Школьное краеведение Каменска–Уральского. ХХI век

639
Школьное краеведение Каменска–Уральского. ХХI век

Гусев В.А., руководитель музея школы № 16

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Это – самый массовый вид науки»
Д.С. Лихачев

История школьного или детского краеведения в нашей стране начинается в конце ХVIII века и связана со становлением российского образования. Развитие краеведения на Урале, в том числе школьного, приходится на 20-е годы прошлого столетия. Большую роль в этом сыграло Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ), открытое в Екатеринбурге 29 декабря 1870 года. Организатором УОЛЕ был О.Е. Клер, преподаватель екатеринбургской мужской гимназии. В 2018 году детско-юношескому туризму и краеведению Свердловской области исполняется 90 лет.

В нашем городе временем активного развития краеведения можно считать годы включения школьников в экспедиционную и поисково-собирательскую деятельность с конца 50-х годов ХХ века. Подъемы детского краеведческого движения были также в 60-70-е, 90-е годы прошлого столетия, все школы города были вовлечены в активную туристско-краеведческую деятельность, учащиеся массово участвовали в экспедиционной работе, совершали увлекательные экскурсии, походы, занимались в школьных музеях и краеведческих кружках. К началу ХХI века был накоплен большой опыт по организации краеведческой деятельности в образовательных учреждениях, созданы и функционируют школьные музеи, выпущена разнообразная краеведческая и методическая литература.

С 15 июня 1997 года стабильно и активно работало в краеведческом направлении учреждение дополнительного образования детей «Центр туризма, краеведения, геологии и экологии»[1]. Первым директором была Березина Людмила Ивановна, внесшая большой вклад в создание системы работы Центра. Основная цель деятельности Центра: обновление и углубление содержания дополнительного образования в сфере туризма, краеведения, геологии и экологии. Учреждение такого типа было открыто в городе впервые. Центр был размещен в здании бывшего детского сада на бульваре Парижской Коммуны. На втором этаже Центра был оборудован геологический музей, основанный в 1965 году в школе № 16 Шевалевым Владимиром Петровичем. Большой вклад в развитие туристско-краеведческой деятельности учащихся в тот период внесли педагоги Центра Сельменских Надежда Михайловна, Лачихин Андрей Владимирович, Воробьев Владимир Иванович, Шевалев Владимир Петрович, Санникова Марина Юрьевна.

С 1997 года в Центре работают Рублева Марина Владимировна, методист по геологии, и Белоусова Татьяна Александровна, методист по краеведению.
С 2005 по 2011 год руководила Центром Лосева Елена Анатольевна. В 2006 году учреждение получило новое название – муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий». Центр туризма занимался реализацией образовательных программ дополнительного образования, организовывал массовые мероприятия, экскурсии, походы, олимпиады, научно-практические конференции; проводил методическую работу с педагогами и осуществлял учебно-исследовательскую деятельность туристско-краеведческой направленности. В этот период работали в Центре туризма творческие педагоги-энтузиасты: Чебурина Светлана Алексеевна, Соколова Анжелика Владимировна, Качалова Нина Александровна. Были организованы новые выставки, экскурсии, массовые мероприятия. Была создана выставка «Русская изба», на базе которой проводилась экскурсия «Куклы в народной традиции», были организованы посиделки «Пряди, моя пряха» и другие интересные мероприятия. В Центре туризма учащиеся занимались по образовательным программам краеведческой направленности: «Дом во Вселенной», «Урал. Человек. Истоки», «Основы экскурсоведения», «Историческое краеведение», «Народный календарь», «Чувство природы», «Активисты школьного музея».

В 2012 году вследствие реорганизации учреждений дополнительного образования Центр туризма был объединен с Центром внешкольной работы [2], директором нового учреждения стал Кузьмич Александр Александрович. Туристско-краеведческая направленность сохранена в деятельности Центра внешкольной работы, её организовывали методисты ЦВР: по краеведению – Белоусова Татьяна Александровна, по геологии и туризму – Рублева Марина Владимировна и Саркисян Андрей Игоревич. 20 февраля 2015 года в ЦВР был открыт новый школьный музей – музей Природы (основатель Корвякова Светлана Андреевна).

С 2015 года произошло новое объединение учреждений дополнительного образования, было создано муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» (директор Войтюшенко Галина Федоровна). Основными видами деятельности ЦДО по виду реализуемых дополнительных общеобразовательных программ являются дополнительные общеобразовательные программы по следующим направлениям: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической [3].

На современном этапе краеведческая деятельность осуществляется в основном через систему дополнительного образования детей. В ЦДО учащиеся занимаются по дополнительным общеобразовательным программам туристско-краеведческой направленности, имеется геологический музей, музей Природы, камнерезная мастерская, выставка «Русская изба», библиотека с книгами по краеведению, геологии и туризму. Работают методисты по краеведению и музейному делу.

В нашем городе Центр дополнительного образования организует и курирует краеведческую деятельность по следующим направлениям:
1. Работа детских краеведческих объединений и школьных музеев, реализующих дополнительные общеобразовательные программы краеведческой направленности.
2. Экскурсионно-выставочная деятельность.
3. Организация и проведение культурно-массовых мероприятий краеведческой направленности.

Краеведческая деятельность во многих школах осуществляется как через систему дополнительного образования, так и внеурочную деятельность, внешкольную работу и через образовательные предметы. Это направление является приоритетным и занимает достойное место в программах патриотического воспитания образовательных учреждений.

Можно выделить положительные тенденции развития школьного краеведения на современном этапе:
• школьное краеведение приняло на себя функцию патриотического воспитания учащихся, способствует исторической преемственности поколений;
• школьное краеведение приобщает детей к духовным, нравственным, трудовым традициям прошлого;
• поощряет активное участие школьников в познавательной и культурно-просветительской работе;
• способствует накоплению первичной краеведческой информации, её тематическому многообразию в рамках краеведческой школьной работы;
• предлагает многообразие форм и направлений работы: экспедиции, слеты, олимпиады, конференции и т.д.;
• обобщает наработанный краеведческий опыт школьных поисковых отрядов в музейных экспозициях, методических пособиях, летописях, исследовательских работах и т.д.
Рассмотрим направления краеведческой деятельности Центра дополнительного образования в настоящее время.

Работа детских краеведческих объединений и школьных музеев

Все образовательные учреждения нашего города вовлечены в краеведческую деятельность. Во многих образовательных учреждениях города реализуются образовательные программы краеведческой направленности: «Юные экскурсоводы», «Музееведение», «Знатоки родного края», «Юный краевед», «Активисты школьных музеев», «Урал — мой край родной» и другие.

Созданы и работают школьные музеи. Каждый музей по-своему уникален и интересен, музеи являются Центрами образования и гражданско-патриотического воспитания всей школы.
К 2000 году в Каменске-Уральском действовало 9 школьных музеев. С 1965 года работали музеи: Геологический музей имени Ферсмана (основатель и руководитель Шевалев Владимир Петрович) и Музей имени Героя Советского Союза Г.П. Кунавина в школе №60 (основатель Пьянкова Ариадна Александровна). Музей «Школа – госпиталь» (руководитель Жихарева Людмила Владимировна) был в школе № 3 с 1975 года, музей в школе № 25 «Народный учитель» (руководитель Яргина Марина Васильевна) открыт в 1985 году. Также в конце ХХ века появились новые музеи в школах № 14 (руководитель Неугодникова Надежда Васильевна) и № 22 (руководитель Ильенко Лариса Васильевна), открытые в 1998 году. В 1999 году были открыты Музей истории школы — Лицей № 10 (руководители Дорогина Вера Юрьевна и Горшкова Маргарита Федоровна), историко-краеведческий музей в школе № 21 (руководитель Телегина Светлана Васильевна) и комплексный краеведческий музей в школе № 35 (руководитель Рыбалко Валерий Алексеевич).

В ХХI веке усилиями педагогических и ученических коллективов и при поддержке начальника Управления образования города Армянинова Владимира Ивановича продолжился рост сети школьных музеев. В 2000 году в школе № 34 был создан уникальный Музей истории школы. В 2001 году к 300-летию города созданы школьные музеи в школах № 1, 2, 4, 5, 15, 16, 37. В последующие годы были открыты следующие музеи: Музей истории школы № 19 (2002 г.), Музей истории школы № 30 (2003 г.), историко-краеведческий музей школы № 17 (2004 г.), историко-краеведческий музей школы № 20 (2005 г.). Комплексный краеведческий музей школы-интерната № 27 открыт в 2006 году, музей имеет несколько помещений, в которых расположены экспозиции: комната Боевой Славы, Природа родного края, История школы, «Бабушкина комната». 

Изображение

Музей школы-интерната № 27

Работал музей Истории Народного образования города Каменска-Уральского (руководитель Стешина Людмила Николаевна). В 2015 году открыл свои двери для посетителей новый школьный музей — музей Природы.

По данным ежегодной процедуры паспортизации музеев образовательных организаций на 01.09.2017 года, в Свердловской области насчитывается 588 музеев образовательных организаций. В нашем городе в данное время в образовательных учреждениях 24 паспортизированных музея с интересными экспозициями и уникальными экспонатами. Развитие музейного краеведения решает актуальные задачи модернизации образования и воспитания учащихся.

В настоящее время в Центре дополнительного образования активно работают два музея естественнонаучной направленности:
• музей Природы — создатель и руководитель Корвякова Светлана Андреевна;
• геологический музей имени В.П. Шевалева — руководитель Рублева Марина Владимировна [4 ].

В городе действует музей истории Каменск-Уральского техникума торговли и сервиса (КУТТС), открытый 29 апреля 2003 года (основатель Смирнова Галина Павловна).
В образовательных школах работают музеи различного профиля:
• 12 исторических музеев, где представлен в основном материал, посвященный истории своего образовательного учреждения;
• 2 музея гражданско-патриотической направленности — Музей истории школы имени Алексея Глухих (школа № 3) и Музей Героя Советского Союза Кунавина Г.П. (школа № 60);
• 7 музеев — комплексные краеведческие, в которых имеются разделы различной тематики. Все школьные музеи работают по своим программам и планам деятельности, в которые включены мероприятия, как на базе своего образовательного учреждения, так и городского, областного и всероссийского уровней.

В рамках этого направления традиционно проводятся:
• смотр-конкурс музеев образовательных учреждений города как муниципальный этап областного смотра-конкурса музеев;
• городской конкурс активистов школьных музеев;
• городской конкурс экскурсоводов различной тематики: «Дом, в котором я живу», «Все начинается со школьного звонка», «Наши раритеты» и другие.

Приведем несколько результатов участия активистов музеев в мероприятиях регионального и всероссийского уровней:
2006 г. — Золотая медаль в областном конкурсе музеев «Музей года. Евразия 2006» — геологический музей (руководитель Рублева М.В.);
2013 г. — 1 место в областной молодежной патриотической акции «Помним, гордимся, наследуем»— музей истории школы имени А. Глухих, школа № 3 (руководитель Пышменцева Н. Ю.);
2013 г. — Разгайлова Ксения, дипломант Всероссийского конкурса презентаций «Гордость Отчизны» (школа № 3);
2016 г. — Пышменцев Яромир (школа № 3), 2 место во Всероссийском конкурсе «Милый сердцу уголок» в номинации «Приезжай, не пожалеешь».

Итоги Смотра-конкурса музеев образовательных учреждений Свердловской области:
• музей истории КУТТС (руководитель Смирнова Г.П.) — 2 место (2010 г.);
• музей истории школы имени А. Глухих, школа № 3 (руководитель Пышменцева Н.Ю. — победа в номинации «Исследовательская деятельность» на областном смотре-конкурсе музеев, посвященном 70-летию со дня формирования Уральского добровольческого танкового корпуса (2013г.); победа в номинации «Экспозиционно-выставочная деятельность» на областном смотре-конкурсе музеев, посвященном 80-летию Свердловской области и приближающемуся юбилею Победы (2014 г.);
• комплексный краеведческий музей школы-интерната № 27 (руководитель Карзухина Т.Ф.) — 1 место в областном конкурсе музеев и уголков боевой славы, посвященных Г.К. Жукову, 3 место в областном смотре-конкурсе музеев, посвященном боевой и трудовой славе Урала (2016 г.).

Экскурсионно-выставочная деятельность

Экскурсионно-выставочная деятельность является действенным средством воспитания гармоничной личности, адаптации ребенка к окружающей среде, сохранения социальной памяти. Постепенно расширяя горизонты экскурсионной деятельности, учащиеся совместно с педагогами приобщаются к краеведческо-исследовательской деятельности. Именно на основе спиралевидного включения ребенка в процесс постижения окружающего мира от «родного края» ко всей стране и миру можно воспитать человека толерантного и патриотичного одновременно, человека, способного к самоактуализации и самореализации на родной земле.

В экскурсионно-выставочную деятельность вовлекаются как учащиеся, так и педагоги и родители. Организуются экскурсии городские, пешеходные и автобусные, экскурсии с посещением памятников Природы в окрестностях города, выезды в города Урала.

Экскурсии проводятся в двух музеях Центра дополнительного образования. В музее Природы посетители знакомятся с природой нашего края, с зонами лесов, степей, с водоемами, зверями и птицами нашей местности, с правилами охраны природы, участвуют в викторинах и играх.

В геологическом музее имени В.П. Шевалева, расположенном в двух залах, проводятся экскурсии, мастер-классы различной тематики по геологии и палеонтологии. Музей активно посещают учащиеся нашего города, Каменского района, воспитанники детских садов, педагоги, краеведы, жители и гости города. В течение года музей принимает около двух тысяч посетителей.

Изображение

Юные посетители геологического музея

На базе выставки «Русская изба» проходят интерактивные экскурсии «Загадки русской избы», «Хозяюшка Печка», «Декоративно-прикладное творчество наших бабушек», «Секреты сундука» и мастер-классы по изготовлению народной куклы.

В ЦДО действует постоянная выставка «Это звонкое чудо – фарфор», оформляются и временные выставки, связанные с юбилейными датами. Проводятся тематические экскурсии. Каждая из групп тематических экскурсий имеет свои задачи. В последние годы были организованы выставки: «Живинка в деле», «Уральский добровольческий», «Космическая эра», «Урал многонациональный», «Музей новогодней игрушки», «Каменские пушки в истории Отечества», «Золотые звезды каменцев», «Космонавт № 10», «История фотографии», «Сокровища звездного неба» и многие другие.

Педагоги нашего Центра Рублева М.В. и Белоусова Т.А. приняли активное участие в федеральном проекте в сфере школьного и образовательного туризма «Живые уроки». Разработанные маршруты вошли в каталоги экскурсионно-образовательных программ для учащихся «Детские путешествия в Каменске-Уральском» и «Путешествия в профессии». Это направление деятельности ежегодно развивается и совершенствуется.

Организация и проведение культурно-массовых мероприятий краеведческой направленности

Мероприятия краеведческой направленности на современном этапе проводятся с учетом областных мероприятий по направлениям региональной комплексной программы дополнительного образования на 2013-2020 гг. «Каменный пояс 2020: гражданско-патриотическое воспитание средствами краеведения».

Педагогами в работе используются различные формы краеведческих мероприятий: конференции, конкурсы, эрудит-игры, экспедиции, олимпиады, смотры, интеллектуальные игры и другие.
Широкий круг школьников привлекают новые формы работы: игры-путешествия, игры-квесты, интерактивные игры различной тематики: «Нам завещана память и слава», «Знатоки родного края», «Каменскому железоделательному заводу — 315 лет», «Город знакомый и неизвестный» и другие.

С 1997 года ежегодно проводятся городские краеведческие научно-практические конференции «Стяжкинские чтения», в которых участвуют учащиеся, педагоги, краеведы города, района и представители других территорий. За 20 лет на краеведческих конференциях выступили 680 исследователей, более 3 000 человек стали участниками конференций и пополнили свои знания в области краеведения.

С 2012 года выпущено четыре сборника материалов конференций.
Большая работа была проведена в рамках городской краеведческой экспедиции «Родному городу — 300 лет», охватившей все образовательные учреждения города.
Ежегодно с 2012 года проводится родоведческая конференция «История. События. Судьбы», которая вызывает большой интерес учащихся всех возрастов, их родителей, педагогов – это действительно семейный проект. Юные родоведы, представившие серьёзные исследования, принимают участие в региональной родоведческой конференции, проходящей под эгидой Уральского историко-родословного общества (УИРО).

Некоторые краеведческие мероприятия являются муниципальными этапами областного конкурса-форума «Мы — уральцы»: конкурс активистов школьных музеев, конкурс «Юные знатоки Урала», конкурс исследовательских работ «Каменный пояс».

Учащиеся могут включаться в исследовательскую деятельность по краеведению, начиная с любого краеведческого мероприятия, усложняя и углубляя свое исследование, они имеют возможность представить свой исследовательский проект на более высоком уровне, включая областной и всероссийский.

Учащиеся и педагоги города активно участвуют в реализации областного проекта «Урал многонациональный». В 2017 году прошел третий городской фестиваль национальных культур для детей и юношества «Мы разные — мы вместе» (организатор Баранова Любовь Германовна, педагог-организатор ЦДО). На фестивале учащиеся представили национальные подворья (блюда национальной кухни, декоративно-прикладное творчество, семейные реликвии), выступили с концертными номерами (песни, танцы, инсценировки обрядов, стихи). Учащиеся нашего города в 2017 году стали лауреатами областного фестиваля «Урал объединяет народы». Проведение этих мероприятий способствует формированию у детей чувства патриотизма, уважительного отношения к людям другой национальной, социальной или политической принадлежности.

В ХХI веке появилось новое направление деятельности — это проектная деятельность. Геологический музей реализовал проекты, участвуя в социальных грантовых программах: «Сад камней» (2006 г.), «Музей приглашает в гости» (2008 г.), «Маршруты здоровья в окрестностях города» (2011 г.).

Социальные проекты краеведческой направленности были реализованы нашим Центром в 2012–2013 годах в рамках муниципальной долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание молодежи в городе Каменске-Уральском» [5].

Сотрудничество в рамках проектов охватывает широкий круг учреждений: образовательные учреждения, учреждения спорта, культуры, городское историко-родословное общество – клуб «Родовед», Уральское историко-родословное общество (УИРО), общество краеведов города и района.

Нашим Центром были реализованы следующие социальные проекты: «Музей как центр образования и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи», «Родоведение как одна из форм воспитания патриотизма», «Туристские тропы», «Патриотизм через века…», проект развития научно исследовательской деятельности молодежи «Опорный край державы». Одним из итогов реализации проектов стал выпуск сборников краеведческой конференции «Стяжкинские чтения» 2012 и 2013 годов, сборника «Крепок род – крепок народ» по материалам городской конференции «Наука о родстве» и конкурса «Судьба семьи в судьбе страны». Также был издан сборник маршрутов выходного дня «Туристские тропы».

Краеведческой деятельностью охвачены учащиеся всех возрастов. Хороших результатов учащиеся–краеведы неоднократно добивались на конкурсах, конференциях и олимпиадах городского, областного и всероссийского уровней. Учащиеся города с 2002 года участвуют в областном краеведческом конкурсе «Юные знатоки Урала», лауреатами стали: Грэдинарь Дарья (ОУ № 22), Земцова Оксана (ОУ № 15), Зубчик Анастасия (ОУ № 15), Белоусов Виталий, Иванов Сергей, Шушканова Дарья (Дом туризма), Хрипунова Марина (ОУ № 14), Богданова Юлия (ОУ № 34) и многие другие.

Дипломантами областных конкурсов в разные годы становились учащиеся, представлявшие свои интересные и глубокие исследования:
• Зенкова Анна (ОУ № 1) «Каменский завод — первенец Уральской металлургии»;
• Казанцев Сергей (Дом туризма) «Цирконы Уральских гор»;
• Никифорова Ольга (ОУ № 25) «За какие грехи?»;
• Кучапина Яна и Дьячкова Дарья (ОУ № 34) «Особый женский батальон»;
• Храмов Антон (Дом туризма) «Изучение рудоносности карстовых воронок Липовского месторождения никеля»;
• Юнцевич Софья, Денискин Владимир (ОУ № 14) «Город солнца»;
• Мельцов Андрей (ОУ № 31) «Всегда иметь при себе…»;
• Усольцева Елизавета (Лицей № 10) «История моего рода в истории России»;
• Бушланов Иван (ОУ № 40) «Уличные скульптуры и фонтаны советского периода как историческое и культурное наследие КаменскаУральского».

Лучшие исследователи-краеведы стали Лауреатами премии Губернатора Свердловской области и получили Премию Президента Российской Федерации.

Лауреаты Губернаторской премии:
2008 г. — Черноскутова Марина (ОУ № 16, 8 класс) «Проект экологической карты города Каменска-Уральского» (руководитель Гусев В.А.).
2011 г. — Гильманова Лариса (ОУ № 16, 10 класс) «Проект карты «Охрана окружающей среды Каменска-Уральского» (руководитель Гусев В.А.).
2012 г. — Никитина Татьяна (ОУ № 2, 9 класс) «Путешествие во времени: экскурсия д. Бекленищево – Смолинская пещера» (руководители Андреева Л.Е., Задорожная В.А.).
2013 г. — Разгайлова Ксения (ОУ № 3, 9 класс) «Дивизия черных ножей» (руководитель Пышменцева Н.Ю.).

Лауреаты премии Президента Российской Федерации:
2007 г. — Михайлова Валерия (ОУ № 16, 10 класс) «Проект экскурсии «Поверхностные и подземные воды Каменского края» (руководитель Гусев В.А.).
2013 г. — Шербинина Дарья (ОУ № 16, 10 класс) «Проект Учебной экскурсии по антропогенным формам рельефа» (руководитель Гусев В.А.).

Своим богатым опытом педагоги-краеведы делятся в средствах массовой информации, пишут и издают книги, публикуют свои статьи в сборниках конференций, сборниках педагогических и методических материалов.
Для становления и развития школьного краеведения в нашем городе на новом уровне в ХХI веке оказали большое влияние книги и брошюры Владимира Петровича Шевалева, Почетного гражданина города: «Музей под открытым небом» (1997 г.), «Пороги на реке Исеть» (2003г.), «Первое золото России» (2003г.), «Агаты Синары», «Геологический музей под открытым небом» (2004 г.), «Последний Мамонт» (2004 г.), «Каменские пушки в истории Отечества» (2006 г.) и другие.

Гусев Валерий Александрович, преподаватель географии, руководитель музея Истории школы № 16, своими исследованиями обогатил знания по историческому, географическому и экологическому краеведению нашего края. Им описаны 11 памятников Природы каменского края. Валерий Александрович работал над материалами для Карты города (2002 г.); он один из авторов географических атласов Свердловской области (2003 г., 2005 г.); книги «Красногорский район. 21 век» (2010 г.). Педагог является автором карт «Охрана и преобразование природы Каменского района» (2000 г.), «Антропогенное воздействие на среду Каменска-Уральского» (2010 г.), «Каменск–Уральский в истории Отечества» (2012 г.) и других выпущенных ранее. Последняя карта является уникальной, т.к. это первый в России опыт показа вклада города в историю Отечества с помощью карты. Гусевым В.А. написан раздел природы в книге о Каменском районе «Наша родина — уральская глубинка», выпущенной в 2017 году. Гусев В.А. установил место нахождения в каменском крае границы между двумя природными территориями (физико-географическими странами): Уральской равнинно-горной (Уралом) и Западно-Сибирской равнинной (Сибирью) и предложил обозначить её на местности памятными знаками.

Свою поисково-исследовательскую работу по материалам музея «Школа-госпиталь» обобщила Жихарева Людмила Владимировна в изданной в 2001 году книге «История эвакогоспиталя № 3118. Книга памяти». В 2015 году вышла книга «Эвакогоспиталь в городе Каменске-Уральском» — автор Пышменцева Наталья Юрьевна (руководитель музея школы № 3), в которой раскрыты ещё не известные страницы истории госпиталя. В книге много воспоминаний, иллюстраций, использованы архивные материалы Музея боевой славы имени воина-интернационалиста А. Глухих школы № 3.

Много лет отдал школьному краеведению, работая в отделении туризма и краеведения «Дворца молодежи», Маликов Аркадий Иванович, учитель географии школы № 60. В соавторстве с учеными области написаны книги «Самоцветная полоса Урала», «Природно-минералогический заказник «Режевской», словарь-справочник «Минералы Урала». Исследовательские работы, статьи А.И. Маликова опубликованы в разных источниках.

Большой вклад в развитие школьного краеведения Каменска-Уральского в ХХI веке внесли педагоги-краеведы, руководители школьных музеев, профессионалы, мастера, которые всегда с готовностью включали учащихся в разные виды краеведческой деятельности, прививая им любовь к родному краю. Это Бондарь Лия Яковлевна, Стешина Людмила Николаевна, Жихарева Людмила Владимировна, Юнцевич Светлана Леонидовна, Неугодникова Надежда Васильевна, Янина Евгения Ивановна, Никитина Светлана Викторовна, Шевалев Владимир Петрович, Липина Татьяна Николаевна, Ильенко Лариса Васильевна, Борисовская Раиса Алексеевна, Усов Николай Харлампиевич, Партина Юлия Геннадьевна, Чайникова Ольга Михайловна, Вершинина Елена Владимировна, Доброва Светлана Геннадьевна, Черноскутова Ольга Ивановна, Кропачева Любовь Владимировна, Пьянкова Ариадна Александровна, Макеров Василий Яковлевич и многие другие.

В настоящее время в образовательных учреждениях города активно и плодотворно работают в краеведческом направлении педагоги: Мясникова Лидия Леонидовна, Андреева Любовь Евгеньевна, Ширяева Екатерина Александровна, Пышменцева Наталья Юрьевна, Черникова Галина Степановна, Калашникова Валентина Петровна, Дорогина Вера Юрьевна, Горшкова Маргарита Федоровна, Гусев Валерий Александрович, Григорьев Сергей Владимирович, Халимова Елена Павловна, Плахина Людмила Николаевна, Ветрова Наталья Викторовна, Корвякова Светлана Андреевна, Рублева Марина Владимировна, Поливцева Светлана Владимировна, Таранкова Людмила Владимировна, Карзухина Татьяна Федоровна, Полуяхтова Марина Юрьевна, Колбасова Бэлла Юрьевна, Назарова Ольга Викторовна и многие другие преподаватели разных предметов и дисциплин.

Благодаря энтузиазму педагогов, преданности делу школьное краеведение ХХI века будет развиваться, вовлекая в свои ряды всё новые поколения юных каменцев. Через краеведение происходит приобщение подрастающего поколения к культурному, историческому наследию «малой» и «большой» Родины как одному из стратегических направлений региональной системы образования в области воспитания.

Примечания:
1 Постановление главы города от 21.05.1997г. № 598
2 Приказ начальника Управления образования от 20.02.2012 № 66
3 Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования»
4 Постановление Администрации города Каменска – Уральского № 233 от 17.03.2010 о присвоении имени В.П. Шевалева геологическому музею МОУ ДОД «Центр Детского и юношеского туризма и экскурсий».
5 Постановление Главы города от 10.11.2010 № 1187

Литература:
1. Детские путешествия в Каменске-Уральском [Текст]: каталог экскурсионнообразовательных программ для учащихся / сост. Л. В. Сафонова; ред. И. А. Владыкина. — [Екатеринбург]: Информационно-издательский центр «РГ-Урал», 2016.
2. Дубынинские чтения: III–и районные библиотечные чтения героико-патриотической направленности, посвященные земляку – Герою России, генералу В.П. Дубинину, 1 февраля 2017 г. / МБУК «Центральная библиотека Каменского городского округа». — Мартюш, 2017.
3. Наша родина – уральская глубинка: Сборник к 50-летию Каменского городского округа [Текст] / под ред. Н. И. Буйносовой. — Реж: ОАО «Режевская типография», 2017.
4. Путешествия в профессии [Текст]: каталог экскурсионно-образовательных программ для профессионального самоопределения / сост. Л. В. Сафонова; ред. И. А. Владыкина; Администрация муниципального образования «Город Каменск-Уральский». — [Б. м.: б. и.], 2017.
5. Стяжкинские чтения.17 городская научно-практическая конференция, 1 ноября 2013 г. / МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы». — Каменск-Уральский, 2013.
6. Стяжкинские чтения. Сборник материалов городских краеведческих научнопрактических конференций 2014-2015 гг. / МБУ ДО «Центр дополнительного образования». — Каменск-Уральский, 2016.
7. Туристскими тропами из века в век. — Екатеринбург: ООО «Проспект», 2014
Нет комментариев. Ваш будет первым!
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку Администрацией сайта «Каменск-Уральский. Страницы Истории» персональных данных и cookies.