Государственная политика в области строительства типовых зданий

2.22K
Автор:
Т.Н. Липина
Государственная политика в области строительства типовых зданий

Есть особая прелесть в рассматривании полузабытых и полустертых сооружений.

У старых зданий обычно богатая форма, изобилие дополнительных пространств, более интимный масштаб,

К. Линч

Земская реформа 1861 г. открыла путь небывалому развитию массового строительства.

" Повышение социальной роли земств в общественной жизни вызвало со стороны архитекторов интерес к проектированию земских зданий в масштабах всей России" [1, С.124].

Впервые вводимые в обиход здания были связанны с идеями народного просвещения. Поиски наиболее рациональных и экономических решений в художественной отделке этих зданий привели к распространению своеобразного направления, получившего наименование «краснокирпичный стиль».

Экономичность этого стиля позволяла применять его в самых различных «модификациях» общественных сооружений. Учебные корпуса, строившиеся в крупных селениях, определяли их облик, отражая смену архитектурных вкусов, становились более разнообразными по функциональному назначению.

".Учебные заведения, монументально возвышавшиеся на центральных площадях и главных улицах в период классицизма, постепенно преобразовывались во все более удобные, внешне непритязательные постройки, уходящие из центра на окраины" [2, С.176].

Активная государственная политика отразилась на архитектурно- строительной деятельности, приобретая научную направленность в вопросах применения на практике санитарно-гигиенических норм и правил.

На 10-м съезде Московского земства, проходившего в 1889 году, были выработаны основные «Руководящие правила для составления планов сельских школ». По мнению делегатов съезда, разработанные практические требования, должны привести к улучшению технических показателей школьных построек и, благоприятно отразиться на здоровье детей и качестве обучения.

Основные положения нормативного документа открывались рекомендациями по размещению школьных зданий в границах населенного пункта (при въезде в село), и организации генерального плана школьной территории. Обрамленная подобными зданиями улица по-своему становилась, крупномасштабна, зрительно возрастала ее грандиозность.

Предлагалось строить школы преимущественно на свободных и озелененных участках, а не на задворках, с площадками для игр. Соответствуя характеру поселения, одноэтажные каменные объемы прямоугольные в плане, отличались друг от друга средствами художественного оформления и «кирпичной» тематики. Острота архитектурных контрастов смягчалась окружающей зеленью.

Достоинства архитектуры, удобная планировка, просторные помещения (для того времени), использование новейшего технического достижения (калориферное отопление), включали школу в число наиболее значительных построек села [5, с.136]. Применения прогрессивных норм и требований при проектировании и строительстве земских школ и училищ наглядно отразился на облике учебных зданий.

В качестве примера рассмотрим школьные здания Каменского района двух сел: Клевакино и Мухлынино. Сравнительный анализ этих учебных заведений показал, что планировка школьного участка с основным корпусом воссоздавала схему городской жилой усадьбы с главным зданием по красной линии и служебными корпусами на границах территории с садом в глубине. Хотелось подчеркнуть, что на протяжении рассматриваемого периода, вплоть до 1910-х годов, архитектурная выразительность общественного пространства, как города, так и села составляла основной предмет заботы государства, их следовало застроить соответствующего вида зданиями. Градостроительный смысл образцовых проектов в том и состоял, чтобы предотвратить возможность появления в парадном общественно значимом пространстве сел, сооружений, не отвечающих общеевропейским художественным нормам [6, с.179]. Поэтому государство сосредоточило внимание на создании типовых проектов учебных зданий наиболее массового назначения при резко возросшем объеме строительных работ.

Просветительные учреждения выкладывались из облицовочного кирпича — нового дешевого высокопрочного материала. Такого рода сооружения, известные под именем кирпичного стиля, получили распространение в дешевом утилитарном строительстве [6, с.215]. В начале XX века кирпичный стиль вошел в практику при строительстве учебных зданий.

Земское училище села Мухлынино стоит на центральной улице при въезде в село со стороны тракта Каменск — Богданович. Занимает приметное место, выделяясь крупными размерами на фоне жилой застройки. Прямоугольное в плане кирпичное здание перекрыто вальмовой крышей из шифера и ориентировано широкой стороной параллельно улице. Главный фасад училища отличается регулярным расположением проемов с лучковыми перемычками, обеспечивающий симметричный характер композиции. Влияние классицистических традиций проявилось во введении кирпичных замков в широких оконных проемах центрального ризалита и двухсторонних лопаток, наложенных на все углы здания. Высокая карнизная часть отмечена поребриком из кирпича, переходящая в высокую парапетную стенку трапецеидальной формы. Габариты училища в плане: 22,4 м, ширина 18,0 м.

Приметно расположенное школьное здание села Клевакино, расположено на возвышении в юго-западной части, на одной из улиц села при въезде со стороны близ лежащей деревни. Кирпичное, выполненное в лицевой кладке, прямоугольное в плане здание с вальмовой крышей с шиферным покрытием. Цокольная часть стен выложена из кирпичных блоков. Объемно-планировочное построение школы формируется подобным центрально осевым ризалитом, трапецеидальной формы, как и у предыдущего сооружения. Углы здания и ризалита подчеркнуты характерными парапетными столбиками.

Основная композиция здания раскрывается на улицу. Характерный облик этого фасада создается ритмом прямоугольных проемов с лучковым завершением. Линия обреза стен подчеркнута высоким карнизом с несложным профилем выпуска кирпича. Углы здания и ризалита закреплены рустованными лопатками. Таким образом, при анализе было установлено, что общая декоративная обработка зданий имеет некоторые различия.

Капитальные поперечные стены делят пространство школы на три основные части, планировка которых имеет общую коридорную структуру. Центральный вход в здания расположен со стороны главного фасада.

Находясь на возвышенности, у развилки дорог, при въезде в селение, бывшие школьные ансамбли до сих пор привлекают к себе внимание архитектурными особенностями, помогая в ориентации главных направлений улиц. Вплетаясь в структурную ткань селения, и перекликаясь с историческим центром, заброшенные учебные здания сохраняет верность старым формам, стремясь использовать остатки старого времени для усиления сложности и значимости сегодняшней сцены .

Список литературы:

1. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIXвека //М, изд-во «Наука», 1979.С.318.

2. Там же.

3. Звагелъская В.Е. Эклектика. В памятниках архитектуры

Свердловской области // Екатеринбург, 2007. С. 160.

4. Кириченко Е.И., Щеболева Е.Г. Русская провинция //М.: «Наш дом — L,Age d,Homme», 1997. С.192.

5. Скопин Е.Л., Кривошеина Н.В. Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства. Выпуск 5./ Киров, 2011. — 288с.

6. Ожегов С. С, Типовое и повторное строительство в России в XVIII-XIXвеках./ М.: Стройиздат, 1987. С.219.

7. Там же.

Стяжкинские чтения 2012

Изображение:unjustlydolores.blogspot.ru

Нет записей
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку Администрацией сайта «Каменск-Уральский. Страницы Истории» персональных данных и cookies.