Загадки деревни Большая Грязнуха и села Травянского

86
Автор:
М.С. Дементьев
Загадки деревни Большая Грязнуха и села Травянского

1. Введение

Работа посвящена исследованию деревни Большая Грязнуха и села Травянское, расположенных в юго-восточной части Каменского района Свердловской области(24,1). Деревня находится в 10, село — 8 километрах к востоку от центра города Каменск-Уральский (рис. 1). Они были основаны примерно 280 лет назад выходцами из средней полосы России. Грязнуха первоначально называлась «Карпушинское», а после нескольких переименований за ней закрепилось название Большая Грязнуха(13,5). В советское время районная власть более десяти раз покушалась на это название, но местные жители его отстояли. Название второй деревни (села) практически не изменялось(13,18). Однако последние сто лет местные жители всегда называли её Травянкой. Внешне они как будто ничем не отличаются от ближайших уральских деревень, типичные деревянные дома, дощатые заборы и т. п., но, тем не менее, обладают некоторыми особенностями, которые привлекли наше внимание. После тщательного анализа стало ясно, что в обыкновенных постройках есть нечто, о чём рядовой житель даже не догадывается. Деревни были построены по особым правилам, установленным еще в незапамятные времена. Эти правила тесно связаны с астрономией и мифологией. Именно об этой неизвестной стороне жизни уральской деревни и пойдет речь в нашей работе. Обсуждение не будет простым, поскольку для объяснения законов древней науки нам понадобятся сведения из сферической астрономии, звездные карты, построенные в разных системах координат и для разных эпох времени, а также сведения из мифологий древних народов. Всё это будет соотнесёно с планами деревень, их внутренней и внешней топонимикой и обычаями местных жителей. Основной целью нашей работы является демонстрация роли астрономии в жизни русской деревни.

2. Топография и топонимика

2.1 Большая Грязнуха. 

Деревня состоит из семи частей — пяти больших и двух маленьких. Деление велось по естественным границам. Река Грязнуха пересекает деревню, приблизительно, с севера на юг, а центральная дорога с запада на восток. Юго-западный сектор был назван «Вьюковкой», северо-западный – «Кокуем», северо-восточный – «Богатым краем», а юго-восточный – «Ашировой». Узкая полоса вдоль центральной дороги вместе с домами и постройками получила название «Большая дорога». Северная оконечность деревни заканчивается «Решётами», южная – «Назёмкой» (рис. 2). Центром деревни считается мост, вблизи которого на восточной стороне в 1907 году был построен храм во имя Преображения Господня. В 50-е годы прошлого века рядом с ним находились начальная школа, клуб (дом священника), магазин, аптека, а к западу от моста – сельский совет, почта и пожарная каланча. Кроме Большой дороги собственные названия имели только две улицы – «Приречная» и «Чайная». Обе находились в юго-восточном секторе — первая вблизи реки, вторая через одну улицу от неё. Если перемещаться от моста по течению реки, то через 360 метров встретится родник, который носит название «Катанята» (левый берег), а ещё через 240 м — родник с названием «Харичев ключ» (правый берег). 

В северо-западном секторе, рядом с центральной дорогой до сих пор существует небольшое озеро, именуемое «Озерком». К западу от деревни на расстоянии около 650 метров расположено деревенское кладбище. Прежде на кладбище росли только березы, сейчас в небольшом количестве появились ели. Напомним, что береза для славян была священным (мировым) деревом(20, 451). Во время свадеб жители деревни на березовой ветке (в любое время года) привязывали разноцветные ленточки и после этого называли её «ёлочкой». Обычно это случалось на третий день свадьбы, когда с «ёлочкой» и частушками все участники свадьбы совершали прогулку по ближайшим улицам. Однако «ёлочку» наряжали только в том случае, если жених и невеста вступали в первый брачный союз. Все молодые люди в прежние времена мечтали о свадьбе с «ёлочкой». В Украине свадебные шалаши до сих пор украшаются березовыми ветками, которые являются символом девичьей чистоты и плодородия(16, 55). Берёзовая «ёлочка», очевидно, являлась комбинацией двух типов мирового дерева – берёзы и ели. Вопрос о замене берёзы на ель будет рассмотрен ниже. 

Между кладбищем и деревней в советское время находилась «Бойня», где осуществлялся забой крупного рогатого скота. В настоящее время от постройки ничего не осталось, даже бурьяна, но, тем не менее, её существование для нас остаётся важным историческим фактом. В восточной части деревни на южной стороне Большой дороги находились мельница, а на северной стороне через одну улицу — кузница, в самом конце деревни — «гумно». На территории «гумна» осуществлялись сушка и обмолот сжатых колосьев пшеницы. В советское время там был построен загон для коров, потом свинарник, а позже к востоку от него был организован животноводческий комплекс для крупного рогатого скота с двумя башнями и ямами для силоса. Во время Великой Отечественной войны за Решётами находилась Огородная бригада, а около Назёмки был разбит сад, который успешно функционировал несколько десятков лет. Рядом с садом была пасека. После войны на западном крае Въюковки, напротив «Бойни» в течение нескольких лет существовал питомник для чёрно-бурых лисиц. С востока к деревне примыкала полоса берёзового леса шириной около 400 метров, в старое время её считали неприкосновенной, но в первые годы войны она была вырублена. 

Деревню со всех сторон, за исключением западного направления, окружала степь шириной около 1.5 километров, а за ней начинался лес. Юго-восточный участок степи назывался «Поскотиной», а остальные участки оставались безымянными. В средней части «Поскотины» был вырыт «Большой Ров» длиной около 250 метров, в нем раньше добывали песок для изготовления самана. Саман использовался при строительстве конюшен и сараев. На снимках из космоса «Ров» похож на кривую стрелу (или силуэт человека), направленную острием на юг. Для создания печей и храма существовал другой источник песка – «Песочная Яма». Он находился на правом берегу реки, на высоком холме, в шестистах метрах от южного края деревни. Все въезды в лес также имели собственные названия: Логуловские, Орловские, Большие и Студеные ворота. Ещё были Задворки между Орловскими и Большими воротами. В 1957 г. за Логуловскими воротами около Буйносова ручья появился «Падинник» – место, где было захоронено все совхозное стадо из-за радиоактивного заражения. Все выше описанные объекты и топонимы указаны на рисунках 1 и 2.

В Грязнухе существовал обычай называть человека в неофициальной обстановке (и конечно в отсутствии) не по фамилии, а прозвищу. Прозвища были почти у всех коренных жителей деревни, у некоторых они появились ещё в середине 19 столетия и передавались из поколения в поколение по мужской линии. Например, были семьи с прозвищами Бирючата, Брякалята, Волчата, Заячиха, Зеленята, Конята, Копнята, Корелята, Лапшата, Лисята, Лопатинята, Морочата, Мурашата, Петушата и т. д. Перечисленные прозвища многократно были услышаны автором статьи в общественных местах (магазине, клубе, на народных гуляниях) как от местных жителей, так и друзей и родственников. Предварительный анализ показал, что распределение прозвищ по селу практически совпадает с распределением тотемных животных в мифологической вселенной. Вселенная будет рассмотрена ниже. Местоположение некоторых носителей прозвищ отмечено на рисунке 2.

2.2 Село Травянское. 

Село Травянское находится на западном берегу озера Травяное. С западной стороны в озеро впадает ручей Марайка. Значительная часть озера заросла травой и сейчас представляет собой сухое болото. Предполагается, что название села связано с обилием травы на озере и вокруг него, и, возможно, это правильное объяснение. Толкование с иных позиций будет рассмотрено ниже. Известно, что первые жители деревни поселились к северу от озера, а вновь прибывшие стали занимать участки земли вдоль его западного берега. В итоге деревня и улицы вытянулись с севера на юг. Намного позже образовались части села, расположенные к югу и юго-востоку от его центра, первая из них была названа «Новосёловкой», вторая «Отрясихой». Улицы в них ориентированы, приблизительно, с запада на восток. В 1753 г. жители деревни построили деревянную церковь (вблизи центра), а после того как она сгорела – каменный храм во имя Введения Пресвятой Богородицы на южной окраине села (1832-1837 гг.). Сначала усопших хоронили вблизи старой школы, потом к югу от каменного храма, и, наконец, на современном кладбище, которое находится в трёхстах метрах к западу от храма. В послевоенное время названия всех улиц были переименованы. Например, Большая Дорога стала называться Советской улицей, Каюры – улицей Кирова, Лапшиновка – Свердлова, Совки – Будёнова. В селе жили семьи с прозвищами Гоголята, Котята, Кучелята, Петушата, Рябинята, Сорочата и др. К настоящему времени установлено около двух десятков прозвищ (Зуева В. И.).

3. Наследие древних астрономов

3.1 Мифологическая вселенная. 

В глубокой древности все звездное небо было поделено на созвездия, хотя принцип деления до сих пор остаётся неизвестным. Рассматривая звездные карты с большим количеством созвездий и странными названиями, порой трудно объяснить, почему одни созвездия имеют малую протяженность, а другие большую. Данная проблема вызывает неподдельный интерес, однако, мы её оставим в стороне, а обратим своё внимание на компактную, но очень важную группу звезд — созвездие Лебедя (Cygnus)(6,10). Наши исследования показали, что с ним связана вся духовная жизнь древних народов, поэтому в нашей работе оно будет занимать центральное место. Созвездие находится на Млечном Пути, который опоясывает небо в виде белесой полосы. Поскольку Путь являлся заметной деталью на небе, то люди наблюдали его с глубокой древности. Зодиакальные созвездия тоже не остались без внимания, так как через них перемещались Луна, Солнце, планеты и точка весеннего равноденствия (γ). Точка γ образуется при пересечении двух небесных кругов, экватора и эклиптики, Солнце бывает в ней ежегодно 21-22 марта. Эклиптикой называется путь, по которому движется Солнце в течение года среди звезд.

Ранее, нами была высказана идея о том, что в созвездии Лебедя древние наблюдатели «создали» мифологическую вселенную(40,51; 8,18-20; 41,30-33). Как это произошло? Возможно, интерес к созвездию возник после того, как в летнее солнцестояние, вблизи полуночи астрономы не смогли измерить долготу интересующего их светила. Точка весеннего равноденствия (основной ноль-пункт), от которой измеряется долгота, в указанный момент времени находилась около горизонта и поэтому была не видена. Астрономы вынуждены были искать другой способ измерения долготы. Например, эклиптическую долготу (λ) светила можно было оценить относительно небесного меридиана, а потом в измерения внести соответствующую поправку (рис. 3). Решая эту задачу, они столкнулись с другой, ещё более важной проблемой, на этот раз связанной с прецессией земной оси. Явлением прецессии называется вековое изменение ориентации оси вращения Земли под воздействием сил притяжения Луны и Солнца. За 26 тысяч лет ось Земли «вычерчивает» на небесной сфере круг радиусом 23.5°. Такое поведение оси приводит к тому, что картина звездного неба периодически изменяется, а точка γ перемещается по эклиптике. Поскольку на небесной сфере другого, более лучшего, ноль — пункта нет, то долгота любого светила отсчитывается от этой подвижной точки. Чтобы астрономы могли предсказывать солнечные затмения, а астрологи давать точные прогнозы, необходимо было регулярно определять её местоположение на эклиптике. В настоящее время это делается ежегодно, а в далёком прошлом достаточно было определить её положение один или два раза в столетие.

Астрономы догадались, что изучать явление прецессии по перемещению одного какого-либо созвездия относительно небесного меридиана намного проще, чем по вековому перемещению точки весеннего равноденствия вдоль эклиптики. Небесным меридианом называется круг, проходящий через точки севера, зенита и юга. Сейчас можно уверенно сказать, что из немалого числа претендентов выбор пал на созвездие Лебедя. Созвездие оказалось очень удобным для наблюдений, оно незаходящее и легко отыскивается на небе. Звезды в нём расположены в форме креста, один конец которого вытянут вдоль Млечного пути. На Украине и Эстонии его называли «Большим Крестом» (рис. 4). Цепочка из звезд (α, γ, η и β) Cyg была столбом, а перпендикулярная к ней (ε, γ и δ) — перекладиной, (γ) находилась в перекрестии(27,160; 17,7).

Дальнейшие наблюдения показали, что последовательность прохождения звёзд Большого Креста через небесный меридиан в результате суточного вращения Земли не остаётся постоянной. До середины V тысячелетия до новой эры звёзды кульминировали в последовательности (β, η, ε, γ, δ, α) Cyg, а потом произошла перестановка звезд. Порядок прохождения нарушился из-за вращения Креста, которое в свою очередь вызывается прецессией земной оси. По земным меркам это не очень крупное событие, но в III тысячелетии до н. э. в Египте и Месопотамии ему были посвящены мифы, часть из которых дошла до наших дней. Суть явления такова. В более раннюю эпоху через небесный меридиан сначала проходил южный конец перекладины (ε Cyg), а через 10-15 минут северный (δ Cyg). Но со временем Крест повернулся настолько, что обе звезды стали кульминировать одновременно, а спустя сотню лет северная звезда стала опережать южную. Звёзды, расположенные на перекладине, как бы боролись между собой. Египтяне эту ситуацию описали в виде жестокой борьбы за власть между двумя богами, Сетом и Гором, шумеры – в виде силовой борьбы между Гильгамешем (царь Урука) и Энкиду(15,204; 19,303). Эти мифы свидетельствуют о том, что анализ незначительных изменений на небе привёл древних астрономов к открытию (обсуждению) глобального явления природы – прецессии земной оси.

Вслед за богами и царями в созвездии «поселились» простые «люди»(8,19). Самыми известными из них стали Ной и его сыновья (рис. 5). Ной отождествлялся с яркой звездой α Cyg, а сыновья Сим, Хам и Иафет – со звездами (η, ε, δ) Cyg, соответственно. Звезда (η), которая раньше других пересекала небесный меридиан, становилась старшим сыном, две следующих (ε, δ) средним и младшим, а последняя из них (α) отцом (рис. 6). С этой же четвёркой звёзд были связаны герои многих народных сказок, в том числе русских. Сказки начинались так: «Жил-был старик (царь), у него было три сына (дочери)», и далее сюжет сказки развивался с учётом истории движения звёзд внутри созвездия. Поскольку в сказках охватывался большой период времени, то с изменением порядка прохождения звёзд через меридиан изменялась судьба детей. Например, младший из братьев, Иван, становился царевичем, Золушка – принцессой.

Начиная с шестого тысячелетия до новой эры и заканчивая первым тысячелетием текущей эры, жрецы перенесли в созвездие Лебедя изображения четырёх зодиакальных созвездий (Близнецы, Телец, Овен и Рыбы). В результате этого главная ось Лебедя-Креста превратилась в шкалу времени, по которой отсчитывались тысячелетия (рис. 7). Более того, зодиакальные животные стали главными персонажами мифов. Например, с Тельцом, который расположился между звездами Цефея и γ Лебедя, сражались цари, титаны и герои. В Месопотамии его называли Небесным быком, Греции – Критским быком, Египте – Аписом. В III тысячелетии до н. э. вблизи города Урука Небесного быка заколол Гильгамеш при поддержке Энкиду, в I тысячелетии до н. э. на острове Крит этого же быка заколол Геракл(9,21). В наше время ритуальные бои устраиваются на территории Испании (рис. 8). Очевидно, там живой бык является воплощением Небесного быка. Зодиакальное созвездие «Рыб» русские сказочники обратили в Золотую рыбку и говорящую щуку. В образе рыбы изображался шумерский бог мудрости Энки и индийский бог Вишну (рис. 7). Постепенно созвездие превратилось в «Небесное селение», в нём появились фантастические существа. Об этом свидетельствуют названия данного созвездия. Египтяне называли его Фениксом, арабы — птицей Рух, а шумеры – Грифоном, добавив к нему звёзды из созвездия Цефея (4,83; 38,77; 27,160). Отметим, что грифон олицетворял три мира вселенной: верхний, средний и нижний. Чтобы отличить эту вселенную от небесной сферы, мы будем называть её микро-вселенной.

3.2 Документирование наблюдений. 

Если из видимых перемещений звезд вычесть суточную и сезонную составляющие, то их движение не прекратится, а лишь замедлится. Существование остаточной скорости будет связано с прецессией земной оси. Из-за прецессии земной оси созвездие Лебедя сделает полный оборот вокруг полюса мира (и собственного центра) за 25.9 тысяч лет. Однако оба типа движений можно обнаружить без всяких расчётов, если наблюдать созвездие один раз в год в одно и тоже время, например, в летнее солнцестояние, вблизи полуночи. Мы полагаем, что древние астрономы именно так и поступили. Заметим, что описанные движения нереальные, поскольку их можно увидеть только с поверхности Земли. Все звезды остаются вблизи своих положений, и лишь малое количество звезд за указанный период времени демонстрирует собственное движение по небесной сфере. На звёздных картах, построенных в эклиптической системе координат, только полюс мира движется вокруг полюса эклиптики.

Для сравнения результатов наблюдений, полученных в разные эпохи, древние астрономы должны были придумать простые способы их документирования(7,42-45). Например, наблюдатели могли воспроизводить на блюдах или других плоских предметах вид звездного неба вблизи небесного меридиана в летнее солнцестояние, полночь. Именно так поступали греческие астрономы (рис. 9). Другие наблюдатели могли фиксировать расстояние между созвездием и горизонтом, измеренным вдоль Млечного пути. Такой способ документирования расположения созвездия выбрали египтяне, создавая изображения некоторых богов на стенах храмов (рис. 10). Славяне лепили статуэтки богини-матери, отмечая на её теле расположения главных звёзд относительно горизонта (рис. 11). Помимо этого, история перемещения созвездия могла передаваться устно на протяжении многих тысяч лет в форме мифов и сказок, или театральных действий во время совершения ритуалов. Истинный смысл сюжетов был ясен только жрецам высшего уровня. Естественно предположить, что герои мифов и сказок отождествлялись с наиболее яркими звездами данного созвездия. Удобным способом запоминания расположения созвездия в ту или иную эпоху является строительство ориентированных городов и святилищ. С большой долей вероятности к таким городам относятся Чичен-Ица, Мохенджо-Даро, Вавилон, к святилищам — Стоунхендж, Большие Аллаки (Челябинская обл.) и «Великанша» (Украина). В эту же группу объектов следует включить деревню Большая Грязнуха и село Травянское.

Информацию о звездном небе, полученную, в первый год календаря, древние жрецы-астрономы и их преемники могли воспроизводить многократно. Например, центральную дорогу внутри Грязнухи и за её пределами волхвы-христиане могли проложить таким образом, чтобы она полностью соответствовала положению Млечного пути, наблюдаемого в первый год календаря, в летние солнцестояние, вблизи полуночи. Кстати, Православная Церковь ведет летоисчисление от 1 сентября 5508 г. до н. э.(30,158).

3.3 Модели вселенной.

Ко второму тысячелетию до новой эры микро-вселенная уже имела хорошо разработанную структуру. На сравнительно небольшой площадке небесной сферы одновременно размещалось несколько моделей вселенной: 1) горизонтальная (она же сезонная); 2) вертикальная с тремя мирами (она же суточная); 3) зодиакальная (с тысячелетней шкалой времени); 4) другие модели. Все они были построены в одной плоскости.
При создании горизонтальной модели созвездие делилось на секторы, причём боковые границы секторов простирались до эклиптики, что давало возможность установить связь между ними и зодиакальными созвездиями. В зависимости от типа созвездий, которые попадали в сектор (летние, осенние и т. д.), за каждым сектором закреплялся сезон года и сезонные работы. Конечно, с течением времени распределение зодиакальных созвездий по секторам претерпевало изменение, что в свою очередь приводило к изменению модели. Наглядными примерами горизонтальной модели являются «колесо» сезонных работ и мандала (рис. 12 и 13). В центре горизонтальной модели обычно находилась мировая гора (Меру).

При создании вертикально-суточной модели использовались древнейшие представления об окружающем пространстве (космосе) в виде трёх ярусов. В микро-вселенной они возродились в новом качестве. Этому способствовало строение самого созвездия, имеющего сходство с тремя частями дерева. Верхняя часть связывалась с кроной мирового дерева (день), нижняя – корнями (ночь), а средняя часть – боковыми ветвями (утро и вечер). Наглядными примерами мирового дерева являются византийский крест и дерево Ноя (рис. 4 и 5). Поскольку, мировое дерево и гора создавались из одних и тех же звезд, то они легко превращались друг в друга. До «потопа» корни дерева находились вблизи α Cyg, после «потопа» — β Cyg. Согласно Ведам, «вселенная» была построена из трёх частей первого человека Пуруши(23,152). Из его головы, туловища и ног возникли небо, воздушное пространство и земля. С этими частями тела и пространства были связаны три священных огня и три общественных формации — жрецы, воины, ремесленники (рис.14). Со ступнями ног ассоциировались слуги и шудры. Возможно, в качестве священных огней считались звезды (α, γ, η) Cyg.

Зодиакальная модель вселенной появилась в конце IV тысячелетия до н. э. в Египте и Месопотамии. С помощью зодиакальных животных обозначали эпоху времени и расположение богов во вселенной. Египетские боги изображались с головой быка (Телец), барана (Овен). В виде рыб изображались индийский бог Вишну и шумерский бог Энки. В Малой Азии главных богов рисовали верхом на быке или грифоне.

Модели микро-вселенной не могли быть вечными, поскольку они должны были отражать реальную ситуацию на небе. Астрономы создавали их для описания прецессионного движения звезд. Например, когда созвездие Грифона-Лебедя с VI по III тысячелетия до н. э. медленно приближалось к небесному меридиану, то мировое дерево сравнивалось с берёзой или смоковницей, а когда удалялось – елью или кедром. Причиной для смены деревьев явился изгиб перекладины Креста (рис.15). Поскольку корни дерева обычно располагались вблизи небесного меридиана, то астроному достаточно было выполнить наблюдения в течение одной ночи в летнее солнцестояние для того, чтобы определить тип дерева. В случае прямой перекладины тип дерева оставался бы постоянным. Смена деревьев и переворот вселенной был осуществлён во время «Всемирного потопа». Сведения о переворачивании вселенной сохранились у сибирских язычников(14,36). «Обитатели» вселенной не догадывались о масштабе перемен. Для сокрытия «фактов» сказочных персонажей сажали в ковчег (бочку) и отправляли в море, а затем устраивали «потоп» («Сказка о царе Салтане»). Пока они плавали по волнам, совершался переворот. Выйдя на сушу, герои не подозревали, что находятся в обновлённой вселенной, хотя относительно меридиана они оставались на прежних местах. Были и другие причины для перестройки. Например, когда вселенная из-за прецессии удалялась от небесного меридиана настолько далеко, что все существующие наглядные пособия и ритуальные обряды уже не соответствовали текущей ситуации, и тогда жрецы решались на полное преобразование. Они разрушали старую вселенную и создавали новую. Так рождались новые религии.

Возможно, аналогичная ситуация произошла с религией Ариев. До тех пор, пока микро-вселенная медленно перемещалась через небесный меридиан, жрецы сообщали народу о непрерывном жертвоприношении частей тела Пуруши небесным богам(23,150-154). Как только тело полностью перешло на сторону богов, религия ослабла. Идея о непрерывном жертвоприношении первого человека перестала работать, хотя до того она процветала несколько тысячелетий. Заметим, что Иисус Христос, изображенный на православном кресте, практически совпадает с Пурушей (рис.16). Он, как и его предшественник, тоже принёс себя в жертву, взяв на себя все земные грехи человечества, а после распятия на кресте вознёсся на «небо» к богу-отцу. Очень вероятно, что миф о Пуруше после кардинального обновлёния и замены имени всё-таки продолжил своё существование. В основе этих религиозных мифов лежит астрономия.

3.4 Секторы вселенной.

Исследуем вопрос о связи частей вселенной с сезонами года. Выше говорилось, что сезоны года определяются по зодиакальным созвездиям, которые попадают в тот или иной сектор вселенной. Вершины секторов находятся в её центре, причём их стороны при желании могут быть продолжены до эклиптики. Северный сектор «вырезает» на эклиптике летние зодиакальные созвездия, а южный – зимние созвездия. В летних зодиакальных созвездиях солнце бывает в летние месяцы года, а зимних – в зимние месяцы и так далее. Поскольку, северный сектор связан летним сезоном, то он будет описываться в мифах с летними признаками такими как: растительность, плодородие, размножение, физическая любовь, здоровье, зрелость. В индуистской мифологии хранителем севера является бог Кубера, он же бог богатства и сокровищ(20,20). На рисунке 18 индийский художник изобразил его в верхней части вселенной. Противоположный ему сектор будет связан с зимой, холодом, костром, печкой, неплодородием, девственностью, голодом и смертью. С приближением зимы солнце приближается к горизонту и как бы умирает, а вместе с ним умирает и весь растительный мир. В древности зимний сезон для человека был также опасен, как война. Поэтому на юге индийской вселенной находится богиня войны Кали(18,53). Она была хранителем юга. Богиня появлялась на полях сражений, у погребальных костров, в одних руках она держала отрубленные головы, в других – меч и жертвенный нож(19,615; 31,147). Кстати, греческая богиня войны Афина тоже родилась на юге (на берегу Африки) и пожелала остаться девственницей. Она покровительствовала ткачихам и считалась богиней мудрости (19,125; 31,38). В соседнем, юго-западном секторе, находилась вечно юная красавица, Афродита Небесная (утренняя звезда ε Cyg), олицетворяющая возвышенную (целомудренную) любовь. Полной противоположностью ей была богиня плотской любви Афродита простонародная (вечерняя звезда δ Cyg), которая устраивала любовные встречи с Марсом на северо-востоке от Греции, вблизи города Троя(19,132).

Западный сектор связан с весенним сезоном. К западу от центра микро-вселенной находился бог Шива, который обладал мощным эротическим началом — древним фаллическим символом плодородия (лингам). Его ездовым животным был белый бык Нандин, который легко отождествляется с Небесным быком(20,197). Свиту Шивы составляли злые духи и оборотни, живущие на кладбищах и питающиеся человеческим мясом. Посредине лба Шивы находится третий глаз. Сквозь волосы Шивы протекала река Ганга (Млечный Путь)(20,643). Восточный сектор связан с осенним сезоном и сбором урожая. Греки в декабре устраивали Малые Дионисии в честь бога виноделия Диониса. На рисунке 9 он изображен в ладье, которая плавает в восточной половине вселенной(19,381). Вблизи восточного края индийской вселенной находится бог Вишну. Вместе с Брахмой (центр) и Шивой он составлял божественную триаду – Тримурти(19,239). Иногда его изображали в виде рыбы, поскольку он находился в той части вселенной, где кроме него было зодиакальное созвездие Рыб. Во время потопа, превратившись в рыбу, он спас Ману (индийского Ноя), за что получил прозвище «спаситель»(2,134). Кстати, в Библии «спасителем» называют Иисуса Христа, который, как мы увидим ниже, также связан с восточной частью Большого Креста, в частности со звездой β Cyg.

Верховные боги Вишну и Шива в индийской мифологии появлялись под разными именами, в том числе такими как: Хари, Хара и Хари-Хара(34, 523). К последним богам надо относиться как к ипостасям или представителям верховных богов. Имя Хари входило в список имён Вишну, а Хара – в перечень имён Шивы. Следовательно, Хари обитал в восточной половине вселенной, а Хара – западной части. Бог Хари-Хара был представителем обоих верховных богов, а значит, он был между ними. Скорее всего, что все три бога связаны с одной и той же звездой ε Cygnus. Название звезды менялось по мере перемещения её вдоль южной границы микро-вселенной. Первоначально она находилась к востоку от вертикальной линии, проходящей через центр вселенной, а в конце — к западу от неё. Когда она оказалась на центральной линии, её стали называть Хари-Хара. Если это так, то смена имен свидетельствует о вращении Креста вокруг собственного центра (γ Cyg). Заметим, что между именем Хари и названием источника воды «Харичев ключ», расположенного в южной части деревни, есть чёткая связь. Человека с такой фамилией в Большой Грязнухе не было, но вблизи источника жил местный житель Степанов, получивший прозвище «Харичев» (сообщение правнучки). Более того, в названии источника используется слово «ключ», а не «родник», что ещё раз указывает на важность данного топографического пункта. Он является ключом к тайне.

3.5 Сравнение индийской микро-вселенной с планом Грязнухи.

Простое сравнение плана Грязнухи с изображением индийской микро-вселенной свидетельствует о том, что между ними есть много общего. Если центр вселенной соединить с мостом, а опору (слон), на которой стоит богиня Кали с Харичевым ключом, то бог богатства окажется вблизи Богатого края, крайняя западная часть вселенной с двумя «ангелами» (близнецами) расположится вблизи деревенского кладбища, а восточная часть (со змеем Шеша и богом Вишну) – около лесополосы. То есть индийская микро-вселенная охватить всю территорию Грязнухи, включая кладбище и ферму на востоке. Цветок лотоса, в котором сидит бог Брахма — творец вселенной, совпадёт с Чайной улицей. Модели вселенных греков и египтян по сравнению с индийской вселенной имели меньшую протяжённость, поэтому здесь они не рассматривались. Исключение представляет плита фараона Нармера, изготовленная в III тысячелетие до н. э. (5,155; 10,53). На ней вселенная поделена на 4 части. В верхней части изображены человеческие лица с бычьими рогами, ниже – войны, павшие в боях. В третьей части вырезаны два чудовища с переплетёнными шеями, четвёртой — бык, попирающий врага. По протяженности эта вселенная практически не уступает выше описанной.

4. Совмещение карт

Нами были построены карты звёздного неба для нескольких эпох, в том числе 5508 г. до н. э. и 1735 г. н. э. Звёзды с блеском до четвёртой звёздной величины отбирались из Каталога Ярких Звезд (42,1). Координаты звёзд рассчитывались на момент летнего солнцестояния, полуночи и географической широты φ=56.5°. Сначала учитывалось собственное движение звёзд, а затем прецессионное по формулам Ньюкомба и данным Симона и др.(32,104; 43,664). После этого осуществлялся переход из экваториальной системы координат в горизонтальную систему. Карты строились в полярной (прямой и обращенной) проекции. Обращённые (или отражённые) проекции получались путем переворачивания прямого изображения (азимут, зенит) на 180 градусов вокруг линии север-юг. Карты с прямым изображением использовались при создании рисунков 3, 17, а обращённым изображением – 5, 6, 9б, 10, 11, 12б, 15, 19, 20, 21. Несколько карт было построено в экваториальной системе координат, они были задействованы там, где это было необходимо (рис. 4, 7, 8, 9 и 24).

4.1 Совмещение по двум точкам.

Звёздная карта для эпохи 5508 до н. э. совмещалась с топографическим планом Большой Грязнухи, а также фотоизображением, полученным со спутника. Совмещение осуществлялись по двум опорным точкам. Опорными точками на земле служили центральный мост и «Харичев ключ», а на небе – звезды γ и ε Cygnus. Центр Креста соединялся с мостом, а южная звезда — Харичевым ключом. На рисунке 20 видно, что небесный меридиан прошёл вблизи западной границы Грязнушенского кладбища, а звезда β Cyg соединилась с лесополосой. Сравнивая звездную карту с планом Грязнухи и с индийской вселенной, можно сделать вывод об их идентичности. Обе простираются между небесным меридианом и звездой β Cyg. Небесный бык накрывает Бойню (место деревенской корриды) и всю территорию до моста. Млечный Путь прошёл по западному и центральному отрезкам Большой дороги, а на востоке деревни совместился с Орловской дорогой, уходящей в лес. Любопытно отметить, что вблизи Орловских ворот расположилось созвездие Орла (выделено красным цветом) (рис. 21а). Не с этим ли созвездием связано название ворот? Созвездие Орла известно с древнейших времён. В целом отмечается хорошее совмещение звездной карты с планом Грязнухи. Северо-восточный участок Большой дороги был построен в 60-е годы прошлого века, и поэтому при анализе карт он не рассматривался.

Звёздная карта, рассчитанная для 1735 г., совмещалась с предыдущей суперпозицией карт (рис. 21б) и отдельно с топографической картой. В обоих случаях она масштабировалась по предыдущему совмещению. На рисунках видно, что Млечный Путь прошёл по центральным улицам Травянки, а центр Креста расположился вблизи каменного храма (рис. 22). Последний факт не может быть случайным.

Следует отметить, что топографический план Большой Грязнухи близок к плану Древнего Вавилона (рис.23). Во-первых, главные оси деревни и города одинаковым образом ориентированы относительно сторон света. Во-вторых, через их центральные части протекают реки с севера на юг. В-третьих, кладбища располагаются около западных границ. В-четвёртых, северные секторы однозначно связаны с летним сезоном (Богатый край в Грязнухе и Летний дворец в Древнем Вавилоне). И, наконец, главные храмы находятся на левом берегу реки рядом с центром. Не исключено, что в будущем будут обнаружены другие совпадения, так как Древний Вавилон раскопан не полностью.

4.2 Анализ топонимов и прозвищ.

Совмещение древнеиндийского бога богатства и плодородия Куберы с Богатым краем полностью объясняет название края. Сектор, расположенный на противоположной стороне Большой Дороги, очевидно, считался бедным. Действительно, в осенне-зимнем секторе до революции вдали от центра проживали семьи, пострадавшие от пожаров, тогда их называли «погорельцами». Название сектора Аширова, возможно, связано с именем ханаанской богини Аширы(31,43). Ашира сближалась с богиней-воительницей Астартой(2,109). Астарта была главной богиней в финикийско-сирийской мифологии, считавшейся богиней любви, степей, пастбищ и покровительницей охотников. Её часто изображали с головой коровы, она считалась богиней неба. На Кипре ей приносили в жертву девственность юных дев. Греки отождествляли её с богиней охоты Артемидой. Всё перечисленные характеристики находят простое объяснение, если Астарту (Аширу) связать с южной (предутренней) звездой ε Cyg. Напомним, что участок степи, прилегающий к юго-восточному сектору, назывался «Поскотиной» (от слов «пасти скот»). Священным животным Артемиды была лань (или олень). В связи с этим вспоминается малозначительный, но всё же факт. Только на территории Ашировы дети играли в «охотников» и «оленей». В игре победителями становились те, кто быстро бегал. Не исключено, что игра поддерживалась (культивировалась) взрослыми людьми. Название юго-западного сектора (Вьюковка), возможно, было связано с семьёй пимокатов, обосновавшихся в этом секторе и валяющих (вьющих из шерсти) валенки. Валенки (они же чёсанки) изготавливались вплоть до шестидесятых годов прошлого века. Автор лично износил чёсанки в возрасте 6 лет и даже заходил в дом-мастерскую пимокатов. Надо полагать, что в данном секторе пимокаты оказались неслучайно. Из анализа греческой, индийской и китайской мифологий следует, что зимне-весенний сектор у перечисленных народов всегда был связан с пряхами и ткачихами, причём «небесными». Например, индийцы и китайцы юго-западную часть созвездия Лебедя называли «Пряхой»(33,153).

Северо-западный сектор деревни связан с весенними зодиакальными созвездиями, а, следовательно, с аграрными работами и земледельческими обрядами. Посевные работы начинались в третьей декаде апреля. Урожай зависел от многих факторов – от качества семян, плодородия земли, наличия влаги и т.д. Земледельцы ждали помощи со всех сторон, в том числе и от своих предков. В эти дни они навещали могилы родственников с варёными яйцами и другими угощениями, надеясь на то, что покойники, находящиеся под землёй в могилах, поспособствуют произрастанию плодов земли(26,23-34). Умершие родственники в прежние времена приравнивались к хтоническим богам. Считалось, что они имеют власть над урожаем. В Грязнухе их роль усиливалась тем, что кладбище и пашни попадали в весенний сектор. Поскольку этот сектор с древнейших времён был связан с покойниками, то решение волхвов назвать его Кокуем было вполне разумным. Слово кокуй (или кукуй) означает «покойник» (или «умерший»)(35,303). 2 мая римляне считали весенним праздником «земли»(22,477).

Название южной части деревни происходит от слова назём (перегоревший навоз). Как уже говорилось выше, юг связан с зимним сезоном, когда весь скот круглосуточно находится в конюшнях. Именно в это время года происходило накопление навоза, без которого не могли обойтись крестьяне-земледельцы. Заметим, что мифические Авгиевы конюшни находились в юго-западном секторе Древней Греции. С южным сектором вселенной был связан навозный жук скарабей, который был символом египетского бога утреннего солнца Хепри(2,32). Назём и навоз однозначно связывали южный сектор вселенной с зимним сезоном.

Название северной часть деревни «Решёта» могло быть связано с тюремной решёткой или клеткой, и вот почему. Во-первых, этот край является «богатым», во-вторых, он находится в области вечерних сумерек. То есть здесь существуют благоприятные условия для воровства. Однако воровство бывает разным. Например, титан Прометей украл небесный огонь у богов и отдал его людям, за что и был прикован к кавказской скале. Нами было показано, что смысл данного мифа заключается не в моральном подвиге Прометея, а его научной сути(9,22). Совершив кражу огня, титан повернул Крест. Действие происходило в северном секторе микро-вселенной, где «огнём», вероятно, считалась звезда δ Cyg (северный конец перекладины). Именно её титан передал «людям». Выше было сказано, что согласно Ведам, голова любого человека (и титана в том числе) связана с небом и богами, туловище – военной аристократией и воздушным пространством, ноги – ремесленниками и землёй, а стопы ног – слугами (рабами), подземным миром. Тело Прометея располагалось на северной стороне Креста вдоль его столба. Если северную звезду переместить с одного уровня на другой (вдоль тела), то Крест повернётся. Второй конец перекладины приподнимал Атлант, стоящий на берегу Африки (рис. 24). С помощью мифов и рисунков греческие жрецы описали поворот созвездия Креста-Лебедя, хотя на самом деле поворот был вызван прецессией земной оси, и жрецы это прекрасно понимали. В русских сказках воровством занимались Кощей Бессмертный и Черномор. Оба воровали жён и невест. Кстати, в северных русских губерниях женихи перед свадьбой (по предварительной договорённости) тоже воровали невест. Возможно, от них этот обычай перешёл на Кавказ. Причиной тому могло быть движение Большого Креста (из-за прецессии) в сторону Кавказа. Если в X тысячелетии до н.э. созвездие кульминировало в зените на широте 60° N, то в начале II-го — на широте 33° N, а в наше время — 40° N.

Поскольку нами были отмечены параллели между Грязнушенской и индийской вселенными, то необходимо сказать о хранителе южного направления боге Яме. Согласно ведийской религии, бог смерти Яма жил в преисподней перед самым входом в Рай. Это он решал, куда отправить душу умершего человека — в Рай или Ад. Учитывая близость местоположения этого бога к Песочной Яме, а также совпадение его имени с названием места, мы допускаем, что Грязнушенская яма создавалась как обиталище древнеиндийского бога Ямы. И, возможно, песок для строительства храмов всегда должен был добываться к югу от центра. Небесным Раем мог быть деревенский сад, поскольку Рай — это огороженный сад, предназначенный для безгрешных первых людей(3, 220).

Описание вселенной на территории Грязнухи было дополнено созданием тотемных прозвищ. Некоторые из них появились около 1850 года. Например, в южной части деревни, на левом берегу реки жили «Волчата» и «Бирючата». Слово «бирюк» переводится, как «волк»(35,283). Волки являлись символом зла, голода, войны и, одновременно, воинской доблести. Кстати, месяц декабрь (vilka menesis) с латышского языка переводится как волчий месяц(19,242). В христианской традиции волк символизировал самого дьявола, а славянском фольклоре он становится посредником между людьми и потусторонним миром. Потусторонний мир находился на другом (западном) берегу реки. Волк помогал Ивану-царевичу достать молодильные яблоки, Жар-птицу, Василису Прекрасную, а также Марфу-царевну(1,14; 35,154-166). Кстати, Жар-птица могла прилетать во Вьюковский сад, а её золотая клетка находиться в Решётах. Надо полагать, что носители тотемов не догадывались о реальной причине возникновения своих прозвищ. «Волчьими» прозвищами их «наградили» за то, что они поселились вблизи южной границы деревни. К северу-востоку от них жили «лопатинята». Это прозвище происходит от слова, обозначающее верхнюю одежду, что вполне соответствует сезону данного сектора. На Кокуе жили «зеленята». Кокуй является весенним сектором, а основным признаком весны всегда являлось появление зелени и травы. Между прозвищем и местом нахождения носителей наблюдается тесная связь. Остальные прозвища мы рассмотрим в отдельной работе. Кстати, на древнеславянском языке весенний месяц май назывался «травнем», т.е. месяцем появления травы. Не от слова ли «травень» произошло название соседней деревни? Село Травянское находится на одной линии мост–Кокуй. Если это так, то название Травянка было придумано жителями Грязнухи. Не исключено, что обе деревни были спланированы одновременно одним и тем же человеком (людьми) как взаимосвязанные объекты и как единый комплекс.

4.3 Проводы в последний путь.

Выше было показано, что деревня Большая Грязнуха была оформлена в виде мифологической вселенной, которая на западе включала кладбище, а на востоке — часть лесополосы. Если принять во внимание, что часть «Вьюковки» была связана с небом, то верх вселенной должен был находиться на западе, а низ – на востоке. В этом случае мировое дерево представлялось в виде ели. Её корни располагались в восточной лесополосе, а вершина – на западном крае деревни. Когда человека хоронили, то, возможно, дерево мыслилось в виде берёзы, и тогда всё было наоборот — корни дерева были на западе, а вершина на востоке. Покойника сначала отпевали в храме, это делалось до полудня, а затем гроб с усопшим переносили через мост и несли на кладбище. 

При этом выполнялось несколько правил: 
1) покойника, лежащего в гробу, несли ногами вперёд; 
2) около могилы или перед воротами кладбища гроб разворачивали на 180° с тем, чтобы похоронить усопшего головой на запад; 
3) гроб опускали в могилу и засыпали землёй. Во время погребения родственники и близкие люди произносили слова: «Пусть земля тебе будет пухом!». То же самое говорилось на поминках; 
4) На девятый день после смерти пожелания были иными: «Царство ему небесное!». На сороковой день после смерти выражалась надежда, что душа усопшего достигла «Небесного царства».

Попытаемся дать объяснение этим правилам и традициям. Когда похоронная процессия двигалась в сторону кладбища, то покойник как бы спускался с ветвей мирового дерева (берёзы) ногами вниз к «поверхности земли», расположенной вблизи небесного меридиана, около предков. Во время погребения и на поминках родственники в краткой форме сообщали усопшему, что он в данный момент времени находится на «земле», точнее, на земле микро-вселенной, созданной в эпоху 5508 до н. э. При повороте гроба на 180 градусов происходила смена деревьев. Заметим, что впервые замена деревьев произошла во время «Всемирного потопа», в эпоху 2000 г. до н. э.(12, 319). С тех пор усопшие, очевидно, должны были покоиться во вселенной, ориентированной по-новому. С точки зрения геометрии всё население Грязнушенского кладбища изначально совмещалось с верхним небом микро-вселенной. Но согласно христианской концепции, душа не каждого умершего могла достичь «Небесного царства» на сороковой день после его смерти. Согласно нашим расчётам, центр Большого Креста в результате орбитального движения Земли вокруг Солнца за 40 земных суток удаляется от небесного меридиана (наблюдения вблизи полуночи) на расстояние, которое после масштабирования равно пути между западной границей кладбища и бывшей деревенской мельницей. 

Интервал в 40 суток, в течение которого «с неба лился на землю дождь», а также промежуток времени, необходимый для путешествия души в «Небесное царство», по существу являются оценкой высоты (протяженности) микро-вселенной. Когда на небесном меридиане появилась звезда β Cyg, а это случилось в начале Новой эры, протяжённость вселенной увеличилась. Новую звезду назвали «волосатой», намекая на то, что в микро-вселенной она находилась на уровне ступней ведийского Пуруши, а с этим уровнем связывались только слуги и рабы. Представителей последнего класса трудно представить в красивых нарядах и аккуратно подстриженными. Именно с этой звездой потом стали связывать пришествие на землю «Спасителя», который всегда изображался с длинными волосами. Заметим, что Сошествие Святого Дух на апостолов состоялось в пятидесятый день после воскресения Христова. Проверочные расчёты показали, что высота обновлённой вселенной составила 50 суток. В результате включения в микро-вселенную звезды β Cygnus восточная граница Большой Грязнухи отодвинулась от старой мельницы (кузницы) до лесопосадки.

5. Обсуждение.

Выше было дано подробное описание внутреннего устройства деревни Большая Грязнуха и очень коротко о строении села «Травянское». Планы деревень сравнивались с мифологической вселенной, расположенной в созвездии Грифона-Лебедя. Оказалось, что Грязнуха обладает более богатой топонимикой, чем соседнее село. Возможно, это связано с тем, что микро-вселенная для начальной эпохи календаря воспроизводилась многократно и всякий раз со стандартной топонимикой, а для других эпох она могла создаваться в одном экземпляре и без топонимики. Деревня–спутник должна была иметь только чётко выраженную ориентацию и точное место на общем топографическом плане. В частности, это касается выбора места расположения храма. Из сказанного следует, что Большая Грязнуха являлась главным объектом, а Травянка – её спутником.

Совпадение внутреннего устройства Большой Грязнухи и индийской вселенной свидетельствует о тесной связи между славянским и индийским народами, особенно в области древних наук. Возможно, знания о вселенной пришли на Урал из Индии через Ближний Восток и Киевскую Русь. Но нельзя исключить и другой вариант обмена знаниями, например, в результате вторжения арийских племён на территорию Северной Индии в II тысячелетии до н.э. Древние мифологические тексты и стихи на территории Индии были записаны на санскритском языке, который сейчас считается мёртвым языком. Но удивляют факты, опубликованные в печати(11, 32). Например, в Архангельской области названия рек даны на санскритском языке, а местное население в разговорной речи до сих пор употребляет слова из арсенала этого языка. На северо-востоке Свердловской области находятся два озера с названиями Большая и Малая Индра. Индра – главный небесный бог раннего ведического пантеона. Некоторые языковеды приходят к выводу, что русские люди говорят на какой-то из форм санскрита. Чтобы установить пути обмена знаниями, необходимо сравнить планы мифологических вселенных Европы, Азии и Ближнего Востока. Анализ вселенных покажет, кто и когда заимствовал основополагающие принципы построения вселенной. В настоящее время это вполне решаемая задача.

Наши предки были эрудированны в области сакральных наук. С великой настойчивостью они фиксировали вид звёздного неба на протяжении многих эпох. Вне всякого сомнения, древние волхвы изучали прецессионное движение земной оси и стремились передать накопленные знания грядущим поколениям. Знания о перемещении точки весеннего равноденствия по эклиптике появились не позднее 6 тысячелетия до н. э., хотя до сих пор считается, что явление прецессии было открыто Гиппархом во II веке до н. э. Данная работа показывает, что это мнение является ошибочным. Строительство ориентированных деревень свидетельствует о высокой астрономической культуре русского народа. Результат исследования оказался просто неожиданным. Деревня Большая Грязнуха и село Травянское были оформлены по всем правилам древней науки. Место для них было выбрано хорошо знающими своё дело волхвами.

6. Выводы

1. На примере двух деревень показано, что карта звездного неба в любую эпоху могла быть «записана» на местности с помощью храмов, кладбищ и хозяйственных построек (колодцев, мостов, улиц), а также путём присвоения отдельным частям деревни и ближайшим окрестностям характерных названий. В таком виде информация о звёздном небе могла сохраняться сколь угодно долго.
2. Устройство деревни Большая Грязнуха практически совпадает с устройством микро-вселенной, расположенной в созвездии Грифона-Лебедя.
3. Деревни Грязнуха и Травянка представляют собой астрономическую пару, которые хранят информацию о положении Млечного пути в эпохи 5508 г. до новой эры и 1735 г. н. э., соответственно. Информация предназначалась для оценки скорости движения точки весеннего равноденствия.
Автор выражает благодарность своим братьям Александру (умер в 2004 г.) и Сергею за указание точных границ всех частей Грязнухи и местоположении семей с тотемными прозвищами. Автор также признателен Безукладникову М. Н. за расширение списка носителей тотемных прозвищ.

Примечания:


1. Баешко Л.С., Гордиенко А.Н., Гордиенко А.Н. Энциклопедия символов / Л.С… Баешко, А.Н. Гардиенко, А.Н. Гордиенко; Под ред. О.В. Перзашкевича.-М.: Эксмо, 2007. – 304 с.
2. Беляев Ю.А. Зверобоги древности. Мифологическая энциклопедия.-М.: Книга и бизнес, 1998 .-240 с.
3. Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./ Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И. С. – М.: Республика, 1996. – 355 с.: ил.
4. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука 11. Рождение астрономии. Пер. с англ. /Под ред. А. А. Гурштейна/, — М.: Наука. Гл. ред. физ — мат, лит., 1991.-334 с.
5. Всемирная история, т.1/ Редакторы И. Лурье, М. Полтавский, Москва, Гос. изд-во полит. лит., 1955. – 747 с.
6. Гевелий Ян. Атлас звездного неба. –/Ред. В.П. Щеглова. Ташкент: Издательство «ФАН» Узбекской ССР, 1978 г.
7. Дементьев М. С. Способы определения прецессионного движения Земной оси, применяемые в Древнем мире// Труды международной конференции «Астрономия и всемирное наследие: через время и континенты». — Казань: Казан. Гос. ун-т, 2009. С. 41-48.
8. Дементьев М. С. Мифологическая вселенная и Всемирный потоп // ЗЫРЯНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «X Зыряновские чтения» — Курган, 6-7 декабря 2012 г., с.18-20.
9. Дементьев М. С. Связь между небом и землей: бой с быком и прикованный Прометей // ЗЫРЯНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «X Зыряновские чтения» — Курган, 6-7 декабря 2012 г., с.21-23.
10. Домокош В. Древний Восток. У начал истории письменности: Пер. с венгерского/ Редактор перевода М. Погань-Берталан. — Будапешт. «АТЕНЕУМ», изд.2, 1985 г. – 165 с.
11 Жарникова С. Мы кто в этой старой Европе?/ Наука и жизнь, 1997, №5, с. 30-34.
12. Комэй Д. Кто есть кто в Ветхом Завете. Словарь. – М.: Изд-во ТОО «Внешсигма», 1998.- 464 с.
13. Коровин А. Ф. Энциклопедия Каменского района (словарь-справочник по истории сел и деревень). – г. Каменск-Уральский, 1993 г.
14. Косарев М.Ф. Структура пространства-времени в сибирском язычестве/ JENAM 2000, Associated Symposium Astronomy of Ancient Civilizations. Moscow 2000. с. 36.
15. Матье М. Э. Избранные труды по мифологии и идеологии древнего Египта.- М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. – 326 с.
16. Митрополит Іларіон Дохристиянські вірування українського народу. Історично-релігійна монографія. Акціонерне товариство ”ОБЕРЕГИ” Київ, 1994. -424 с.
17. Михайлов А. А. Атлас звездного неба 2000.0./Академия наук СССР. Всесоюзное астрономо-геодезическое общество/Редакционная коллегия.- кооп. «Картограф».- М., 1991. 20 карт.
18. Мифы мира /ред. группы: Т.Каширина, Т.Евсеева. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2006.-184 с.
19. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т./ Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Сов. энциклопедия, 1991. – Т. 1. А–К .-671 с.
20. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т./ Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Сов. энциклопедия, 1992. – Т. 2. К–Я. -719 с.
21. Московский Кремль. Патриаршие палаты. Ред. Р. Клевцова. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Финляндия, 1994. – 40 с.
22. Наговицын А.Е. Мифология и религия этрусков.- М. «Рефа-бук», 2000. – 496 с.
23. Найп Д. М. Индуизм. Эксперименты в области сакрального/ Религиозные традиции мира. В двух томах. Том 2./ Пер. с английского. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. с.119-262.
24.Окрестности Каменска-Уральского. Туристическая карта/Уральская Картографическая Компания. 2002.
25. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики.–3-е Изд.–М.: Междунар. Отношения, 1995.-560 с.
26. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники.- Л.: Издательство ЛГУ, 1963, -151 с.
27. Прюллер П.К. Эстонская народная астрономия / Историко-астрономические исследования/, M.:, 1966, Т.9, с.145-169.
28. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М.: Издательство «Наука», 1987, -783 с.
29. Саплин А.Ю.Астрологический энциклопедический словарь /под общей ред. Г.Е. Куртика.- Тула: НПП «Русская историческая энциклопедия», Москва: ТОО «Внешсигма», 1994. -476 с.
30. Селешников С. И. История календаря и хронология / Под ред. П. Г. Куликовского, Изд-во «Наука», Главная редакция физ.-мат. литературы, Москва -1970, — 223 с.
31. Словарь мифов / Пер. с анл. Ю. Бондарева. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 432 с.
32. Справочное руководство по небесной механике и астродинамике. Под ред.
Г.Н. Дубошина. Изд-во «Наука». Глав. ред. Физ.- мат. лит., Москва, 1971, -584 c.
33. Старцев П.А. Очерки истории астрономии в Китае. — М.: Гос. изд-во физ-мат. лит.,1961.- 156 с.
34. Темкин Э. и Эрман В. Мифы Древней Индии / Изд. 4-е, доп.- М..: «РИК Русанова», ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. -624 с.
35. Уральские сказки. Из фольклорного наследия. И. Я. Стяжкина. Том 1/ Редактор В. В. Балкова. Под общей редакцией к. ф. н. О. В. Вострикова. Свердловский областной Дом фольклора, Серия «Традиционная культура Урала». Екатеринбург, 2002. – 347 с.
36. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии/ Интерпретация секретных учений, скрытых за ритуалами, аллегориями и мистериями всех времен. Новосибирск «Наука» Сибирская издательская фирма РАН «КСП» Москва, 1997. -792 с.
37. Шамбаров В.Е. Русь: дорога из глубин тысячилетий. Когда легенды оживают — М.: Алетейа, 1999. — 448 с. (с.78)
38. Щеглов П.В. Отраженные в небе мифы Земли.- М.: Наука. Гл. ред. физ-мат. лит., 1986. -112 С.
39. Dement'ev M.S. New interpretation of the ancient constellations.- Joint European and National Astronomical Meeting. 6-th European and 3-th Hellenic Astronomical Conference. Abstracts. Thessaloniki, Greece, 2-5 July 1997, P. 330.
40. Dement’ev M.S. Where is the God living? Analysis of the stellar maps / JENAM 2000, Associated Symposium Astronomy of Ancient Civilizations. Moscow 2000, P. 51.
41. Dement’ev M.S. Research of the Greek and Biblical myths by astronomical methods// XXI SEAC conference, Astronomy: Mother of Civilization and Guide to the Future, Athens, 2-6 Sept. 2013, 30-33.
42. Preliminary version of the Bright Star Catalogue, 5th revised edition// Dorrit Hoffleit, Wayne H. Warren Jr.1991. (Electron version).
43. Simon J. L. at al. Numerical expressions for precession formulae and mean elements for the Moon and the planets// Astron. Astrophys. 1994, Vol. 282, P. 663-683.
Нет записей

При использовании информационных материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки не закрытой от поисковых систем.

Я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку Администрацией сайта "Каменск-Уральский. Страницы Истории" персональных данных и cookies.