Колчеданские Удинцевы
1
Тоненькая веточка мощного родового древа Удинцевых прошла через село Колчеданское Камышловского уезда.
Крестьяне Удинцевы (Удимцевы) — шесть братьев, как следует из старинных переписей, переселились в Верхотурье в 1602 г. из Великого Устюга [1]. Речка Удима, протекающая недалеко от этого г.орода, вероятно и дала им фамилию.
Из братьев, обратим внимание на Тимофея Андреева сына Удимцева. 2 ноября 1635 г. он купил за 10 рублей у ясачного татарина Туринского острога Инебата Миньярова курью и остров на р. Нице[2]. Курья (залив, старица) давала собственнику возможность беспроблемно вылавливать рыбу, не платя за это никому — ни государству, ни аборигенам.
В 1637-1638 году Тимофей Андреев Удимцев сделал вклад — передал курью Невьянскому Богоявленскому монастырю. «А курьею владеют [монастырь с братией. Ю. С.] со 146-г году по подписнои челобиннои(!) прикащика Ивана Чернышева и по вкладнои ницинског крстьянина Тимошки Удимцова»[3].
Размер вклада обуславливал положение вкладчика в обители. От поминания до пострижения в иноки, либо права жить «за монастырем», т. е. «труждаться» на монастырь, находиться под его опекой.
Вклад Тимофея Удинцева был для монастыря существенным, совсем не рядовым. Вполне мог Тимофей оговорить договором обучение церковной грамоте одного из своих сыновей, что позволило бы потомку подняться из «подлого» сословья. Тем более новый статус отца (вкладчик, а не пашенный крестьянин) тому благоприятствовал.[4]
И действительно, в 1669, 1680, 1682 годах в Ницынской Ощепковской слободе присутствует поп Григорий Тимофеев Удимцов [5]. Три его сына также служили Богу. «Сын Илюшка у тои же церкви в пономарех». Поп Парфен Григорьев сын Удимцов в Голубчиковом погосте. Матфей Григорьевич Удинцов в 1682 году числится попом Ницынской слободы. [6]
Григорий Тимофеевич через сыновей-Григорьевичей и стал основателем священнического рода Удинцевых. Пращуром «колчеданского» Михаила Удинцева был Илья Григорьев Удинцев (Удимцов).
Про деда и отца героя этой статьи скажем несколько слов. Удинцев Василий Петров в 1812 (1818?) г. убыл в Верхотурский уезд, оставив Белослудскую слободу, где 100 лет служили его предки. Причина того, очевидно, в переполненности Белослудской церкви клиром и их домочадцами. В 1833 г. клировые ведомости зафиксировали в семьях церковников этой слободы 43 персоны.[7] Причем 17 из них принадлежали к роду Удинцевых.
Сын его, Александр Васильевич, обучение в Пермской духовной семинарии закончил со званием студента. Это высокая категория, позволявшая поступать в Духовную академию. Священником был также авторитетным: законоучительствовал в Горно-заводской школе, Мугайском сельском училище; служил Гласным Верхотурского уездного земского собрания; депутатом окружного училищного съезда; депутатом по межевым делам. Кроме обычных священнических наград имел бронзовый наперсный крест в память войны 1855-56 г.г.
Овдовев в 42 года воспитывал сына Михаила (*1856 г.), дочерей Александру (*ок. 1853 г.), Марию (*ок.1861 г.), Христину (*ок.1863 г.). Девушки получили домашнее образование и научены рукоделию, а Христина еще и обучалась в прогимназии.
2
Запись о рождении Михаила Удинцева гласит: «Завод Верхне-Баранчинский, Иоанно-Зачатиевская церковь, Верхотурского уезда. 1856 год. Октября двадцать седьмого дня, Верхне-Баранчинского завода Иоанно-Зачатиевской церкви у священника Александра Васильева Удинцева и законной жены его Анны Ивановой родился сын Михаил. Восприемники: служащий в штате гороблагодатских заводов Коллежский Регистратор Иван Иванов Масалкин и священническая жена Екатерина Иванова Максимова. Таинство крещения совершал священник Иоанн Масалкин»/ [8]
Отчество матери Михаила и имена восприемников указывают (с вероятностью 99 %) на ее девичью фамилию — Масалкина.[9] Фамилия очень распространена в западных уездах Пермской губернии (Оханском, прежде всего). Были среди ее носителей и лица духовного сословия, и чиновники. Но к 1877 году Масалкиных среди пермского духовенства не стало совсем.
В возрасте 10 лет Михаил остается без матери. Через 40 лет такую судьбу повторят его дети, но в более жестком варианте.
Начальное духовное образование Михаил получает в Екатеринбургском духовном училище. Учится он не плохо. Для «бурсы» того времени это было редкостью. Мало кто из учеников (даже из ставших потом видными священниками) проходил училище без «завалов» и «повторительных» курсов. Михаил увольняется из училища в 1872 году со средним баллом «4», что открывает перед ним двери Пермской семинарии.[10]
Семинарские классы тоже не составили для него трудности и 4-й он оканчивает в 1877 году «хорошистом».[11] Однако в списке вышедших из 5-го класса (в следующем году) его фамилии нет.
По правилам того времени после 4-го класса семинарии учащийся имел возможность поступить в некоторые светские учебные заведения институтского уровня. Летом 1878 г. Михаил оформляет документы и поступает в Казанский ветеринарный институт, но проучится в нем только один год (1878-79).[12]
Первое, после ученического периода, место службы Михаила Удинцева указывает на один его несомненный талант. Более семи лет (с 1879 по 1886 годы) он состоял певчим в Пермском архиерейском хоре.[13]
Архиерейский хор Пермской епархии достиг своего мастерства в середине столетия, при архиепископе Неофите. «Стройное, доведенное до виртуозности пение архиерейских певчих, число которых достигало 60-80 человек, обычно собирало столько молящихся, что всех их не вмещала обширная Крестовая церковь».[14]
Михаил Удинцев за годы службы певчим многое почерпнул (позднее мы узнаем, что его приглашали служить регентом).
Следующий этап жизни Михаила Удинцева — учительство. С 1886 по 1889 г.г. он служит учителем и законоучителем в Яланском и Квашнинском народных (земских) училищах Камышловского уезда. Оба поселения лежат по тракту между Камышловом и Ирбитом. Однако через три года учительства он решает вернуться на стезю предков. 28 ноября 1889 года он определен епископом Екатеринбургским и Ирбитским Поликарпом для рукоположения во диаконы.[15] Само рукоположение состоялось 18 февраля 1890 г.
Очевидно, что эти два с лишним месяца были даны Михаилу для решения личного вопроса. Личного, но строго охраняемого канонами — рукополагаемый в белое духовенство должен быть женат на девице. Лучше — на девице из семьи духовного звания. Тогда вообще вопросов не будет. Впрочем, выбор Михаила Удинцева, видимо, вызвал вопросы и серьезный брачный обыск. Избранница была из того же рода Удинцевых — Анна Никандровна Удинцева.
3
Михаил Удинцев с женой
Отцом Анны был Никандр Дмитриев Удинцев (*16.03.1828 — 27.10.1878). Пономарский сын, священник Успенской церкви села Зайковского. Сохранилась запись о его рождении в метрической книге Спасской церкви с.Скородумского на 1828 г. Никандр был вторым ребенком в семье. Всего же, известно о семи детях псаломщика Дмитрия Удинцева, преодолевших младенческий возраст.
Жену о. Никандра (мать Анны) звали Александра Ивановна. Предполагаем, что она была из рода Поповых. Построив поколенную роспись, увидим, что линия Михаила Удинцева и Анны Удинцевой соединяется только на 9-м колене — на том самом Григории Тимофееве Удимцове, первом священнике династии.
Завершая тему родственных связей, нельзя не упомянуть и такой факт: один из племянников о. Никандра Удинцева, а именно Дмитрий Аристархович Удинцев(*1862 — 1915, председатель Чердынской и Ирбитской земских управ), был женат на Елизавете Наркисовне Маминой (*1866 — 1925) — сестре великого писателя. Анне Никандровой Удинцевой Дмитрий Аристархович приходился сродным братом.
Что мы знаем об Анне? Отец умирает рано, ей в это время около 10 лет. Епархия выплачивает им мизерное пособие. 1881 г.: «умершего священника Удинцева Никандра жене Александре Ивановой 49 лет и дочери её Анне 13 лет, — 18 р.[в год]. [16]
В 1882 г., пытаясь облегчить положение дочери, Александра Ивановна просит Пермское епархиальное попечительство принять Анну в приют при монастыре и в епархиальное женское училище. Метрического свидетельства представлено не было, а в заявлении возраст дочери указан 13 лет. На этом основании Попечительство Удинцевым в удовлетворении просьбы отказало.[17] «Епархиалки» обычно начинали обучение лет в 11. В списках воспитанниц Екатеринбургского епархиального женского училища ее нет. Похоже, образование Анны Удинцевой так и осталась домашним.
Из других детей матушки Александры известно только о Тихоне. В 1882 г. он заканчивал учебу во 2-м классе ПДС. Заканчивал неважно — после каникул ему назначена переэкзаменовка по литературе и истории.[18] Семинарию он так и не окончил, его образование имело формулировку «из 2 класса семинарии».[19] В 90-х г.г. еще служил псаломщиком (во диаконы определен только в 1897 г.).[20] Умер 13 сентября 1901 г. в селе Невьянском Ирбитского уезда в сане диакона.[21]
В 1886 г. на Зайковском приходе освободилось место просфорни и матушка Александра Удинцева приняла эту службу, что позволило хоть как-то существовать вдове с дочерью. Выдать Анну замуж достойно — вот главное желание матери, вот ее слезная молитва… Это состоялось.
4
16 февраля 1890 г. Михаил Удинцев рукоположен в сан диакона на штатное место к Успенской церкви Зайковского села Ирбитского уезда. [22] Молодожены живут в родном селе невесты. Епископ Нафаил так писал о посещении Зайково в 1886 г. «Во время литургии пели дети не столько здешних прихожан, сколько из прихожан соседственного села Скородумского, где священник в недавнее время был учителем в Екатеринбургском монастырском училище» [23]. Вероятно, это замечание и подвигло церковноначалие назначить на диаконскую должность человека с опытом (и талантом) церковного пения.
Кроме церковных обязанностей о. Михаил Удинцев состоял учителем и законоучителем в Речкаловской церковно-приходской школе [24] (1890-92 г.г.), затем законоучителем в Больше-Кочевской (1893-95 г.г).[25] В 1896 году диакон Удинцев Михаил награжден Библией, «за особое усердие и ревность в деле благоустроения ц. -приходских школы в деревне Большой Кочевке Ирбитского уезда, где был законоучителем и учителем пения».[26]
Компетенция о. Михаила в части церковно-хорового пения и стала причиной оставления четой Удинцевых Зайковского села — большого, не бедного, трактового, ближнего к Ирбитской ярмарке. 29 сентября 1895 г. епископом Екатеринбургским и Ирбитским Симеоном он перемещен на должность регента архиерейского хора с причислением к Крестовой (архиерейской) церкви.[27]
Число хористов архиерейского хора Екатеринбургской епархии имело численность 23 человека в 1889 г. и со временем увеличивалось (50 человек в 1913 г.). Хористами были мужчины — взрослые и малолетние. В конце XIX века хор практиковал и концертные выступления на различных площадках города: зал Общественного собрания, зал Маклецкого, клуб приказчиков и др.
Не полных три месяца управлял этим коллективом о. Михаил. Но его имя сегодня включают в список регентов архиерейского хора (всего их было пять), служивших в дореволюционный период. Исследователи сообщают: «М. А. Удинцев, А. Г. Малыгин и Р. В. Лазаренко, непродолжительное время возглавлявшие архиерейский хор, также сочетали регентскую работу с преподавательской деятельностью в учебных заведениях духовного ведомства».[28] Видимо, так это и было.
Указом Екатеринбургской духовной консистории от 22 декабря 1895 года № 12597 «по собственному прошению» диакон Михаил Удинцев перемещен к Сретенской церкви Колчеданского села Камышловского уезда.[29] Кстати, диаконская штатная должность была введена в этом приходе тоже осенью 1895 г. Не исключено, что причиной скорого перемещения из города в село стало положение супруги — Анна Никандровна находилась на последних месяцах беременности.
5
Вот что писали про это село на рубеже веков. «Ныне существующий храм во имя Сретениягосподня — каменный, с таковою же колокольнею, одноэтажный холодный, с двумя теплыми приделами.[…] Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. В приходе существуют две земских школы: в самом селе и д. Горбуновой, и две церковно-приходския: в дер. Водолазовой с 1897 г. и при Покровской женской общине для девочек с 1895 г.»[30] При Покровской женской общине был и каменный храм, постройки 1870-х г.г.
19 февраля 1896 г. в семье колчеданских Удинцевых рождается дочь Антонина (крещена 22 февраля). 4 февраля 1898 г. на свет появился сын Алексей.[31] Кстати сказать, в январе 1897 г. уволилась с должности просфорня Зайковского прихода мать Анны — священническая вдова Удинцева Александра.[32] Вероятно, для того, чтобы помочь дочери в этот непростой период.
Между тем, о. Михаил служит и в храме, и на ниве просвещения. Состоит законоучителем в Горбуновской церковно-приходской школе и Водолазовской, а в последней и учителем (вероятно, пения). Постепенно на новом месте налаживались отношения и с другими членами причта. 3 июня 1900 г. при крещении сына псаломщика Сретенской ц. Смышляева Петра Митрофанова и жены его Александры Николаевой Авенира диакон Удинцев Михаил Александров — восприемник.[33]
Дети растут. Слава Богу, не взяли их ни родимец, ни горячка, ни худоба… Не извела дизентерия, как многих, многих, многих…
В начале 1900-х умирает Анна Никандровна… Точно год смерти неизвестен, а временные рамки этого трагического для семьи события установлены потомками по смутным воспоминаниям детей Анны. Есть предположение, что произошло это не позже февраля 1907 г. Дело в том, что 22 февраля 1907 г. почислен за штат священник с. Колчеданского Павлинов Михаил.[34] Самым подходящим кандидатом на его место был Михаил Удинцев. Но определен (и рукоположен) диакон градо-Екатеринбургской Вознесенской церкви Павлинов Вениамин, сын отставного батюшки, «из 1-го класса духовного училища». [35] Очевидно, причиной игнорирования кандидатуры о. Михаила было его вдовство — для рукоположения белого духовенства это непреодолимое препятствие.
Позднее эту ненормальность приметил епископ Митрофан, посетив село Колчеданское. «…Оригинален здесь состав причта по образованию своему: Настоятель молодой человек, уволенный из 1-го класса духовного училища, второй священник — старичок, из кончивших курс семинарии, диакон — из 5 класса духовной семинарии, псаломщик — кончивший курс духовного училища… Не удивительно, что доброго согласия между членами причта не существует. В приходе наблюдается такое же нестроение, идут постоянные дрязги. Настоятель не может руководить ни причтом, ни приходом». [36]
К чести о. Михаила — утрата не сломила его морально. Дети были устроены в училища. В 1909 г. Антонина училась в 3 классе Екатеринбургского епархиального женского училища; Алексей — во 2 классе Камышловского духовного училища. Сам диакон Удинцев указом Екатеринбургской духовной консистории от 5 ноября 1909 г. за № 11453 определен законоучителем Колчеданского народного училища.
Но беда не оставила колчеданских Удинцевых. С мая 1910 г. имени о. Михаила не стало среди причта в метрической книге Сретенской церкви. А в конце года появилась запись: «29 декабря 1910 года умер, 31-го погребен диакон Сретенской ц. с. Колчеданского Удинцев Михаил Александров 5 лет, от чахотки, [похоронен] на монастырском кладбище».[37] Очень короткая жизнь… Но 20 лет служил он Богу. 25 лет работал на ниве просвещения. Имел певческий талант и авторитет среди ценителей церковного хорового пения. Дал дорогу в жизнь своим детям… Сохранилось ли то кладбище, хотя бы?...
6
Детям нужно было пережить потерю родителей, двигаться по предначертанному пути и не оказаться на обочине. Надо сказать, что епархия помогала сиротам из духовного сословья встать на ноги. Обычно их принимали на полное епархиальное содержание в духовных учебных заведениях. Так было и в случае с колчеданскими Удинцевыми. [38] Задолженность за обучение за прежние годы откладывалась и, в конце концов, списывалась.[39] Небольшое пособие выплачивало Екатеринбургское епархиальное попечительство о бедных духовного звания («Удинцевы, диаконские дети — 16 руб. в год»).[40]
Денежные накопления покойных, хранившиеся на сберегательных книжках, также опекались Попечительством и выплачивались по достижении детьми совершеннолетия.[41] Помогли и родственники. Антонину после смерти родителей воспитывала Мирианова Елизавета Александровна (1860-е? — 1934, умерла в с. Елизавет). В семье ее считали теткой. Мариановы (фамилия по мужу) встречаются в Грузии и вероятно ее носители принадлежат к одному из суб-этносов этой республики. На сохранившемся фото Елизавета Александровна с мужем и дочерью. Кавказская наружность мужа не вызывает сомнений.
Сестры Михаила Удинцева с именем Елизавета мы не знаем. В послужном списке священника Александра Васильева Удинцева среди дочерей такой нет. Но обычно указывались только незамужние дочери церковнослужителя, находящиеся на иждивении. А к 1877 г. (когда составлялся послужной о. Александра) Елизавета могла выйти замуж.
Алексей Удинцев, по словам потомков, «после смерти родителей воспитывался в семье дяди (брата отца)». Здесь такая же история. В Послужном списке 1877 г. братьев нет. Кроме того, среди духовенства Екатеринбургской епархии подходящего «Александровича» не находим (но он мог служить и по другому ведомству).
Так или иначе, ребята учились хорошо, переходя из класса в класс. Правда, трагический для семьи учебный 1910-11 год, Алексей пропустил. В 1913 году оба оканчивают училища. Антонина — 6 классов Екатеринбургского епархиального (с правом получения аттестата на звание домашней учительницы),[42] Алексей — 4 класса Камышловского духовного, по 1 разряду, «удостоен перевода в 1 класс духовной семинарии без экзамена при семинарии».[43]
С учебой в семинарии Алексею повезло. В 1912 г. при Екатеринбургском духовном училище открыли два класса семинарии, В 1914 г. к двум классам был добавлен третий, а в 1915 г. — 4-й семинарский класс. В марте 1916 г. пришло распоряжение Св. Синода об утверждении в городе Екатеринбурге самостоятельной шестиклассной духовной семинарии.[44]
Зачислившись в 1913 г., к 1917 г. он успешно закончил 4 курса Екатеринбургской семинарии. [45] Этого было достаточно для поступления в светский институт. 18 июля 1917 г. Екатеринбургской духовной консисторией была выдана копия послужного списка отца «окончившему 4 класса Екатеринбургской духовной семинарии Алексею Удинцеву, согласно его прошению, для представления при поступлении в высшее учебное заведение.[46]
В переломный 1917 г. он подал документы на медицинский факультет Пермского университета. Антонина Удинцева после окончания Епархиального училища, надо полагать, трудилась на педагогическом поприще в селениях колчеданского прихода.
Во всяком случае, брат и сестра Удинцевы связи с Колчеданом не теряли. Сохранилась фотография колчеданской молодежи. Она сделана (по ряду признаков) году в 1915 или 1916-м.
На обороте есть пояснение. В первом ряду Михаил и Антонина Удинцевы. Второй ряд — «братья Макаровы» (все родственные пары на фото в шутку названы «братьями»). Думается, это Петр Михайлович Макаров (1898 г.р.) с сестрой. Макаровы — старинные местные крестьяне, еще со времен Колчеданского острога, но понявшие силу образования и давшие его детям. Петр занимался фотографией, позже (до 1922 г.) работал бухгалтером в отделе здравоохранения Каменска. Одна из его сестер училась в Перми на медицинских курсах.
Двое справа в 3-м ряду — Арефьевы, дети священника Сретенской церкви Арефьева Всеволода Александровича. Известны его дочь Елисавета (*ок.1889, в замужестве Молчанова) и Викторин (примерно ровесник Алексея). Викторин также учился в Екатеринбургской семинарии (на год старше классом), затем тоже поступил в Пермский университет, но на юридический факультет. В 1918 г. он записан как «Студент Пермского Университета заведующий Колчеданской библиотекой».[47] В 1923 г. Арефьев Викторин В. в списках актива Сретенской церкви.[48]
Слева в третьем ряду двое — Романовы. В Колчедане (в 1918 г.) проявлялись комендант ст. Салка поручик Романов Александр Ипполитов[49] и мировой судья 11-го участка Камышловского судебно-мирового округа Романов Сергий Иоаннович.[50] Возможно на фото один из них. В середине между ними Бабина. Это дочь священника Покровской церкви Колчеданской женской общины Бабина Вера Дмитриевна (*ок.1899, в 1918 г. работала учительницей в Мало-Грязнухинском училище, в замужестве Арефьева).[51]
7
Не стоит напоминать в какой обстановке происходило взросление Удинцевых — мировая война, социальная революция, гражданская война. В июле 1918 г., перед отступлением, красноармейцы убили колчеданского священника Луканина, диаконов Бегму и Гудзовского. Село заняла чешско-сибирская коалиция. В июле 1919 г. вернулись красные.
Как выживали Удинцевы в эти смутные и голодные времена? У Алексея, кроме того, возраст был вполне призывной. Знаем про это мало. Учеба в университете во время г.ражданской войны была скомкана. В 1918 — 1919 г.г. Алексей служил в архитектурном отделе г.ородской управы г. Перми. В 1920 г. закончил курсы и получил звание санитарного и дезинфекционного инструктора. После этого переехал в Петроград и начал работать в системе медико-санитарной службы. Поселился на Кронверкском (М. Горького) проспекте.[52]
Антонина Михайловна в 1921 году окончила окружные курсы инструкторов допризывной подготовки и спорта Приуральского военного округа. Располагались они в зданиях Колчеданского Покровского женского монастыря, в родном для Удинцевых селе. Помимо рот будущих инструкторов было здесь и два взвода сельских учителей и учительниц, которые, пройдя курс, должны были преподавать гимнастику детям в школах.
О колчеданских курсах и связанными с курсами событиями написана статья и здесь повторять ее нет смысла.[53] Один из бывших курсантов (Боровиков Андрей Федосеевич, впоследствии — инженер-полковник, кандидат технических наук, преподаватель академии им. Жуковского) написал интересные воспоминания о с. Колчеданском того времени. Вот их большой фрагмент мы здесь приведем (не в силах удержаться).
«Пару слов об уральской деревне тех времен. Жили мужики хорошо. Избы высокие, просторные сложенные из матерого строевого леса. Сама изба и все хозяйственные постройки представляли собой одно целое под единой крышей. Зимой в лютые сибирские морозы для ухода за скотом не было необходимости выходить на улицу. Разве что за водой.
В длинные беспросветные зимние вечера собирались на посиделки в одной избе. Приходили с домашним рукоделием или даже с прялками. Освещение было лучинное. […]
На посиделках пели песни и рассказывали всякие истории. Многие из них для пересказа потребовали бы полной замены одних слов другими, но этим бы нарушился аромат народного творчества. […] Были и игры, отличавшиеся большой долей издевательства и этим похожие на каторжные игры. […] Никакого угощенья на посиделках не было. Курить запрещалось категорически. […]
Жили мужики неплохо. Так, например, зайцев считали погаными и не ели. Охотились на них из-за шкурки и сала. Да, как это ни чудно, заячье сало шло на освещение при помощи коганца». [54]
Напомним, что короткая история колчеданских курсов закончилось в мае 1921 г. разоблачением заговора с целью восстания. Замысел такого выступления, действительно, зрел в некоторых головах (из числа преподавателей, бывших белогвардейцев). Количество задержанных по этому делу в Колчедане измерялось сотнями. Возможно, задерживалась и Антонина Удинцева. Осуждено было 83 человека: 32 приговорены к расстрелу, 37 — к 5 годам концлагерей, 14 — к 1 году лишения свободы условно. Семь человек суд признал невиновными и 5 человек находились в розыске.[55]
Антонину Михайловну это миновало. После окончания курсов некоторое время работала учителем в школе с. Б-Горбуновское, затем в 1922 году была переведена в ударную школу Колчеданской волости — для физического воспитания детей этой школы и ближайших. В январе 1925 года назначена заведующей Колчеданской школы I ступени.
7
Между тем Антонина Удинцева в 1923 году выходит замуж за Макарова Петра Михайловича (*1898). Ей уже 27 лет. В браке родились дети Галина и Владислав. Макаровы — одна из древнейших фамилий Колчедана. Пришли сюда с Чусовой в 1680 г. К началу XX века эта фамилия сильно разрослась в Колчедане. Несколько Макаровых было среди насельниц Колчеданской женской обители.
В деле 1877 г. по составлению плана на земли Колчеданской женской общины есть имя крестьянина села Колчеданского Ивана Федорова Макарова, — возможно, деда Петра Михайловича.[56] Иван был неграмотен и подпись под актом за него поставил другой человек. А вот сын его, Михаил Иванович какое-то образование определенно имел. У потомков сохранились воспоминания о том, что он был специалистом по закупке сельхозоборудования, ездил по командировкам.
Макаровы были в родстве с Гуляевыми. Это тоже стариннейшая колчеданская семья, в переписи 1719 г. Гуляевых здесь два двора. Один из Гуляевых в 1870 г. был сельским старостой.
Семейная жизнь Петра и Антонины оказалась недолгой. В 1930 г. Петр Михайлович умирает. По дошедшим до нас сведениям смерть последовала от чахотки: «Провалился в болото во время охоты, простудился и заболел туберкулезом, от которого и умер».[57] В семейном архиве потомков сохранилась записка, написанная им 25 мая 1930 года, перед смертью…
В 1932 г. арестовали священника Сретенской церкви Николая Топоркова по надуманному делу.[58] Все-таки чекисты что-то на него наскребли и 16 мая он был приговорен к 3 годам высылки в Казахстан.[59] По делу допрашивалась и Антонина Макарова. «Протокол допроса от 20 января 1932 года. Макарова Антонина Михайловна 1896 г.р., из духовного звания, с. Колчедана. Место жительства с. Колчедан Каменского района. Школьный работник. Вдовая. Брат Удинцев Алексей Мих. — врач в г. Ленинграде. Член коммуны. Образование среднее. Имеет ряд нагрузок на общественной работе».[60] Жизнь продолжалась. В 1932 году она прошла курсы переподготовки учителей.
8
Коллективизация, которая не должна была затронуть учительницу, все-таки ее затронула. Макаровы и Гуляевы много работали, хозяйства имели крепкие, середняцкие. В период раскулачивания, братьев Гуляевых (Александр Фадеевич, Григорий Фадеевич, Василий Фадеевич) признали кулаками. Однажды их посадили на телегу и увезли, о дальнейшей их судьбе неизвестно.
Такая же учесть грозила Макаровым, в т. ч. и Антонине, как члену их семьи. По воспоминаниям ее дочери, Галины Петровны, Колчедан покидали ночью, второпях собрав вещи. Антонина Михайловна рассказывала, что их предупредили односельчане об опасности и посоветовали уехать. Оставили дом и большую библиотеку, о которой она потом жалела.
Уехали из Колчедана остальные Макаровы, жившие здесь 250 лет, перенесшие, в свое время, башкирские набеги. Как писал Галич: «И это уже не татары, Похуже Мамая — свои!».
В 1933 г. Антонина Михайловна уже жила в пригородном селе Елизавет, которое сегодня стало частью областного центра, с детьми и своей тетей Елизаветой Александровной Мириановой. Жили при школе. Замуж она больше не выходила.
В августе 1933 года А. Макарова назначена заведующей и учителем в школе № 111 села Елизавет. По крайней мере, до 1938 года была директором этой школы. В 1938 году Антонина экстерном закончила Свердловское педагогическое училище по школьному отделению. В 1943 переведена в Чкаловский районо, в школу № 54.
К концу войны она решает сменить профессию. С 1944 года работала счетоводом-кассиром в Елизаветинском продснабе «Союзникельоловопродснаб». Прошла обучение в Свердловском учебном комбинате на отделении бухгалтеров в 1945 году. С 1947 по 1952 годы (до выхода на пенсию) трудилась кассиром-инкассатором на Елизаветинском рудоуправлении (современный пос. Рудный, Чкаловского района Екатеринбурга).
Антонина Михайловна страдала от астмы. Возможно, и перемена профессии была связана с этим. Умерла в 1969 году в Свердловске. Её дочь Макарова Галина Петровна родилась в 1924 году в Колчедане. Закончила в 1940 школу № 31 г. Свердловска, была членом первичной организации ВЛКСМ. В 1941 году в эвакогоспитале № 4004 на Уктусе познакомилась с будущим мужем Снитко Иваном Моисеевичем. Иван Моисеевич служил на Балтийском флоте и был не тяжело ранен в июле 1941 года.
После излечения И. М. Снитко возвратился на Урал и прожил тут всю жизнь. В браке с Галиной Петровной родились четыре дочери (г. р. с 1945 по 1953). Умер Иван Моисеевич в 1973 г. Галина Петровна закончила Педагогический институт, работала учителем математики, заучем в п. Рудный, директором вечерней школы № 49, директором школы № 102 г. Свердловска. В 70-е г.г. была заведующей Чкаловского районо и депутатом г.орсовета. В дальнейшем заняла должность директора школы-интерната № 58 для детей с лицевыми нарушениями. Умерла в 2005 году.
Владислав Петрович Макаров родился в Колчедане в 1928 году. Учился в 111 школе на Елизавете. Закончил ПТУ, выучился на токаря-револьверщика и всю жизнь работал по специальности. У него родилось трое детей, два сына и дочь. В 1990-е годы Галина Петровна, ее брат Владислав Петрович, а также их дети ездили в Колчедан. Дом, в котором жили, они нашли, в нем обитали какие-то случайные люди. Дом позже сгорел. Могилу отца, Макарова П. М., найти не смогли.[61]
9
А Алексей Михайлович Удинцев, после переезда в Ленинград, на Урал уже не возвращался. В 60-е и 70-е годы к нему в Питер приезжалагостить Антонина Михайловна. В начале 1930-хгодов Алексей Михайлович женился на Титовой Людмиле Андреевне.11 апреля 1933 г. у них родился сын Юрий. В 1939 — 1940 г.г. А. М. Удинцев участвовал в финской кампании. Прошел Великую Отечественную войну санитарным врачом. Майор медицинской службы. Награжден медалями: «За освобождение Варшавы», «За Оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За Победу на Германией», «Орденом ВОВ» II-й степени.
Вот одно из представлений его к награде. «Будучи в 6-й гвардейской армии с начала Отечественной войны, тов. Удинцев провелбольшую работу по борьбе с эпидемическими заболевания: под его руководством была ликвидирована вспышка сыпного тифа в 227 Стрелковой дивизии; в 1943 году благодаря его настойчивости и инициативе своевременно ликвидирована вспышка дизентерии в 124 СД и 96 СД. Под Сталинградом тов. Удинцев провел большую работу по прекращению заболеваний сыпным тифом среди больных военнопленных, чем была ликвидирована возможность заноса сыпного тифа в войска армии. … Тов. Удинцев заслуживает Правительственной награды медаль «За отвагу».[62] (Вручена была медаль «За боевые заслуги»).
Во время войны в эвакуации в г. Устюжна от легочного плеврита умерла его жена. Алексей Михайлович больше не женился. После возвращения с войны продолжил работать санитарно-гигиеническим врачом в НИИ, в лаборатории. Благодаря в т. ч. его трудам, снизили уровень шума в городе (запрещена неоправданная подача звуковых сигналов автомобилями).
В 1966 году вышел на пенсию. Воспитывал внучку. Вот как пишет она о нем: «Всегда был добрым, интересным человеком с богатой фантазией и хорошим чувством юмора. Неплохо рисовал. Очень любил и ценил семью». Скончался 24. 02. 1983 г..
Его сын Юрий умер два года назад. На нем пресеклась по мужской линии ветка Удинцевых, которую мы назвали «колчеданской». Заканчиваем и мы рассказ об истории семьи — служившей Богу, Родине, людям.
Примечание:
1. Галина Магницкая Истоки уральского рода Удинцевых https:// www. proza. ru/2017/05/14/478 ;
2. Там же;
3. Перепись Верхотурского уезда 1659 г. РГАДА. Ф. 1111. Оп.
4. Д. 40. л. 162 об.;
4. Пример таких отношений: Пономарев Гаврило Ефимов *1598 +1669/79. Стал вкладчиком НБМ в 1627 году. В 1669 году он исполнял обязанности пономаря, а его старший сын Пономарев Гаврило Гаврилов *1628 +1669/79, был в том же году попом, возможно, — в селе Покровском, так как его сыновья Терентий, Кондратий, Герасим и другой Кондратий Гаврилов уже в 1679 году жили в Покровском. (с. 89-90; А. И. Брылин, М. Ю. Елькин. Серия Очерки Истории Урала, выпуск 47. Покровская волость: История, генеалогия, краеведение. На землях прежней монастырской заимки. Екатеринбург, Банк культурной информации, 2008);
5. Переписная книга Верхотурского уезда 1680 года. Составлена Львом Мироновичем Поскочиным. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 697 л. 525; Галина Магницкая Истоки уральского рода Удинцевых
https://www. proza. ru/2017/05/14/478;
6. Там же;
7. ГАПО ф. 111 оп. 1 д. 2764 Л. 79об- л. 81об — Ревизская сказка о церковно-служителях по Ирбитскому уезду
8. Свидетельство ПДК о рождении М. Удинцева. Выдано 7 августа 1878 г. Копия, личный архив Р. Зыкова
9. Священник Иоанн Масалкин окончил ПДС в 1846 году (Справочная книга всех, окончивших курс ПДС…, Пермь, 1900) и отцом Анны Ивановой быть не мог. Очевидно, был другой Иван Масалкин – отец Анны, скорее всего – он же и отец коллежского регистратора Ивана Иванова.
10. ПЕВ № 28 от 16 июля 1869 г, стр. 312; ПЕВ № 33 от 16 Августа 1872 г, с. 385;
11. ПЕВ № 29 от17 июля 1874 г, отд. офф., стр 300; ПЕВ от 27-го июля 1877 г. отд. 134 офф., стр. 368;
12. Послужной список штатного диакона Сретенской церкви Колчеданского села Камышловского уезда Михаила Удинцева за 1909 г. Копия. Личный архив Р. Зыкова;
13. Видимо Михаил служил в Архиерейском хоре и до поступления в Ветеринарный институт, т. к. в Послужном списке Удинцева А. В. (его отца) за 1877 г указано про Михаила «в сем 1877 г служил в певчих Архиерейского хора»;
14. Беляев С. Архиерейский хор. К 120-летию Екатеринбургской епархии; Немузыкальные заметки о музыкальном зале// ж. Урал № 10, 2005;
15. Послужной список штатного диакона Сретенской церкви Колчеданского села Камышловского уезда Михаила Удинцева за 1909 г. Копия. Личный архив Р. Зыкова;
16. ПЕВ за 1881 год, с. 341, от 1 июля № 26;
17. Журнальное определение Пермского епархиального попечитель¬ства от 5-го декабря 1882 года No 837. ПЕВ за 1882 год, с. 489, от 11 августа № 32;
18. ПЕВ № 28 от 14-го июля 1882 года;
19. ЕЕВ. 1891. № № 29-30 от 15-22 июля. От. оф. Стр. 757;
20. ЕЕВ за 1897 год, с. 509, от 16 ноября № 22;
21. ЕЕВ. 1901. № 19 от 1 Октября. От. оф. Стр. 413;
22. Послужной список штатного диакона Сретенской церкви Колчеданского села Камышловского уезда Михаила Удинцева за 1909 г. Копия. Личный архив Р. Зыкова;
23. Дневник, веденный Его Преосвященством Преосвященнейшим Нафанаилом Епископом Екатеринбургским и Ирбитским, при обозрении церквей в Январе и Феврале 1886 года. … день четвертый 31 января (пятница). ЕЕВ за 1886 год, № 38 от 25 октября, Н. О., с. 856-857);.
24. Речкаловская школа – в дер. Речкаловой, Зайковского прихода, открыта в 1891 г. 8 янв. Обучается: мальчиков 32, девочек 12 Заведующий и законоучитель диакон Михаил Удинцев; Учитель псаломщик Алексей Тихонов, с. 1892 г. На содержанее школы от земства 75 р. (Екатеринбургские епархиальные ведомости 1894 год. Особое прибавление к официальному отделу ЕЕВ. Список церковно-приходских школ и школ грамоты, с показанием их местонахождения, времени открытия, числа учащихся, заведующих, законоучителей, учителей и учительниц и средств содержания школ. Стр. 22-23 )
25. Послужной список штатного диакона Сретенской церкви Колчеданского села Камышловского уезда Михаила Удинцева за 1909 г. Копия. Личный архив Р. Зыкова;
26. ЕЕВ за 1896 год, т. 2, с. 755, от 27 июля № 30
27. Послужной список штатного диакона Сретенской церкви Колчеданского села Камышловского уезда Михаила Удинцева за 1909 г. Копия. Личный архив Р. Зыкова;
28. Беляев С. Архиерейский хор. К 120-летию Екатеринбургской епархии; Немузыкальные заметки о музыкальном зале// ж. Урал № 10, 2005;
29. ЕЕВ за 1896 год, т. 1, с. 19, от 6-13 января № 1-2; Послужной список штатного диакона Сретенской церкви Колчеданского села Камышловского уезда Михаила Удинцева за 1909 г. Копия. Личный архив Р. Зыкова;
30. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии, 1902 г.
31. Послужной список штатного диакона Сретенской церкви Колчеданского села Камышловского уезда Михаила Удинцева за 1909 г. Копия. Личный архив Р. Зыкова;
32. ЕЕВ за 1897 год, с. 45, от 1 февраля № 4
33. МК Колчеданской Сретенской церкви за 1900 год – ГАСО ф. 6 оп. 8 д. 261 л. 60об-61;
34. ЕЕВ за 1907 год, т. 1, с. 96, от 1 марта № 9;
35. Там же;
36. Из дневника путешествий Его преосвященства, епископа Митрофана по Екатеринбургскому уезду в 11-17 августа 1910 года: 13 августа. ЕЕВ за 1910 год, т. 2, Н. О., с. 869-870, от 10 октября № 39;
37. ГАСО ф. 6 оп. 18. д. 296 л. 244об-245; — МК Сретенской ц. с. Колчеданского, К. у. За 1910 год. В ЕЕВ и Послужном списке М. Удинцева дата смерти 28. 12. 10 г. 6 августа того же 1910 года умер, 8-го погребен этой же церкви псаломщик Гунченко Иаков Феодоров 36 135 лет, от чахотки, похоронен на монастырском кладбище (л. 228об-229; ГАСО ф. 6 оп. 18. д. 296 — МК Сретенской ц. с. Колчеданского, К. у. За 1910 год. ).
38. ЕЕВ за 1912 год, т. 1, с. 104, от 12 февраля № 7
39. ЕЕВ за 1913 год, от 24 февраля № 8, с. 142; ЕЕВ № 5 от 1 февраля 1915 года, Н. О., с. 21-прил.;
40. ЕЕВ № 40 от 4 октября 1914 года, с. 27-прил.
41. « На сбер. книжках:… 61)Удинцева Михаила наследников умершаго диакона села Колчеданскаго, Камышловскаго уезда — 449 руб. 43 коп. 62) Удинцева Анна — наследников умершей диаконской жены села Колчеданскаго, Камышловскаго уезда—587 руб. 2 коп. (ЕЕВ № 40 от 4 октября 1914 года, с. 19-прил. );
42. ЕЕВ 1913 г № 27 от 7 июля;
43. ЕЕВ 1914 г № 26 от 29 июня с. 243;
44.
https://epds. ru/o-seminarii/istoriya/
45. ЕЕВ 1914 г № 26 от 29 июня с. 243; ЕЕВ 1915 г № 26 28 июня С. 368; ЕЕВ 1916 г № 21 от 22 мая с. 140;
46. Послужной список штатного диакона Сретенской церкви Колчеданского села Камышловского уезда Михаила Удинцева за 1909 г. Копия. Личный архив Р. Зыкова;
47. ГАСО ф. 6 оп. 18 д. 375 л. 119об-120, МК ц. ц. с. с. Водолазовского и Колчеданского, Камышловского уезда за 1918-1920 г. г.;
48. ГАСО ф. 1627р оп. 1 д. 433 – Договоры Щипачевского, Богородицкого и др. религиозных обществ, находящихся в Тамакульской, Колчеданской и др. волостях Камышловского уезда Шадринского округа и списки членов этих обществ за 1923 год;
49. АСО ф. 6 оп. 18 д. 375 л. 300об-301 МК ц. ц. с. с. Водолазовского и Колчеданского, Камышловского уезда за 1918-1920 г. г.;
50. ГАСО ф. 6 оп. 18 д. 375 л. 150об-151 МК ц. ц. с. с. Водолазовского и Колчеданского, Камышловского уезда за 1918-1920 г. г.;
51. ГАСО ф. 6 оп. 18 д. 375 л. 119об-120 МК ц. ц. с. с. Водолазовского и Колчеданского, Камышловского уезда за 1918-1920 г. г.;
52. Сведения от внучки А. М. Удинцева
53. Сухарев Ю. М. «Колчеданское восстание» 1921 г. Сайт Юрия Сухарева;
54. Мемуары деда — 1920 – 1921 г. — Командирские курсы.
https://oryx-andcrake. livejournal. com/339190. html
55. Книга Памяти. Каменск 1917-1950 годы. Т1//отв. ред. Шестина Н. Г.: 2006. С. 21;
56. ГАСО Ф. 198 оп. 1 д. 358 л. 3-3об; — Дело по составлению плана на земли Колчеданской женской общины. 1885-1887 г. г.;
57. Воспоминания родственников Антонины Макаровой (Удинцевой). Впрочем, по одной из версий потомков он умер от тифа;
58. ГААОСО ф. р-1 оп. 2 д. 18288 Л. 6- Л. 6об.;
59. Лавринов Екатеринбургская епархия,, с. 180;
60. ГААОСО ф. р-1 оп. 2 д. 18288 Л. 37;
61. Информация представлена правнуком Антонины Макаровой (Удицевой) Романом Зыковым;
62. ЦАМО. Фонд 33. Опись 686044. Единица хранения 4269