Воспитание патриотизма музейными средствами

359
К вопросу о создании музейно-педагогической мастерской в Верхотурском музее-заповеднике.
Воспитание патриотизма музейными средствами

В соответствии с указом Президента РФ от 9 января 2012 г. № 49, в целях привлечения внимания общества к отечественной истории и роли России в мировом историческом процессе 2012 год объявлен Годом российской истории, что открыло для музеев новые возможности для патриотического воспитания молодежи.

В деле патриотического воспитания подрастающего поколения главным союзником музея является (или должно является) школа. Поэтому ситуация в системе образования для нас значима и жизненно важна.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования определены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность и гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Система этих ценностей определяет урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников и его полноценного функционирования требуются усилия всех субъектов образовательного процесса.

Все теоретики педагогики утверждают, что современному обществу нужны качественно новые характеристики образовательных систем, в которые входят вариативность, полифункциональность, ценностно-сообразность и т.д. и т.п.
Вместе с тем, реформа образования буксует уже не первое десятилетие и, по сути своей, недалеко ушла от классноурочной модели, оформленной еще Я.А. Коменским. Все попытки искать панацею в виде новых образовательных технологий, заимствованных из западной педагогики не улучшают ситуацию.

Во многом проблемы современной школы связаны с кризисом Российской государственности, идеологическим «разбродом и шатанием». Отсутствие государственной идеологии прикрывается словами о «Великой России», о «патриотизме», о борьбе с фальсификациями отечественной истории.

Воспитание патриотизма в подрастающем поколении во многом и было той точкой, где сходились интересы педагогов и музейных работников. И те и другие стремились расширить образовательное пространство, понимаемое как «совокупность учреждений, людей и культурных артефактов, способных служить источниками образования» (А.М. Лобок).
С конца 90-х годов ХХ века в образовательных учреждениях вводился национально- региональный компонент, например, в Свердловской области это были курсы «История Урала» и «Культура Урала».

Аксиологическое (ценностнообразующее) значение данных курсов определялось следующими факторами: во-первых, такая личностно-значимая история справлялась с мировоззрением функций значительно лучше, чем история «официальная», «общая для всех» («всякая общезначимая ценность становится значимой только в индивидуальном контексте», М. Бахтин).

Во-вторых, пространство «малой истории» прекрасно вмещает в себя большие возможности для исследовательской, творческой деятельности всех участников образовательного процесса.
Были созданы методические пособия, написаны учебники, разработаны рабочие тетради по краеведению. Нельзя сказать, что сложилось систематическая взаимосвязь между школой и музеем. По прежнему многое зависело от учителей энтузиастов. Но была общая тема, общий материал для совместной работы. Педагоги и музейщики организовывали индивидуальную и групповую проектно-исследовательскую деятельность, помогали детям создавать «свою историю».

Однако новые стандарты образования с 2013 г. фактически ставят крест на региональном компоненте. По сути, остаются только общегосударственные праздники, накануне которых педагоги, обязанные провести классные часы, проявляют интерес к музею. В этих условиях музейная педагогика должна ставить перед собой новые цели и задачи.

В настоящее время в музее заповеднике нет специальных интерактивных зон, нет пространства, где можно использовать мультимедийную продукцию для индивидуальной работы. Нет у нас пока и специалистов по музейной педагогике. Однако, музейная педагогика сейчас выходит на первый план в патриотическом воспитании, превращаясь в неотъемлемую часть комплексной музеефикации объектов культурного наследия. Современный музей как культурнообразовательный и досуговый центр обязан искать новые формы и приемы работы. В первую очередь речь идет об интерактивных формах и приемах. Находясь в историческом центре старейшего города Свердловской области, в единственном на Урале кремле, мы стараемся максимально использовать для своих целей уникальную историко-культурную среду.

Кремлевская площадь – это место для русских народных забав и ролевых костюмированных игр, место проведения праздников. Для подготовки к этим событиям используется музейный класс и экспозиционно-выставочные залы, где ведутся занятия, защищаются проекты, заполняются иллюстрированные рабочие тетради по курсу «Мой дом – моя малая родина»….

Сама атмосфера кремля требует постановки костюмированных сцен из истории Верхотурья. Особенностью нашего города является то, что фамилии многих верхотурцев встречаются в исторических документах с XVII века. Поэтому сотрудники музея под собственными фамилиями изображают то верхотурских стрельцов, то драгун. А сценарии театрализованных постановок на исторические сюжеты, таких как «Смена воеводы», пишутся на основании исторических данных с именами подлинных верхотурских воевод. Чувство сопричастности с историей родного города, ощущение связующей нити времен возникает при мероприятиях, проводимых по инициативе музея-заповедника. Так было с перезахоронением первых верхотурцев, погребенных в первой половине XVII века, чьи останки были потревожены при строительных и археологических работах. Это и перезахоронение малолетнего сына воеводы Траханиотова, погребение которого было обнаружено при ремонтных работах. Научно-исследовательская работа, проводимая в музее заповеднике, позволяет «населять» территорию кремля реальными историческими персонажами. Все «детские» программы музея-заповедника направлены на овладение детьми следующими способностями: во-первых, способностью поставить себя на место человека конкретной исторической эпохи, чтобы, по возможности, понять его интересы, цели, стремления (речь идет об ощущении исторического пространства и времени); во-вторых, способностью анализа причин, по которым возможно это мироощущение (чувство истории); в-третьих, умением строить предположения о том, как могут сказаться те или иные действия людей на их судьбах, возможность проектировать действия людей и предполагаемые собственные действия в конкретной исторической среде и ситуации (осознание истории). И, наконец, умением применять все вышесказанное к своему времени, к самому себе в этом мире и к тому обществу, где живу. (Что могу понять о себе с помощью истории). По большому счету, это этапы превращения исторического знания в историческое сознание. Конечно, пока это для нас идеал, к которому мы стремимся.

В целом, все программы, рассчитанные на детей, можно разделить, говоря языком образования, на два практикума: практикум «Летописец» и «Театр эгоистории», объединенные в мастерскую музейной педагогики.
Практикум «Летописец» основан на краеведческом материале – музейном, архивном, в том числе семейном, эпистолярном, мемуарном. Работа представляет собой написание «своей» истории города, истории своей семьи в контексте больших исторических событий. В качестве средств: составления родословных написание статей и рефератов, издание сборников работ, подготовка к опубликованию мемуарных материалов (в том числе запись воспоминаний верхотурских старожилов), работа с сайтом музея в интернете. Практикум позволяет ребенку ответить на вопросы: «кто я такой? Где мои корни?», осознать равноправность и самоценность частной истории любого человека. На глазах у детей схемы из учебников – «кости» обрастают «мясом», живой плотью истории.

Практикум театр эгоистории (термин «эгоистория по Ю. Троицкому.) По способам деятельности практикум делится на два блока.

Блок №1 не связан напрямую с обычным содержанием слова «театр». Скорее речь идет о театрализации (по М. Бахтину.) Включает следующие средства:
– Определение степени достоверности исторических и квазиисторических текстов, поиск ошибок, создание «словаря эпохи»;
– Стилизация и имитация подлинных текстов той или иной эпохи, как самый эффективный механизм вхождения в иную культуру и ментальность;
– Создание текстов пародийной «смеховой» истории, как «кривого зеркала» официальный;
– Иллюстрирование исторических и квазиисторических текстов изобразительными средствами;
– Составление графического или письменного образа эпохи (символические аналогии – краткие фразы из двух-трех слов выражающие в образной форме суть явления, метафоры);
– Поиски исторических параллелей, как носящих очевидный характер, так и сопоставления имеющие «внутренние» неочевидные основания;
– Описание исторических событий с различных позиций;
– Мысленная реконструкция не дошедших до нас фрагментов исторических событий, в том числе свободное продолжение исторических текстов;
– Написание работ связанных с сослагательным наклонением в истории, моделирование альтернативных вариантов исторического развития как мыслительный эксперимент заданным с алгоритмом и условиями.

Блок №1 является необходимым условием для осуществления блока № 2, где речь идет о ролевых играх и сюжетных исторических постановках.

Примечания:

Бахтин М, М, Эстетическое наследие и современность.- Межвуз. сб. науч. трудов.
Изд-во Мордовского университета, 1992.
Лобок А.М. Словарь на троих.- Иное образование: региональной практики. Материалы
научно-практической Конференции «Образование и региональная политика», ч.2,
Екатеринбург, 1996, стр. 261 – 268.
Троицкий Ю.Л. Инновационный стандарт исторического образования.- Дискурс№1,
Новосибирск, «Наука», 1996.
Троицкий Ю.Л. Эгоистория.- Дискурс№1…
Троицкий Ю.Л. Дети пишут историю.- Преподование истории в школе№1, 1999. 
Нет комментариев. Ваш будет первым!
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Мы собираем cookie. Вы не против?