Новый АМО. Автомобильный гигант в Каменске.

Автор:
Борис Майданик
Новый АМО. Автомобильный гигант в Каменске.

Иногда тайным становится не только то, что хорошо спрятали, но и то, что хорошо забыли.

Наверное, к этому, второму определению относится история об автомобильном заводе-гиганте, который должен был быть построен в поселке Каменске Челябинской области.

К тому времени, когда о будущем строительстве заговорили официально (а это 1933 год), в посёлке и близ него уже строился Синарский труболитейный и чугунолитейный завод им. Кабакова, алюминиевый комбинат, готовились начать строительство паровозо-вагоноремонтного завода-гиганта.

Перед началом строительства предполагаемые площадки в течение 1932-1933 гг. исследовали геологи. Их было, как минимум, пять. Площадка № 3 «Борисово» у деревни Борисово ныне Катайского района Курганской области. К этому же району относилась и площадка «Никитская» у села Никитского. Площадка № 5 «Монастырское» находилась рядом с селом Монастырское, ныне входящим в состав города Каменск-Уральского под названием «Монастырка».

Работы имели целью дать предварительную оценку инженерно-геологических свойств грунтов и грунтовых вод площадок. В задании для геологов значилось:

- Скважины ручного и механического бурения.

- Горные работы – проходка шурфов.

- Химические анализы воды, грунтов и водных вытяжек.

- Определение влажности грунтов.

- Физико-механические исследования грунтов.

В сохранившемся геологическом отчёте описывается исследование двух площадок. Площадка № 3 довольно ровная, однако разница между самым низким и самым высоким участками составляет 18 метров.

Площадка № 5 расположена на расстоянии 5 км от Каменска, вдоль полотна железной дороги «Урал-Курган», являющейся северной границей площадки. Южной границей служит река Исеть. Будущий соцгород, при выборе этой площадки, включал бы в себя селения Монастырское, Луга, М. Грязнуха и Баевка.

Выбранная промплощадка представляла собой почти ровную местность, с колебанием отметок не превышающими 6 метров на километр.

В пользу Монастырской площадки говорило и то, что разрез третичных и мезозойских осадков, прикрывающих палеозой, был более-менее постоянен, в то время как для Борисовой эти отложения представляли довольно пёструю картину смены литологических горизонтов. Это очень плохо при постройке больших по размеру цехов, так как различные участки фундамента могут располагаться на неоднородных по литологическому составу, а, следовательно, и механическим свойствам, грунтах.

На Монастырской площадке капиллярная способность грунтов оказалась хуже, чем на Борисовой. Если учесть и глубокое залегание уровня грунтовых вод, то всё это гарантировало от подвисания даже глубокозакладываемые основания фундаментов и исключало возможность вспучивания или выдавливания грунтов.

Однако поработать геологам пришлось недолго. Договор между Уральским Геолого-Разведочным Трестом и заказчиком – «Гипроватой» был заключён 16 ноября 1933 года. 20 ноября Каменская Геолого-Разведочная партия уже приступила к работе, а 31 декабря закончила, вследствие отмены решения о строительстве завода в Каменском районе.

Если бы не это, то Каменск был бы сейчас вторым городом области по численности населения, а может быть и первым. Ведь преображающийся Каменский район давал всем новым стройкам немало благоприятных условий. Синарский и Алюминиевый комбинаты – прекрасные соседи. Район пересекают две железнодорожных магистрали, по которым будут доставляться строительные грузы. Недалеко челябинский уголь. Район богат строительными материалами – красный строительный кирпич и глина, белый шамотный кирпич, мелкозернистый кварц и песок. Глина, песок, кварц расположены на поверхности вблизи строительства.

По планам того, далёкого 1933 года, на Синарском труболитейном и чугунолитейном заводе им. Кабакова должно было работать 6 с половиной тыс. человек (без строительства домен), а с учётом семей, социалистический город при нём рассчитывался на 25 тысяч обитателей. При постройке домен число населения и рабочих соответственно должно было увеличится. Алюминиевый комбинат был рассчитан на такое же количество производственных рабочих, что и Синарский завод им. Кабакова. Да и в соцгороде при нём должно было жить не меньше людей. Вагоностроительный гигант, утвержденный строительством в Каменском районе, должен был обслуживаться 11 тыс. производственных рабочих, а проектируемый социалистический город был рассчитан на 35-40 тысяч человек. И, наконец, автомобильный завод – самый мощный из этих гигантов, с 55 тыс. промышленных рабочих (для сравнения на тагильской Вагонке в 2015 году работало 30 тысяч человек).

В социалистическом городе, который должен был располагаться вблизи заводских построек, жило бы 200 тыс. человек. Промышленная площадка нового автомобильного завода занимала по проекту площадь 12 кв. километров и столько же отводилось под жильё.

Теперь о самом заводе, получившем на стадии проектирования имя «Новый АМО». На его строительство, оборудование и возведение жилфонда правительством было выделено 1100 миллионов рублей.

АМО-3 — советский грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 тонны, выпускавшийся на Московском автомобильном заводе АМО с 1931 по 1933 год. АМО-3 был, в основном, копией американского грузовика «AutoCar-SA».С октября 1933 года завод АМО был переименован в ЗИС, и АМО-3 стал называться ЗИС-3. Именно этот автомобиль планировалось выпускать в Каменске.

Сумма гигантская, но и завод планировался соответствующим. По величине и производственной мощности он должен был не иметь себе равных в автомобильной промышленности САСШ и капиталистических стран Европы. На заводе планировалось выпускать 200 тысяч трехтонных грузовых автомобилей типа «АМО». Кроме того, там должны были изготавливать запасные части для этих автомашин. Уже в 1936 году завод «Новый АМО» должен был выпустить первую партию в 5 тысяч машин, в 1937 году – 40 тысяч (и это при том, что на конец 1933 года даже геологические изыскания не были проведены до конца).

С пуском завода в эксплуатацию на его площадку должно было поступать ежедневно до 850 вагонов только одного сырья, что потребовало бы бесперебойной работы транспорта и одновременного строительства железнодорожных и подъездных путей.

В 1933 году начался первый этап - сбор материалов и подготовка проектов. В Москве шла подготовка смежных производств, связанных со строительством. Металлургической базой нового завода определили Бакальский завод, строительство которого в связи с этим должно было быть ускорено. В качестве топливной базы намечались газифицируемые пласты челябинского угля.

…Как там писал Маяковский – «Я планов наших люблю громадьё». Но в данном случае этому «громадью планов» не суждено было сбыться. Новый завод-автогигант так и не был построен. Можно предположить, что правительство здраво решило расширить какой-то из действующих заводов, чем строить новый. Да и проект по постройке вагоноремонтного гиганта был отправлен в архив, вероятно потому, что в соседней, Свердловской области уже вовсю шло строительство подобного.

Автор: Борис Майданик

Источники:

Уральский рабочий 16.10.1933

ФБУ "ТФГИ по Уральскому федеральному округу". Отчёт № 14088

19:40
169
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Все права защищены © "Каменск-Уральский. Страницы Истории" 2015-2019
При использовании информационных материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки не закрытой от поисковых систем.

Яндекс.Метрика