Священнический род Шишевых и его связь с Каменским районом

79
Автор:
А.В. Колесов
Священнический род Шишевых и его связь с Каменским районом

Мое исследование священнического рода Шишевых началось почти полтора десятка лет назад, когда ко мне в руки попал список священнослужителей нашей епархии, канонизированных Русской Православной Церковью. Я его бегло просмотрел и внезапно запнулся на самой последней строчке: Шишев Иван Иванович,- священник церкви села Мироново Верхотурского уезда,- расстрелян 13 августа 1918г, там же… А я знал, что среди моих прямых предков были представители духовенства с такой фамилией; естественно, встал вопрос о наличии родства с этим человеком, поиски ответа на который у меня заняли несколько лет. В конце концов, было установлено, что священномученик Иоанн действительно является моим родственником – четвероюродным прапрадедом… За прошедшие годы мной была составлена и к настоящему времени выложена на Форуме Уральской генеалогии поколенная роспись части рода Шишевых с послужными списками его представителей. Кроме того, епархиальной комиссией по канонизации (с которой я поделился своими материалами) было составлено житие священномученика, вошедшее в книгу о святых Екатеринбургской епархии, а также размещенное в Интернете [1].

Представляет интерес само происхождение фамилии Шишев или Шишов (в документах встречаются оба варианта, причем у одних и тех же людей, и даже сами ее носители расходятся во мнении насчет того, какой из них является правильным; до революции, однако, абсолютно преобладало написание через «Е»). По одной из версий, она восходит к мирскому имени Шиш, а в старину так называли ни кого иного, как черта. Поэтому соответствующее имя давалось в качестве охранительного, из тех соображений, что нечистая сила не станет трогать «своих»! [2] – В общем, прямо скажем, не самая подходящая фамилия для священника, однако же, известно и то, что не фамилия красит человека, а человек фамилию…

Представители уральского рода Шишевых состояли на церковной службе на протяжении примерно двух с половиной веков и, хотя никогда не были особенно многочисленными, территориально имели широкое распространение в пределах Пермской губернии, особенно в ее восточной части. С достаточной степенью уверенности можно утверждать, что все встречавшиеся в наших краях священноцерковнослужители с этой фамилией являются родственниками… Наиболее ранним известным документом, содержащим информацию о представителях данной династии, является книга переписи 1710г по Верхотурскому уезду, в которой есть следующая запись, относящаяся к церковникам Белослудской слободы: – Двор. А в нем живет поп Иван Иванов 72 лет. У него сын поп же Яков Иванов 37 лет. У него ж внук Федор 12 лет. У него ж жена Парасковья Афонасьева дочь 70 лет. У него ж сноха Офимья Парфенова дочь 36 лет. У него ж 2 внуки: Овдотья 6 лет, Пелагия 2 лет. [3]

Теперь обратимся к делу 1737 г под названием «…Промемории и протчие писма о церковничих детях». – Той же Белослуцкой слободы Скородумского погоста Спасской церкви поп Федор Яковлев сын Попов сказал: от роду ему 43 года, во иерея посвящен в помянутую Белослуцкую слободу к церкви Вознесения Господня на место отцовское в 725 году, а от той Вознесенской церкви к помянутой Скородумского погоста Спасской церкви переведен по указу архиерейскому в 727 году на порозжее место. Детей у себя имеет 4 сынов: Василей 23, которой при той же Спасской церкви по грамоте архиерейской в 728 году определен на порозжее место пономарем; Алексей 17, Григорей 12, Осип 6 лет… [4]

В 1750 г пономарь села Скородумского Василий Федорович Шишев (это было первое известное появление данной фамилии в документах!) подал прошение об определении его священником ко вновь строящейся в Белослудской слободе церкви. Епархиальное начальство без лишней волокиты рукоположило его в сан, а вот местом службы по собственному усмотрению определило Далматовский заказ [5], т.е. те края, где его потомки в дальнейшем проживали вплоть до 20-х годов ХХ века!

Известно, что о. Василий в период между 1754 и 1772гг служил при Введенской церкви Красноярской слободы. Его сын Петр получил неплохое по тем временам образование (он окончил Далматовскую славяно-латинскую школу), но дальше должности дьячка при Христорождественской церкви Калиновской слободы не продвинулся из-за своей преждевременной кончины (а умер он в возрасте чуть больше 30 лет)… Его сын Яков длительный период служил диаконом в Знаменской слободе Камышловского уезда, имел трех сыновей (почти как в сказке!). От старшего,- Гавриила,- пошла ветвь, представители которой длительный период служили причетниками на юге Екатеринбургского уезда. Средний,- Андрей,- сыновей не имел, зато его старшая дочь Екатерина (в замужестве Ляпустина) приходится Вашему покорному слуге родной прапрапрабабушкой. А младший сын Филипп в 1816г был определен пономарём в село Пироговское Камышловского уезда, более чем на век ставшее для представителей этой ветви родовым гнездом. Место Филиппа Яковлевича при церкви в дальнейшем перешло к его сыну Иоанну. Стоит отметить, что и отец, и сын рано овдовели и после этого вступили во второй брак, что воспрепятствовало их служебному росту. Из 4 сыновей Иоанна Филипповича Шишева на церковной службе состояли двое: Николай и Иоанн. Николай после смерти отца в 17 лет оказался старшим мужчиной в семье, по этой причине вынужден был ограничить свое образование духовным училищем, что опять же стало препятствием для продвижения по службе. Более 35 лет он прослужил диаконом и наверняка так и остался бы в этой должности, но наступили известные события, связанные с революцией и гражданской войной, в результате которых у нас стала остро ощущаться нехватка священников. В итоге Николай Иванович, находясь уже в преклонном возрасте, все же был рукоположен в иерейский сан, хотя прослужил в нем недолго, скончавшись на 73-ом году жизни, в мае 1928г (можно, пожалуй, сказать, что вовремя)… [6] В деревне Пироговой сохранился его дом, причем неизвестно, когда он был построен. Не исключено, что он был родным и для его брата Иоанна.

На сегодняшний день известно о 15 детях, родившихся у Николая Ивановича Шишева и его жены Миропии Полиевктовны, однако 12 из них умерли во младенчестве (достаточно сказать, что только 3 месяца 1902г унесли жизни 4 детей). Подробней остановимся на двух сыновьях, Александре и Петре, судьба которых сложилась очень по-разному. Александр Николаевич (на фото внизу справа) поступил в Киевский коммерческий институт (который не окончил из-за революции), во время гражданской войны некоторое время служил в Белой армии; большую часть дальнейшей жизни проработал экономистом в автодорожной отрасли, а кроме того, являлся довольно известным уральским краеведом, одним из основателей камышловского музея. В его автобиографии привлекает внимание одна фраза. – При переезде из Свердловска в Тюмень [в 1934г] все собранные мной краеведческие материалы, картотеки, альбомы, личная краеведческая библиотека (св. 2000 названий) и часть имущества были утеряны. [7] – Такой переезд правильней называть бегством… А.Н. Шишов умер в 80-х годах в г. Омске, дожив до глубокой старости. Его младший брат Петр (на фото внизу слева) в 1916г окончил курс Пермской духовной семинарии и уже после революции стал священником. В данном сане служил вначале на Урале (в том числе какое-то время при Покровской церкви с. Волковского), а с начала 30-х годов – в г.Кемерово, где в 1937г был расстрелян по обвинению в руководстве контрреволюционной монархической повстанческой организацией. Посмертно реабилитирован в 1957г. [8] Говорят, что Александр отрекался от своего брата, однако, он сохранил его фотографии, в том числе этот снимок, на котором они запечатлены вместе. Наверное, не нам с вами его судить… Из потомков Петра Николаевича ныне здравствуют младшая дочь Нонна, внуки, правнуки и праправнуки. Некоторые из них по-прежнему носят родовую фамилию (которая в наше время, как правило, пишется через «О»).

Изображение

Иоанн Шишев (справа) со своим знакомым.

Теперь поговорим об Иоанне Иоанновиче, в 2002г причисленном к собору новомучеников и исповедников Российских. Родился он 5 декабря 1865г, его матерью была Анфиса Федоровна – дочь диакона с. Колчеданского Феодора Николаевича Попова. [9] В 20-летнем возрасте Иоанн окончил Пермскую духовную семинарию. Правда, особыми успехами в учебе он похвастаться не мог; после окончания первых четырех классов регулярно имел переэкзаменовки по различным предметам, а в списке выпускников в итоге оказался последним по успеваемости на своем курсе. [10] Впрочем, очень многим из представителей духовенства вообще не удавалось окончить семинарию; как видно, учиться там в то время было по-настоящему трудно. В связи с этим, стоит заметить, что любой выпускник семинарии должен был знать языки – немецкий, французский, латинский, древнегреческий и церковнославянский в придачу (последний, впрочем, за иностранный никто не считал)! Какое-то время после окончания семинарии молодой человек проходил должность учителя и законоучителя в народной школе села Захаровского Камышловского уезда [11], затем женился и был рукоположен в иерейский сан. Кратко перечислим основные вехи его дальнейшей биографии. – С 1888 по 1893гг Иоанн Шишев служил священником в с. Крестовском Камышловского уезда, с 1893 по 1900 – при Колчеданской женской общине, а в 1900г был переведен в с. Мироновское Верхотурского уезда, где и прошли последние 18 лет его жизни. Стоит отметить, что Камышловский уезд в то время среди духовенства был гораздо престижнее Верхотурского, однако служба в женском монастыре, ввиду специфики «контингента», всегда считалась очень тяжелой. Вероятно, Иоанн Шишев мирился с этим из-за возможности проживать в одном селе с тестем, который являлся настоятелем другой колчеданской церкви – приходской (на фото мы видим эти церкви – монастырскую вдали у левого края снимка и приходскую правее и ближе к нам; позднее обе были снесены до основания), но тесть вскоре умер, и необходимость перемены места службы стала очевидной…

За свою деятельность о. Иоанн неоднократно поощрялся церковным начальством, причем в епархиальной прессе особо отмечались его успехи в преподавании Закона Божия. Был женат на дочери священника Иоанна Оранского Ольге. Известны имена 6 детей, родившихся в этом браке: Дмитрий (1888г.р.), Владимир (1890), Наталья (1892), Петр (1897), Александр (1900/01), Елизавета (1904), из которых, однако, лишь двое дожили до зрелых лет.
О. Иоанн Шишев был убит красноармейцами в окрестностях с. Мироновского 13 августа 1918г. Известен рассказ об обстоятельствах этой трагедии, который был опубликован в газете «Уральская жизнь» несколькими месяцами позже.
– В селе Мироновском Верхотурского уезда служили два священника, уже пожилые о. Иван Шишев и о. И[оасаф] Панов. У священника Шишева сын Владимир 3 года был в плену, только что вернулся домой и был свидетелем трагической смерти отца, а у о. Панова сын Сергей только что окончил семинарию и вместе с отцом был расстрелян. Обстановка расстрела была такова. Перед падением ст. Егоршино, однажды является в с. Мироновское до пяти вооруженных конных красноармейцев, приходят к обоим священникам и говорят: «На вас поступил донос, что вы ведете агитацию против советской власти, поэтому просим пожаловать на ст. Егоршино в штаб, для допросов». Священники повиновались, но поехали не одни, а со своими сыновьями, на своих лошадях. Выехали за село, проехали с версту. «Стой», — командуют красные. Священники остановились. «Попы-черти, вылезайте! И ты, белогвардеец (сын отца Панова)!» Священники и молодой человек слезли. Сын о. Шишева остался на лошади. «Ну, попы, вставайте в ряд, поднимайте руки вверх, молитесь своему Богу, сейчас вас расстреляем», – командуют изверги. Следует брань, залпы из ружей, и три жертвы принесены… Свидетель этой ужасной сцены, сын отца Шишева, сидел как бы окаменелый, потеряв рассудок…[12]

Сравнительно недавно определенными кругами была сделана попытка представить о. Иоанна неким героическим борцом с советской властью, но подобные утверждения выглядят далекими от истины. На всех фотографиях о. Иоанн предстает как мягкий и смиренный человек, наверняка отличавшийся абсолютной законопослушностью. Убит же он был не потому, что оказался лично опасен для советской власти, а потому, что дислоцировавшиеся на ст. Егоршино (в 17 верстах от его села) бойцы пресловутого полка «Красных Орлов» и им подобные головорезы поубивали тогда вообще едва ли не всех священников, находившихся в пределах их досягаемости!

Изображение

Владимир Иванович Шишов

Вернемся к старшему сыну священномученика Владимиру, в биографических свидетельствах о котором есть довольно интересное расхождение. Так, его дочь Антонина утверждала, что он по собственному желанию бросил учебу в духовной семинарии и тайком от родителей поступил в рисовальную школу. А вот двоюродный брат Владимира,- уже упоминавшийся здесь Александр Николаевич Шишов,- писал о том, что тот был исключен из семинарии за вольнодумство и рисование карикатур на семинарское начальство, после чего отец сам вынужден был отдать его обучаться живописи… [13] Как бы там ни было, в дальнейшем Владимир Иванович стал довольно известным художником, на доме которого в г. Алапаевске ныне висит мемориальная доска, а некоторые из написанных им картин находятся в музейных собраниях Перми, Екатеринбурга и Алапаевска. [14] Пожалуй, наибольший интерес представляет «Портрет отца», т.е., священномученика Иоанна, несколько лет назад отреставрированный екатеринбургской художницей З.Ф. Недзельской.

Изображение

«Портрет отца». В.И. Шишов

Дочь Владимира Ивановича Антонина также посвятила свою жизнь изобразительному искусству, она много лет преподавала рисование в школах г. Свердловска. Ныне здравствующими прямыми потомками священномученика являются праправнучка Елена Владимировна Соловьева и ее дочь Дарья, проживающие в г. Ярославле.

Остается сказать о том, что в дер. Пироговой Каменского района, являющейся родиной как Иоанна Шишева, так и еще двух уральских святых, Иоасафа Панова и Константина Алексеева, ныне возрождается церковная жизнь. Усилиями местной общины там ведется восстановление старинной Флоро-Лавровской церкви и уже готовится к освящению ее главный придел. Верующие люди наверняка могут увидеть в этом проявление молитвенной помощи со стороны священномучеников. 

Изображение

Изображение

Примечания:

1. Жития святых Екатеринбургской епархии. Екб. 2008. kamensk-eparhiya.ru/svyatye-eparkhii/1936-s...
4. ГАСО, фонд-24, опись-1, дело-683, л-663.
5. Государственный архив в г. Тобольске, фонд И-156, опись-1, дело-664, лл 2-3об.
6. В.Л. Икрина. История храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла и его прихода (1748-2008гг). г.Первоуральск Свердловской области. Екб. 2009.
7. ГАСО, фонд Р-2757, опись-1, дело-1479, лл 1об-2.
8. Новомученики и исповедники земли Кузнецкой. Библиографический справочник. Кемерово. 2011.
9. ГАСО, фонд-6, опись-7, дело-856, лл 44об-45. Там же, фонд-343, опись-1, дело-5, лл 53об-54.
10. Справочная книга всех окончивших курс Пермской духовной семинарии. В память исполнившагося в 1900 году (1800-1900) 100-летия Пермской Духовной Семинарии. Пермь. 1900.
11. ГАСО, фонд-252, опись-1, дело-75, лл 126об-127.
12. «Уральская жизнь», 20 октября 1918г.
13. ГАПК, фонд Р-973, опись-1, дело-1281.
14. Шишов Владимир Иванович (1890-1942гг). [Буклет. Составитель: З.Ф. Недзельская. 1990.] 
Нет записей

При использовании информационных материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки не закрытой от поисковых систем.

Я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку Администрацией сайта "Каменск-Уральский. Страницы Истории" персональных данных и cookies.