Интерактивная экскурсия как способ изучения культуры и быта народа

57
Автор:
Т.А. Белоусова
Интерактивная экскурсия как способ изучения культуры и быта народа

Одним из направлений приобщения детей к краеведению является реализация дополнительных образовательных программ краеведческой направленности. В образовательных учреждениях педагоги работают по краеведческим образовательным программам: «Юные экскурсоводы», «Музееведение», «Урал. Человек. Истоки», «Знатоки родного края», «Юный краевед», «Активисты школьных музеев», «Урал – мой край родной» и многим другим. Изучая данные программы, используются все возможности города: экскурсии в городской краеведческий музей, в музеи своих образовательных учреждений, путешествия по городу и его окрестностям и другие формы активной деятельности. 

Тема изучения культуры и быта народа является одной из основных в программах краеведческой направленности. Для более полного изучения данной темы в нашем Центре более 5 лет назад была создана выставка «Русская изба». Часть экспонатов выставки была собрана в процессе поисковой работы нашими воспитанниками в деревне Байново: ножная прялка, хлебная лопата, угольный утюг, печная дверка и другие. Большая часть экспонатов поступила из музея Народного образования города, некоторые экспонаты подарены жителями города и Каменского района. 

Выставка «Русская изба» используется для изучения нескольких тем краеведческой программы «Урал. Человек. Истоки»: Дом, Деревня, Кузнецы-умельцы, Крестьянский труд, Мастерицы-рукодельницы, Ткачихи – рукодельницы и т. д. Программа «Урал. Человек. Истоки» на протяжении нескольких лет реализуется в нашем Центре и в некоторых образовательных учреждениях города. Наша задача как преподавателей – формировать познавательный интерес и развивать познавательную, творческую активность учащихся, ведя и направляя их на сложном пути формирования личности, мировоззрения и миропонимания. Таким способом активизации познавательного интереса становиться интерактивный музей (выставка). 

(Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивный музей – это музей где можно и нужно: смотреть, трогать, думать) 

Выставка «Русская изба» ежегодно усовершенствуется и пополняется новыми экспонатами. Выставка разделена на два помещения – кухня и горница. Экскурсантов встречает настоящая русская Печь – главная часть русской избы. Здесь посетители знакомятся с бытом и культурой русского народа, с ремеслами. Русские люди сами строили, шили, ткали, изготавливали посуду, орудия труда. На выставке представлены предметы быта ХVIII–ХIХ веков: сундуки, прялки, самовары, чугунки, плетеные и гончарные изделия, посуда из дерева и металла, орудия труда и многое другое. Собрана большая коллекция вышивки и вязаных изделий, имеются самотканые половики и полотенца. Разнообразие экспонатов привлекает экскурсантов. На выставке экскурсанты могут получить новые знания о русской культурной жизни и народных традициях. Дети имеют возможность посмотреть и познакомиться с убранством русской избы. 

Предметы в музее располагаются так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют. Экспонаты музея используются на занятиях, в театрализованной деятельности, развлечениях и праздниках, проходящих в нашем учреждении. 

Для учащихся и воспитанников детских садов разработано несколько экскурсий и занятий: «Загадки русской избы», «Кукла в народной традиции», «Секреты бабушкиного сундука», «Как рубашка в поле выросла», «Какова пряха, такова и рубаха». Некоторые экскурсии являются интерактивными. Девиз интерактивных экскурсий – руками трогать! Дети не любят скучать, а элементы игрового интерактива значительно оживляют экскурсионную программу. 

Интерактивная экскурсия представляет собой не просто экскурсионную программу, в которой дети слушают экскурсовода или педагога, но и принимают активное участие в мероприятии. Обычно экскурсия предполагает достаточно пассивное участие экскурсантов в процессе экскурсии: они слушают, смотрят, перемещаются по залу, но при этом могут поверхностно воспринимать увиденное. Интерактивные экскурсии позволяют вовлечь участников в активное взаимодействие с экскурсоводом и подтолкнуть их к «самостоятельному» исследованию объекта или объектов экскурсии, экспонатов. Это существенно усиливает остроту восприятия материала и делает экскурсию более интересной и более запоминающейся. 

Практически все предметы в «Русской избе» можно трогать руками, изучать, раскладывать – заглянуть в сундук, полистать старую книгу, сравнить утюги по весу, посидеть за прялкой или поставить чугунок в печь. 

Изображение

Физические и эмоциональные ощущения от общения с предметом (его фактура, вес, запах, вкус, размер, специфические черты) больше, чем слова, дают представление об особенностях материалов, об их сходстве или различии, о способах освоения. Интерактивные занятия наиболее эффективны в младшем и среднем подростковом возрасте. 

Мною разработано несколько интерактивных экскурсий «Загадки русской избы», «Кукла в народной традиции», «Секреты бабушкиного сундука». 

Экскурсия «Кукла в народной традиции» проходит с элементами мастер-класса. Дети не только знакомятся с различными народными куклами, узнают их историю, но и сами делают одну из кукол (Пеленашку, Зерновушку, Куклу добрых вестей и т. д.). Дети младшего возраста работают с ниточными куклами. Все куклы можно подержать, спеть им колыбельные или поиграть с ними. С занятия дети уходят с куклами, сделанными своими руками. 

Интерактивная экскурсия «Загадки русской избы» очень нравится экскурсантам. Дети знакомятся с убранством избы, бытовыми предметами, а затем ищут эти предметы, вытаскивая загадки из корзинки. Загадку надо не просто разгадать, надо еще показать для чего использовали этот предмет и как его применяли. Каждый ребенок имеет возможность подержать старинные вещи и сфотографироваться с ними. 

Интерактивное занятие «Секреты бабушкиного сундука», было разработано для учащихся, отдыхающих в лагере с дневным пребыванием. Учащиеся знакомились с разными видами сундуков, изучали содержание одного из сундуков выставки, собирали приданое. Девочки представляли себя в роли «мастериц – вышивальщиц», а мальчики знакомились с профессией гончара. 

С целью включения детей в деятельность создаются условия для проявления их активности. Здесь учащиеся приобретают опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир, получают возможность «работать» с предметом, проявлять себя в творчестве. 

В ряде музейных занятий используются ролевые игры и другие формы креативной деятельности, которые помогают установить невербальный контакт ребенка с музейным предметом: он постигает взаимоотношения вещей, обретает способность анализировать и физически переживать музейный предмет, «оживляя» его. Как средство замены прямого педагогического воздействия на детей, игра облегчает образовательный процесс и является особым методом стимулирования активности детей. Игра должна иметь непосредственное отношение к теме занятия или к конкретному музейному предмету, а не быть случайной. 

Посредством общения с музейными экспонатами дети знакомятся с традициями народной культуры. На выставке используются продуктивные формы обучения (обучение на практике), что позволяет детям в сотрудничестве с педагогами осваивать, изучать народные ремесла, их технологии, историю. 

Таким образом, через игру, творчество, самодеятельность детей на базе выставки «Русская изба» происходит познание многообразия мира истории и народной культуры, совершенствуются трудовые умения и навыки. Интерактивные экскурсии расширяют представление детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа. 

Большой интерес к выставке проявляют воспитанники детских садов города, посещающие выставку в течение всего года. Ежегодно 18 мая в Центре проходит День открытых дверей, посвященный Всемирному дню музеев. В этот день наш Центр принимает более 500 посетителей разного возраста, которые участвуют в мероприятиях геологического музея имени В. П. Шевалева и выставки «Русская изба». На базе выставки «Русская изба» проходят различные мероприятия: интерактивные игры, мастер-классы, организуются тематические выставки, уроки-экскурсии и т. д. 

В дальнейшем планируется совершенствование интерактивных экскурсий и занятий с использованием элементов театрализации и «перевоплощение» детей в героев прошлых лет. Когда дети погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы оживает и становится ближе восприятие жизни и быта предшествующих поколений, тем самым происходит погружение детей в культуру и быт народа.

Нет записей

При использовании информационных материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки не закрытой от поисковых систем.

Я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку Администрацией сайта "Каменск-Уральский. Страницы Истории" персональных данных и cookies.