Классицизм в памятниках архитектуры Каменска-Уральского

827
Автор:
Классицизм в памятниках архитектуры Каменска-Уральского

Поскольку на Урале строительство начи­налось с заводов, первым стоит пред­ставить промышленное зодчество и те строения, которые связаны напрямую с заводами. Не случайно именно на Урале сложился особый тип поселений — города-заводы. Их появ­ление относится к самому началу XVIII в. Первой ласточкой был Невьянский завод, за которым пос­ледовали Уктусский, Каменский, Алапаевский и ряд других казенных заводов. Однако их принадлеж­ность казне была кратковременной, вскоре они про­давались и их собственниками становились предпри­имчивые и целеустремленные частники. Уже после первого года своего существования Невьянский за­вод был продан Демидовым. Через короткое время в частном владении оказались и Верхне-Тагильский, и Быньговский, и многие другие, еще недавно бывшие казенными. К середине XVIII в. у казны осталось только два уральских завода — Екатеринбургский и Каменский. На протяжении этого столетия про­блемы стиля заводского строительства не касались. Господствовавшее в XVIII в. барокко давало о себе знать лишь в культовом зодчестве. Это объясняется в первую очередь отсутствием на Урале професси­ональных архитекторов или хотя бы получивших основы архитектурного образования в Академии ху­дожеств.

Одним из первых архитекторов, привнесших на Урал дыхание нового стиля — классицизма, был выпускник Академии Михаил Павлович Малахов. Он проявил себя во всех видах архитектурного творчества. По его проектам возводились адми­нистративные здания, частные особняки, храмы. О его способности решать задачи промышленно­го зодчества убедительно говорят как дошедшие до нас проекты уже утерянных построек, так и постройки, частично сохранившие свой облик. В начале XIX в. по отношению к промышленному зодчеству сложилось две точки зрения: первая от­рицала применение неоправданных утилитарными функциями приемов и форм гражданской архитек­туры, другая приветствовала их использование, по­скольку и промышленные объекты, находящиеся в черте города, формировали его облик. Так, фран­цузский архитектор Клод Николя Леду, а в России Валлен-Деламот, Захаров, Стасов, Росси и многие другие трактовали производственные и прочие ути­литарные строения не только как вместилище ме­ханизмов или материальных ценностей, но и как выражение общественной значимости созидатель­ного труда. Достаточно вспомнить величественные формы «Новой Голландии» Деламота в Петербурге, провиантские склады Стасова в Москве, корпуса Ижевского оружейного завода Дудина или конный двор в подмосковных Кузьминках Жилярди.

М.П. Малахов явно придерживался та­ких же взглядов и в полемике с губернским ар­хитектором Н.П. Свиязевым, упорно отстаивал свою позицию, отвергая обвинения в «излише­ствах». Конфликты между И. И. Свиязевым и М.П. Малаховым были частыми. И. И. Свиязев видел в нем своего соперника и нередко отвер­гал его предложения. Так, не был принят проект Екатеринбургской гранильной фабрики, разра­ботанный Малаховым в 1823 г. М.П. Малахов стремился заводские постройки не прятать от глаз людских, а украшать ими город, коль скоро они оказывались в его центре.

Изображение

Фасад конторы Каменского завода

Изображение

Боковой фасад конторы Каменского завода

Очень показательна в этом отношении предзаводская площадь Каменского завода. Притом что каждое строение подчиняется правилу симметрии, общая композиция асимметрична, что больше ха­рактерно для московской школы. Наибольший интерес представляет здание заводской конторы. При скромных размерах оно привлекает взгляд венчающей его купольной ротондой, формой, уже проверенной архитектором на ряде других объек­тов. По сторонам конторы — ограды, включающие чугунное литье, которое удачно контрастировало с белизной каменных конструкций и стен. Все пост­ройки Малахова были белыми, очевидно поэтому Екатеринбург того времени, в котором многие ка­менные строения были возведены по его проектам, назвали белокаменным. Справа от конторы протя­нулись провиантские склады, архитектура которых позволила превратить их в театральный комплекс. За фронтом этих строений возвышался крупный доменный цех с присущими классицизму треуголь­ными фронтонами и крупным куполом. Все было сделано для того, чтобы центр города, сформиро­ванный заводскими постройками, не угнетал, а ра­довал взор.

Изображение

Фасады и разрезы доменного цеха при Каменском заводе

Изображение

Контора Каменского завода, 1825 г. Архитектор М.П. Малахов

Утверждение архитектуры классицизма было невозможно без освоения опыта каменного строительства, особенно в провинции, куда этот опыт пришёл с опозданием. При строительстве изб и других строений, в том числе заводских, в лесных регионах в качестве основного строительного материала использовали дерево. Лидером в освоении камня в этих районах становилось, как правило культовое зодчество. Для строительства долговечных каменных храмов на Урале приглашали артели опытных каменщиков из центральных регионов. Вместе с ними приходила и стилистика, освоенная артельщиками во всех деталях. На новых местах они свободно обходились и без архитекторов, владея всеми необходимыми приёмами: от разбивки плана по простым соотношениям его частей в саженях и аршинах до возведения стен, столбов, парусов и т.д. Далеко не всегда хватало сил и средств на завершение всех работ. Обычно довольствовались молельней. Трапезные, тем более колокольни, достраивались нередко через много лет после возведения основной части храма, уже другимим мастерами и в ином стиле. Хорошо освоенные схемы барочных храмов — от скромныхбесстолпных до крестово-купольных одноглавых и даже сложных пятиглавых — удерживались даже в то время, когда классицизм уже был нормой в гражданском строительстве. В первое десятилетие XIX в. барочная традиция в культовом зодчестве ещё господствует на Урале. В её основании — целый ряд храмов, которые и архитектурой, и размерами не уступали подобным сооружениям столиц и крупных городов европейской части России. Первые крупные каменные храмы появляются на Урале лишь в начале XVIII в., а на территории современной Свердловской области — в середине XVIII в. Свято-Духовская церковь в Екатеринбурге была построена в 1755 г. В 1758-1768 гг. возводится Екатерининский собор, в 1771-1774 гг. — Богоявленский кафедральный собор, а в 1792 г. — Вознесенская церковь. Поражают интенсивность и масштаб строительства столь крупных, сложных, типично барочных по стилистике храмов. Эти и другие построенные в XVIII в. храмы нередко меняли свой облик, обрастая в первой половине XIX в. пристроями и приделами уже в классическом духе. Заметно изменили свой облик Екатерининский и Богоявленский соборы, о чём говорят запечатлевшие их старые фотографии. Сохранившаяся до наших дней типично барочная Вознесенская церковь, самая стройная из построенных в Екатеринбурге, в середине XIX в. была обезображена прямоугольным пристроем уже постклассической архитектуры. Поднимавшаяся от земли колокольня оказалась наполовину упрятанной в нём, и лишь верхние ярусы торчат из крыши предела. Нелёгкой оказалась и судьба храмов, построенных в классическом стиле, но к ним судьба была более милостива, некоторые сохранили свой облик, другие реставрированы или их реставрация возможна.

Притом что классицизм постепенно дает о себе знать в культовом зодчестве, барочные тради­ции сохраняются и в начале XIX в. В 1806 г завершается строительство Троицкой церкви Каменского завода. К началу ее возведения, еще в 1793 г., на колокольню средств не хватило. Также барочная и также без колокольни, в 1805 г. в Екатеринбурге была освящена еще недостроенная единоверческая Спасская церковь, больше известная как Толстиковская, поскольку строилась на средства купца Якова Толстикова.

Изображение

Троицкая церковь, 1793-1806 гг.

Строительство и реконструкция церкви Каменского завода в отличие от истории сооружения других церквей Урала прослеживаются во вcex подробностях. Разрешение на возведение каменной церкви взамен деревянной, сгоревшей в 1768г., было дано в 1790 г., а в 1792 г. состоялось ее закладка, в 1793 г. началась постройка, но в 1803 г. еще незаконченная церковь обру­шилась. Постройка церкви была возобновлена уже по новому проекту и в 1813 г. состоялось освящение основного храма. Через несколько лет появилась угроза обрушения колокольни.

Изображение

Изображение

Было решено её разобрать, а новую колокольню возводить на новом фундаменте, при этом произ­вести реконструкцию всей церкви, ставшей к этомy времени тесной. Проект такой реконструкции в 1821 г. был выполнен Малаховым. В полном соответствии с проектом в 1828 г. были перестроены приделы и колокольня, и вся церковь «совершенно окончена, внутри и снаружи оштукатурена».

Изображение

Изображение

Изображение

Сочетание старой, сохранившей раннеклассические черты, основной части храма с новой, решенной уже в период расцвета стиля, придаёт всей церкви особое очарование, свойственное лучшим сооружениям мастеров школы Казакова. Сложный силуэт церкви, разнообразие портиков, экседры приделов, мощная и вместе с тем стройная ротонда колокольни с коринфскими колоннами на фоне стройных пилонов аркады, с высоким аттиком, облегченным полуциркульными проемами, развившими мотив колокольни Спасской церкви, мажорная тональность всего сооружения ставят Троицкую церковь в Каменске в один ряд с лучшими произведениями культового зодчества первой трети XIX в. не только на Урале, но и во всей России. Завершение колокольни Троицкой церкви во всех отношениях уникально: крест покоится не на шпиле или трибуне, как это принято практи­чески во всех подобных случаях, а на обелиске. Подобное решение — единственное и в практике самого Малахова. Ни до, ни после обелиск вместо обычного шпиля он не использовал.

Изображение

Изображение

О Спасской (Толстиковской) единовер­ческой церкви известно только, что она строи­лась в 1804—1813 гг. Вводить самую церковь в круг построек Малахова оснований нет, однако колокольня к ней и ворота, фланкированные приходскими лавками, несомненно, принадлежат Малахову. Каких-либо документальных данных об их строительстве не найдено, но можно предполагать, что проектирование велось одновременно с разработкой проекта реконструкции церкви Каменского завода, то есть в 1820—1821 гг., так как завершение колокольни является своего рода промежуточным звеном между завершениями Троицкой в Каменске и Всехсвятской церкви в Екатеринбурге.

Источник: научно-популярное издание «Классицизм в памятниках архитектуры Свердловской области», А.М. Раскин, Екатеринбург: НИИМК, 2007

Архитектура Каменска-Уральского

Нет комментариев. Ваш будет первым!
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Мы собираем cookie. Вы не против?