановская, а в 1958 году маршрут был продлен до ДК «Юность» и железнодорожного вокзала. В 1971-м, в канун Октября в эксплуатацию сдана троллейбусная линия до соцгорода трубников (ост. Московская), а в 1978-м - еще один маршрут на 49 квартал. В 1969 – 1970 годах Радиозаводом построены и открыты для движения троллейбусные линии от 4 километра до улицы Жданова и от Центральной площади до улицы Кунавина. Синарский трубный завод в 1971 году построил и ввел в эксплуатацию троллейбусную линию от улицы Московской до вокзала. В 1972 году было создано единое городское троллейбусное управление. В 1980 году оно располагало 50 троллейбусами. В 1964 году было организовано специализированное пассажирское автотранспортное предприятие по перевозке пассажиров автобусами и такси. В 1980 году автопарк насчитывал 249 автобусов и 117 такси. Автопредприятие обслуживало 16 городских, 12 пригородных, 4 международных и 4 межобластных маршрута. В коллективе ПАТП работала почти тысяча человек. В 1984 году построен и введен в эксплуатацию новый автовокзал.

Из отчета Горисполкома за 1966 год, показатели развития города Каменска-Уральского в сравнении с 1958г.

1. Водоснабжение. Протяженность водопроводной сети 172,5км (1958год), 209,0км (1965год), рост 121,1% Среднесуточная подача воды 18тыс. куб(1958год), 28,8тыс.куб (1965год), рост 160%

2. Канализация Протяженность коллекторов канализации 70км(1958год) 124,8 км(1965год), рост 178,3%

3. Теплоснабжение Протяженность тепловой сети 110,6км(1958год),146,3км(1965год), рост 132,2%

4. Дорожное хозяйство, освещение. Общая протяженность освещенных улиц 90км(1958год), 132,2км(1965год), построено42,2км

Протяжен благоустр. асфальт. тротуаров 56,9км(1958год), 80,5км(1965год), построено 23,6км Число светильников 4212шт(1958год), 6571шт(1965год), вновь установлено 2359шт


15.09.2015 22:16
945

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!