Каменский наив

622
На материале одноименной выставки 2019 года
Автор:
Каменский наив

Открытие выставки «Каменский наив» в 2019 году. Фото: Городской выставочный зал

Наивная живопись – этим термином обозначают особый художественный стиль, творчество народных мастеров и самоучек, сохраняющее детскую свежесть и непосредственность в видении окружающего мира. Взрослый не может рисовать как ребенок, но может по-детски непосредственно воспринимать окружающее. Отличительная особенность наивного искусства заключается не в творениях художника, а в его сознании. Картина и изображенный на ней мир ощущаются автором как реальность, в которой он сам существует. 

Первые художники Каменска 

Почти все наивные художники Каменска – выходцы из художественных студий, что были организованы при заводских Дворцах культуры в середине прошлого века. Так в конце 40-х годов ХХ века при ДК УАЗа была создана студия изобразительного искусства. Художником ДК Иосифом Ивановичем Жулковским, который закончил отделение живописи Витебского художественного училища. В студию приглашались все желающие, собирались в свободное время, занимались, сколько хотели. Студия насчитывала около 30 человек, чаще всего – это фронтовики, заводские художники-самоучки. 

Основной целью Жулковского было научить их технике художественного мастерства. Студийцы получали необходимые навыки техники письма, помогали создавать декорации к спектаклям драматического коллектива, различного рода элементы оформления Дворца культуры к праздникам. Именно в этой студии зародилась мысль об организации выставок этюдов своих работ. К 60-м годам ХХ века студия весьма окрепла, набрала силу, в ней стали заниматься как школьники, так и взрослые, начинающие художники и профессионалы. Среди известных выходцев студии мы знаем Василия Коробейникова, Василия Экснера, Владимира Пермякова, Александра Протасова, Владимира Суханова, Николая Пинигина и другие. В начале 50-х годов ХХ века при ДК СТЗ работала художественная студия, руководил ею Иван Сергеевич Грибов – самодеятельный заводской художник, так и не получивший профессионального образования. Художественные выставки в то время носили стихийный характер, художники выставляли свои результаты, сами оформляли экспозицию. Появилось Творческое объединение городских художников (ТОГХ), выставки стали проходить каждый год в определенное время и в специальном помещении. 

Официально первая студийная выставка открылась в 1959 году. С этого времени они стали проводиться регулярно. С каждым годом самодеятельное художественное движение набирало силу, и в 1972 году в городском Краеведческом музее открылся художественный отдел. В 1978 году для отдела было построено новое здание. Так, в Каменске-Уральском появился свой выставочный зал, который получил статус самостоятельного городского учреждения в 1993 году. 

В художественной коллекции краеведческого музея имени И. Я. Стяжкина немало живописных произведений, относящихся к этому направлению. В истории Выставочного зала даже имеется одна сборная выставка, посвященная творчеству наивных художников, которая прошла в 1991 году. 

Конечно, в истории художественных выставок есть примеры проведения персональных выставок самодеятельных художников Каменска, которые по разным причинам не получили должного профессионального образования в советский период: помешала война и неимущее послевоенное детство. К примеру, в 1995 году в честь 70-летия Ивана Папуловского прошла его персональная выставка. 

Некоторые из них прошли школу ЗНУИ – Заочного народного университета искусств в Москве. Он был основан в 1960 году на базе художественных курсов имени Надежды Крупской, в нем преподавали Роберт Фальк, Илья Машков, Кузьма Петров-Водкин и другие маститые авторы. 

В свое время искусствовед и многолетний директор Выставочного зала Ирина Геньевна Глазунова наособицу отмечала творчество местных наивистов послевоенного периода. Таких, как Николай Коршунов, Александр Занадворов, Николай Булкин, Иван Грибов, Иван Папуловский, Александр Протасов, Николай Ромашов. Сегодня их работы можно увидеть на выставке «Каменский наив». 

«Мир небольших, камерных картин Н. Булкина и его коллег прост и понятен, светел и чист, и на первый взгляд кажется прозрачным и по мысли, в них заключенной, но это только на первый взгляд. За простотой и незамысловатостью внешнего ряда художественных образов кроется ясная, может быть, банальная от частых повторений, но, тем не менее, глубокая и вечная мысль: мир прекрасен! Но прекрасен он не вообще, не глобально, а в частностях и мелочах, подробностях и деталях каждодневных проявлений. Однако светлота и чистота этого мира стерильна, стерильна от человека живущего: пейзажи пусты, портреты условны, фотографичны, пространство безвоздушно. Это от того, что внутреннее зрение художника не замутнено, кристально, и наблюдая реалии повседневной жизни природы и человека, отбирает детали и образы только со знаком «плюс», оставляя негатив за рамками картины. И это главный парадокс наивного искусства: оно реалистично, порой до натурализма, но оно же и нереально, потому что идеально».  

(Ирина Глазунова, из аннотации к выставке, посвященной памяти Николая Булкина, 1992 год). 

О художниках

Война помешала стать настоящим художником Александру Хаземову (1927-2005). Свою жизнь он посвятил восстановлению страны, трудился на каменской «Вагранке» (кто помнит), и всегда рисовал. Рисовал, как мог: на простынях вместо холста, кистями из собственных волос, акварелью и гуашью вместо масла. Рисовал для себя и дарил близким, никогда не участвовал в городских выставках. В его пейзажах объединились традиции народной живописи-коврика (были такие в каждом доме) и чудные сказки из детства. Его работы бережно хранит дочь – Людмила Банникова. 

Судьба Ивана Грибова (1913-1982) достойна сценария для голливудского фильма. Но для драмы. Донбасский мальчишка, мечтавший работать шахтером, после окончания горного училища попадает на остров Шпицберген, где уже пытается рисовать. Да кого?! Самих «папанинцев»! А потом была война. Оккупация, концлагерь в Германии. Подпольное сопротивление и освобождение американскими войсками. На их предложение не возвращаться в СССР, он ответил отказом. Вместе с друзьями по лагерю вернулся назад, чудом избежал сталинских лагерей. 

Попав на Урал, работал на СТЗ художником-оформителем, хотя образования не получил. Какое-то время руководит художественной студией ДК СТЗ, где брал первые уроки известный каменский художник Юрий Северухин. 

В своем творчестве Грибов придерживался одного правила: «Пейзажист – это рассказчик и картину его надо читать, читать с начала и до конца». Вот почему, строго следуя за естественным изображением предмета, художник в каждом своем пейзаже предусматривает детали, которые помогают зрителю поверить, что так оно и бывает в природе. 

Изображение

Иван Грибов. Глухарь, 1978 г

Иван Сергеевич Грибов сыграл большую роль в организации постоянных городских художественных выставок. По воспоминаниям самого Грибова, как-то к нему зашел в гости его коллега по увлечению живописью Владимир Пермяков: «Слушай, а почему бы нам в городе не организовать выставку самодеятельных художников? Переговорил я с некоторыми – да только поддержки не нашел. Давай покажем пример, Иван Сергеевич!» Речь идет о середине прошлого века. 

До 1963 года в городе, в творческой среде бытовало такое мнение: выставки – дело ненужное, да и заинтересуется ли зритель работами самодеятельных художников? Кино и театром – безусловно, но самодеятельной живописью? Конечно, зритель тогда был не такой активный и дотошный, как теперь. Но то, что с каждым годом традиционная городская выставка работ самодеятельных художников собирает все больше поклонников, то, что в книге отзывов остаются многочисленные благодарные записи горожан и наших гостей – разве не говорит о том, что много лет тому назад Грибов и его единомышленники дали начало очень благодатному всходу? 

«Выставка – это практическая школа для художника», — считал Иван Сергеевич. Она итожит твой ежегодный труд, помогает художнику расти, не дает замыкаться в себе и в четырех стенах». Несомненность этого дарования очевидна на примере работ самого Грибова, далеко шагнувших не только за пределы города и области, но и страны. 

«Уважаемый товарищ Грибов! Экспертная комиссия ЦК ВЦСПС просит у Вас согласия на закуп Вашей картины «Река Пышма» для оформления мест отдыха трудящихся Советского Союза и для отправки в Берлин» – этот документ, помнится, удивил Грибова едва ли не больше, чем обрадовал. За этот пейзаж, с успехом демонстрировавшийся в Москве на первом Всесоюзном фестивале самодеятельного творчества трудящихся, Иван Сергеевич был удостоен Почетной грамоты и значка ЦК ВЦСПС. Так уголок уральской природы «поселился» на немецкой земле. А художник Грибов утвердился в правильности выбранного им творческого стиля…»  

(Методическая разработка на тему «Развитие творческих способностей средствами художественно-эстетического воспитания», Петерян В. П., Городской Дом детского творчества, г. Каменск-Уральский, 1996 г.) 

Николай Коршунов (1924-2003). 
Николай Михайлович известен был многим каменским художникам, он часто принимал участие в городских художественных выставках. В фондах краеведческого музея хранится несколько его картин. Знаем, что воевал танкистом — по его автопортрету среди друзей-танкистов. Но, к сожалению, в архивах нет его биографии. Сейчас пытаемся по крупинкам собрать о нем хоть что-то. 

Изображение

Николай Коршунов. В березовой роще. Автопортрет, 1970-е.

Иван Папуловский (1925-2000). 
Нелегкая судьба Ивана Папуловского, тоже представителя военного поколения, тронет кого угодно. Семья оказалась репрессирована. Отец арестован в страшном 37-м, мать умерла от голода в ссылке. Сиротство, детский дом, тяжелая болезнь глаз, которая мешала в полную силу наслаждаться окружающим миром. Но он рисовал всегда, несмотря на все невзгоды. Так и стал тоже заводским художником-оформителем. Через всю свою жизнь он пронес тоску по своим родным, особенно по матери. Из автобиографии Ивана Папуловского: «Летом 1931 года нас грузят в товарные вагоны, и мы едем до г. Соликамска, а потом на баржах до г. Красновишерск. Из Красновишерска на баржах, волоком на лошадях, нас отправляют в верховье реки Вишеры. И место это называется – поселок Горевая. В это время в поселке свирепствует голод, мать не выдержала такой жизни и умерла. Конечно же, она постепенно вводила меня в окружающий мир, с природой и ее очарованием. После ее гибели связи с внешним миром у меня не стало, о чем я очень жалею до сих пор… Отца сажают в тюрьму. Нас с братом забирают в детский дом, распределяют в разные группы и увозят сначала его, а потом меня…» 

Самым главным очарованием была для Папуловского мама. Варвара Александровна. По отзывам, оставленным на юбилейной выставке, посвященной 70-летию Ивана Ивановича, которая состоялась в 1995 году, можно судить, что больше всего было портретов его мамы. Писанных карандашом и маслом, старательно срисованных со старых фотоснимков. И согретых пронзительным теплом сыновьей любви и преклонения, которое неподвластно холодному объективу фотографа. Сохраняя неразрывную связь со своим родом, он по фотографиям пишет портреты своих предков.

Изображение

Иван Папуловский. Папуловская (Быданова) Варвара Александровна, 1991 г

Из автобиографии Папуловского, написанной в 1995 году: «…В 1941 году началась война, я устраиваюсь на СТЗ, работаю сначала токарем, делал гильзы для снарядов. Мне дали 4-й разряд токаря и поставили на револьверный станок, на 21 операцию. Жили прямо в заводе. Все душевые были заняты под общежития. Мы даже жили в складе формовочных материалов, переоборудованном под общежитие. Работали мы почти круглосуточно. В 1945 году война закончилась. Наш военный цех уехал в Тулу. Я перешел на работу в труболитейный цех, на обрезной станок. Мы перешли работать на 8-часовой график, и у нас появилось время. Наши ребята начали покупать баяны, гармони, гитары. У меня тоже была гитара. В это время я попытался закончить школу, но из этой затеи ничего не вышло. Я занимался в кружках Дома культуры: хореографическом, хоровом, и посещал изостудию. В 1949 году я вступил в КПСС… 

…В 1950 году, по просьбе начальника цеха, я год поработал художником-оформителем, писал плакаты. Платили за это маловато и мой бюджет стал совсем никуда не годным. И я снова ушел работать в цех. А в 1963 году, опять же по просьбе начальника цеха, я стал снова писать плакаты. В свободное же от работы время много внимания уделял рисунку, пробовал писать этюды маслом и акварелью. С 1969 года участвую в городских художественных выставках. Проработав на предприятии 40 лет, я в 1981 году вышел на пенсию. Сейчас пенсионер. В наших городских выставках начал участвовать с 1970 года и по настоящее время…» 

Александр Занадворов (1919-1998). 
Александр Григорьевич родился в городе Каменск-Уральском Свердловской области в семье рабочего. После окончания школы поступил в сельскохозяйственный институт в Смоленске. Во время войны А. Занадворов работал на эвакуированном из Москвы военном заводе. Его направили в фотолабораторию, поскольку в те годы он был одним из немногих людей, которые умели фотографировать. 

После войны он начал работать начальником кино-фотолаборатории Уральского проектно-конструкторского бюро. Занимался фотографией в рабочее и свободное время, участвовал на выставках, делал фотоальбомы для подарков гостям Каменска-Уральского. Но тяга к краске, холсту, проснувшаяся в Ленинграде, не покинула его. Понемногу Александр Григорьевич начал писать этюды, делать копии с картин русских художников, особенно с любимого им И. К. Айвазовского. Но целиком отдаться увлечению, которое становилось все сильнее, он смог только после выхода на пенсию. Его поэтичные работы признали классикой наива даже в Свердловске, где у него была прижизненная выставка. 

Изображение

Александр Занадворов. Заповедник в лунную ночь, 1989 г

Николай Ромашов (1928-2003). 
Николай Никитич Ромашов для нас все еще остается неизвестным художником. В Выставочном зале ничего о нем не сохранилось, кроме воспоминаний некоторых художников: он был еще и музыкантом, настраивал пианино, возможно, работал во Дворце пионеров УАЗа. 

Изображение

Николай Ромашов. Церкви старого Каменска, 1988 г

Николай Булкин (1928-1992). 
Работы Николая Николаевича Булкина, когда он вдруг на пенсии взялся за кисти, оценили многие профессионалы. Даже авангардисты Свердловска, которые признали в нем своего коллегу, работающем в наивном стиле, относящемся к современному искусству. Он принимал участие в выставках, хотя также не имел специального образования: работал сначала на СТЗ, потом в ЖКО. В 1992 году выставка, посвященная памяти Николая Булкина (после его трагической гибели), стала еще одним поводом обратить внимание на наивное искусство каменских авторов – в выставке приняли участие 10 художников-наивистов. 

Изображение

Николай Булкин. Травяны, 1990 г

Александр Протасов (1925-1997). 
Александр Анисимович Протасов всю жизнь отдал Красногорской ТЭЦ, был художником-оформителем, имеет множество почетных грамот, которые хранятся в Выставочном зале. Видимо когда-то родственники отдали. А вот картин его в запасниках немного. Хотя, как оценивают его специалисты, это настоящая жемчужина наива ХХ века. Так же, как и другие художники послевоенного времени, он закончил Заочный народный университет и входил в число первых студийцев каменского художественного движения. Его сын, Анатолий Александрович Протасов, закончил Свердловское художественное училище и стал профессиональным художником. 

Изображение

Александр Протасов. Мельницы, 1990-е годы.

Александр Мясников (1924-?)
Три работы Александра Мясникова, которые сегодня имеются в фондах музея, являются простодушными копиями великих мастеров эпохи Возрождения. В них столько восхищения и преклонения перед высоким искусством! И лубочного разноцветья истинно народного творчества. К сожалению, об авторе тоже ничего неизвестно. 

Изображение

Александр Мясников. Пробуждение. Видение рая (По Х.-Р.Рэмбрандту «Даная»).

Наши современники-наивисты

Все вышеназванные художники остались с нами в воспоминаниях, в каталогах и в своих, по-детски идеализированных, картинах бытия. Им на смену пришли новые самодеятельные творцы. Но говорить о продолжении традиций в наивном искусстве было бы неверным. Отличие наивного искусства от академического и народного творчества в том, что оно не имеет традиций, а, значит, по наследству от мастера к мастеру не передаётся. Каждый художник уникален. Сближают их только общечеловеческие вечные темы: рождение и смерть, любовь и семья, детство и старость, праздники и любимые занятия. 

Нина Белова, 1947 г.р. 
Нина Федоровна увлеклась живописью в зрелом возрасте, проработав всю жизнь в строительстве. Как она сама считает, творчество стало катализатором в ее духовном и личностном развитии. Ее работы относят к «классическому наиву». Признанием ее таланта стала недавняя ее победа в межрегиональном этапе Всероссийской выставки-смотра художников-любителей и народных мастеров «Салют Победы», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В 2020 году работы каменской художницы будут представлять Свердловскую область во Всероссийской выставке-смотре в Москве. 

Изображение

Нина Белова. Масленица, 2010 г

Размик Авшарян, 1953 г.р. 
Размик Файкович уроженец г. Ленинакан (Гюмри) Армении, с 90-х годов ХХ века живет в Каменске-Уральском. Он взялся за кисть после выхода на пенсию. Сюжетами его наивных картин являются пейзажи родной Армении, простые занятия в семейном кругу. Первыми почитателями были близкие и друзья, которые и посоветовали Размику Файковичу поучаствовать в городской художественной выставке. Так он стал известен каменцам. Его работы также вошли в число победителей муниципального этапа Всероссийской выставки-смотра художников-любителей и народных мастеров «Салют Победы», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. 

Изображение

Размик Авшарян. Татевский монастырь, 2018 г

Юрий Коршев, 1936 г.р. 
Юрий Яковлевич самый возрастной участник выставки «Каменский наив». С детства увлекался рисованием, но полноценного художественного образования, как представитель послевоенного поколения, так и не получил. Во время работы на уральских заводах художником-оформителем отучился заочно в Московском заочном народном университете искусств. Кроме живописи увлекается корнепластикой, его работы из дерева являются настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства. Как говорит сам Юрий Яковлевич, всю его жизнь вдохновением для него служит природа и окружающие его люди. А поддержкой и опорой на его нелегком жизненном пути остается вера в Бога и творчество. 

Изображение

Юрий Коршев. Южные гости, 1990-е гг

Митрий Бард (Дмитрий Барышев), 1966 г.р. 
Дмитрий Барышев является самодеятельным художником, работая ремонтником. Увлекается живописью, графикой, пишет стихи. Творчеству посвящает все свое свободное время. Не удивительно, что его работы наполнены философским содержанием – художник много размышляет над мирозданием.

Александр Якунин, 1947 г.р. 
Самобытный художник Александр Иванович Якунин всегда удивляет. Своей трогательностью и непосредственностью. В его работах есть некая точка соприкосновения ребенка прошлого и ребенка нынешнего, до сих пор живущего в душе художника. Он всегда детально сконцентрирован на окружающем мире, на лицах и эмоциях людей, на изображении животных и природы. Причем, даже в самых грустных его картинах присутствует юмор и эта неподдельная детская восторженность. 

Изображение

Александр Якунин. Русь бесшабашная, 2015 г

В то же время творчество наивных художников не всегда идиллическое. Например, работы одного из самых молодых художников выставки, Александра Евгеньева, 1974 года рождения, чаще всего вызывают неясное ощущение тревожности. У него нет стройного и законченного мира ребенка. Он часто зациклен на каком-то одном предмете или явлении и старается отобразить его через призму своих ощущений, не придерживаясь принятому в живописи «натурализму», ломая наше представление об искусстве, как эстетической составляющей. Если углубиться в стили и направления изобразительного искусства, то творчество Евгеньева попадает под так называемое современное направление в изобразительном искусстве — «искусство аутсайдеров». Когда человек, не получивший художественного образования, создает произведения без оглядки на зрителя, арт-рынок или иной художественный шаблон. Художник-аутсайдер работает исключительно для себя, выпуская из глубин подсознания скопившиеся там и вырывающиеся оттуда образы и идеи. 

Изображение

Александр Евгеньев. Любаша-джаз, 2010 г

Живопись каменских наивистов очень разнообразна и индивидуальная по форме и стилистике. Свое мировоззрение авторы передают с помощью разных живописных приемов: используют локальные цвета, обобщают формы, нарочито или интуитивно деформируют предметы, акцентируя тем внимание на их функциональности, часто используют конкурные линии, симметрию… Их сюжеты незамысловаты – окружающая действительность. Но детский оптимизм и восторженность делают свое дело: на полотнах возникает удивительно идеальный мир, с гармоничными и поэтичными пейзажами, добрыми и по-своему красивыми людьми на портретах. 

Наивное искусство основывается по большей части на этике, а не эстетике, если в понятие эстетика вкладывать правила живописи: четкость линий, гармоничная композиция, владение пространством холста, умелое использование светотени и полутонов, смешение красок. Работы наивистов всегда понятны, поскольку художники стараются наиболее просто выражать волнующие их идеи, не углубляясь в символизм и скрытые смыслы. Творцы наива преподносят нам сегодня неподдельную чистоту и правду, которой так не хватает в нашем, часто фальшивом, мире, с искусственной внешностью, едой и даже мыслями. Они умудряются сберечь детский взгляд на мир и «подарить» его нам на холстах. 

Что может служить критерием оценки творчества наивных авторов? Самобытность, «свой» язык и, конечно же, огромное значение имеет личность самого художника: является ли для него искусство смыслом в его жизни, что он хочет сказать своими работами, на что хочет обратить внимание зрителя, не пытаясь втянуть его в дискуссию – что есть «хорошо», а что «плохо». 

Признанием уникальности каменских наивистов стали слова специалиста по наивному искусству, заведующего отделом наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, кандидата философских наук Андрея Анатольевича Бобрихина на церемонии открытия выставки «Каменский наив» 12 октября 2019 года. Он отметил, что отныне словосочетание «каменский наив» имеет право на существование, как и самый знаменитый на Урале «артемовский наив», который весьма востребован сегодня у коллекционеров. В будущем Андрей Анатольевич рассчитывает увидеть выставки каменских наивистов в Музее наивного искусства г. Екатеринбурга. 

Примечания:

1. Методическая разработка на тему «Развитие творческих способностей средствами художественно-эстетического воспитания», Пештерян В.П ., 1996 г., Городской Дом детского творчества, г. Каменск-Уральский
2. Документы и архивы Выставочного зала
3. Семейный архив Л. А. Банниковой
4. Газета «Каменский рабочий» от 05.12.1995 г., «Очарованный странник» С. Титова.
5. Газета «Каменский рабочий» от 06.08.1991 г., «Детские рисунки взрослых» С. Давыдова.
6. Газета «Каменский рабочий» от 19.05.1992 г., «Талантам не бывает тесно» Т. Борисюк.
7. Газета «Каменский рабочий» от 17.06.1974 г., фоторепортаж Н. Занкина о выставке И. С. Грибова.
8. Газета «Каменский рабочий» от 14.06.1974 г., «Певец природы уральской» Н. Колбина.
9. Газета «Каменский рабочий» от 14.06.1974 г., «Картины едут в Москву»
10. Газета «Каменский рабочий» от 16.11.1974 г., «Награда художнику»
11. Каталог выставки «Самодеятельные художники Среднего Урала – XVII съезду советских профсоюзов», 1982 г., г. Свердловск, Межсоюзный Дом самодеятельного творчества Свердловского областного совета профсоюзов.
12. Газета «Компас» от 11.12.1995 г., «В картине – связь времен», Т. Ксенофонтова

Нет комментариев. Ваш будет первым!
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Мы собираем cookie. Вы не против?