Вячеслав Чупин: гонщик начинается с кросса

Автор:
В. Калистратов

Чупин В.П. – (25.07.1942 г. в п. Пышма Свердловской области) Почетный мастер спорта СССР по мотоспорту (К-Уральский, ДОСААФ)

Неоднократный чемпион и призер СССР и РСФСР по спидвею (мотогонки на льду)

Неоднократный чемпион и призер РСФСР по мотокроссу

Чемпион РСФСР по картингу

Звание «Почетный мастер спорта СССР» присвоено в 1968 году.

Вряд ли найдется кто-то из любителей мотоциклетного спорта, кому не известно имя Вячеслава Чупина. Для тысяч мальчишек в период 60-70-х годов этот гонщик был настоящим кумиром. Да что там мальчишек, посмотреть на гонки с участием В. Чупина ходили семьями, приезжали болельщики из других городов, окрестных сел и деревень!

Он первым, из каменских гонщиков стал мастером спорта СССР в мотогонках на льду. Ему, первому и единственному, в нашем городе спортсмену присвоено звание «Почетный мастер спорта СССР». Он успешно выступал в мотокроссе, в ипподромных гонках, мотогонках на льду и в картинге.

За годы своих занятий спортом Вячеслав Чупин собрал уникальную коллекцию медалей. Он 14-кратный чемпион РСФСР, 15 кратный чемпион СССР (9 раз - в личном зачете и 6 раз - в составе сборной команды РСФСР), чемпион Спартакиады народов СССР. В. Чупину присвоено спортивное звание «Судья республиканской категории», как тренер он подготовил чемпионов РСФСР и СССР – В. Митрофанова и М. Кравченко (мотоциклетный спорт) и призеров чемпионата РСФСР В. Черникова и Н. Чупина (картинг).

Весной 1964 года на стадионе УАЗа проходила матчевая встреча городов Свердловской области по мотогонкам на льду. Перед тысячами зрителей во всей красе предстали каменские гонщики. Вячеслав Чупин, ставшим совсем недавно мастером спорта СССР, победил в классе мотоциклов 125 см3, а Борис, его старший брат, выиграл в другом классе - 175 см3. Примечательно, что в этих гонках третье место заняла единственная выступающая в соревнованиях женщина – заслуженный тренер РСФСР - свердловчанка Валентина Липская, которую В. Чупин долгие годы будет считать своим тренером.

В 22 года Вячеслав Чупин, заявил о себе как спортсмен талантливый и неординарный.

На чемпионате РСФСР 1964 года в ледовых гонках в классе мотоциклов 125 см3 В. Чупин завоевал бронзовую медаль, (в газете по этому поводу писали - «тогда кое-кто считал, что это случайность для молодого спортсмена»), чуть позже на чемпионате СССР он отчаянно борется, уступив чемпиону лишь 1 очко. Итог - серебряная медаль. И под занавес сезона новый успех – в матчевой встрече сильнейших мотогонщиков страны, где участвовали все финалисты первенства СССР, проводимой в городе Новокузнецке, Вячеслав Чупин продемонстрировал волю к победе и высокое мастерство, занял первое место, оставив позади неоднократных чемпионов СССР и международных гонок В. Катомина и И. Клевнова, и других гонщиков. За эту победу В. Чупин был удостоен звания «Мастер спорта СССР».

Летом, этого же 1964 года, Вячеслав Чупин, впервые севший за руль картинга, на проходившем в Омске первом чемпионате РСФСР получил золотую медаль.

В сезоне 1965 года Вячеслав Чупин делает победный дубль, став чемпионом РСФСР и чемпионом СССР. Теперь уже никто не сомневался, что это гонщик прирожденный, и он пришел в спорт всерьез и надолго.


Первый инсайд

Сейчас современной молодежи предоставлен широкий выбор досуга, а в наши времена, вспоминает В. Чупин, - единственной отдушиной был спорт. В послевоенные годы особой популярностью в народе пользовался футбол. Играли все и где только можно. Футбол, с успехом заменявший и телевидение, и прочие развлечения, был для нашей страны игрой национальной.

Мимо этого явления не прошел и Вячеслав. Для того, чтобы играть в детской команде «Динамо» Каменска-Уральского, мало одной любви к футболу, нужно было иметь в арсенале еще какие-то способности. И они, у него были. Иначе бы Славу Чупина не назначили капитаном команды, и не играл бы он под N 10 правого инсайда. В матче с одноименной свердловской командой, он был замечен тренерами, и ему, совсем еще «зеленому» пацану, люди не случайные в футболе, предрекали блестящую футбольную карьеру. Как знать, имели бы мы сейчас талантливого футболиста, взамен великому мотогонщику Чупину, сделай он другой выбор в спорте.

В школе Вячеслав очень здорово бегал короткие дистанции, и еще, как отмечали врачи физкультурного диспансера, уже у состоявшегося мотогонщика Чупина, была отличная реакция, феноменальная восстанавливаемость после нагрузок. Все эти качества сгодились ему в открытом для него новом увлечении под названием – мотоспорт.


Гонщик начинается с кросса

Впервые мотогонки я увидел в 1947 году в городе Серове, где мы проживали. Спортсмены гоняли по трассе, проходящей по городским улицам. Называлось это действо - шоссейно-кольце­вая гонка. Стартовали гонщики в основном на трофейных мотоциклах «Цюн-дап», «Харлей Девидсон», «ДКВ» и первых отечественных «Октябрях» ленинградс­кого производства, пермского завода «ПМЗ-200» (в народе расшифровывалось: поп­робуй меня заведи). Вне конкуренции оказался мотоциклист на американском мотоцикле «Харлей Девидсон» (это по имени хозяина завода, эмигранта Харитона Давыдова, придавшего «благозвучие» русской фамилии). «Соревнования такого рода на меня особого впечатления не произвели. Слишком разношерстной была техника, из-за чего отсутствовал главный аспект спорта - соревновательность.

А вот переехав в город Ирбит в 1950 году, и увидев соревнования на отечественных - ирбитских мотоциклах с колясками, я, как и все мальчишки, был очарован ско­ростью, техникой. В те времена ирбитский ипподром был центром спортивной жизни: - постоянные бега лошадей, мотогонки, футбольное поле, на котором можно было играть, в свободное от игр профессионалов время, мальчишкам. Но мотоцикл был культом ирбитчан. Не роскошь, а средство передвижения. Другого транспорта у населения просто не существовало. Наверное, не было в Ирбите мальчишки, не умеющего водить мотоцикл. В 7-8 лет каждый школьник знал, как страницы букваря, местных спортсменов - лидеров мотоспорта в стране, раз­бирался в технике, мотоциклах.

За руль спортивного мотоцикла Чупин впервые сел в 16 лет (раньше не выдавались «Права») в городе Каменске-Уральском.

- Начальник автошколы Н.А. Тычкин, - рассказывает В. Чупин, - дал мне старенький мотоцикл, который я восстановил. После первого кросса я понял, какие психологические и физические нагрузки достаются гонщикам и насколько сложный этот вид спорта.

В дальнейшем стать мотогонщиком помог мне старший брат Борис, в то время уже опытный спортсмен.

Мне нравился кросс своей непредсказуемостью условий соревнований, большими физическими нагрузками. Часто соревнования проводились в районе дома отдыха «Металлург». Помню, были такие соревнования, где гонщики выстраивались в линию, метров за двести от мотоциклов, давался старт, и мы бежали кросс бегом к своим мотоциклам, заводили их и мчались дальше по трассе. У меня здесь было преимущество. Вот где сгодилась быстрота!


Все на лед!

В 1960 году наш руководитель мотоспорта города Николай Алексеевич Тычкин, уже в то время понимавший, что глав­ное в спорте - это праздник», дал команду: - «Всем кроссовикам - на лед»! Он буквально заставил ехать, иначе в кроссе не будете участвовать. А когда заставляют, конечно, делаешь все с неохотой. Мы кроссовики с презрением отнеслись к этой затее. «Какой это спорт? - Цирк натуральный, десять кругов по 400 метров и заезд окончен» - так думал я, пока не поехал быстро. Жарко при такой скорости и на 30 градусном морозе, да и не гонять по льду было нельзя, иначе кросс потеряешь. Поставили мы кроссовые моторы, и учились ездить. Падали часто, пока не научились правильно шиповать колеса. До всего доходили сами, методом проб и ошибок.

Когда приехали на первенство области, которое проходило на Центральном стадионе в Свердловске (это где-то в 1961 или 1962 году), я увидел, что это же совсем все другое - другие моторы у людей стоят – гоночные, а не как у нас. Топливо спиртовое, мотор работает в экстремальном режиме, а в качестве смазки применяется касторовое масло. А сама гонка действительно захватывающая и смотрится совсем по-иному. И вообще это другой вид спорта. Это также бесспорно, что как сейчас спорт № 1 в мире – «Формула-1». И тут все стало на свои места. Нужно было выбирать специализацию - кросс или гонки? В двух направлениях работать невозможно. Не хватит ни времени, ни сил. В этих областных соревнованиях В. Чупин не попал в число призеров, занял четвертое место, хотя и в городе выиграл у очень сильного гонщика Володи Швецова, пострадавшего от своей неаккуратности, у него в гонке открутилось переднее крыло и попало в колесо. Это тоже говорит о том - отмечал про себя Чупин, - что гонщик должен быть собранным, внимательным ко всем мелочам.

В 1962 году впервые разыгрывалось звание «Чемпион СССР» по мотогонкам на льду в двух классах мотоциклов – 125 см3 и 350 см3. Соревнования проходили многоэтапно, начиная с 1/32 финала. Целый мара­фон. Тяжелый, выматывающий. Вячеслав Чупин начал соревнования запасным гонщиком, но благо­даря поддержке каменских болельщиков и помощников вошел в основной состав. Добился участия в финале, который проходил в Свердловске. Гонки чемпионата СССР были очень престижными, в них участвовало очень много ведущих гонщиков страны, и в дальнейшем из этого состава формировалась сборная команда СССР. В этом финале Чупин Вячеслав уже на равных боролся с будущим семикратным чемпионом мира Габдрахманом Кадыровым, чемпионом СССР Валерием Катоминым, Иваном Клевновым и другими именитыми гонщиками. «Это был самый сильный финал и потому, что в дальнейшем появился международный класс до 500 см3, куда и перешли ведущие спортсмены страны. А мне путь в большой спорт, в сборную страны, был закрыт, так как я работал в «закрытом» предприятии, о чем я особо не жалею. Работа на предприятии оборонного значения, важней» – считал я

В это время Вячеслав работал в конструкторском бюро «УПКБ-Деталь», учился в вечернем институте, занимался спортом, который отнимал все больше и больше времени. Получалось, что свободными оставалась часть вечера и ночь. Так и готовились. Условия, конечно, были далеки от сегодняшних - кто в подвале, кто в сарае доводил «до ума технику». Если честно сказать, я тогда не думал стать каким-то чемпионом, просто нравилось то, что я делаю, вот и все. Таким было становление ледового спидвея в нашем городе.


Родители

Родился я в рабочем поселке Пышма. Родители Павел Васильевич и Анна Николаевна были очень не простые люди. По линии мамы бабушка была из Финляндии. Видимо тоже не из простой семьи. А дед Лопухин – был каторжанин. Об отце много можно рассказывать. Он родился в семье хлеборобов. Прадед Максим и отец жили в деревне Чупино Свердловской области. Жили небогато. Отец один из первых вступил в колхоз, потом в комсомол, стал секретарем комитета комсомола. В 1937 году, пострадал за связь с «врагом» народа Косаревым». А связь, какая была? - Секретарем ЦК комсомола Косарев выступал перед слушателями КОМ ВУЗа в Самаре, где отец учился. Все слушали, потом сфотографировались на память. Практически, как отец сказал, – после 1937-1938 годов мало кто остался в живых, из тех, кто был на фото.

Спас его соученик - Михаил Улитин – начальник пышминского НКВД. Пришел к нам в 2 часа ночи и сказал: – Все завтра тебя исключают из партии за связь с врагом народа. И сам знаешь, чем это кончится. Бери семью, уезжай, никто искать не будет, время не то. Отец взял семью и уехал в Пензу. Его все-таки исключили из партии. А в 1938 году восстановили, раз дело не дошло до суда (туда не кого было вызывать). Что было дальше. До войны – с 1938 по 1941 гг. отец работал рядовым колхозником. На фронт отца призвали в самом начале войны. Уже на третий день войны он был на передовой. Отец рассказывал первые ужасы войны. Орудия стреляли только для того чтобы дать немцам понять, что у нас есть артиллерия – 1-2 снаряда в день. На 20 человек была одна винтовка, патронов ограничено – 5-10 штук. Один стреляет, а 19 ждут, когда его убьют и, винтовка освободится. За две недели войны потеряли два состава дивизии. Тут же подвозили новые партии новобранцев.

Павел Чупин закончил войну майором в должности начальника контрразведки Армии. Во время войны наша семья из пяти человек проживала в одной комнате, потом к нам еще подселили эвакуированных. Жили мы в то время в г. Талице, бабушка с нами тоже проживала. Войну страшно вспоминать. Психология у людей в тот период была совсем другая, чем сейчас – помогали друг другу все. Была в отношениях какая-то человечность, почему сейчас многое изменилось, непонятно.

После войны у нашей семьи было много переездов, связанных с назначениями отца по службе. Вначале его послали в Челябинск в авиационное училище, потом переводили в Мурманск, Архангельск. После 1947 года он работал начальником КГБ в Серове, Ирбите. Потом переехали в Каменск-Уральский. В 1953 году после ареста Берии, снова были чистки, но отец не пострадал. Ему предлагали новое продвижение, но отец, словно предчувствуя неладное, отказался, тем самым, сохранив себя и семью. Все, что я рассказываю сейчас о жизни родителей, я узнал поздно, уже в зрелом возрасте.

Родители мои сначала были против моего увлечения мотогонками. «Это спорт опасный, для здоровья никакой пользы». Видя, что меня не переубедить, стали помогать.

Это сейчас я понимаю, что любой вид спорта высших достижений, связан с колоссальными нагрузками, опасен и не всегда полезен для здоровья. А уж тем более такой, экстремальный, как наш, связанный с техникой, с природными условиями.


Формула успеха

Победа в мотоспорте не делается одним спортсменом. Вокруг него стоят десятки людей: - тренеры, механики, слесари, токари, расточники, фрезеровщики, шлифовщики, соперники и товарищи по спорту, болельщики и семья. Так получилось, что меня всегда окружало много хороших людей. Помогали мне в техническом плане очень многие, причем бескорыстно и порой совсем не знакомые люди. Не могу не упомянуть добрым словом таких людей, как Носков Василий Иванович (механик) Анатолий Николаевич Медведевский - уникальные работники конструкторского бюро – Чигвинцев Федор, Щербаков Михаил и многие другие, которые не с чем не считались, помогали мне. Каждый из них, как говорится «Дока» в своем деле. Огромная техническая поддержка для мотоспорта все годы была со стороны работников КУМЗа. К слову сказать, пионером в шоссейно-кольцевых гонках в 1952-1953 годы был Симар Басюк, применивший штампованные диски колес, двигатель с водяным охлаждением. С этими новшествами он уже выступал на соревнованиях как гонщик в Ленинграде. Сейчас его наработки применяются в космической технике. Мы долго мучились с поршнями, искали подходящий сплав, его технологическую обработку. Остановились на двойной прессовке сплава «АК-4». Получилось! Поршня из этого сплава ничем не уступал лучшим в мире поршням фирмы «СМИТ» (Мессершмит) Опять же помогали в этом Владимир Баранчиков, и братья Воскресенские Авенир и Вячеслав. И что интересно, москвичи отдельно от нас тоже пришли к этому сплаву, который использовал москвич Анатолий Абрамов в шоссейно-кольцевых гонках.

В качестве механика помогал А. Губанов. Как-то ко мне на соревнованиях подошел Волков Евгений – инженер КУМЗа, энтузиаст, голова у которого работала чудесно, сам предложил, что сделает мне новый цилиндр. И сделал! Мы тогда намного опередили других. В становлении мастерства гонщика большую роль играют и соперники, внимательные наблюдения, за которыми дают много полезного, особенно за лидерами. Это целая наука. Одно время, когда я только начинал, проигрывал лидерам на старте и никак понять не мог, почему? Потом присмотрелся – перед стартом их взгляд направлен не на дорожку, а на боковую штангу, где крепится стартовая резинка. Первоначально этот крепеж вперед приходит в движение, а потом резинка. Попробовал так же, получилось. А такой гонщик как Г. Кадыров – многократный чемпион Мира по спидвею - мудрый восточный человек, с каким мастерством он выбирал в гонке оптимальную позицию. Или как ходил по кругам С. Тарабанько? Всему этому стоит поучиться.

А еще и болельщики – их тысячи. Мы ведь знали, что за нас весь город болеет. Бывало так, что приезжаешь в другой город, куда-нибудь в Кузбасс, а там есть наши, – каменские. Это всегда поддерживало и вдохновляло и влияло на результат в соревнованиях. Мы ведь в конечном итоге для них стараемся показать красивую спортивную борьбу. Одним словом – победа в спорте, всегда победа коллектива. Это в любом виде спорта. Если нет коллектива, человек оторван от всех, подпитываться не чем. Я считаю, что сделали меня окружающие люди, и рабочие, и семья и тренеры. Вот так, порой незаметно и спортсмен, и окружающие его люди работали в наше время на спорт, двигая, таким образом, его вперед.

Картинг

В 1964 году мне довелось стать чемпионом РСФСР в картинге.

Выступая в этом виде спорта, понял, что это не та детская забава для изобретателей картинга – американских летчиков, скучающих от безделья, а спорт, причем более перспективный и ничуть не менее простой, чем мотоспорт. Поэтому я не взялся выступать на два фронта - в мотоспорте и картинге.

В последние годы мотоспорт стал терять свои позиции, в основном уступая автомобильному. Мотоцикл как средство передвижения утратил свое значение, народ стал богаче, машина уже сегодня не роскошь, а средство передвижения.

По-настоящему значение картинга я понял, когда увидел сияющих мальчишек, прокатившихся на карте за рулем, впечатляющее, незабываемое зрелище. После этого были тысячи детей, освоивших вождение карта в пионерских лагерях.

Человек, управляющий автомобилем, начинает понимать, что такое быть водителем транспорта. Это уже очень много для безопасности людей – чувство скорости не прививается теоретически. А если после освоения вождения, школьник начинает всерьез заниматься картингом, как видом спорта, требования к нему возрастают очень круто – и теоретическая подготовка и физическое развитие. За руль автомобиля сядет профессионально подготовленный водитель. Биография абсолютного большинства гонщиков «Формулы-1» начинается со слов: «занимался картингом…»

Вот для этого я на общественных началах стал культивировать картинг в городе, после того как к нему пропал интерес у многих руководителей спорта – неперспективно, нет успехов в чемпионатах страны. Если не будем развивать этот спорта, не будем учить, то конечно о каких успехах можно говорить.

Тренер, наставник молодежи

Сейчас Вячеслав Павлович и его сыновья Николай и Вячеслав, оба кандидаты в мастера спорта по картингу тренируют мальчишек, есть в секции и девчонки. Техника, в клубе картингистов, не весть какая, собирают ее по крохам, из утиля, следят за ней и старательно тренируются около сотни воспитанников. Большой интерес и любопытство к карту проявляет и младший Чупин – внук Артемка. Дед души в нем не чает, не запрещает, и особо не тенят в спорт. Подрастет - сам выберет.

Только единицы станут из учеников чемпионами. Ведь гонщиком надо родиться и очень много надо работать над собой, над техникой, брать пример и ориентир с лидеров, ставить перед собой цели и добиваться их.

Длинный у нас получился с Вячеславом Павловичем разговор. И о двигателях скоростных и приемистых, и о тактике гонки, и о психологическом настрое спортсмена, о символических в те годы призах для победителей, по сравнению с нынешними временами, о перспективе в ледовых гонках мотоциклах с кубатурой 125 см3.

Он объехал всю страну, но не помнит, как он говорит городов, их достопримечательностей, кроме стадионов и друзей и соперников – братьев по ледовым, ипподромным, кроссовым гонкам. Разве такое забудется?! И его – одного из пионеров мотоспорта, лучшего мотогонщика страны, помнят тысячи болельщиков в разных городах .


20.09.2015 00:54
671

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!