Мифы о Каменских пушках
Миф первый. Каменские пушки участвовали в Отечественной войне 1812 года.
Родоначальником мифа можно считать историка техники Виктора Васильевича Данилевского (1898-1960). В 1945 году в Свердловске он опубликовал очерк «Урал в Отечественной войне 1812 года». Он первым сказал, что «сверлильные станы обрабатывали на Каменском и Нижне-Исетском заводах русские пушки, победоносный гром которых приводил в трепет врага до самых берегов Сены».
годы, в хрущевскую «оттепель», газета «Каменский рабочий» опубликовала очерк Аркадия Коровина (1923- Краевед из поселка Белоярский в 1962 году ошибочно заявил, что «в 1812 году только с самого Каменского завода было отправлено в армию Кутузова 228 пушек». Приятная идея о сопричастности Каменска к освободительной борьбе впоследствии вдохновила каменских писателей и поэтов Н. И. Буйносову, Байнова, В. П. Шевалева на исторические ляпы: они смело называли места сражений, где из каменских пушек стреляли по французам.
Интересно, что ни один из авторов не ссылался на документы или иные источники, они просто выдавали желаемое за действительное. Как к этому относиться? Во-первых, всегда следует читать критически. Во- вторых, краеведческие заметки и книги — литература любительская, а потому часто не научная.
общем, приятной версии есть контрверсия. Во-первых, историки не знают документов или материалов, подтверждающих посылку или нахождение каменских пушек в армиях Багратиона, Барклая или Кутузова или в каких-либо иных армиях. Во-вторых, русская полевая и осадная артиллерия всегда была только бронзовой, а Каменский завод выпускал чугунные стволы, предназначенные не для полевых воинских формирований.
Стволы в России отливались из специального «артиллерийского металла». По современной терминологии сплав называется двухкомпонентной бронзой (медь — 90%, олово -10). Но из-за экономии средств большую часть производимых в империи стволов изготавливали из специального пушечного чугуна. Чугунные орудия имели другие конструктивные размеры, особенности и предназначение. Их применяли для вооружения только военных кораблей и крепостей. Наша армия накануне французского нашествия была вооружена до зубов пушками и единорогами «по штатам» системы 1805 года, и никакое дополнительное присутствие «чугунных замарашек» среди золотого артиллерийского блеска на полях сражений было попросту не нужным.
Миф второй. Каменцы служили в армии Кутузова.
Разумеется, очень престижно для историка установить факты участия каменцев в воинских частях, задействованных в сражениях против Наполеона. Но, видимо, в Каменске еще не родились исследователи, которые бы нашли свидетельства о рекрутских наборах в Камышловском уезде.
Пока — одни предания. Среди них есть, интересные. Например, Аркадий Коровин — без указания на источник — утверждает, что деревня Поплыгина, некогда существовавшая в Каменском городском округе, прежде называлась Атлыкуль, а затем — Москвиной, или Москвой. По Коровину, будто бы ее основал солдат, который возвратился из армии Кутузова и назвал в память о Москве, «спаленной пожаром». Если фантазировать дальше, то он мог быть мещеряком с реки Синары. Но этот фольклор — уже от меня.
К сожалению, сегодня историки не располагают списками нижних чинов и другими архивными документами, которые зафиксировали бы участие каменцев в борьбе с французскими захватчиками. Во времена Александра I составляли мартирологи убитых, раненых и отличившихся только дворян- офицеров. Поэтому факты писатели найти не могут и сочиняют красивые мифы, выдаваемые за правду.
Миф третий. Каменцы — выдающиеся пушечных дел мастера.
Современные каменцы историю рабочего класса Каменска-Уральского читают все еще в изложении вульгарных сталинистов. А у тех методологический принцип был простой — правда там, где интересы КПСС. Поэтому и написал географ и партийный активист Аркадий Коровин такие слова про 1812 год: «Управляющий Каменского завода Грамматчиков, наряду с жестоким обращением с «работным людом», сумел воспитать прекрасные кадры пушкарей». Исторических документов, которые подтверждали бы этот тезис, нет. Почти ничего не известно и о патриотизме каменцев.
На Каменском чугуноплавильном заводе не было вольнонаемных рабочих. Все мужчины, их жены и дети были государственными крепостными людьми и делились на две сословные группы: мастеровые, и непременные работники. Каменские рабочие не имели собственности, не могли покинуть завод по своему желанию, перейти в другое сословие. Но и в этом рабстве, когда другая жизнь была неизвестна, каменцы любили труд, начальство, верили в царя и в Бога. Неизвестно, слышали ли они о намерении Наполеона отменить в России крепостное право и открыть шлюзы капитализму. И если бы услышали, то, скорее всего, не поняли бы, о чем идет речь.
Выражаясь по-современному, горнозаводская корпоративная этика тогда была покруче нынешней: за неповиновение рабочих били шпицрутенами и садили в каталажку. Так превентивно выбивали «французский дух свободы» и формировали покорность. Царский историк В. И. Семлевский приводит интересные дневниковые записи конца июня 1812 года командира 7-го пехотного корпуса Николая Николаевича Раевского (1771 -1829): «Я боюсь прокламаций, чтобы не дал Наполеон вольности народу, боюсь в нашем краю внутренних беспокойств».
Андрей Иванович Мачуженко, первый секретарь горкома КПСС, со-товарищи боялись того же самого, поэтому благостные вымыслы краеведов они использовали в книге «Каменск-Уральский — город на Исети» (1967 год). В этом же году на высоком берегу каменского пруда был установлен монумент «Пушка». Вчитаемся в текст мемориальной доски: «Каменским рабочим, пушечных дел мастерам, тем, кто Россию навеки прославил, пятидесятый октябрь в память и в честь эту пушку как символ поставил». Правда, конкретные имена героев не вписали: их не знали.
При советской власти родились патриотические лозунги «Славный вклад каменских пушкарей», «Каменцы не посрамили чести уральских мастеров». Однако в царской России никогда не гордились пушками — стандартными «железками», а восхищались артиллеристами — людьми, умевшими стрелять из них и погибать во славу русского оружия.
Да, очень живучи и популярны у нас мифы. Вымысел — это душа народа, хотя и реальность, например, о каменских пушках, не менее интересна.