«Знаменитые уральцы – каменцы»

395
«Знаменитые уральцы – каменцы»
Живем мы в глубине России,
В краю озёр и рудных скал.
Здесь реки – сини, горы – сини,
И в синих отсветах металл.
Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
По красоте, по скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия.
Суровей, строже, может быть.
А может, здесь она моложе…
Свежей тут времени рубеж.
Но сердце русское – всё то же.
И доброта, и песни те ж!
Ф.В. Садовникова

Свердловская область… Могучий и огромный край, интересный и неповторимый. Сторона высоких седых гор и хрустальных, девственных озер, талантливых и трудолюбивых людей. Творцы, авторы разнообразных произведений искусства, будь то живопись, камнерезное ремесло, литературные произведения – все они ищут вдохновение в том, что их окружает. Сегодня мы с гордостью и любовью вспоминаем своих земляков – каменцев, внесших неоценимый вклад в развитие культуры нашего региона.

«Настоящий природный талант»

Геннадий Мосин

Изображение

Уже неведомый России
последний холст не подписав
Художник Мосин
– синим в сини –
берёзу бросил в небеса.
Она летит не беспокоясь
о тихой где-то вдалеке
реке невнятной словно повесть
на угро-финском языке.
Урал! Опорный край державы!
Леса, промёрзшие до слёз.
Твоя земля не удержала
Порыва мосинских берёз.
Уснула зимняя природа,
а на исетском берегу
душа забытого народа
синицей плачет на снегу.

Есть художники, работы которых тысячами незримых нитей связаны с родным краем – его природой, историей, людьми. Связи эти питают творческие силы художника, не давая истощиться его таланту. Геннадий Мосин – один из таких художников. Вся его жизнь и творчество неразрывно связаны с Уралом – ему посвящены крупнейшие произведения мастера, прочно вошедшие в золотой фонд наследия Уральского искусства.

Он один из тех редкостных художников, которым дано было не только почувствовать душу уральской природы, но и выразить ее так, что у самого далекого от искусства человека вдруг сладко заноет сердце… и без всякого пафоса поймешь, что это твое место на земле и нет ничего дороже Урала…

Огромный, почти как море,
Пред глазами простор предстал.
На широком земном просторе
Ты раскинулся, царь – Урал.
Показала, блестя перламутром,
В малахитной короне свои
Горы с золотом-изумрудами
Ты, Хозяюшка Медной горы.

В 1979 году страна широко отмечала столетие П. Бажова. К его юбилею художник оформил миниатюрное издание «Малахитовой шкатулки». Книжечка была чудо как хороша, но в продажу не поступила, разошлась на сувениры. Её выпустили малым тиражом. Книга давно стала библиографической редкостью, дважды отмечалась как лучшее издание на книжных выставках уже после смерти художника и даже выдвигалась на соискание Государственной премии.
Это действительно шедевр книжного искусства: переплёт глубокого малахитового цвета, изящная суперобложка, прекрасный шрифт, а на страницах много света и воздуха. Акварельные иллюстрации размещены на специальной плотной бумаге, как в старинном фолианте, каждый лист можно развернуть в самостоятельную картину, ведь их делал Мастер. В иллюстрациях он сознательно высвечивает реальную основу творчества Бажова: историю Урала, где за простеньким сюжетом, поступками героев раскрывается мощный пласт народной философии, накопленной веками, народной нравственности, на которой всегда стояла Россия.

Давно известно, что создать по-настоящему хорошую иллюстрацию ничуть не легче, чем написать большую картину. Подолгу искал художник пластический образ к каждому сказу Бажова. Искал героя, детали, его характеризующие, обстановку действия. Так, в прекрасном листе к сказу «Каменный цветок», в крошечном пейзаже деревенской улицы, что раскрывается из окна избушки Прокопьича, использует художник мотивы двух своих самостоятельных пейзажей — «Весна» и «Деревенская улица». Художник исполнил иллюстрации в технике акварели, которая не терпит переделок. Большая подготовительная работа позволила Мосину каждый лист сделать добротным, устойчивым и чистым по цвету. Книга получилась необыкновенно красивой.

Геннадий Сидорович Мосин доброты был необыкновенной. И любви было в нем столько, что краски на холстах сияют. Хорошо и покойно на сердце становится…Геннадий Сидорович был счастливым человеком. Он всегда знал, для чего дана ему жизнь. Его старший сын, доктор исторических наук Алексей Мосин, сказал так: «Папа родился для того, чтобы стать художником».

Сохранившаяся в семье книга отзывов московской выставки полна восторженных отзывов и обычных посетителей, и людей искусства. Вот лишь один из них, оставленный великим композитором Георгием Свиридовым: «Мосин настоящий, природный (по рождению) талант, что так редко встречается. Своя манера, свои типы людей, своё небо, свой пейзаж, и всё это не придумано, а увидено в жизни и возвышено человеческой душой». Все это навеяно историей и мифами Урала, красотой и тайнами его земли, которую он с детства любил безмерно, красотой его 137 людей, поэтому столь правдив и искренен голос художника.

«Алмазный мой венец»

Устьянцев Леонид Фёдорович

Изображение


Люблю людей, влюбленных в камни!
Шлифуя мраморный излом,
Они беседуют с веками,
Как с земляками за столом.
И обнаруживают в яшме
Нерукотворные цветы
И величавые пейзажи
Неповторимой красоты.
Морские волны малахита
Для них ведут с ветрами спор,
Им дарит небо лазурита
Дыханье мира и простор.
Как свет весеннего заката,
Они встречают родонит
И так глядят глаза агата,
Что он и сам на них глядит.
Волшебный свет пронижет оникс,
Воображенье распаля,
И замерцает, успокоясь,
В туманной друзе хрусталя.
Они в гранате без обмана
Любовь сумеют обрести,
Найдут во мгле обсидиана
Пылинки Млечного Пути.
Им доверяют не случайно
Кристаллы, зерна и слои
Не только все земные тайны,
Но и характеры свои.
Тот камень теплый, тот холодный,
Тот – верной дружбы амулет,
Есть гордый, скромный, благородный
И добрый есть, а злого — нет!
И потому познавший камень
Движенье времени постиг
И от общения с веками
Дороже ценит каждый миг.

Родился в 1930 году в селе Багаряк Челябинской области, умер в 2008 году в Екатеринбурге. Детство его прошло в селе Покровском Каменского района. Учился в Екатеринбургском (Свердловском) художественно-профессиональном училище № 42 (1948-1951).

Работал на Свердловском ювелирном заводе (1951-1966, 1970-1979), выполнял заказы для Алмазного фонда СССР на Смоленской фабрике по производству изделий из алмазов (1966-1970), работал в мастерских художественного фонда (1979-1994).

Участник городских, областных, региональных, зональных, республиканских, всесоюзных, международных и персональных выставок. Член Союза художников России (с 1965). Лауреат премии губернатора Свердловской области (2000), Заслуженный художник России (1991), народный художник России (2005).

«Верная заветам уральских сказов…»

Лидия Михайловна Слобожанинова

Изображение


(Из письма В.П. Астафьева)
Дорогая Лидия Михайловна! «Наконец-то я на несколько дней попал к себе, в деревню, и могу сесть за стол, а то ведь, грешно сказать, писать-то писателю недосуг, а читать и подавно. Я иногда, ошарашенный, останавливаюсь среди суеты, подожду, как голова перестанет кружиться и начнёт соображать: куда бежим-то? Кто гонит? По какому такому кругу? И мне сдаётся, что ритм этот, всеобщая беготня и суета существуют не просто, а чем-то или кем-то заданы и созданы, чтоб человеку некогда было остановиться, задуматься…
В деревне, на досуге я и прочёл Вашу статью, Лидия Михайловна, и она мне и понравилась. Конечно же, никакой я системы не создавал, двигала мной интуиция, стихия, а вот когда Вы выстроили систему, то вроде бы и любопытно, доказательно получилось. Как это я так управился с пейзажем?
Желаю Вам здоровья и всего самого хорошего. Пишите ко мне, когда будет охота
– с поклоном – В. Астафьев.

Это отрывок из письма писателя Виктора Петровича Астафьева адресован уральскому литературоведу Лидии Михайловне Слобожаниновой. Природа щедро одарила эту женщину привлекательной внешностью, бесконечной добротой, легким, бесконфликтным характером, умом, рассудительностью, природным оптимизмом. Всю жизнь она сохраняет свою искреннюю, глубокую верность уральской литературе.
Лидия Михайловна Слобожанинова родилась в д. Белоносово Каменского района в учительской семье. Окончила Уральский госуниверситет в 1948, там же работала с 1957. Кандидат филологических наук. Автор более семидесяти научных публикаций о творчестве уральских писателей; серьезно и глубоко занимается изучением творчества Д.Н. Мамина – Сибиряка, Н.Г. Никонова, бажовской тематикой занимается с 1976 г. Лауреат премии журнала «Урал», Лауреат областных губернаторских премий…
Лидия Михайловна особенно не рекламирует свои занятия уральским литературоведением, она живет жизнью литературного затворника в окружении громадного количества книг уральских авторов. Она принадлежал к числу литературоведов, способных в произведении вычленить особый уральский культурный компонент, который обеспечивает погружение в пласты духовной культуры и истории нашего края, знакомит с особенностями видения мира, его ценностямиХудожественные особенности произведений уральских писателей рассматриваются ей в контексте лучших традиций русской литературы.
Лидия Михайловна уверена в одном, что «уральскую литературу нужно изучать постоянно и заново».

Земля Бажова
(В.Радкевич)
То приветлива, то сурова
Сходит с каменных гор заря.
Ты прекрасна, земля Бажова,
Трудовая Урал-земля!
Прорастают цветы сквозь скалы,
Полыхает огнем гора:
Это новые пишут сказы
Рудознатцы и мастера.
Над Уральским хребтом рассветы
Рукотворным горят огнем,
Отшлифованы самоцветы
Жизнью, радостью и трудом.
И становится делом слово,
В каждом камне – цветы цветут…
Продолжается сказ Бажова,
Продолжаются Жизнь и Труд!

Примечания:
Сказы – старины заветы: очерк жизни и творчества Павла Петровича Бажова (1879- 1950)
«Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова в литературе 30-40-х годов: пособие для учителя
Бажовская энциклопедия. – Екатеринбург, 2007
«Малахитовая шкатулка» Бажова вчера и сегодня
Нет комментариев. Ваш будет первым!
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Мы собираем cookie. Вы не против?