Байновский мост

Летописи не сохранили нам точную дату основания деревни Байновой, по имени которой впоследствии и будет назван Байновский мост. Скорее всего деревня появилась на рубеже 17-18 веков, как и большинство деревень в окрестностях Каменского завода.

Первое же известное документальное упоминание о деревне относится к 1720 году, когда в «Переписной книге Тобольска и Тобольского уезда» (РГАДА, Ф. 214, Оп. 1, Д.1617) она названа деревней Баюновой.

Видимо одновременно с появлением деревни на правом берегу Исети, была наведена и первая переправа через реку. Что из себя представляли первые мостки, можно только догадываться, но думается они не сильно отличались от хлипкого мостика, запечатленного на фото С.М.Прокудина-Горского.

На фото 1909 года изображена мельница купца Соснина. На заднем плане справа можно разглядеть хлипкое деревянное сооружение, на месте которого вскоре появится капитальный Байновский мост.

Увеличенный фрагмент этой же фотографии с деревянными мостками у деревни Байновой.

Вот это временное сооружение, которое во избежание повреждения весенним ледоходом, на зиму обычно разбиралось, и можно считать первым байновским мостом и предшественником нынешнего Байновского моста.

Обустройство подобных переходов через реки было обычной практикой для уральских деревень. Подобный мост можно видеть и на другой фотографии С.М.Прокудина-Горского, сделанной в это же время.

Точно такой же мост у деревни Брод, располагавшейся в 5 верстах выше по течению от деревни Байновой.

Первоначально именно здесь и планировалось строительство капитального моста через Исеть, т.к. прямая дорога с рудников к Каменскому заводу пролегает именно через деревню Брод.

Совместно с Прокудиным-Горским окрестности Каменского завода фотографировал уральский фотограф В.М.Метенков и в объектив его фотоаппарата также попали мостки у деревни Байновой.

Метенков, также как и Прокудин-Горский, сделал фотографию мельницы купца Соснина (ошибочно назвав её Карабатовской), на которой мостик у деревни Байновой едва виден.

Спустя три года после посещения окрестностей Каменского завода Прокудиным-Горским и Метенковым, началось строительство Байновского моста.

Инициатором строительства выступил Чеслав Валерианович Панцержинский, Управитель Каменского завода в 1897-1907гг. Еще в 1901 году он вынес предложение о строительстве моста у деревни Брод, но впоследствии из-за экономических соображений предложил перенести строительство в район деревни Байновой.

Решение вопроса затянулось на несколько лет и строительство моста началось только в 1912 году.

На фото 1913 года строительство Байновского моста. На переднем плане в правом нижнем углу видна насыпь и остатки старых деревянных мостков.

В строительстве моста были задействованы и жители деревни Байновой.

Предполагалось что мост будет солидным сооружением на мощных опорах, но в связи с началом Первой мировой войны и сопутствующей нехваткой средств, планы по строительству пришлось корректировать. В итоге на основательные опоры положили хлипкий дощатый настил.

Впоследствии этот деревянный настил неоднократно разрушался как под действием времени, так и от рук человеческих – во время Гражданской войны, уходя из города, мост взрывали и сжигали сначала "белые", а потом и "красные".

Вид на Байновский мост постройки 1912-13 годов с левого берега Исети.

Привести мост в рабочее состояние получилось только в 1922 году, когда планировалось его использовать для доставки железной руды на Каменский завод с Сипаво-Новиковских рудников. Однако этим планам не суждено было сбыться – в следующем 1923 году Каменский завод был поставлен на консервацию, а в 1926 году закрыт окончательно.

На фото 1931 года можно хорошо рассмотреть конструкцию моста тех лет. Видны быки (опоры) с характерными, выступающими вперед ледорезами и деревянные пролеты моста устроенные по системе Гау-Журавского. Сейчас уровень Исети поднялся настолько, что те опоры моста, которые мы видим на фото, полностью скрыты под водой.

В 20-30-х годах 20 века Байновский мост неоднократно ремонтировался.

Первая же капитальная реконструкция моста была проведена в 1938 году, когда была пущена в работу Волковская плотина, вследствие чего значительно поднялся уровень воды в реке. Деревянный настил был разобран, существующие опоры наростили на 3 метра монолитным железобетоном и уложили комбинированные деревянно-стальные фермы все той же системы Гау-Журавского.

На фото видна конструкция пролетов моста и насколько поднялся уровень воды. От первоначальной высоты опор моста, выложенных из натурального камня, над уровнем воды осталось около 1 метра и видно насколько мост стал выше за счет увеличения высоты опор монолитным железобетоном.

Следующая глобальная перестройка моста началась в 1952г., когда ленинградский институт «Промтранспроект» подготовил проект реконструкции.

Реконструкция началась с того, что опоры были укреплены и высота их была увеличена еще на 2 метра.

На фото видна опалубка для бетонных работ.

Все деревянные конструкции моста были заменены на стальные. На опоры были уложены новые фермы, что позволило увеличить ширину проезжей части до 14 метров.

После этой реконструкции мост приобрел тот вид, который мы видим сегодня.

В 1991-1992 УАЗом, на балансе которого тогда находился Байновский мост, был проведен капитальный ремонт сооружения – заменено дорожное покрытие и установлены дополнительные металлические опоры.

На время ремонта мост закрывали, и для движения автотранспорта была наведена понтонная переправа.

Сейчас Байновский мост – основная транспортная артерия связывающая два района города – находится в аварийном состоянии и требует ремонта.


01.06.2017 00:23
694

2 комментария

15.06.2017 01:01
Господа! Но при реконструкции 50-ых годов мост не поднимали на 2 метра. На фото тех лет прекрасно видно что опалубка никак не 2 метра, а намного меньше. И фото к части статьи про ремонт 20-30 годов почему не соответствует временному отрезку? Там идёт реконструкция 54 года (11 фото в статье)
20.06.2017 23:08
Владимир, спасибо за Ваш отзыв. Действительно, мы уточнили информацию — высота опор моста была увеличена на 1,5 метра. Что касается фотографии (№11), мы не знали точной даты, когда был сделан этот снимок, и в данной фотоподборке он выложен не по хронологическому принципу, а в контексте описания «хлипкого дощатого настила» моста.