«Мимо сердца не получается…»

76
Автор:
Н.А. Пуголовкина
«Мимо сердца не получается…»

Сегодня мне бы хотелось познакомить всех с известной каменской поэтессой Ириной Борисовной Шляпниковой. И говорить я буду ее словами. 

«Так получается, что стихи про детство и детей приходят с возрастом. Я сделала такое открытие: в молодости об этом не думается, там есть другие моменты – первая влюбленность, какие-то душевные переживания. Но постепенно становишься старше, уходишь от юного возраста, уже имеешь жизненный опыт. Вот тогда приходят стихи о детстве, и память, как калейдоскоп, возвращает тебя туда. 

Первые строчки сложились в начальной школе – в четвертом классе. Маленькие, коротенькие. Получались сперва различные четверостишия в стенгазету на прогульщиков, нарушителей дисциплины. В тот момент я точно не собиралась становиться поэтом. А потом как-то у меня сложились строчки коротенького стихотворения про осень. К большому сожалению, этого стихотворения нет, но в памяти сохранилось вот что: 

«Люблю я осень очень
С шумящей листвой,
Люблю я очень дождик
Мелкий проливной.
Но больше всего на свете,
Скажу вам по секрету,
Больше всего на свете
Люблю я конфеты».
 

Вот такое стихотворение, которое до сих пор живет в памяти. Это было самое начало поэтической жизни моей. 

В пятом классе на уроке истории Людмила Федоровна Беспалова рассказывала нам о восстании Спартака, и меня настолько впечатлило ее эмоциональное повествование, что я не осталась в стороне и написала большое стихотворение почти гекзаметром. Этого стихотворения тоже сейчас нет. Мой Спартак выглядел просто так по-чапаевски. Я его таким представляла. Помню, прочитала его перед всем классом с гордостью. Конечно, меня похвалили, видимо, «авансом». Вот с этого как-то и пошло. 

В десятом классе, как любой максималист, решила, что уже чего-то достигла. Послала три стихотворения в газету «Комсомольская правда». И я надеялась на огромный успех. Мне пришло письмо от Сергея Наровчатова – это был тогда знаменитый литератор. И вот он не поленился, ответил не казенно, не просто в виде отписки. Он буквально разобрал все три моих стихотворения, указал мне на ошибки. Единственная положительная фраза из этого почти убийственного письма была такой: «У Вас есть потенциал, нужно писать дальше». Но в тот момент мне писать не хотелось совершенно точно. Казалось, что жизнь закончена… Однако это тоже был опыт. Сейчас я улыбаюсь, вспоминая себя семнадцатилетнюю. 

Выбор будущей специальности со стихами и связывала. Была цель – поступить в Шадринский педагогический институт на учителя русского языка и литературы. Перед глазами был пример учителей, на которых хотелось быть похожей. Я всегда удивлялась, как они могли рассказать свой предмет так, что все мы слушали с открытыми ртами. Для меня это было основополагающим при выборе будущей профессии. Тем более что эти предметы мне очень нравились. Я знаю, что дети, которым я преподавала литературу и русский язык, тоже стали учителями и до сих пор трудятся в этом звании. 

Но от судьбы или от таланта не уйдешь. Именно в институте мне повезло. На факультете был литературный кружок, который вел Александр Михайлович Виноградов – известный поэт, член Союза писателей не только Курганской области. Я волей судьбы попала в этот кружок. У нас на факультете многие писали. Но, как сказала наш куратор Вера Николаевна Бекетова, я из всех оказалась самая «писучая». Прямо такими словами. Александр Михайлович и критиковал, и советовал, где-то что-то исправлял. Через все прошли: и через графоманию, и через ошибки, и через большие несовершенства. Стихи появлялись в местной газете «Филолог», и было большой честью напечататься в ней. Из этого кружка я очень много вынесла для себя. Больше я никогда не занималась в литературных кружках. 

Примерно в 1977 году я писала стихи про свое детство. Мне было девятнадцать, и я скучала по дому. Этот начальный опыт вошел в мою первую книгу «Босая душа». 

После 5 лет работы в школе пришлось уйти по состоянию здоровья. Я стала работать в детском саду. Немного другой возраст детей, иная специфика работы. Но все равно меня окружали дети. До пенсии работала с дошколятами. Писать на тот момент я продолжала для себя, «в стол». Лишь изредка для занятий с детьми. 

Бывало так, что во время прогулки дети бегают, играют, а я стою, наблюдаю за ними, и в голове рождаются строчки. Например, весной один ребенок подошел ко мне и сказал: «Как надоела эта зима! Скорей бы весна!». Так родились строчки: 

«Уходи, зима, уходи
И свои снега уноси…» 

Мы с ребятишками потом даже выучили это. Стихи коротенькие, как закличка, получились. И мы ее иногда использовали в различных игровых моментах в детском саду. 

В 1996 году я написала «Уральскую мозаику» – цикл стихов для детей, своего рода азбуку. На каждую букву алфавита было стихотворение на определенную уральскую тему. На букву «Б» – «Бажов», буква «К» означала КаменскУральский, «Я» – «Ирбитскую ярмарку», «Ф» – «флот». 

«На Урале нет морей,
Нет красавцев-кораблей.
Но сказать, друзья, охота
– Без Урала нету флота!» 

«Уральскую мозаику» можно использовать для знакомства детей с родным краем. Я очень любила вместе с детьми рифмовать слова. Я задавала слово, а дети в течение дня рифмовали его с другими. Например, «комар-кошмар». Эта игра продолжалась целыми днями. Ребята – большие выдумщики, и я иногда записывала их рифмы, а потом использовала в стихотворениях. Так дети были моими добровольными помощниками. 

Каждый ребенок при выпуске из детского сада получал свое именное стихотворение-напутствие с упоминанием того, как прошла его детсадовская жизнь. И эти мои подарки не оставались без ответа. Вот история стихотворения «Подарок», вошедшего в мой первый сборник. 

Максим Мартюшев, уже будучи первоклассником, пришел ко мне с палочкой. На первый взгляд она была обыкновенной, очень гладкой с отверстием внутри, похожей на дудочку. Он подарил мне эту палочку со словами: «Ирина Борисовна, я Вам дарю не просто палочку. Это волшебная палочка. Все, что задумаете, все исполнится!». И я была настолько тронута таким незамысловатым подарком, что родилось это стихотворение. Для меня это было так волшебно, так искренне! 

Как ни странно, у меня не получалось писать о своих детях, для них. А вот для чужих ребят стихи ложились ровной строчкой. Не могу этого объяснить. 

С внуками было иначе. Первый внук для меня – это радостное чувство. На день рождения я ему писала стихотворение в духе Маяковского. О внучке у меня тоже есть упоминание в одноименном стихотворении. 

В 2003 году я робко послала свои стихи на «Рождественский поэтический конкурс». Хотя я ни на что не надеялась, меня отметили призом. Начало было радостным, и меня это очень вдохновило. В 2013 году я уже заняла 3 место. 

Писать для детей гораздо сложнее, чем для взрослых. Люди, которые это делают, совершают поэтический подвиг. Это я говорю с полной откровенностью. Стихи для детей должны быть либо хорошими, либо их вообще не стоит писать. Потому что это особый мир, особая стилистика, особые образы, даже техническая сторона стихотворения совсем иная. Надо чтобы дети приняли эти стихи всей душой. 

Я мало пишу для детей, это сложно и ответственно. Я предпочитаю «околодетскую» тему со своими личными впечатлениями о детстве. Пишу всегда через себя. Мимо сердца не получается. Это те моменты, которые пережиты мною. И когда ребенок прочитает эти строки, они будут ему понятны. 

Мое детство… Хорошо, что оно было, чтобы согревать меня в холодные дни, чтобы окунать в радостные воспоминания. Дорогая память о днях, которые я храню в своем сердце. Удивительный мир, который так близок, но при этом остался так далек, и недоступен теперь. Волшебная страна, поездку в которую так приятно вспоминать. 

Детство живет в каждой строчке, значит, детство будет жить в читателе, который читает раз за разом эти стихотворения. Возможно, кто-то, прочитав мои стихи за кружкой чая, вспомнит свое детство, и на душе его станет тепло. Нет, детство не ушло, не забыто. Оно живет в воспоминаниях, в каждом ребенке. В каждой строчке стиха». 

У Ирины Борисовны Шляпниковой уже вышло две книги: первая – «Босая душа» и вторая – «Счастливый билет». Откройте их и окунитесь в светлый мир ее стихотворений!

Нет записей

При использовании информационных материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем.

Я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку Администрацией сайта "Каменск-Уральский. Страницы Истории" персональных данных и cookies.