Каменские мосты – 3. Не при нашей жизни?

108
Автор:
Д.М. Анчугов
Каменские мосты – 3. Не при нашей жизни?

Новый генплан 2008 года радует глубокой проработкой дорожно-транспортной темы. Он вобрал в себя всё лучшее, что было наработано в предыдущих планах, начиная с 1948 года. По совокупности новых объектов он просто поражает воображение. Кратко по нему пробежимся.

На Южном обходе добавляются эстакады на Рыбниковской и Пироговской развязках, появляется примыкание к нему перспективной дороги от Монастырского кладбища (с новым мостом через Исеть ниже Волковской плотины).

Запланирован Северный обход: со стороны Екатеринбурга перед поселком Солнечным двухуровневая развязка, далее по путепроводу переход через железнодорожные пути, следом перекресток с клевакинским шоссе и мост через Каменку, большой путепровод через Богдановичский тракт и железную дорогу (новая автомагистраль на Богданович идет рядом и параллельно рельсам), далее севернее Кремлевки и Травянского к курганской ветке, и после моста через речку Грязнуху соединение с Колчеданским трактом.

Еще автомобильные мосты на реках (сверху вниз по течению). Исеть: перед щебеночным карьером, перед Бродом, возле скалы Три пещеры, после Мартюша, рядом с железнодорожным мостом. Каменка: в Новом Заводе, ниже этой деревни (в изгибе реки), по перспективной улице Кузнецова, в районе Богатырька.

Еще путепроводы через железнодорожные пути. В Красногорском районе: на Каменской, на Октябрьской, на Заводской, у Силикатного. В Синарском районе: Ново-Заводской переезд, по улице Кузнецова (совмещен с автодорожными развязками), вторая очередь путепровода на Пушкина, Травянский переезд.

Кроме этого самостоятельные городские двухуровневые развязки дорог: по обоим берегам Исети перед Байновским мостом, рядом с выстроенным путепроводом через богдановичскую ветку.

По такому наполнению инженерными сооружениями действие генплана можно смело продлевать на 100 лет. Но вернемся с небес на землю.

Байновский мост пробка

Из десятка выдвинутых в проекте 2008 года первоочередных задач на сегодня решена только одна – построен путепровод через железнодорожные пути на Богданович (сдан в 2012 году). Острейшей проблемой остается Байновский узел. Уже привычные пробки в час пик, частые дорожно-транспортные происшествия, отсутствие альтернативы заставляют уделить этой проблеме не просто пристальное внимание, но и подумать о других, незапланированных, решениях.

Ныне спроектированный мост в районе Мартюша, однозначно, шаг в будущее. Но очевидно и другое – после заздравного начала дело мертво стоит, по сути, с 2015 года. А бывшему мэру М.С. Астахову приписывают фразу, сказанную в ответ на вопрос, когда же будет построен мост: «Это произойдет уже не при нашей жизни».

новый мост через исеть

Еще 9 лет назад мною озвучивалось предложение о постройке нового моста рядом с действующим. Кратко его повторю.

Именно рядом с Байновским мостом, в непосредственной близости, с восточной стороны, на той же высоте, строится трехполосный мост с двумя пешеходными тротуарами (назовем его Байновский-второй). Он будет предназначаться для движения транспорта из Красногорского района. После ввода его в эксплуатацию разнонаправленные потоки будут иметь отдельные переходы через реку.

Есть смысл после постройки Байновского-2 заняться реконструкцией старого (причем это необязательно делать сразу же). Вариант просто убрать на нем тротуары, чтобы получить три ряда движения, не подходит в силу конструктивных особенностей, значит остается провести модернизацию на выбор – от замены всех верхних конструкций до полной перестройки сооружения. На время закрытия старого моста на реконструкцию, новый будет иметь по одной полосе в каждом направлении и центральную реверсивную для увеличения пропускной способности в час пик: утром – из Красногорки, вечером – из Синарки.

Почему новый мост мне видится более рациональным именно в этом месте? Во-первых и главное, проблема Байновского узла не исчезнет с появлением моста у Мартюша. Во-вторых, затраты на строительство здесь будут существенно меньше. Сравните сами. Мартюшовский мост спроектирован в длину 362 метра, Байновский-2 будет примерно 150; у первого моста высота больше 30 метров, у второго порядка 10. Также ясно, что первый не только затратнее по деньгам, но и что строительство второго будет произведено в разы быстрее. В-третьих, при всех уже сделанных проектах и принятых решениях вопрос подходов к мосту в Старом Каменске видится до сих пор до конца непроработанным. И после ввода объекта в эксплуатацию в старой части города вполне предсказуем автомобильный коллапс. В-четвертых. Анализ ситуации в целом позволяет сделать вывод, что реальная востребованность Мартюшовского моста появится только после того, когда будет введена в строй дорога по улице Кузнецова и объекты на ней. А это, напомню, мост через Каменку и путепровод с развязками через железную дорогу екатеринбургского направления. Только в этом случае можно будет добраться от Южного к СТЗ, минуя загруженные магистрали.

Сдерживающим фактором планирования моста Байновского-2 являются проходящие здесь инженерные коммуникации, в частности газопровод. Но городские газовые сети намечено модернизировать, поэтому этот вопрос наверняка решаем. Обидно, а ведь в рамках капитального ремонта дюкера, ведшегося летом 2016 года, уже можно было что-то сделать по вынесению газопровода из предполагаемой зоны строительства. И если бы городские власти в свое время посмотрели на проблему Байновского узла более реально, то вполне возможно, что сегодня мост «Байновский-2» был бы уже в стадии строительства. Но и сейчас еще не поздно об этом хорошенько подумать.

Инженерные сети, безусловно, нужны, но перед капитальным ремонтом не лишним будет пересматривать их расположение с учетом развития города. Вот и высоковольтные линии электропередач не добавляют эстетики в городские пейзажи. К тому же своим расположением они часто тормозят развитие многих территорий. Упорядочение, модернизация и перенос ЛЭП позволили бы решить эти проблемы.

Впрочем, это уже совсем другая история.

Январь 2020 года

Дмитрий Анчугов, краевед

Нет комментариев. Ваш будет первым!

При использовании информационных материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки не закрытой от поисковых систем.

Я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку Администрацией сайта "Каменск-Уральский. Страницы Истории" персональных данных и cookies.