Станция Островская - станция Синарская - станция Каменск-Уральский

1.69K
Станция Островская - станция  Синарская - станция Каменск-Уральский

В 1883 году средствами казны было начато строительство железной дороги Екатеринбург-Тюмень с Каменской ветвью от станции Богданович до станции Островская с окончанием постройки и открытием движения в декабре 1885 года.

Станция Островская была простроена в лесу и имела вначале три железнодорожных пути, помещение для пассажиров – вокзал, багажную кладовую, два пакгауза и водоёмное здание для снабжения паровозов водой, а также два жилых дома для работников станции.

Изображение

Фото: вокзал станции Островская

Управляющий железной дорогой Николай Степанович Островский не только строго следил за дисциплиной на дороге и не давал спуску за её малейшее нарушение, но и заботился о том, чтобы все станции «удивляли своим видом». Поэтому здание вокзала станции Островская было очень уютным и привлекательным, с красивыми резными наличниками на окнах.

Один раз в сутки со станции Островской до Богдановича отправлялся грузовой поезд с одним прицепным пассажирским вагоном. Один раз в неделю уходил поезд до станции Багаряк.
В 1904 году станция Островская была переименована в станцию 1-я Синарская.
Станция грузила хлеб, руду, чугун и другие изделия Каменского завода. На товарном дворе можно было увидеть штабеля мешков, закрытых брезентом, где были написаны фамилии владельцев.
Для вывоза со станции Синарская-1 строительных материалов был выстроен специальный путь к каркасным домам.

Изображение

Фото: каркасный дом
1). Стены – рубленные и каркасно-заливные
2). Кровля – финская стружка
3). Жилая площадь -182,71 кв. м
4). Число проживающих 60 человек

Руководство движением поездов производилось при посредстве телеграфа.
Телеграфистом станции Островская (Синарская) был в то время Медведев В.В. Документ, удостоверяющий его личность, имеется в научном архиве Каменск-Уральского краеведческого музея.

Изображение


В июле 1918 года Медведев В.В. будет назначен начальником поезда, который повезёт этапом в Екатеринбург на казнь царскую семью: Николая Второго с супругой Александрой и их пятерых детей: Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и Алексея.
Все события, происходящие в стране, так или иначе, отражались и на нашем посёлке Каменский завод.

Начало 20-го века – начало активизации большевиков, начало бунтов рабочих. По докладам жандармов «в среде работающих бродят вредные народовольческие настроения».

Так, в 1906 году, по воспоминаниям жителя посёлка Петухова Александра Александровича, «на станцию Синарская было учинено разбойное
нападение. Во главе были известные люди посёлка – Прокопьев, Мальцев, Фёдоров, Чемезов, Засыпкин». Все было тщательно продумано. Рабочие разделились на три группы.

Одна группа скрылась в лесу около станции, вторая – захватила буфет на вокзале и «стала там пировать, беря пиво, вино и закуски без денег», третья группа – «молодяжник», осталась в круглом саду. Все были вооружены необычным оружием, которое не вызывало
подозрений: верёвками, вожжами, конским железом и прочее. «Вскоре в буфете послышалась ругань и звон разбитого стекла».

Изображение

Фото: буфет вокзала станции Синарская

Начальник станции, узнав о случившемся, вызвал по телефону конную полицию и две роты солдат. Столкновение с полицией вскоре перешло из станционного буфета на улицу и в соседний лес. В конце концов, рабочих усмирили. В столкновении участвовало до 70-ти человек рабочих и 20-25 полицейских. Этим дерзким хулиганским поступком лидеры рабочих посёлка Каменский Завод хотели показать свою готовность к революционной борьбе и свержению самодержавия. Таким образом, станции Синарская пришлось испытать все перипетии нашей истории.

В годы Первой Мировой войны были построены железнодорожные линии на Шадринск и Багаряк. Шадринск в то время считался житницей Урала. Строительство железной дороги на Багаряк было вызвано вывозом железной руды.
В 1929 году, уже в годы Советской власти, началось строительство железной магистрали Свердловск — Синарская и Шадринск-Курган, получившей в обиходе громкое название «Урал-Курган». В 1930 году в полутора километрах от станции Синарская-1 была построена станция Синарская-2. 

Изображение

Фото: вокзал станции Синарская-2

На новой станции были построены паровозное депо, два двухэтажных деревянных, жилых дома и контора строительного участка.
15 июня 1932 года была сдана в эксплуатацию железнодорожная магистраль. Это событие имело огромнейшее значение для города и чуть не всё население присутствовало на торжестве. Около второго стрелочного поста была установлена красочная арка, на которой поперёк пути натянули красную ленту. Когда поезд входил на станцию, играл духовой оркестр. После торжественного митинга поезд был отправлен обратно и вскоре был назначен поезд «Свердловск-Курган» для перевозки пассажиров. Новая железная дорога была разделена между Свердловской и Южно-Уральской железной дорогой. Станция Синарская-2 перешла к Южно-Уральской железной дороге.

Рождение двух гигантов индустрии того времени – Синарского трубного завода, Уральского алюминиевого комбината, а также Красногорской ТЭЦ – привело к дальнейшему развитию железнодорожного узла. В 1933 году были созданы Синарская дистанция пути и дистанция сигнализации и связи. Уже в 1936 году на станции было построено восемь путей, строилось новое депо, жилые дома. В 1940 году был создан Вагонный участок (позднее, в 1957 году – Вагонное депо).

Изображение

Фото: вагонное депо станции Синарская-2

Изображение

Фото: первый паровоз Уральского Алюминиевого Комбината

Развитием уральской железной дороги было заинтересовано высшее руководство страны. В Каменск-Уральском краеведческом музее имеется архивная выписка из Государственного архива Челябинской области. Это приказ «О развитии Южно-Уральской железнодорожной линии Синарская-Челябинск от 5 декабря 1940 года от Народного Комиссара путей сообщения Л.М. Кагановича»

Изображение


В годы Великой Отечественной войны станция напряжённо работала и была на военном положении.
Рабочие сутками не уходили домой – спали в казармах, не раздеваясь.
Дисциплина была жёсткая.

В то время по данному железнодорожному участку пропускали по двадцать пять пар поездов в сутки. И, самое главное, не было допущено ни одного крушения поезда и даже задержки воинских эшелонов.
Вся эта работа, граничащая с подвигом, совершалась простыми рабочими, техниками, инженерами. Многие из них были награждены различными государственными наградами.
После Великой Отечественной войны, в 1952 году было построено новое здание вокзала.

Изображение

Фото: вокзал станции Синарская-2

Изображение

Фото: кассовый зал вокзала

1 мая 1959 года станция Синарская-2 была передана Свердловской железной дороге, а в 1963 году станция переименована в станцию Каменск-Уральский. В то время начала действовать электрическая централизация, гарантирующая безопасность движения поездов и увеличивающая пропускную способность станции. Для руководства маневровой работой паровозы были заменены на тепловозы.
Значительную роль в развитии станции и железнодорожного узла сыграла
электрификация движения. 24 декабря 1971 года со станции Каменск-Уральский в сторону Кургана ушёл первый электровоз. Через год электровозы пошли и в другую сторону, на Свердловск. Далее были электрифицированы участки до Богдановича и до Челябинска.
В результате, Средний Урал получил эффективную транспортную связь с Сибирью, северной и южной частями нашего индустриального края. Свердловская железная дорога – это не только тысячи километров стальной колеи, это и сотни предприятий, тысячи производственных и жилых зданий, учебных, спортивных, культурных учреждений. Это станционные посёлки и целые железнодорожные города.
Без услуг железнодорожной сети не может обойтись ни одна отрасль, ни одно предприятие. Поэтому, развитие Свердловской железной дороги напрямую связано с развитием и жизнедеятельностью нашего города.

Изображение

Фото: первый электровоз на станции Каменск-Уральский

Изображение

Около вокзала на станции Каменск-Уральский установлен паровоз-памятник серии «Л-4305» по имени конструктора Лебедянского.
Железнодорожники ласково называют его «лебедянка». Хотелось бы, чтобы имя Николая Степановича Островского – имя человека, инженера, труженика, который построил железную дорогу к нашему поселку Каменский Завод, тоже было увековечено, хотя бы в виде мемориальной доски, а благодарные потомки чтили бы и помнили таких людей, которые отдали свой ум, труд, здоровье и жизнь Отчизне.

Примечания:
1. Научный архив Каменск-Уральского краеведческого музея Скурихина В.А.
«История развития станции Каменск-Уральский Свердловской железной
дороги», 1987 г., с.2
2. Научный архив Каменск-Уральского краеведческого музея
«Воспоминания Петухова А.А.», сер. XX в., с..1
3. Лашманкин В.Е. и др. 
«Начальники Свердловской железной дороги 1878-2003 г.г.», Екатеринбург, 2003 г, с.12
Нет комментариев. Ваш будет первым!
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку Администрацией сайта «Каменск-Уральский. Страницы Истории» персональных данных и cookies.