Каменское небо. УАЗ

1.81K
Автор:
Д.М. Анчугов
Каменское небо. УАЗ

Каменск-Уральский – город «крылатого» металла. Недаром этот символ отражен на гербе. Но помимо алюминия были в истории Старой Красногорки и другие «крылатые» страницы. О них и пойдет речь.

Аэродром


Начавшемуся в 1933-34 годах строительству алюминиевого комбината требовалась связь с другими городами. Телефона и телеграфа было недостаточно. Поэтому для оперативного управления, быстрого перемещения специалистов, доставки документации нужен был воздушный транспорт.

Когда возник уазовский аэродром, пока доподлинно неизвестно. Предположительно в 1934-35 году полеты с него уже осуществлялись.
Аэродром располагался в границах современных улиц Алюминиевая, Уральская, Каменская, Гагарина и представлял собой летное поле в виде сектора с естественным грунтовым покрытием. Здесь же располагался охраняемый ангар для самолета У-2 (трехместный вариант). Самолет был один. Но приземлялись тут и другие воздушные суда. Например, с вышестоящим начальством.

С юго-западной стороны к аэродрому примыкал садовый питомник № 1, в котором для озеленения города выращивались саженцы разнообразных деревьев и кустарников. Перед самой войной, 17 июня 1941 года, завод передает питомники в ведение Продснаба (сад под вторым номером располагался у стадиона «Металлург»).

Существующий изгиб железной дороги на Челябинск после моста через Исеть как раз и был обусловлен наличием в этом месте аэродрома и питомника саженцев.

План расположения аэродрома УАЗа в Каменске-Уральском

План расположения аэродрома УАЗа и прилегающих объектов относительно современного состояния местности.


После того, как процесс строительства завода был налажен, и авральные вылеты перестали быть нормой, У-2 стал предоставляться сторонним организациям. За деньги, разумеется. Так, в 1938 году стоимость одного летного часа в виде услуги составляла 237 рублей 37 копеек. В случае задержки самолета клиентом с него дополнительно взималось по 200 рублей за каждый календарный день. Для сравнения: 1 машино-час предоставляемого грузового автомобиля стоил 14 рублей 60 копеек, а легковой машины – 7,02 рубля.

Аэродром УАЗа в 1930-е годы


В августе 1938-го Управление строительства и эксплуатации УАЗа передает самолет Гражданскому воздушному флоту. В этой связи становятся известными фамилии уазовских авиаторов – пилот Асланянц и бортмеханик Мамкин. При этом самолет по-прежнему выполнял заявки завода.

Аэродром УАЗа действовал по 1940-41 год включительно, вероятно до того момента, пока не появился новый аэродром рядом с селом Травянским, призванный обеспечить нужды всех предприятий города. Туда, скорее всего, и перебазировалось воздушное судно. Но к этой версии, за отсутствием фактов, нужно добавить и более логичный вариант размещения самолета на Южном аэродроме, о котором речь пойдет ниже.

С началом Великой Отечественной войны в город стали направлять бойцов строительных батальонов. Один из таких трудармейцев, Михаил Васильевич Дистергефт, вспоминает, что их подразделение прибыло на строительство Уральского алюминиевого завода где-то в октябре 1941-го: «Стройбат размещался на Северном аэродроме, который не действовал, но был заселен. Стояли двойные палатки – зима… Строительный батальон, насчитывающий 2000 человек, просуществовал до апреля 1942 года».

Между тем, в марте 1942 года на территории аэродрома в документах упоминается только один барак. В конце этого же года строится еще девять для нужд уазовцев и два барака для рабочих Красногорской ТЭЦ. Всего же на площадке от Уральской до Гагарина и от Алюминиевой до Попова за годы войны появилось 19 бараков, принадлежавших УАЗу и КТЭЦ. Барачный поселок на этом месте так и назывался – Аэродромный.

Анатолий Николаевич Овчинников, проработавший на алюминиевом заводе более 48 лет, пишет: «В конце декабря 1942 года поселили нас в бараках Аэродромного поселка. Бараки строились глубокой осенью на мерзлой земле и имели печное отопление. Зимой в бараке было очень холодно, в комнате проживало 40 человек, спали не раздеваясь, вдвоем на одной койке, чтобы как-то согреться».
Еще семь бараков, тяготеющих по расположению к перекрестку улиц Алюминиевой и Уральской, использовались с 1943 года для размещения военнопленных немцев. Лагерь имел ограждение и охранялся. Юго-западную часть описываемого участка по-прежнему занимал питомник.

В 1950 году территория бывшего аэродрома начала застраиваться теми капитальными домами, что мы видим сейчас. А бараки стали постепенно сносить. Первым появилось здание семилетней школы № 25 (ныне – медицинский колледж).

Аэродромный поселок в Каменске-Уральском

Один из бараков Аэродромного поселка и школа № 25 (вид от ул. Алюминиевой), 1951 г.


Аэроклуб


В 1930-е годы Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (сокращенно – ОСОАВИАХИМ) вовлекло в свои ряды многих подростков и молодых людей. Вот и молодежь, работавшая на стройках УАЗа и КТЭЦ, с большим воодушевлением и энтузиазмом занималась в различных секциях этого Общества. В том числе планерным и парашютным спортом, авиамоделизмом.
Прыжки с парашютом проводились в летнее время. Сначала тренировались с вышки, которая стояла (предположительно с 1936 года) на месте современного мемориала погибшим в годы Великой Отечественной войны алюминщикам (напротив Дворца культуры). А затем уже прыгали по-настоящему, с самолета У-2.

Планеристы базировались на другом летном поле. Эта площадка была южнее первого аэродрома и располагалась в границах современных улиц Строителей, Белинского, Пролетарской, Мира. Для запуска планера использовался резиновый трос, который натягивался усилиями нескольких человек.

С 1936-37 года на Первомай и в День авиации (18 августа) работники Уралалюминия устраивали здесь показательные полеты на учебном планере, демонстрировали свое мастерство парашютисты, а на самолете У-2 катали стахановцев и передовиков производства – в качестве поощрения. Людей на эти мероприятия собиралось очень много.

В 1937-м на базе УАЗа создается городской аэроклуб. Председателем его оргкомитета был начальник Алюминстроя Александр Павлович Альпов. Аэроклуб был призван упорядочить работу авиационных секций ОСОАВИАХИМа и увеличить охват молодежи.
При нем также действовала школа летчиков. Григорий Иванович Холкин рассказывает: «В числе подготовленных уазовским аэроклубом двадцати пяти летчиков я ушел служить в авиацию еще до начала Великой Отечественной войны. И прослужил в армии вплоть до 1962 года… Так что УАЗ не только «крылатый» металл выплавляет, но, было время, и летные кадры готовил».

«Эскадрилья»


…И не только готовил, но и самолеты для них уазовцы «покупали» в годы войны. Так, по инициативе работников электролизного производства, к 25-й годовщине Красной Армии, было решено собрать пожертвования заводчан на постройку эскадрильи «Уральский алюминщик», а также выдать для нее сверхплановый металл.
В заводском музее хранится телеграмма от Верховного главнокомандующего, полученная в 1943 году: «Прошу передать рабочим, работницам, инженерно-техническим работникам и служащим Уральского алюминиевого завода, собравшим 2 миллиона 258 тысяч рублей на строительство эскадрильи истребителей «Уральский алюминщик», мой братский привет и благодарность Красной Армии. Сталин».

Тем не менее, никакой информации о существовавшей эскадрилье с таким названием пока не обнаружено. В интернете на этот счет сказано следующее: «Эскадрилья «Уральский алюминщик» – это не конкретное воинское подразделение, а лишь указание на количество: в данном случае – 15 самолетов, каждый из которых воевал в составе разных формирований». И этому находится подтверждение.
Про один такой самолет в книге Анатолия Лашкевича «В воздушных боях. Балтийское небо» читаем: «Незадолго до начала Синявинской операции (в районе Ленинграда) труженики Урала подарили нашему полку самолет, на борту которого было начертано «Уральский алюминщик». Этот самолет вручили технику Андрею Матвеевичу Жерновенко… 60 боевых вылетов на этой машине произвел командир эскадрильи старший лейтенант Константин Присяжнюк. На ней он сбил немецкий бомбардировщик, и еще три самолета врага сбил на этой машине старший лейтенант Виктор Степанов. Можно было рапортовать уральцам, что их подарок в надежных руках. Совершив сто боевых вылетов, самолет был как новенький, хотя это стоило технику Жерновенко много труда и энергии».

Добавлю, что этим самолетом был Як-7Б и речь идет об июле 1943 года, а подразделение, получившее уральский подарок, именовалось – 13-й Краснознаменный истребительный авиаполк Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота.

В память о Великой Отечественной войне, о героическом труде заводчан, об эскадрилье «Уральский алюминщик» ныне на заводской площади стоит памятник – взмывающий в небо самолет. На основании надпись: «1941-1945. Героям трудового фронта. Без прошлого нет будущего». Монумент торжественно открыли 2 сентября 2004 года, к 65-летию УАЗа.

Самолет-памятник у заводоуправления УАЗа.

Самолет-памятник у заводоуправления УАЗа.


Однако, на постаменте находится вовсе не истребитель времен Второй Мировой, как об этом обычно пишется в прессе. Самолет переделан из современного двухместного учебно-тренировочного Як-52. И хотя он не соответствует историческим реалиям, все же это зримый символ – дань ушедшему поколению и напоминание поколению живущему.

2016-2021 гг.
Дмитрий Анчугов, краевед

Справка. Самолет У-2 (По-2)


Самолет У-2 (По-2)


У-2 – советский самолет, сконструированный в 1928 году под руководством Николая Николаевича Поликарпова. Первоначально создавался как учебный самолет. Представляет собой биплан с мотором воздушного охлаждения мощностью 100 л.с. Вес пустого самолета в учебном варианте – 635-656 кг, взлетный – от 890 кг. Скорость максимальная – от 130 до 150 км/час, крейсерская – 100-120 км/час, посадочная – 60-70 км/час. Практический потолок – 3000 м. Практическая дальность – 530 км. Разбег и пробег – 100-150 м. Вместимость – пилот и один пассажир (курсант).

В течение многих лет самолеты У-2 были единственными машинами первоначального обучения в летных школах и аэроклубах Осоавиахима. Но также самолет получил широкое применение в сельском хозяйстве, оказании воздушной скорой помощи, аэрофотосъемке, пассажирских перевозках и др. Во время Великой Отечественной войны использовался как легкий ночной бомбардировщик с возможностью размещения бомб общим весом до 350 кг. В 1944 году, после смерти Поликарпова, в честь его создателя, был переименован в По-2. Серийное производство продолжалось до 1953 года, было построено 33 000 машин.
Летные качества У-2 в зависимости от модификации колебались. Но во всех случаях самолет оставался надежным, легким и послушным в управлении. У-2 мог совершать взлет и посадку на самых малых аэродромах и даже на неподготовленных площадках.
Нет записей
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку Администрацией сайта «Каменск-Уральский. Страницы Истории» персональных данных и cookies.