Сюрпризы в поисках родственников

72
Автор:
Г.П. Аввакумова
Сюрпризы в поисках родственников

Жизнь преподносит свои сюрпризы, как это бывает неоднократно. Вот и в нашей жизни произошло несколько чудесных событии. Сейчас в нашей жизни в поисках информации помогает печатное слово и интернет. 

Мы с сестрой Натальей Павловной Бекленищевой (Зыряновой) в 2011 году после прочтения воспоминаний нашего дяди Леонида Павловича Байнова захотели составить свою родословную. Но как это сделать и с чего начать мы не знали. И в номере газеты «Каменский рабочий» за 29 марта 2011 года увидели статью «Узнай, кто ты есть…» про конференцию родоведов в библиотеке № 19 по Стахановской улице г. Каменска – Уральского. И там сообщалось, что заведующая библиотекой Тамара Васильевна Прошкина, пишет родословную про своих родных Зыряновых из села Зырянки (бывшего села Зырянского Камышловского уезда Пермской губернии). Её отец, Василий Степанович Зырянов, и наш отец, Павел Александрович Зырянов, родились в этом селе, и в нём проживали многие поколения наших родственников. Посетив эту конференцию и побеседовав с Тамарой Васильевной, мы получили поддержку в её лице. Она нас снабдила некоторыми печатными материалами о селе Зырянском, впоследствии село Зырянка. На тот момент общих родственников мы не нашли. 

И начались наши изыскания в архивах г. Кургана, г. Екатеринбурга. Пересмотрев множество метрических книг, исповедных росписей, переписных книг, составилась родословная. И не обязательно запись, строка на бумаге приобщает нас ко времени проживания наших предков, и одаряет постижением непреходящего, поэтому в помощь мы призвали живую историю. Начались расспросы живых родственников, их воспоминания и сравнения их рассказов. Они пересказывали, что помнили из рассказов своих родителей, бабушек и дедушек. Также пришлось читать книги по истории всей страны, жизни крестьянства. В итоге, не все рассказы родственников подтверждались документами, и было понятно, что что-то забыто, что-то пересказано не так. И мы сами в детстве слушали рассказы бабушки Вассы Степановны Зыряновой (Таушкановой), не очень вникали про какую семью она рассказывает: про Таушкановых или Зыряновых. Прошлое – это гарант будущего. Мы различно относимся к прошлому: любим, ностальгически вспоминаем, стыдимся и проклинаем. И все эти настроения прослеживались у наших рассказчиков. 

Первоначальная родословная была опубликована в сборнике «Крепок род – крепок народ», изданной МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» в 2012 г. Работа эта была не окончательной и после ухода из жизни моей сестры, я продолжила заниматься в архивах г. Екатеринбурга, г. Шадринска. И мне удалось составить цепочку из пятнадцати поколений. Оказалось, что мы с Тамарой Васильевной родственники: сёстры в пятом поколении. 

Как и у любой фамилии есть несколько вариантов, как она произошла. Один из вариантов, что фамилия Зыряновы произошла от зырян (зырянин) – это этноним (коми – зыряне) – старое название народа коми (в 1 Софийской летописи под 1396 г. – сиране), происходит из языка манси «зырянин, коми, зырянский».(1) По общепринятой версии коми происходит от названия реки Кама. Буквально название коми можно понимать как «житель». Сами представители республики иногда называют себя зырянами. Это слово означает Сюрпризы в поисках родственников Г. П. Аввакумова Родовед, действительный член УИРО г. Каменск-Уральский «живущий на границе». Также на древнем языке слово «ком» означает «мужчина» или «человек». В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона есть описание внешности пермяков: невысокие, менее физически развитые, чем коренное русское население. Отмечали, что коми обыкновенно белокурые, реже русые или рыжеватые. У них серые глаза, вздёрнутыё нос, широкие лица, кожа у молодых людей светлая, а у старшего поколения смуглая. Конечно, за несколько веков произошло изменение внешности потомков зырян, но встречаются и люди с такой внешностью среди родных. Завершение формирования народности коми – зырян относится к XVII – XVIII векам. В XVII – XIX веках происходит переселение значительных групп коми на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток. Широкое бытование фамилии на Среднем Урале и в Зауралье также свидетельствует об активном участии в освоении региона народа коми, в том числе этнических коми Зюндинской волости Кайгородского уезда. 

А.И.Попов полагает «весьма возможно, что название зыряне возникло из имени одного из коми воевод конца XV в. – Зыран». (2) Также считается, «что фамилия означает только то, что родоначальник приехал из Пермской земли, «зырянами» в Зауралье называли жителей Яренского уезда независимо от национальности». (3) Под влиянием этнонима могли возникнуть говорные значения слова зырян: например «зыркать» пермское – сильно стучать, ударять со стуком, зырить – у охотников в нашей местности выглядывать зверя. (4) 

В Приуралье прозвище и фамилия фиксируются с XVI – первой половины XVII в.: «Беспашенный крестьянин д. Вотцкая на роднике Сенька Зырян, 1579; житель с. Слудка на р. Каме Савка Гаврилов, сын Зырянов, 1647» ср. также «Крестьянин погоста Покча на реке Колве Якушко Гаврилов сын Зырянинов,1623 (Полякова). На Урале фамилия Зырянов очень распространена. В конце XVII века прозвище Зырян и фамилия Зырянов встречаются среди вкладчиков Далматовского монастыря. (5). На территории Камышловского уезда к концу XVII – началу XVIII века сложилось несколько очагов зарождения фамилии, сгруппировав которые можно выделить два пространственных «куста» – западный и восточный. (5) 

В западном комплексе центральное место занимают Колчеданский и Катайские остроги с деревнями (данные переписи 1695 г.). 

Наши предки, мои и Тамары Васильевны, пошли от одного корня: первый из известных родственников Борис Зырян, примерно 1620 года рождения. Он проживал в деревне Колыкса Никольского прихода Зюндинской волости Кайгородского уезда. Народность коми – зырян и сейчас проживает в этой местности. Это Афанасьевский муниципальный район в Кировской области. Поэтому я делаю вывод, что корни наших предков произошли от коми – зырян. На земли сначала Катайского острога с 1674/1675 (183) года пришли жить его сыновья: Матюшка, Тимошка, Ивашко и Осташка (Евстафий или Остафий), по прозвищу Зырян. Также с ними пришли жители той же деревни: Никита и Яков Григорьевичи, также по прозвищу Зырян. Тимофей пришёл с сыном Мишкой (Микишкой) – вот от них и пошёл наш род. Первые сведения о них появились в «Переписной книге Тобольского уезда переписи Льва Поскочина с 1680-1683 г. (6,7,8) 

Почёму они пришли на эти земли, сейчас узнать трудно, но в 17 веке шло активное освоение Урала, Сибири, Дальнего Востока, так как земли в средней полосе были довольно скудными. Крестьяне были основным податным сословием. Семнадцатый век окрестили «бунташным» из-за большого количества восстаний по всей стране, простые люди не хотели подчиняться действующей власти. (9) 

В семнадцатом веке «Уложение» 1649 г. сделало крестьян полностью бесправными. Если раньше крестьяне могли переходить от одного владельца к другому, то теперь власть наложила запрет на переход к другому помещику, и только владелец мог крестьянина продать или подарить кому-либо, не согласуясь с его желаниями. 

Были также и государственные (черносошные) крестьяне. Черносошные обрабатывали наделы, принадлежащие государству. Они были также абсолютно бесправными. В «переписной книге Тобольского уезда (слобод по Исети) за 1695 г. Матюшка, Тимошка, Ивашко, Осташко Борисовы сыны Зыряна сообщают, жили «за великими государи во крестьянах, что пашню с тяглом оставили братьям». Скорее всего, их сюда перевели как государственных крестьян. И наши предки так и были государственными крестьянами, прейдя жить в деревню Зырянско. В это время царствовал Фёдор III Алексеевич 30.05. (9.06) 1661 г – 27.04.(7.05) 1682 г. 

Короткое время его царствования ознаменовано некоторыми важными акциями и реформами. В 1678 году проведена общая перепись податного населения, в 1679 году повсеместно введено подворное обложение прямыми налогами, увеличивающее податной гнёт. Ко времени составления именных списков 1709 года Матфей и Евстафий умерли, были живы их братья Иван и Тимофей. По переписи (ревизской сказке) Катайского острога 1719 года (ГАСО. Ф. 24.Оп. 2.Д. 74) описана деревня Зырянско и пишется что Тимофей Борисович и его сын Никифор со своими сыновьями: Алексеем, Петром, Игнатием, Федором и Егором проживают в этой деревне. Скорее всего, они же её и основали между 1709 – 1719 годом. (5,10) 

Мне удалось уточнить время возникновения деревни Зырянской, возникла она точно до 1713 – года, так как в Ревизских сказках Катайского дискрикта 1744года написано по деревне Зырянской «Пётр Никифорович сын Зырянов 31 году. В подушную перепись писан он Петр Катайского острогу при деревне Зырянской. А ныне по указу в подушном окладе по переписи 1735 году состоит по Колчеданскому острогу, и жительство имеет при той же деревне. Урожденец тоя ж деревни». Значит, он родился в 1713 г. Раз уроженец этой деревни, значит, она уже существовала. «Брат его Игнатей родился в 1715 г. и тоже пишется, что он урожденец этой деревни».(11) В 1733 г. была построена первая деревянная церковь, она сгорела, и вместо неё построили каменную. И там строго велись записи о рождении, венчании и смерти прихожан, и что ещё важно, записывали, кто был восприемником у родившегося ребёнка, поручителями при венчании молодожён. 

Эти факты были значительными в поисках родственников: чаще всего это были ближайшие родственники. Но были и назначенные зажиточные крестьяне, которые были восприемниками у множества детей. Один из них, мой прадед Григорий Федотович Зырянов, мы насчитали, что он был восприемником у 22 новорожденных, но возможно это были и дальние родственники. 

Мы начали составлять нисходящую поколенную роспись родственников: от нас к нашим предкам. В итоге сложилась следующая цепочка. Первым из известных родственников был Борис, затем Тимофей, Микишка, (Микифор, Никифор), Егор, Пётр. 

Наши предки с Тамарой Васильевной и пошли от Петра Никифоровича Зырянова. У Петра Никифоровича было пять сыновей и две дочери. У меня предок старший из братьев Родион Петрович 1776 г. р., Тамары Васильевны Фёдор Петрович старший 1780 г. р., ещё Саватий 1788 г. р., Фёдор Петрович младший 1790 ?, и Иван Петрович 1796 г. р. 

В Государственном Архиве Свердловской области хранятся «Списки крестьян села Зырянского» по Сергиевской церкви. Просмотрев списки за 1838 г. находим, что на тот момент в селе было всего восемь дворов Зыряновых, а больше дворов крестьян по фамилии Пшеницыны и Пономарёвы. Все были неграмотными, так как за всех крестьян «руку приложил» один человек.(12) 

Я, занимаясь своей родословной и восстановив несколько поколений Зыряновых из деревни Зырянки Катайского района, раздала свои изыскания родственникам. И оказалось, что у родственника по мужу моей родной племянницы Татьяны Александровны Бекленищевой, тоже корни происходят из села Зырянского. Зная друг друга много лет, даже не догадывались, что происходим от одной родственной ветки. Там родилась и проживала до свадьбы бабушка Сергея Михайловича Ломаева Парасковья Матвеевна Ломаева (Зырянова). Сергей Михайлович Ломаев, в свою очередь, попросил поискать родственников со стороны его бабушки. Нашла его родственников по бабушке по метрическим книгам Богоявленской церкви села Зырянского с 1890 – 1918 гг. Но на тот момент соединить наши ветки мы не могли, так как конкретно моих 8 родных у его родственников ни в поручителях ни в восприемниках не было. Не было также и родственников Т. В. Прошкиной. 

В августе месяце 2021 года по публикациям в книгах и выступлениям на конференциях Тамару Васильевну нашла Кристина Раифовна Газизова, она праправнучка Михаила Алексеевича Зырянова, и по её просьбе мы начали искать её родственников. Михаил Алексеевич Зырянов родился и проживал в селе Зырянском. Её интересовало, кто был теми людьми, которые были восприемниками её прадедушки Петра Михайловича Зырянова. У родившегося 28 июня 1913 года Петра Михайловича восприемником оказался Матвей Александрович Зырянов. Это прадед Сергея Михайловича Ломаева. Так как мы просматривали «Метрические книги» за 1890 – 1918 года, на тот момент в 1913 году был в селе Зырянском только один Матвей Александрович Зырянов. Начала просматривать более внимательно имеющиеся данные по родственникам и нашла совпадения. Выстроили цепочки родственников. Его прадед был продолжателем ветки Фёдора Петровича младшего. Раньше детей называли по святцам, поэтому детей из одной семьи могли назвать одинаково, если они родились в день поминовения, или около даты празднования Святого, или великомученика. 

Кристина оказалась наиболее близким родственником Тамары Васильевны. Она также, как и Тамара Васильевна, ведёт родство от Федора Петровича Зырянова старшего. У Фёдора Петровича было четверо сыновей и дочь. Непосредственный предок Т. В. Прошкиной, Василий Федорович 1798 г. р., Кристина ведёт родство от Фёдора Фёдоровича 1819 г. р. 

Ещё один сюрприз в поисках родственников связан с родным племянником Тамары Васильевны Прошкиной Андреем Ивановичем Лопатиным и моей родной племянницей Татьяной Александровной Бекленищевой. Андрей женат на Эльвире Маратовне Айсиной, а сын от первого брака Александра Алексеевича Пономарёва Алексей Александрович Пономарёв женат на её сестре Гульнаре Маратовне Айсиной. Александр Алексеевич Пономарёв это муж моей племянницы Т. Бекленищевой. Ранее я писала про Сергея Михайловича Ломаева – он муж родной сестры Александра Пономарёва. 

Тамара Васильевна и её сестра Галина Васильевна Лопатина много лет также знали Александра Пономарёва и были на свадьбе его сына, и Сергей Михайлович Ломаев присутствовал на этой свадьбе, но только в этом году было установлено, что это родственник по Зыряновым. 

Был и один неприятный сюрприз: моя ближайшая родственница не проявила никакого интереса к составлению родословной. И даже не сохранила наград отца, которыми его наградили за подвиги и пролитую кровь на Великой Отечественной войне. Я думаю, что нельзя отмахиваться ни от какого прошлого, и надо вглядываться в руины дальней правды, от этого зависит и правда наших дней. Но, как говорится, бог ей судья. 

В годы коллективизации многих жителей села Зырянского разбросало по всей стране. Мой дед Александр Григорьевич Зырянов, спасаясь от раскулачивания и высылки далеко на север, уехал в 1935 г., бросив свое очень зажиточное хозяйство в г. Каменск. 

Изображение

И мой папа Павел Александрович Зырянов, родившийся 12.12.1927 г. в 1935 г. пошёл в школу, она находилась в здании, где сейчас находится администрация Южного округа. В 1944 г. ушёл добровольно воевать, когда ему не исполнилось и семнадцати лет. Участвовал в боях с Японией, был ранен. Был награждён медалью «За Победу над Японией», разными юбилейными наградами. Он прослужил в армии до октября 1950 г. Вернулся в город, который стал ему уже родным, пошёл служить в пожарную часть № 29 при литейном заводе. 

Изображение

И прослужил в пожарной части до выхода на пенсию по выслуге лет в 1978 г. Он был награждён знаками «Отличный пожарник», «Отличник пожарной охраны», тремя медалями «За безупречную службу 1,2,3 степени в министерстве внутренних дел», медалью МВД России «200 лет МВД России». И после выхода на пенсию продолжал трудиться на производственном объединении «Октябрь».

И мы, дети его и внуки, также живём в городе и работаем и работали на разных предприятиях г. Каменска-Уральского. Я, Тамара Васильевна, Сергей Михайлович, относимся к 12 поколению, Кристина Рафиковна – к 13 известному поколению Зыряновых. На начало 2021 г. было известно 404 человека. За 2021 г., когда нашлись новые представители нашего рода, добавилось ещё 152 человека. Всего 556 человек. 

Примечания:

1. Грушко, Медведев словарь «Славянской мифологии» с. 189
2. «Название народов СССР. Введение в этнонимику». Л. 1973. С. 109 А. И. Попов.
3. «Словарь фамилий крестьян Покровской волости 17-20 в.в» А. И. Брылин и М. Ю. Елькин.
4. Словарь Даля.
5. «Уральские фамилии» Мосин Г. А.
6. Переписные книги Тобольского уезда переписи Льва Поскочина 189,190,191. РГАДА Ф. 214. Оп. 5.д. 261
7. Переписная книга Тобольского уезда (слобод по Исети) 1695 г. РГАДА, Ф. 214. ОП. 1. Д. 1444
8. Перепись (ревизская сказка) Катайского острога) 1719 г.
9. Иванов В.Н. «Чёрные люди» Лениздат, 1988 г.
10. «Материалы по обоснованию генерального плана Зырянского сельсовета» под общей редакцией А.И.Александрова Курган, 2014, Т 2, с 125.
11. Ревизские сказки Катайского дистрикта 1744 года (ГАСО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 29. л. 228, л. 289 об, л. 290).
12. «Списки крестьян» относящихся к Сергиевской церкви за 1838 г.

Нет записей
Рекомендуем
Е.Г. Птицына, В. Птицын

При использовании информационных материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем.

Я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку Администрацией сайта "Каменск-Уральский. Страницы Истории" персональных данных и cookies.