Как во время войны в Каменске троллейбус пустить хотели

1.07K
Автор:
Как во время войны в Каменске троллейбус пустить хотели

Транспортная система нашего города стало активно развиваться в послевоенное время. В 1947 году было худо-бедно запущено автобусное движение, в середине 50-х запущен первый троллейбусный маршрут. Из архивных документов известно о планах по запуску трамвайного движения в период с 1934 по 1956 год. Но, как выяснилось относительно недавно, из тех же архивных документов, во время Великой Отечественной войны городские власти предприняли попытку …пустить троллейбус в Каменске. Да-да, именно троллейбус. Вопрос о запуске троллейбуса впервые упоминается не в 1949 году, как совсем недавно считалось (об этом факте упоминается в публикации про трамвайное движение Каменска), а именно во время войны впервые заговорили о троллейбусе в нашем городе. Но обо всём по-порядку.

Как известно, во время Великой Отечественной войны г. Каменск-Уральский вырос в крупный промышленный центр Урала. На его территории располагались такие предприятия, как Красногорская ТЭЦ, литейный, металлургический, Уральский Алюминиевый, Синарский трубный заводы.

Так же вели строительные работы такие крупнейшие стройорганизации как «Уралэнергострой» и «Уралалюминстрой» с многочислен­ным количеством субподрядчиков.

В это же время развивались предприятия местной промышленности (угольная шахта, торфоразработки, промкомбинаты). Из имеющегося населения около 130 тысяч человек до 70 тысяч являлись рабочими, занятыми на вышеуказанных предприятиях. Ввиду резко возросшей численности населения в Каменске с началом войны, остро встала проблема расселения эвакуированных. Соответственно, не всех эвакуированных поселили рядом со своими предприятиями. Около 15 тысяч жили от места своей работы на расстоянии от 4 до 18 км. В отдельных случаях-до 30 км. В частности, отмечалось — по литейному заводу более 1500 чел., УАЗу -около 1 тыс., по ТЭЦ- около 500, по СинТЗ — около 2 тыс. чел., по КУМЗу-более 1 тыс. чел, по КМЗ и 515 заводу (нынешний ОЦМ) — до 1 тыс. чел. и т.д.

Рабочим данных предприятий, которые жили на удалении от своих рабочих мест, чтобы попасть на место своей работы и обратно к месту жительства необходимо было расходовать большое количество време­ни для передвижения, т.к. город не имел транспортных средств для перевозки и поэтому многие рабочие вынуждены были передвигаться пешком.

Таким образом можно сказать, что к 1943 году назрела крайняя необходимость в транспортной связи между населенными пунктами (Каменск тогда состоял из отдельных посёлков, находящихся друг от друга на значительном расстоянии), а также для обеспечивания транспортировки трудящихся к предприятиям и учреждениям города.

Здесь необходимо немного отступить и вспомнить, что транспортный вопрос в Каменске начали рассматривать с началом строительства в городе Трубного и Алюминиевого заводов. Согласно плана культурного и хозяйственного строительства по Каменскому району на 2-ую пятилетку к июлю 1934 года планировалось закончить разработку проекта трамвайного движения в городе. К постройке трамвайной линии 1-го маршрута (Алюминиевый комбинат (ныне УАЗ)-Вокзал (в то время подразумевалась станция Синарская-1)) планировалось приступить в 1936 году, а в 1937 году –постройка второго маршрута (ПЭРВЗ (ныне район завода ОЦМ)-СинТЗ-Вокзал). Однако в отчётах по исполнению наказов избирателей того времени отмечается, что пустить трамвай невозможно по причине отсутствия финансирования и незаконченной сьёмки и планировки города. А генпланом Каменска 1940 года уже предполагалось пустить трамвай по территории города от вокзала до Каменского Магниевого Завода, и от вокзала до нынешней площади Горького, и от неё, до деревни Волково. Но этот вопрос, по понятным причинам, был отложен с началом войны.

Однако, как уже говорилось, к 1943 году городские власти крайне озаботились проблемой транспортировки граждан к месту работы. И направляют в Свердловский обком ВКП (б) письмо, с просьбой разрешить строительство троллейбусной линии, которая обеспечит нужды города по перевозки трудящихся и даже грузов. «Отцы города» делают упор на то, что троллейбусную линию они построят «своими силами». Отмечается что «…дорожные строительные материалы, а так же отсев, песок, щебень- могут быть получены из карьеров городской промышленности, опоры для мостов и троллейбусных опор-из ближайших лесосек Свердловской области…». Контактный провод, в количестве 40 тонн, будет, как заверяется, изготовлен на заводе № 515, а всё остальное оборудование, включая подстанцию, гараж и так же монтажный материал –«… будут изготовлены силами самих заводов, и частично получено путём мобилизации внутренних неликвидных ресурсов на заводах и стройках…»

Городские власти утверждали, что все работы по строительству троллейбусной линии так же будут выполняться силами городских строительных организаций и предприятиями города. Генеральным подрядчиком и заказчиком предлагался «Уралалюминстрой». Между заводами были распределены участки будущей городской троллейбусной сети, которые необходимо было привести «в порядок» для эксплуатации троллейбуса. Помимо этого, город попытался под это дело «протащить» капитальный ремонт моста через р. Исеть, состояние которого было неудовлетворительным после реконструкции 1939 года. В предварительную смету были включены и мощение городских дорог, по которым пойдёт троллейбус, а также строительство моста через овраг по дороге от УАЗа к КУМЗу.

Инициаторы запуска троллейбусной линии в лице руководства города, судя по архивным документам того периода, не рассматривают трамвай, как средство перевозки граждан. Почему так? Ведь всего 3 года назад городские власти утверждали совершенно обратное, и трамвай рассматривался как основное средство перевозки. Отказ от строительства трамвайной трассы в 1943 году был обусловлено тем, что «… строительство трассы потребует большие затраты в виде шпал, рельс, строительство новой дороги и мостов…» Странно, когда через год начнут строить эту самую трамвайную трассу, никто из «отцов города» не упомянет о том, что нет ни шпал, ни рельс, ни прочего. Возьмут участок старой Багарякской железной дороги, немного подлатают и почти запустят городской трамвай. Почему же её не использовали в 1943? Возможно это как –то связано с первоначальными затратами. Посчитали и пришли к мнению что на 1943 год дешевле будет пустить троллейбус? Точного ответа на этот вопрос, на данный момент, не найдено.

Но вернёмся к троллейбусу 1943 года. Протяжённость трассы планировалась 25 км, маршрут её пролегал от КУМЗа до завода № 515 (нынешний ОЦМ)через «Старый Каменск», а также предусматривались маршруты до Синарского Трубного, и до места нынешнего здания ЖД вокзала (тогда –Синарская-2)

Согласно опубликованным расчётам, при ежедневной планируемой перевозке 15 тыс. пассажиров городу требовалось 23 троллейбуса. Количество троллейбусов закладывалось с учётом того, что 25% машин будет находиться в резерве, или же ремонте. С учётом данного факта по городу ежедневно бы курсировали 18 троллейбусов, которые перевозили бы около 2 тыс. пассажиров в час. (По-моему личному мнению цифра пассажиров немного завышена)

По предварительным расчётам стоимость строительства троллейбусной линии (без учёта стоимости подвижного состава) составила бы чуть более 5 млн. рублей (по ценам 1943 года.)

Предложение городских властей так и осталось на бумаге. А почему? Вроде город обещал всё сделать «своими силами». Не могли решить вопрос с подвижным составом? Посчитали, что не надо расходовать такое количество цветного металла на городские нужды во время войны? Что-то ещё? А может область «оставила без ответа» это предложение? Ну, затерялись где-то бумаги, в суматохе.

Предположений может быть очень много. На данный момент каких-либо документов, проливающих свет на решение вопроса в ту или иную сторону не найдено.

Вопрос с троллейбусом был окончательно решён 13 лет спустя. «Но это уже совсем другая история»

Источник: https://vk.com/id155187938

Нет комментариев. Ваш будет первым!
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Мы собираем cookie. Вы не против?