П. П. Бажов и Каменский край

1.37K
Автор:
П. П. Бажов и Каменский край

Урал немыслим без сказочника П.П. Бажова, которому 27 января 2014года исполнилось 135 лет со дня рождения. Его жизненные пути не раз пересекались с Каменским краем.

Каменские топонимы в произведениях Бажова.

С жизнью и творчеством писателя связан ряд топонимов – географических названий нашего края. Одни каменские топонимы прямо указаны в произведениях и статьях Бажова, другие – связаны с деятельностью каменских селькоров Крестьянской газеты, третьи – населенные пункты, в которых писатель бывал сам.

В 1934 году вышла книга П.П. Бажова «Бойцы первого призыва» о событиях гражданской войне на Урале, в том числе и в Каменском крае. Из 33 разделов, в шести, автор упоминает населенные пункты Каменского края: Каменский завод, д. Рыбникову (сейчас село Рыбниковское), с. Колчедан, д. Камышевку, с. Травянское, Каменскую, Травянскую, Щербаковскую, Черемховскую, Пироговскую волости.
Давая в первом разделе социально – экономическую характеристику Зауралья писатель пишет о недостатке хлеба в Каменской и Колчеданской волостях, Каменском и Колчеданском женских монастырях, о съезде председателей волостных Советов Каменской, Травянской, Щербаковской, Черемховской, Пироговской, Шаблишской и Зырянской волостей в 1918 году, на котором Каменский завод стал районным центром.
В других разделах Бажов пишет об убийстве в деревне Рыбникова вернувшегося домой солдата и отряде камышловских и каменских рабочих прибывших для расследования; Каменском заводе, «где происходило формирование отрядов, направляемых против Дутова», рабочих депо и Каменского завода ушедших на дутовский фронт; о направлении партийных работников в Колчедан для мобилизации беспартийной молодежи, об обороне Колчедана, деревни Камышевки и отступлении красных на Каменский Завод и село Травянское.

Интересные сведения содержатся в разделе «В Каменском заводе»: инциденте каменских священников с Совдепом по поводу возврата в церковь метрических книг, наличаи в Каменске к Октябрю крепкой партийной организации и вооруженных отрядов выезжавших на подавлении кулацких восстаний. Пишет П. Бажов и об эвакуации оборудования завода. Деревня Байнова, что сейчас слилась с Каменск – Уральским, упоминается П. П. Бажовым в сказе «Про водолазов». Водолазами в Зауралье прозвали священников зато, что их во время картофельного бунта в 1842 году, передергивали из одной проруби в другую. В сказе писатель указывает, что рассказал ему об этом старик – красноармеец из деревни Байнова.

В повести «Дальнее – близкое» писатель упоминает р. Исеть: «Тоже вон теперь мельниц по Исети много настроили». Немало их было и в Каменском крае. Только на порожистом участке Исети, между д. Перебор и д. Бекленищева – восемь. Сохранились вырубленные в береговых скалах желоба для подачи воды и жернова. Жернова для исетских мельниц делали из жернового камня (кварцевого песчаника), добываемого у с. Колчедан. Упоминает П. Бажов также Каменск, газету «Екатеринбургская неделя» и ее редактора Штейнфельда. «Железнодорожную ветку вскоре стали прокладывать «более экономичным путем» от Каменска на Шадринск». Инициатором издания «Екатеринбургской недели» был Н. А. Полков, с 1866 по 1870 гг. управитель Каменского завода. Его идею поддержал однокурсник и друг П. К. Штейнфельд. Разрешение на издание газеты было получено в1878 году после неожиданной смерти Н. Полкова. Издателем стала его жена, а редактором Штейнфельд. «Екатеринбургская неделя» стала первой частной газетой на Урале и вторым периодическим изданием в Екатеринбурге после «Записок УОЛЕ» издававшихся с1873 года.

Топонимы, связанные с селькорами

С 1923 по 1930 год в области выходила Крестьянская газета, позднее Крестьянская газета, освещавшая все стороны крестьянской жизни. Заведующим отделом крестьянских писем в ней был П.П. Бажов. Главным корреспондентом газеты было крестьянство. Поток писем в газету исчислялся десятками тысяч. Павел Петрович писал: «Река крестьянских писем сильна…». А сливалась она из маленьких ручейков – писем селькоров. И все они проходили через руки писателя.

Среди селькоров были и крестьяне Каменского края. « Первым селькором Крестьянской газеты и старейшим по возрасту был С.И. Санников из с. Маминское, «давший газете образную оценку: «Уральская областная крестьянская газета» — хлеб колхозного ума и новой советской деревни».

Вот населенные пункты Каменского края, откуда писали селькоры в газету в 1929 году: д. Соколова, с. Сипавское, с. Окулово (Д. Паюсов), с. Пироговское (М. Шляпников), с. Тыгиш, с. Маминское (автор И.Н.), д. Новый Завод, с. Покровское (М. Шляпников), д. Перебор, д. Черноскутова (Бердников), д. Бубнова (Ф. А. Мехонцев), д. Белоносова (Н. Ячменев), д. Старикова (Ладейщиков), д. Мосина (А. Ячменев), д. Красногорская (И.М. Попов), д. Комарова, д. Кодинка, с. Щербаковское (Вешкурцев), с. Сосновское (Анна Соломеина, Павел Соломеин).

Из статей можно было узнать, чем жила деревня тех лет. Вот некоторые выдержки из писем селькоров, опубликованные в газете 1929 года.
В корреспонденции из с. Щербаковское сообщалось, что зажиточные крестьяне вошли в колхоз, а через 3 дня вышли («Крестьянская газета» № 25. Январь, 1929г).
А. Паюсов из с. Окуловское в статье «С красными знаменами и песнями», опубликованной в «Крестьянской газете» 22 января 1929 года, пишет о перевыборах в сельский совет: «На собрании участвовало 98% избирателей… Избиратели, особенно молодежь, явились с красными знаменами и песнями».

Из с. Покровского селькор М. Шляпников писал: «Большой шум возник в конце собрания, когда один из крестьян предложил сельскому совету добиться сдачи церковных помещений под культурные цели. Разгорелся горячий спор между верующими и неверующими» («Крестьянская газета», 26 января, 1929г).

«Крестьянская газета» № 17 1929 года сообщает: «В с. Покровском перевыборы сельского совета стали настоящим праздником. В демонстрации участвовали 8 оружейников с одной пушкой, 93 всадника и 56 парных повозок и троек. Дали наказ новому составу — построить пожарное депо, учить пожарному делу и т.д.»

Крестьянин Фома Алексеевич Мехонцев из д. Бубнова пишет: «Бубновцы выполняли целиком нынешний план хлебозаготовок и провели самообложение к сельхозналогу» («Крестьянская газета», 1 ноября 1929г).
12 ноября 1929 года «Крестьянская газета» в статье «Кулаки-поджигатели» сообщала: «В с. Пироговском сгорело хозяйство бедняка Василия Тимофеевича Чертовикова. В поджоге заподозрены местные кулаки, озлобленные на Чертовикова, активного участника хлебозаготовок».

Селькор М. Шляпников пишет: «В с. Пироговском организована коммуна, в которую вошло 60 дворов» («Крестьянская газета», 10 декабря 1929г).
В Крестьянской газете 31 декабря 1929г опубликована статья «Началась чистка колхозов», в которой сообщается, что «9 декабря на собрании членов Мосинского товарищества по совместной обработке земли «Новый путь» происходила чистка колхоза от кулацкого и антисоветского элемента. Общественное собрание по предложению бедняков исключило: Ячменева Ф.И., братьев Мосиных, Наума, Якова и Игнатия, Ваганова М.С., Ваганова Я.И., Рублева М.К. и Дубровина М.Д. за противодействие проводимым кампаниям как бывших растратчиков и продавцов хлеба» (автор А.Яч.).

В статье «Вон из колхоза» Н. Ячменев пишет: «Собрание членов белоносовской коммуны «Красный день» Покровского района 8 декабря обсуждало вопрос о чистке членов коммуны. Коммуна объединяет 122 двора. В число членов коммуны пролез чуждый элемент. На собрании они были разоблачены. Вот их имена: Коровин Пал. Ив. – доброволец колчаковской армии, Белоносов Е.А., входя в коммуну, вовсе не думал о том, чтобы порвать с частной собственностью, имеет гончарную мастерскую. И Белоносов Ег. Абр. поддерживал связь с белыми. Все они предполагали устроиться в коммуне с выгодой для себя, но правление и общественное собрание коммуны решило по-иному и постановило исключить их из своих рядов. («Крестьянская газета», 31 декабря 1929г).

Лучших селькоров газета направляла на рабфак. Так в 1927 году на учебу в Пермский рабфак были направлены Анна и Павел Соломеины из села Сосновское. В 1926 году Бажов пригласил П. Соломеина на роботу в отдел крестьянских писем. В последствие Павел Дмитриевич стал журналистом, написал несколько книг. « Приведя Соломеина в журналистику, П. П. Бажов следил за его становлением, постоянно помогал ему. В 1933году П. Соломеин опубликовал повесть « В кулацком гнезде» получившую критический отзыв А. М. Горького. Перерабатывая статью он учитывал не только замечания А, Горького, но и советы П. Бажова, который, в частности предлагал собственную методику работы над языком повести: Напишешь – прочитай, прислушайся, а, не понравиться — переделай еще разок. Копотно — зато добротнее». В последующем учитель и ученик встречались не раз.
Журналистом-писателем стал и селькор Н. Олесов из села Багаряк (оно находится рядом с Каменским районом). Его первая встреча с Бажовым произошла в 1927 году. Он написал несколько произведений о Каменске-Уральском, среди них — «На Красной горке».

Крестьянская газета не только печатала заметки селькоров, но и оказывала крестьянам всяческую помощь. Так в 1924 году помогла крестьянину П. Симонову из села Черемховского защититься от необоснованных преследований участкового милиционера, а в 1927 году « подняться на выселке передовой десятке д. Походиловой».
В сентябрьском номере за 1928 год «Крестьянская газета» писала об экскурсии избачей Белоярского района в Свердловск, в том числе и из деревни Соколова. (Речь идет о деревне Соколовой Кисловского сельсовета. В то время она входила в Баженовский район центром которого было с. Белоярское).

П. Бажов интересовался историей создания горнозаводской промышленности, следил за публикациями на эту тему. В 1947 году анализируя статью Б. Кафенгауза «Строительство первых уральских заводов» указывает, что автор проделал серьезную и кропотливую работу по сбору материала для нее. В подтверждении этого Бажов приводит пример об одном из строителей Каменского завода из работы Кафегауза. «Не менее интересны и многозначительны сведения о Пиленке. Это суздальский ремесленник, сначала со своими братьями, дядьями и племянниками, всего 47 человек, делал ружья и продавал на Макарьевской ярмарке, потом оказался строителем оружейного двора вблизи Тобольска, а дальше Никифор Пиленок значится в числе строителей Каменского завода».

В 1947 году выступая на конференции по истории Екатеринбурга – Свердловска писатель говорил: « Когда у нас говорят о заводах предшественниках, то обычно называют Ницинский, Пыскорский, Железенский …». (под Железенским он имел в виду домницу Долматовского монастыря на реке «Железенке» – Каменке 1682г.).

Ценный материал о крае есть в книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» (1902). « Несколько глав в ней написано П. Бажовым, но последний не оставил на этот счет никаких свидетельств». Оно и понятно. Закончив семинарию, он потом отошел от церкви, стал коммунистом, да и вспоминать о прошлом было опасно.

Здесь был Бажов

По журналистским делам и родственным связям Павел Бажов бывал в селах Колчедан, Пироговское, Маминское, Окулово, Рыбниковское, деревнях Комарова и Белоносова. «В Белоносова он дружил с Прохором Алексеевичем Белоносовым» и приезжал к родственнику Ивану Прокофьевичу Колосову. Он хорошо узнал занятия и быт белоносовцев. Рассказывая о селе Белоносове П. Соломеину, который как коммунист – двадцатитысячник направлялся в 1929 году в белоносовскую коммуну «Красный день», Бажов сказал: «Село интересное, но крестьяне там не любят сельское хозяйство. Там живут горшечники, кошечники, скорняки. Это, кажется, единственное на Урале село, где даже бабы чулки вяжут на чулочных машинах». Позднее о селе Белоносове П. Соломеин написал повесть «Пути – дороги».
В 1925 в селе Белоносова родилась Лидия Михайловна Слобожанина кандидат филологических наук, профессор, литературовед, автор нескольких книг и многих статей о творчестве П. Бажова.
Не раз Бажов бывал и в Каменском Заводе. Так, по заданию редакции 11 июня 1932 года Бажов посетил Каменск в базарный день. Итогом поездки стала статья «Ничего этого у нас нет». В ней он пишет о том, что крестьяне «кормят» жителей города, снабжают продуктами, а в обмен не получают ничего: ни топоров, ни лопат, ни гвоздей. (Коровин А. Каменская страничка Павла Бажова. // Пламя – 1989 – 28 января).

Родословие П. П. Бажова

Известно, что П.П. Бажов и В.В. Хмелинин («дедушка Слышко»), который подтолкнул Бажова к написанию сказов, были родственниками: «дедушка Слышко» приходился П.П. Бажову троюродным дедом. Исследователи Н.В.Кузнецова и Ю.В. Коновалов установили, что предки В.В. Хмелинина жили в деревне Часовой Камышевской слободы, ныне деревня Часовая Покровского сельсовета, Каменского района.
«В начале XVIII века часть семьи Хмелининых из монастырского села Покровского под Невьянском переселилась на Исеть в Камышевскую слободу в д. Часовая (примечание автора). Там одна из Хмелининых вышла замуж за бобыля Карпа Овчинникова. Овдовев, она с четырьмя своими детьми поселилась у брата. Её дети в 1719 году написаны Овчинниковыми, а уже в 1725 – Хмелиниными. Старший сын Карпа Овчинникова – Семён Хмелинин – был переведён в Полевской завод и стал там родоначальником фамилии мастеровых Хмелининых». В 1826 году у одного из Хмелининых, Василия Григорьевича Хмелинина, родился сын Василий, в последующем «дедушка Слышко».

Образ Урала в сказах Бажова и наш край.

Некоторые топонимы Каменского края связаны с творчеством писателя косвенно, опосредованно через места действий сказов, с помощью которых Бажов формирует особый пространственный образ Урала.
Составными частями этого пространства являются заводы, камни, скалы, горы, пещеры, минералы, горные породы. Создавая образ Урала, Бажов использовал разные местности. Давая описание какой-либо части пространства, он давал характеристику всем аналогичным частям Урала. В книге «Уральские были» писатель рассказывает о Сысертском заводе, его рабочих, заводском поселке. Но все, что он описал, в той или иной степени характерно для всех заводских поселений Урала, а, стало быть, и Каменского завода. Читатель, не знающий жизнь Каменского завода в XIX веке, прочитав «Уральские были», может без труда представить его образ.

Художественные персонажи бажовских сказов передают конкретное географическое пространство Урала. «Камень, гора и пещера — действующие лица сказов Бажова» присущи горам, в нашем случае — Уральским. Наш край лежит на стыке Урала и Сибири. Граница между ними проходит по меридиану Каменска-Уральского. На местности граница проходит по линии – ост.пункт 32 км. – р. Синара — п. Новый Быт – посадочная площадка 31 км. – п.Синарский – северный берег озера Черного (Кунашакский район, Челябинская область) –деревня Черемисская- — р. Исток – д. Гашенева – с. Сипавское – с. Пирогово –с.Барабановское ––п. Степной – южная и восточная окраина Каменска – Уральского — Волковская плотина – р. Исеть до устья – р.Каменки – р. Каменка — д. Новый Завод – ж/д Каменск Уральский – Богданович. Именно у нас, в Зауралье, вскрываются корни Уральских гор в виде многочисленных скал – предвестников Урала – и скальных обнажений, которых в крае не один десяток. Можно сказать, что у нас начинаются Уральские горы. О принадлежности края к Уралу говорят и названия береговых скал со словом камень. Таковы Заворотный Камень на Синаре, Токаревский Камень на Исети; Закамень, Соколиный и Новозаводской Камни на Каменке обозначающие восточную окраину Уральских гор – границу между Уралом и Сибирью. А есть еще Камни: Селиванов, Смолинский, Филинячий, Далматов, Дыроватый, Кукушкин.

В 1974 году на Кукушкином Камне, что на реке Камышенке, по мотивам сказа Бажова «Огневушка-Поскакушка» был снят одноименный телевизионный художественный фильм. В массовых сценах были задействованы жители села Щербаковского Каменского района. « Фильм многократно в разные годы показывался по каналам Свердловского телевидения».
Есть на левом берегу Исети напротив д. Брод неприметная скала Горка (Гора). В ней работали люди – была угольная шахта. У подножия скалы был вход в штольню, сейчас он засыпан. Только ручей, вытекающий из-под скалы, говорит о том, что здесь была штольня.

О незримом присутствии Урала в крае говорит и строение земных недр. Но иногда это присутствие зримо. Есть у нас поселок Горный. Топоним «Горный» передает особенности рельефа: узкая с крутыми склонами долина реки Исети, пороги и стремительное течение придают местности горный вид. Пороги у п. Горный послужил прототипом порогов в книге уральского писателя О. Корякова «Приключения Леньки и его друзей», который хорошо знал П.П. Бажова и дружил с ним.

«Пещера – символ подземного царства, вход в земное чрево и выход из него, ворота между жизнью и смертью, нутро и сердце горы». Есть и в нашем крае пещера Смолинская – самая длинная пещера Свердловской области, памятник природы областного значения, место зимовки летучих мышей, занесенных в Красную книгу. Смолинская пещера послужила прототипом Джакарской пещеры в книге О. Корякова «Приключения Леньки и его друзей».

Горные породы и минералы в сказах Бажов

В большинстве своих сказов П. П. Бажов упоминает горные породы и минералы. Некоторые из них встречаются в нашем крае.
Железная руда — главное сокровище Урала упоминается у Бажова в 11 сказах. «Все наши деды от железного дела кормились». С железной руды началось освоение богатств Урала и нашего края. В 1682 году строится монастырская домница, в 1701 году пущен Каменский железоделательный завод. Два с половиной века железная руда была «кормилицей» края. Добывалась в ближайших окрестностях на 24 рудниках. Следы добычи в виде многочисленных провалов, просадок и карьеров сохранились до сих пор.

О медных рудах писатель упоминает 15 раз. Медные руды в крае были открыты у д. Шиловой в 1735 году и добывались несколько десятилетий. Месторождение называлось Шилово-Исетским. В 30-х годах ХХ века в д. Байновой была 16-метровая разведочная медная шахта.

В 21 сказе П.П. Бажов упоминает золото. Как и все в те годы он считал, что первое на Урале золото нашел Е. Марков и даже посвятил ему первую часть сказа «Золотые дайки». И только спустя много лет Н. С. Корепанов установил, что первое самородное золото на Урале и в России нашел Л. Л. Пигалев близ д. Шилова в мае 1744 года. Н. Корепанов писал: «Было бы справедливо помнить не только о случайной находке Маркова, но и о другом, выстраданном открытии…. Хотя бы спустя 250 лет после забвения, должно быть с уважением названо имя горного ученика, Леонтия Лаврентьевича Пигалева».
Добыча золота началась в ноябре 1745 года и продолжалась до 1755 года. Позднее стали добывать рассыпное золото. Добывалось оно в ложках по берегам Исети. «Где речек старых и следа нет, а золото есть» (сказ «Золотой волос»). Центром добычи стало село Маминское, в окрестностях которого действовало более двух десятков золотых приисков. В связи с этим село богатело и получило прозвище – Маминское – «село золотое».
Добыча золота велась до середины ХХ века и вновь возобновилась в 1999 году.

В 6 сказах писатель упоминает мрамор. В Каменском районе мрамор добывается с 1993 года у д. Походилова.
Агат упоминается в сказе Бажова «Хрупкая веточка». На границе с Каменским районом у села Зырянского находится Синарское месторождение агатов. В прошлом село Зырянское входило в состав горнозаводской дачи Каменского завода.

Есть на Синаре, на реке
месторождение агата.
Оно от нас невдалеке
и недостаточно богато.
Капают ямы средь берез,
работа – бремя.
Чтобы найти камней на « нос»,
Здесь надо время.
Синарский в россыпях агат
всегда таится.
И кто отыщет – будет рад
Еще трудиться.
Разрежешь камень пополам —
узнаешь тайну.
Бывает, что рисунок там —
необычайным.
Щедра природа для того,
кто не ленится.
Успеха можно своего
всегда добиться.

Н. Ильенко.

Чудские копи

С кладами и богатствами Урала связаны предания о чуди – «легендарном народе, населявшем когда-то Урал». Восприятие преданий о чудских копях было усилено «благодаря художественному осмыслению П.П. Бажова». Он пишет, что «Волшебные люди раньше жили в Камне, прячутся в Камне, скрываются ото всех с помощью колдовства», например, в сказе « Дорогое имечко».
Остатки древних рудников (чудские копи) на Урале долгое время служили ориентирами для рудознатцев. Они помогли, в частности, открыть Гумешевское месторождение меди.
В Каменском районе остатки чудских копей были замечены академиком И. Лепехиным у д. Казаковой (сейчас д. Чайкина) и ниже по Синаре 27 июля 1770 года. Он писал: «При ней видны следы обитания некого народа. Тут много находится старинных копей на левом берегу по течению Синары, а в полуверсте от их копей стоит ровная гора, с которой во все стороны изрядный представляется вид и которая также о бывших чудских рудокопах свидетельствует, ибо на ней видны впадины, какие при обыкновенных старинных шурфах примечаются. Но для какого металла древние обитатели трудились заподлинно сказать трудно». ( Коровин А.Ф. «Каменский заводъ» №4 (8) декабрь, 2002 г). Позднее близ д. Чайкиной были найдены железные руды.

Каменский фольклор и Бажов

В 1949 г. в Свердловске выходит сборник «Уральский фольклор» под редакцией М. Г. Китайника. В сборник вошли материалы собранные студентами филологами УрГУ в Каменске — Уральском, Каменском и других районах Свердловской области, а также около 20 песен каменского краеведа И.Я.Стяжкина. Членов первой (1944г.) и последующих фольклорных экспедиций консультировал П.П. Бажов. Участвовал писатель и в процессе подготовке сборника к печати.

Железной Горы хозяйка

Под влиянием сказов П.П. Бажова краевед В. П. Шевалев сочинил сказ «Железной горы хозяйка». В нем автор рассказал, что у хозяйки Медной горы есть сестра хозяйка Железных гор и живет она в наших краях каменских. А поведала ему об этом сама хозяйка Медной горы, когда он ночевал у Азов – горы.

«А у меня в твоих краях сестрица хозяйствует, Хозяйка она Железных гор. Железа то – у вас там много. А сейчас она у меня гостит. Хочешь поглядеть. «Немного погодя выходит из горы еще одна Хозяйка». Только хоть и сестры они, а разные – Медной горы – черноволосая, а другая рыжеволосая, да и наряды разнятся». У первой платье малахитовое, зелеными волнами переливается, у другой – коричневой парчи с золотой да с черными разводами. «Ящерки у нее свои по подолу бегают, не зеленые, а бурожелезные».

Кроме автора «видел» хозяйку Железных гор старик – спецпереселенец из поселка Мартюш. Мальчиком «работал он в дудке, нагребал руду». От голода и усталости « привалился к стене отдохнуть» да и задремал. Проснулся, а перед ним женщина стоит, в красивом платье, протягивает ему калач и говорит: «Хозяйка я здешняя, покушай, Петя. «Когда кончил есть, поднял глаза, а перед ним никого. Побоялся Петя насмешек, никому об этом не рассказывал, рассказчику первому поведал на закате жизни». Так благодаря В. П. Шевалеву появилась у нашего края сказочная хранительница железных руд хозяйка Железных гор, сестра хозяйки Медной горы.

Бажов – комиссар просвещения

В 1918 году П.П. Бажов непродолжительное время был комиссаром просвещения Камышловского уезда, в который тогда входила и часть нашего края. Как комиссар просвещения он пропагандирует декреты Советской власти «О народном образовании», «Об отделении церкви от государства, и школы от церкви» и другие.
1 июня 1918 г. Бажов выступает с проектом о добровольном займе денег на школьное строительство и народное образование по Камышловскому уезду, о народном доме Клевакинского общества.

Наш земляк – художник – друг Бажова

П.П.Бажов был знаком с нашим земляком художником – пейзажистом, непревзойденным мастером этюда на Урале, родоначальником уральского пейзажного жанра И. К. Слюсаревым. В 1898 году Иван Кириллович закончил байновскую церковно – приходскую школу — прародительницу школы № 16 Каменска – Уральского.

«.Бажов и Слюсарев познакомились в начале 1920-х. По совету П. Бажова Слюсарева пригласили в редакцию журнала «Товарищ Терентий», где были напечатаны статья о художнике и репродукции его этюдов». По просьбе писателя художник приносил свои рисунки в редакцию журнала. Возможно, что Слюсарев выполнял и некоторые иллюстрации к журналу.

«В восприятии Урала у Бажова и Слюсарева было много общего – оба видели в нем величие и поэтичность».

В отличие от Бажова любовь к Уралу Слюсарев выражал не словами, а красками, «стремился создать лирически окрашенный образ уральской природы на холсте». Но довольно часто их работы перекликаются. Бажов пишет о камнях и скалах, а Слюсарев изображает их на холсте. На некоторых скалах, изображенных Слюсаревым, Бажов бывал. Например, на скалах «Чертово городище», которые Слюсарев изобразил на картине «Скалы Чертова городища».
Не раз был П. Бажов в Златоусте, где жили герои некоторых его сказов. В 1935 году Златоуст и его окрестности посетил И.К. Слюсарев и написал картины: «Город Златоуст и гора Таганай», «В окрестностях горы Таганай», «На горе Таганай. Замшелые камни».

В 1941 году П.П. Бажов посетил п. Висим – родину Д.Н. Мамина-Сибиряка, а И.К. Слюсарев изобразил поселок в работе «На Родине Мамина-Сибиряка. Висимо-Шайтанск».
Бажову были знакомы все улицы и достопримечательности Екатеринбурга. Некоторые из них Слюсарев изобразил в своих работах. Так, в картине «Первое мая. Открытие трамвайного парка в Свердловске» художник изобразил уголок города и пуск трамвая, где находилась автобусная станция, с которой Бажов уезжал в Сысерть. Написал пейзаж «Зеленая Роща», «Екатеринбургский городской пруд»; картины «Ночь в Харитоновском парке», «Дом Харитоновых», «Дворец пионеров».

Некоторые картины Слюсарева можно считать иллюстрациями к сказам Бажова. Например, «Завтрак рудокопа».
27 января 1944 года, в день 65-летия писателя, Слюсарев подарил Бажову картину «В поисках малахита». На картине среди сказочного каменного леса человек «с лопатой на плече и рудничной лампой в руке». В фигуре человека угадывается образ П.П. Бажова. « Особенно узнаваема привычная бажовская кепка на крупной высоколобой голове. Это не портрет, а скорее дружеский шарж на замечательного уральского писателя».
На бажовскую тему писал художник А. А. Заусаев. « Наиболее известные его работы «П. П. Бажов (певец Урала)» и ее повторный вариант «Певец Урала (П. П. Бажов на Думной горе)». Алексей Александрович родился в 1920 году в д. Борисова Катайского района, что в 4 км. от нашего края. В прошлом деревня входила в дачу Каменского завода. Художника видел и знал Заусаев Алексей Александрович живущий в Каменске – Уральском. Оба они родом из д. Борисова. Дома рядом – соседи. Одинаковы фамилия, имя, отчество. Только год рождения разный – у художника 1920, у каменца – 1949. И, что удивительно, не родственники. Пятнадцатилетним подростком «наш Заусаев», вместе с матерью, не раз бывал в доме художника, видел его картины в горнице. Видел как летом художник, приезжая из Свердловска на родину, писал пейзажи.

Земляки — камнерезы продолжатели дела уральских мастеров – камнерезов.

«Много сказов посвятил Бажов мастерству уральских мастеров», в том числе мастеров-камнерезов. Традиции камнерезов прошлого, воспетых в сказах, продолжают современные мастера. Среди них и наши земляки. Анатолий Жуков познакомился с камнем в четырнадцать лет в геологическом музее школы 16. Занимался в геологическом кружке который вел В. П. Шевалев. Обработкой камня серьезно занялся в архитектурном институте. После его окончания начал работать художником-камнерезом. С 1986 года он постоянный экспонент разных выставок
. Его работы экспонировались более чем на 80 выставках в России и других странах; заняли достойное место во многих музеях, частных коллекциях в стране и за рубежом. Есть у него работа и на бажовскую тему («Данилушка», 2001г). Творчеству мастера посвящена книга Т. Парнюк «Анатолий Жуков» ( 2006). С 1995 года А. Жуков – член Союза художников России. Признанием заслуг мастера стало награждение его в 2008 г. медалью им. А. К. Денисова – Уральского за № 1.
Находясь в рассвете творческих сил, Анатолий Иванович продолжает создавать уникальные образцы камнерезного искусства.
Многоликий мир природы живой,
Полный света, красок, движения, звуков,
Видит, чувствует в камне душой
Камнерез и художник Анатолий Жуков!..
Т. Парнюк

Житель Каменска – Уральского камнерез — любитель Н. И. Ильенко по мотивам бажовских сказов изготовил из камня «Огневушку – Поскакушку», подсвечник «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Митяйка», « Жабреев ходок»; « Хозяйку железных гор». Дважды в Екатеринбурге проходили персональные выставки Николая Ивановича. В 2013 году на межрегиональном конкурсе имени А. К. Денисова – Уральского стал лауреатом. На проходящей в Екатеринбурге выставке посвященной 150 летию со дня рождения А. К. Денисова – Уральского работы земляков — камнерезов стоят рядом: « Бюст Денисова – Уральского» А. Жукова и « Здравствуй Урал» Н. Ильенко. Работы земляков – камнерезов можно увидеть в геологическом музее Центра внешкольной работы.
« Работа – она штука долговекая… Человек умрет, а дело его останется», говорил П. П. Бажов. Работы созданные нашими земляками сохранят память о них на века.

Именем Бажова

В Каменске-Уральском имя писателя носит улица в соцгороде трубников и центральная детская библиотека; открыта в 1952 году. Имя Бажова присвоено библиотеке в 1964 году – в год 85 летия со дня рождения писателя.
.Улицы Бажова есть в п. Мартюш, с. Позариха, с. Клевакинское и д. Черемхово Каменского района.
В 1999 году была учреждена Всероссийская литературная премия П. П. Бажова. За продолжение и развитие русских сказовых традиций в книге «Студеный день» премия Бажова за 2010 год присуждена Нине Буйносовой из Каменска – Уральского.

Герои сказов Бажова в декоративном искусстве, живописи

Несколько работ на бажовскую тему из керамики и металла есть в небольшой музейной экспозиции Центра внешкольной работы. Керамика: « Данило – мастер», « Таюткино зеркало»; литье – бюст П.П. Бажова и Хозяйка медной горы. Подобные работы есть и в городском краеведческом музее.
В городском выставочном зале хранятся две работы на бажовскую тему художников: Н. Засыпкина (г. Екатеринбург) и М. Дистергефа (г. Нижний – Тагил».
Работы на бажовскую тему, выполненные детьми, можно увидеть в художественных школах края.
Каменный цветок описывается в одноименном сказе Бажова. В нем Данила Мастер создал чудо каменного искусства — Каменный цветок. Под впечатлением сказа создано несколько фонтанов, названных «Каменными цветками». Они установлены в Екатеринбурге на площади Труда, Каменске – Уральском, Нижнем Тагиле, Москве. Екатеринбургский фонтан «Каменский цветок» из чугуна отливали в Каменске – Уральском на заводе « Вагранка». Каменский «Каменный цветок» установлен перед Дворцом культуры «Металлург». Фонтан изготовлен из металла работниками КУМЗа в 1969 году.

Они встречались с Бажовым

Дважды встречалась с П.П. Бажовым жительница Каменска-Уральского Н. А. Лапико. В детстве она жила в Свердловске. Первая встреча произошла в 1937 году на занятиях драматического кружка, где шла репетиция сказа «Малахитовая шкатулка». Вторая – в 1939 году, когда Нина победила в литературном конкурсе, посвященном Л.Н. Толстому. Оба раза Павел Петрович беседовал с ней.
Встречалась с писателем и жительница села Травянского Е.А. Бунькова. «Шел Февраль 1946 года. П. Бажов был выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР по Красноуфимскому избирательному округу. Я была студенткой Красноуфимского сельхозтехникума. 12 февраля мне исполнилось 18 лет. Как самого молодого избирателя меня пригласили на встречу с Павлом Петровичем во дворец культуры. Позднее о встрече с писателем я рассказала по местному радио».

В 1949 году с П. Бажовым беседовал краевед А. Ф. Коровин. Вероятно Аркадий Федорович не раз встречался с писателем, что позволило ему написать книгу «Этюды о П. П. Бажове» ( не издана).
Ежегодно общественность города отмечает день рождения П.П. Бажова, особенно широко в юбилейные годы. Так в 1979году – год 100 летия со дня рождения писателя, в школе 16 была организована « Выставка – камней» — первая в городе, которую посетило более 3 тысяч человек; конкурс рисунков, стихов, сочинений и литературно – музыкальная композиция «Бажов – великий сказочник земли уральской. 
Нет комментариев. Ваш будет первым!
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Мы собираем cookie. Вы не против?