Портовый город Каменск?

98
Автор:
Д.М. Анчугов
Портовый город Каменск?

В мою бытность учеником средних классов в нашей среде гуляло такое ироничное выражение: «Портовый город Монастырка». Основанием для этой шутки служила паромная переправа, связывающая Красногорский район с деревней Монастырка. В 1970-80-е годы по ней ходил «пароход». На самом деле судно относилось к разряду катеров – речных трамваев. Оно могло перевезти за раз порядка сорока пассажиров. Проезд в одну сторону стоил 5 копеек. А перевозчиком на билете значилось «Обь-Иртышское речное пароходство».
Но шутки шутками, а перспективы обрести свой порт у Каменска, оказывается, все же были.

Вода

паром на реке исеть

Катер на паромной переправе «Каменск – Монастырка», 1970-е годы

Соединить реки Чусовая и Исеть еще в XVIII веке предлагал Василий Никитич Татищев. В очередной раз к идее соединения сибирских и европейских российских рек вернулись в 1909 году, когда Министерство путей сообщения (МПС) направило на Урал экспедицию специалистов, чтобы определить осуществимость задуманного.

Проект имел несколько вариантов названия: Камско-Тобольский, Волжско-Сибирский, Камско-Иртышский, Трансуральский водный путь. Но в итоге закрепился вариант под первым номером. Начиналась «магистраль» от впадения реки Чусовой в Каму. В районе железнодорожной станции Хрустальная, недалеко от Екатеринбурга, от Чусовой предполагалось построить канал до речки Решётки и, используя ее русло, дойти до Исети. А дальше по Исети и Тоболу можно было попасть в Иртыш и Обь.

Таким образом, Камско-Тобольский водный путь должен был не просто объединить реки Европейской и Азиатской России. Он обеспечивал развитие сельскохозяйственной, лесной и горной промышленности Урала и Западной Сибири, предоставляя более благоприятные условия перевозок, особенно тем предприятиям и населенным пунктам, которые не имели непосредственного доступа к железной дороге.

На Чусовой и Исети должны были появиться плотины и шлюзы, а в некоторых местах и гидроэлектростанции. Были определены максимальные габариты судов, под которые велось проектирование: длина – 100 метров, ширина – 15 метров, осадка – 1,8 метра, грузоподъемность – почти 2000 тонн.

Исследовательские работы проводились и в 1910-11 годах. А в 1912-м предполагалось закончить сбор необходимых данных и приступить к составлению детального технического проекта водного пути. Именно в 1912 году известный фотограф С.М. Прокудин-Горский, при поддержке МПС, совершил поездку от Перми до Тобольска, делая снимки мест, где должна была пройти водная «трасса». Каменский Завод на этот раз он пропустил, поскольку уже фотографировал нашу местность тремя годами ранее. Зато, благодаря его работе, сохранились цветные виды Колчедана и Водолазово.

В марте 1913 года Управлением внутренних водных путей был подготовлен предварительный проект, реализация которого оценивалась примерно в 100 миллионов рублей. Однако к его исполнению приступить не удалось. Началась Первая Мировая война, затем произошли Февральский и Октябрьский перевороты.

Попытки осуществить идею соединения Камы с речным бассейном Западной Сибири продолжались и в советский период. Например, постройка канала возле Свердловска была включена в план второй пятилетки (1933-37 годы), но осталась только на бумаге.

И все же канал прорыли, от Волчихинского водохранилища до речки Решётки, соединив таким образом Чусовую и Исеть, но теперь уже с целью водоснабжения Свердловска. Произошло это после Великой Отечественной войны.

Ну что, представили у нас в Каменске речной порт? Сев на лайнер у себя дома, мы могли бы совершить путешествие в Москву и Санкт-Петербург, Астрахань и Волгоград, Тобольск и Омск, Сургут и Томск… Заманчиво, конечно. Но, думаю, устройство водного пути не прошло бы бесследно. Мы могли лишиться наших красавиц скал.

прогулочный катер исеть

Прогулочный катер на Исети, 1960-е годы.

В середине 1960-х годов рассматривался проект уже местного, каменского, масштаба – пустить по Исети в черте города речные трамваи. Планировалось оборудовать 14 причалов. Какие-то транспортные проблемы проект, конечно же, не решил бы, но как один из видов отдыха горожан смотрелся неплохо. Впрочем, и ему не суждено было воплотиться в жизнь в полном объеме. Было обустроено только две-три пристани. Хотя сам катер какое-то время людей по реке все же возил.

Воздух

Эпоха индустриализации готовила Каменску промышленный расцвет. Вместе с заводами и жилыми массивами планировались необходимая инфраструктура, и даже строительство аэропорта. На перспективном плане развития города 1934 года видно, что его намеревались разместить примерно в том месте, где сейчас находится городской полигон твердых бытовых отходов (а попросту – свалка), что расположился возле Колчеданского тракта. Аэропорт красиво смотрелся только на бумаге, увидеть его «живьем» горожанам не довелось.

Нужда в авиации у заводов все же была. На первых порах – для оперативного управления и быстрого перемещения руководящих специалистов. Поэтому свои аэродромы заимели все крупные каменские предприятия – алюминиевый, трубный, завод по обработке цветных металлов. Был свой аэродром и у КУМЗа. Он, кстати, последним из заводских летных полей прекратил свое существование (в первой половине 1990-х годов). УПКБ «Деталь», появившееся в городе уже после войны, своего аэродрома не имело, поэтому арендовало чужие площадки для испытания своих изделий. Поначалу использовало кумзовский аэродром, а затем перебазировалось на Травянский, эксплуатируя воздушные суда – самолет Ан-2 и вертолет Ми-8, которые при этом являлись собственностью Летно-исследовательского института из города Жуковского.

Аэродром КУМЗа Каменска-Уральского

Аэродром КУМЗа, у самолета Ан-2, январь 1956 г.

Полеты были разноплановыми. Например, на уазовском аэродроме в конце 1930-х годов по праздникам даже катали на самолете стахановцев и передовиков производства – в качестве поощрения. Этот аэродром располагался в секторе, ограниченном современными улицами Алюминиевая, Уральская, Каменская и Гагарина. Из-за расположенного в этом месте летного поля новую железнодорожную ветку на Челябинск пришлось проложить с изгибами. В 1970-е, с «кукурузника» Ан-2, над городом частенько разбрасывали различные листовки. Мне запомнились бумажки с программой праздничных мероприятий то ли на Первомай, то ли на День города. Кумзовцы в 1980-х годах постоянно летали в Тюменскую область за рыбой, предназначавшейся для питания рабочих.

И хотя гражданский аэропорт так и не появился, а вместо него возник (не так далеко от планировавшегося места) Травянский военный аэродром, все же был небольшой период, когда в городе выполнялись пассажирские авиаперевозки.

Вертолет Ми-4 гражданских авиалиний.

Вертолет Ми-4 гражданских авиалиний.

На Октябрьском поселке была оборудована вертолетная площадка. Маршрут авиалинии пролегал до свердловского аэропорта «Уктус», который располагался в черте города, и которого сейчас на историческом месте нет; одноименный находится в Арамиле. Авиасообщение носило регулярный характер и выполнялось строго по расписанию на вертолете Аэрофлота Ми-4. Очевидцы расходятся в точном определении местоположения площадки и сроков ее существования. Одни говорят, что она была на месте девятиэтажки (пр. Победы, 19а) напротив магазина «Урал» и функционировала с конца 1959-го по начало 1960 года. Другие утверждают, что она располагалась возле ДК Железнодорожников, и было это в 1964-65 годах. Первые добавляют, что проезд стоил 35 рублей, и полететь мог любой желающий. Да вот только желающих летать было мало, поэтому и авиасообщение со Свердловском просуществовало всего 8-9 месяцев. Документы, которые бы подтвердили или опровергли то или иное мнение, пока неизвестны.

Космос

На сегодняшний день космическим портом не может похвастаться ни один город в мире. Понятно, что время для этого еще не пришло. Но было ли у нас что-то такое, что могло бы летать в космос прямо с каменской земли? (При этом продукцию некоторых местных предприятий, которая связана с авиационной и космической техникой, в расчет брать не будем, равно как и нашего земляка-космонавта Павла Беляева.)

Вопрос кажется фантастическим. Можно даже человеку, его задающему, продемонстрировать кручение пальца у виска. Но не спешите подносить руку к голове...

Было! Был краткий момент в истории, когда почти в черте города располагались наземные пусковые установки баллистических ракет средней дальности Р-12. Данные по этому вопросу скудны. Оно и понятно, тема долгое время была сверхсекретной.

Ракетный комплекс Р-12.

Ракетный комплекс Р-12.

717-й (по другим данным номер был 712) ракетный полк (в/ч 44230) был образован 1 июля 1960 года в Каменске-Уральском, в составе 205-й ракетной бригады (потом бригаду переименовали в 18-ю ракетную дивизию). Ракеты были размещены на территории Травянского аэродрома. (О вопросе постановки на боевое дежурство каменских ракет среди знатоков истории РВСН до сих пор идут споры. Т.е. неясно, приведен ли был 717-й полк в полную боевую готовность.)

То были непростые годы ядерного противостояния сверхдержав – СССР и США. На горизонте замаячил Карибский кризис. Для каменских ракет как раз и «подвернулась» Куба. Вернее, те события 1962 года, что известны теперь под названием «Операция «Анадырь».

До «коммунистов у берегов Америки» (шуточная расшифровка слова «Куба») наши ракеты все же не добрались. Осенью 1962 года туда был отправлен 564-й (в 1963 году переименован в 665-й) ракетный полк из города Лебедин Сумской области, что на Украине. И в целях оперативной маскировки Генеральным штабом Вооруженных Сил было принято решение о переброске с Урала 18-й ракетной дивизии на места дислокации 43-й дивизии, в которую и входил 564-й полк.

В сентябре 1962 года, вместо убывающего 564-го, в Лебедин начали прибывать эшелоны из Каменска-Уральского, с личным составом и техникой 717-го полка. Командовал каменским соединением полковник Эдуард Федорович Житков. В начале октября отправка поездов с подразделениями 564-го ракетного полка остановилась, а из Каменска полк полностью прибыл. Таким образом, в Лебединском гарнизоне оказалось на одной и той же базе два полка. Поэтому 10 октября 1962 года каменск-уральский 717-й ракетный полк был расформирован, а полковник Житков назначен командиром 665-го ракетного полка.

Так что осели каменские ракетчики на Украине, где вошли в состав других частей. А Каменск потерял свою «связь с космосом». Ведь известно, что стратегическая баллистическая ракета названа так, потому что летит по баллистической траектории, т.е. в средней части своего полета она движется в космическом пространстве.

Март 2016 года

Дмитрий Анчугов, краевед

Нет комментариев. Ваш будет первым!

При использовании информационных материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки не закрытой от поисковых систем.

Я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку Администрацией сайта "Каменск-Уральский. Страницы Истории" персональных данных и cookies.