О рисунке моста на проекте планировки соцгорода УАЗа 1943 года

916
Автор:
О рисунке моста на проекте планировки соцгорода УАЗа 1943 года

5 декабря 2020 г. на конференции «Каменские чтения» старший научный сотрудник краеведческого музея Любовь Васильевна Зенкова в своем докладе «Берега Исети: экскурс в прошлое» сделала довольно громкое заявление. Оказывается, что «Эскизный проект планировки и реконструкции соцгорода УАЗа. Генеральный план застройки» 1943 года содержит рисунок первоначального проекта железнодорожного моста архитектора В.А. Росновского. Причем сам мост на тот момент вот уже несколько лет, как эксплуатировался (сдан в декабре 1940 г.).

Изображение

Любовь Васильевна и сама не может объяснить, с какой стати и для чего на более позднем проекте появился этот рисунок якобы 1930-х годов. Но что сказано, то сказано и авторитетный краевед стал творцом очередного мифа. Ее материал размещен ЗДЕСЬ.

Так что за мост там всё-таки изображен?

Для начала скажу пару слов о самом проекте 1943 года.

В 1941 году в эвакуацию на Урал из Москвы прибыла «Проектная мастерская Строительства Дворца Советов при СНК СССР» во главе с Главным архитектором, академиком архитектуры Борисом Михайловичем Иофаном (1). Основная масса сотрудников разместилась в Свердловске, но некоторая их часть оказалась в Каменске-Уральском. История их деятельности в нашем городе еще ждет своих исследователей. Но то, что появился этот проект, говорит о том, что они не сидели, сложа руки. К тому же бывший начальник строительства Дворца Советов, Андрей Никитович Прокофьев, с октября 1941 года по июль 1943-го возглавлял «Уралалюминстрой» (2).

Изображение

«Эскизный проект планировки и реконструкции соцгорода УАЗа» достоин отдельной публикации и анализа. Выполнен он со столичным размахом. Например, зоопарк, числившийся к возведению во второй очереди (всего их три), выглядит явным перекосом для нашего города. И всё-таки жаль, что из него ничего так и не воплотили. Хотя вопрос, насколько планы были привязаны к действительности, остается пока открытым.

Изображение

Автором проекта был старший архитектор Е. Столяров. Вероятно, это Евгений Алексеевич Столяров (1911-1992), советский архитектор, художник-график. Автор эскиза главного павильона ВДНХ СССР (1951) (3). Больше о нем информации в Интернете не встретилось.

Также на проекте стоит подпись заместителя начальника строительства (Дворца Советов) по инженерной части, доктора технических наук Красина. Герман Борисович Красин (1871-1947), советский архитектор, инженер, член-корреспондент Академии архитектуры СССР. Кроме участия в создании Дворца Советов известны его предложения о строительном развитии Москвы по «звездному» плану, сыгравшие важную роль в рациональной организации транспортных потоков столицы (4).

Помимо прочего указана проектная организация во главе с Б. Иофаном и также написано: г. Свердловск, март 1943 г.

По нижнему краю листа, отдельным рисунком, приведен разрез, перпендикулярный Исети, на котором показаны мост и восходящий рельеф левого берега с запланированными зданиями. Вот про это инженерное сооружение Л.В. Зенкова и сделала свое ошибочное заявление.

Догадки и предположения здесь излишни. Достаточно внимательно посмотреть основной проект, чтобы понять, что это рисунок нового автодорожного моста через Исеть, связывающего два берега реки в створе современной улицы Бугарева, т.е. на месте существующего ныне пешеходного моста.

Согласно представленному плану, на левом берегу предполагалось большое строительство, от реки и до Колчеданского тракта (третья очередь). Планировалось возвести, как административные и культурно-досуговые здания, так и жилую застройку с соответствующей инфраструктурой. По своим размерам застраиваемая площадь была сравнима с территорией, занимаемой Старой Красногоркой. Поэтому полноценный мост в этом месте был необходим и важен.

Изображение

Сооружение состояло из трех пролетов. Над водой, также как и у построенного железнодорожного моста, располагался только один, арочного типа. По одному пролету было и на каждом берегу, причем они не были одинаковыми по количеству и виду опор. Бесспорно, новый мост повторял архитектурный облик моста Росновского и проезжая часть располагалась на такой же большой высоте. Связано это было с тем, что на тот момент еще были живы планы по превращению Исети в судоходную реку. Вон, под мостом даже нарисованы два плывущих судна.

Остается открытым вопрос об авторах моста. По логике, это был Е. Столяров или кто-то из его подчиненных. Но дело в том, что в правой части этого рисунка, рядом с основной надписью, есть небольшой текст. Он выцвел и, похоже, читается далеко не весь: «Член-корреспондент Академии Архитектуры С.С.С.Р., профессор (стоит подпись) Симонов Г.А. Член Ученого Совета Академии Архитектуры С.С.С.Р., Доктор Технических Наук, профессор Иваницкий А.П.».

Вряд ли они являются проектировщиками показанного тут же инженерного сооружения, скорее они сделали своё заключение-резолюцию-согласование на весь «Эскизный проект планировки и реконструкции соцгорода УАЗа». Уж слишком это масштабные личности.

Вот что пишут о Григории Александровиче Симонове (1893-1974): «Советский архитектор-градостроитель, педагог; яркий представитель конструктивизма в архитектуре. Его творчество в значительной степени повлияло на общую направленность отечественной архитектуры.

Изображение

Г.А. Симонов родился в Троицке на Южном Урале. В 1920 году окончил Петроградский институт гражданских инженеров, преподавал в нем с 1929 года. В 1920-1930-е годы он фактически руководил жилищным строительством в Ленинграде.

В мастерской архитектора Симонова были спроектированы почти все знаменитые довоенные ленинградские жилищные массивы, а также множество общественных зданий нового типа. Новаторские постройки Симонова являются эталонными образцами архитектуры авангарда в СССР. Он воплощал самые передовые идеи и принципы в комплексных проектах жилых кварталов Ленинграда. Его творения близки по духу работам европейских пионеров модернизма» (5).

В конце 1941 года Григория Александровича направляют в Свердловск, в эвакуацию, где он возглавил Уральскую группу Академии архитектуры. В 1943 году его переводят в Москву и назначают заместителем председателя Государственного Комитета по делам архитектуры при Совете Народных Комиссаров СССР. А затем – Председателем Комитета по делам архитектуры при Совмине СССР (1947-1949). С 1955 года он заведовал кафедрой и преподавал в Московском архитектурно-строительном институте (6).

Второй специалист, Александр Платонович Иваницкий (1881-1947), русский и советский архитектор, градостроитель. Окончил Петербургский институт гражданских инженеров в 1904 году (7).

Изображение

А.П. Иваницкий создал первые послереволюционные планы городов: Архангельска, Баку, Твери, Ржева, Гусь-Хрустального, Ростова-на-Дону, Горького и других.

Он являлся организатором первых в СССР кафедр высших учебных заведений по специальности «градостроительство», в Ленинграде и Москве.

В 1938 году Иваницкому была присуждена ученая степень доктора архитектуры. В 1944-м его избрали членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР.

Во время Великой Отечественной войны Александр Платонович работал в Уральской группе Академии архитектуры СССР в Свердловске, где, в том числе, консультировал и руководил работами по проектированию планировки и застройки городов области.

Основным вкладом А.П. Иваницкого в науку была разработка единых норм строительного проектирования, с применением комплексного подхода к решению этих проблем. Его деятельность сыграла значительную роль в становлении науки о планировке городов (8).

…Каждому человеку свойственно ошибаться и невозможно всё знать. Любовь Васильевна поторопилась с выводами и не уделила времени на изучение «Эскизного проекта планировки и реконструкции соцгорода УАЗа». Хотя, если заглянуть в книгу «Памятники архитектуры Каменска-Уральского», то увидим, что и ведущий исследователь каменского градостроительства, С.И. Гаврилова, тоже погрешила против истины, считая этот мост только пешеходным (9).

05.02.2021 г.

Д.М. Анчугов, краевед

Источники:

1 — Дворец Советов – неосуществленный проект строительства высотного административного здания в Москве для проведения сессий Верховного Совета СССР и массовых демонстраций. По плану архитектора Бориса Иофана, высота Дворца Советов вместе с венчающей его стометровой статуей Владимира Ленина составляла 415 метров. Дворец должен был стать центром новой советской Москвы и самым высоким зданием в мире, символизирующим победу социализма. 
В 1931 году на месте предполагаемого строительства Дворца Советов был взорван храм Христа Спасителя, подготовительные работы начались уже на следующий год. Фундамент дворца был завершен в 1939-м, но из-за начала Великой Отечественной войны проект заморозили. В 1941-1942 годах стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для обороны Москвы.
Конкурс на проектирование Дворца Советов проводился также в 1956-1958 годах, для него был заготовлен другой участок на юго-западе Москвы. Однако и эти планы не были реализованы. В 1960 году фундамент Дворца Советов превратили в самый большой в мире открытый бассейн «Москва», который проработал до 1990-х. После его закрытия на этом месте был восстановлен храм. (По материалам «Википедии»).

2 - «А все стихи свои я предал огню». Анатолий Алексин в Каменске-Уральском

3 - Трамвай исскуств. Столяров Евгений Алексеевич (1911–1992)

4 - Трамвай исскуств. Красин Герман Борисович (1871–1947)

5 - Трамвай исскуств. Симонов Григорий Александрович (1893–1974)

6 - Видео «Григорий Симонов — архитектор»

7 - Трамвай исскуств. Иваницкий Александр Платонович (1881–1947)

8 - Знаменитые архитекторы и дизайнеры. Иваницкий Александр Платонович.

9 - Гаврилова С.И., Зенкова Л.В, Кузнецова А.В., Лесунова А.Ю. Памятники архитектуры Каменска-Уральского. – Екатеринбург, 2008. С. 59.

Нет комментариев. Ваш будет первым!
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку Администрацией сайта «Каменск-Уральский. Страницы Истории» персональных данных и cookies.