Каменский троллейбус

каменский троллейбус

В отсутствии регулярного движения общественного транспорта, промышленным предприятиям приходилось решать проблему доставки работников на промплощадки собственными силами, зачастую для этого использовались бортовые автомашины.

каменский троллейбус

В.С.Курбатов, директор Каменск-Уральского металлургического завода (1953-1957) по праву может считаться «отцом-основателем» каменского троллейбуса. Именно им было принято решение о строительстве троллейбусной линии, соединяющей металлургический завод и соцгород УАЗа, где проживало большое количество работников КУМЗа.


каменский троллейбус

Д.Ф.Родкин, будущий главный энергетик КУМЗа, во время пуска троллейбуса – молодой специалист обкатывавший один из первых троллейбусов и знакомивший будущих водителей с электрической частью подвижного состава. Троллейбусом под его управлением были пройдены первые метры городского электрического транспорта по каменской земле.

каменский троллейбус

В марте 1957 года была сформирована и направлена в Свердловск на курсы по подготовке водителей троллейбуса при филиале Московского института жилищно-коммунального хозяйства группа из 18 человек.

каменский троллейбус

Троллейбусное депо площадью 171кв.м. было сдано 2 ноября 1955года. До пуска троллейбуса оставался ровно год.

каменский троллейбус

Пуск 1 ноября 1956 года первой троллейбусной линии (маршрут №1) от поселка им.Чкалова до автостанции Красногорского района открыл троллейбусное движение в Каменске-Уральском.

Интересный факт: таким образом наш город стал первым не областным/краевым/республиканским центром, в котором было организовано троллейбусное движение.

каменский троллейбус

Троллейбусы ходили по линии каждые пять минут. При посадке не было никакой давки, люди стояли цепочкой друг за другом, заходили в салон без скандала и шума. Те, кому не хватало места, ждали следующий троллейбус.

Троллейбусное кольцо в Чкаловском посёлке Каменска-Уральского

На Чкаловском "кольце"...

Троллейбус Чкалова-УАЗ

Троллейбус направляется в очередной рейс от КУМЗа до УАЗа.

троллейбусы в каменске-уральском

Конечная остановка троллейбуса №1 в поселке им.Чкалова у проходной КУМЗа. Фото 1960 год.

троллейбусы в каменске-уральском

Конечная остановка троллейбуса №1 в соцгороде УАЗа в районе перекрестка улиц Октябрьская-Исетская, рядом ресторан «Исеть». Хорошо видны опоры контактной сети. В начале 40-х эти опоры были изготовлены для трамвайной линии. Планы по пуску трамвая не были реализованы и опоры использовали для троллейбусной линии. Некоторые из них стоят и сегодня.

троллейбусы в каменске-уральском

Первые троллейбусы в Каменске –5 машин МТБ-82, советского высокопольного троллейбуса средней вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, серийно производившегося с1946 по 1961 год.

Эмблема в виде пятиконечной звезды говорит о том, что этот троллейбус был выпущен в городе Энгельс Саратовской обл. на заводе им. Урицкого, всего на предприятии было выпущено около 5 тыс. таких машин.

троллейбусы в каменске-уральском

Дизайн кузова троллейбуса МТБ-82 заимствован у американского автобуса «Дженерал Моторс» 1940 года, аналогичный кузов имеет автобус ЗИС-155 советского производства.

Интересная особенность – кузов троллейбуса имел два ряда окон, нижний ряд для сидящих пассажиров, и верхний для стоящих. Фото 1959 года.

троллейбусы в каменске-уральском

До 1958 года, пока не был построен путепровод (сейчас – «Горбатый мост») через ж.д.. остановка по улице Стахановской была конечной. И, так как троллейбусного кольца для разворота машин не было, водителям приходилось вручную переставлять штанги на соседние контактные провода и задним ходом заезжать между магазинами, потом вновь переставлять штанги, выезжать на Алюминиевую ул. и возвращаться на площадь у проходной УАЗа.

троллейбусы в каменске-уральском

А.Я.Кабанов, директор Уральского алюминиевого завода. Под его руководством летом 1957 года началось создание троллейбусной службы УАЗа .

Одновременно решением Горкома КПСС и горисполкома было начато строительство троллейбусной линии взамен трамвайной, как наиболее приемлемой в условиях города.

На тот момент маршрут №1 по сути являлся «служебным»и выполнял свою узконаправленную функцию – доставка работников КУМЗа от места жительства до работы и обратно. 11 апреля 1957 года на заседании Каменск-Уральского Бюро горкома КПСС было принято окончательное решение о пуске в качестве городского общественного транспорта троллейбуса. Для решения этой задачи были привлечены все предприятия города.

троллейбусы в каменске-уральском

Опоры контактной сети перед установкой.

троллейбусы в каменске-уральском

Монтаж контактной сети.


троллейбусы в каменске-уральском

Для обеспечения электроэнергией второй троллейбусной линии была выстроена тяговая подстанция №2, 1958год.


Деревня Байново, ул. Кутузова (сейчас – Красногорский район, ул. Алюминиевая), подготовка щебеночного основания и укладка асфальтового покрытия.

Возведение путепровода (в народе – Горбатый мост) по ул. Алюминиевой через железнодорожную ветку 1-я Синарская – Челябинск – главная и наиболее трудоемкая часть строительства второй очереди городского троллейбуса.

Ул. Алюминиевая, на заднем плане ДК УАЗа, строительство второй линии троллейбуса.Опоры контактной сети уже установлены, но проводов еще нет.

троллейбусы в каменске-уральском

Знаменательным событием в жизни города явился пуск в канун нового 1958 года почти десятикилометровой второй очереди троллейбусной линии «УАЗ-Вокзал».

М.В.Чеснокова, дежурная тяговой подстанции №2 в ночь на 1 января 1958 года. В 5 утра она нажала кнопку «пуск» и подала напряжение на линию. В путь по маршруту «УАЗ-Вокзал» отправился первый троллейбус №2.

Интересный факт: так Каменск оказался единственным городом в бывшем СССР, в котором одновременно работали 2 ведомственные системы троллейбуса (УАЗ и КУМЗ).

троллейбусы в каменске-уральском

Для пуска второй очереди троллейбусного движения осенью 1957 года городские власти обратились в Министерство коммунального хозяйства с просьбой выделить 20 троллейбусов МТБ-82. Оплату произвели предприятия города: УАЗ-8, КУМЗ-4, Кр.ТЭЦ-4, КУЛЗ-2, ПО «Октябрь»-2.

троллейбусы в каменске-уральском

Конечная остановка маршрута №2, рядом проходная и заводоуправление УАЗа.

Остановка троллейбуса рядом с ДК УАЗа

троллейбусы в каменске-уральском

Конечная остановка маршрута №2 – железнодорожный вокзал.

троллейбусы в каменске-уральском

От площади Горького, центральной площади Красногорского района, уходит вдаль широкая и прямая ул.Алюминиевая, по обе её стороны выстроились серебристые железобетонные опоры первого, по настоящему общегородского, троллейбусного маршрута.

Строительство дома №16 по ул. Каменской в районе пл. Горького.

Ул. Алюминиевая – центральная улица Красногорского района. Остановка на пересечении с ул. Гагарина.

Площадь им. Горького, «римский» фонтан уже есть,первой городской 9-этажки еще нет.

И ещё пара фотографий троллейбуса на пл. Горького...

Похоже, что автомобиль ГАЗ-21 был очень популярен.

Алюминиевый техникум, фото 1957г.

На Байновском мосту...

троллейбусы в каменске-уральском

До постройки своего депо машины троллейбусной службы УАЗа стояли под открытым небом рядом с отделом кадров завода. Здесь же они обслуживались и ремонтировались.

троллейбусы в каменске-уральском

Колонна троллейбусной службы УАЗа на Первомайской демонстрации, ул.Алюминиевая.

троллейбусы в каменске-уральском

Водители и кондукторы троллейбусной службы УАЗа, 1964 год.

троллейбусы в каменске-уральском

Водители и кондукторы троллейбусной службы КУМЗа,1968 год.

троллейбусы в каменске-уральском

С начала 60-х годов в нашем городе на смену устаревшим троллейбусам МТБ-82 постепенно стали приходить более современные ЗИУ-5 . От своего предшественника он отличался не только рядом технических новшеств, но и, в первую очередь, большим комфортом для пассажиров. Всего в период с 1959 по 1972 год в стране было выпущено более 16 тысяч таких машин. Для своего времени это была самая массовая модель троллейбуса.

троллейбусы в каменске-уральском

Эмблема на троллейбусах марки ЗИУ стилизована под летящий самолет.

Интересные факты:

*ЗиУ-5 обладал очень высокой приёмистостью (величиной, обратно пропорциональной времени набора заданной скорости с места). По этому параметру он даже превосходил все отечественные легковые автомобили того времени.
* Несмотря на заявленную максимальную скорость в 68 км/ч, некоторые водители умели разгонять пустой ЗиУ-5 до 100 км/ч.

троллейбусы в каменске-уральском

Ул.Алюминиевая, троллейбус ЗИУ-5 на остановке общественного транспорта «Д.К. УАЗа».

троллейбусы в каменске-уральском

Ул.Алюминиевая, остановка общественного транспорта «Ул.Челябинская».

троллейбусы в каменске-уральском

30 мая 1973 года был подписан акт приема-передачи с 1 июня троллейбусного хозяйства Каменск-Уральского металлургического завода в ведение горисполкома. По акту передавалось: тяговая подстанция №1, контактная сеть протяженностью 6,4 км. в два провода, 9 троллейбусов ЗИУ-5Д, 1 ЗИУ-5 и др.

На фото 1974 года троллейбус ЗиУ-682 (ЗИУ-9). Всего в СССР было построено более 42 000 троллейбусов семейства ЗиУ-9, что позволило им стать самой многочисленной моделью троллейбуса в мире.

троллейбусы в каменске-уральском

Даже отслужив положенный срок на улицах города, и после выхода на пенсию троллейбусы продолжали приносить пользу людям. На фото легендарный троллейбус на лодочной станции КУМЗа. В разное время – спортивный тир, видеосалон и склад ГСМ водномоторников лодочной базы.

А вот ещё один каменский троллейбус, который до сих пор "в строю". Один из каменских троллейбусов стал экспонатом музея "Ельцин-Центр" в Екатеринбурге.

Троллейбус был изготовлен в 1994 году и до конца "жизни" городского троллейбусного движения служил жителям Каменска-Уральского. В последнее время он выполнял маршрут №5. В декабре 2013 года его списали, после чего он поступил в Екатеринбург для реставрации. Сейчас кузов троллейбуса использован для создания экспоната.




16.04.2015 23:47
2545

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!