Школа №16 в годы Великой Отечественной войны

4.99K
Автор:
Школа №16 в годы Великой Отечественной войны

История школы №16 Каменска-Уральского уникальна:

— школа старейшая в Красногорском районе;

— единственная в городе берущая начало от церковно-приходской школы, открытой в 1890 г. в д. Байнова;

— единственная, которая из сельской стала городской.

Школа трижды меняла свое месторасположение: крестьянская изба, собственное деревянное здание, современное здание и все на небольшом пяточке диаметром 400 метров и четырежды статус: церковно-приходская 1890 г., начальная 1917 г., восьмилетняя 1961 г., средняя 1966 г.

Серьезным испытанием для школы стала Великая Отечественная Война.

К началу 1941-1942 учебного года школа размещалась в двух зданиях: в первом — главном, построенном в 1899 г. и втором – приспособленном здании – крестьянской избе раскулаченного В.Ф. Байнова. В микрорайон школы входили все дома по улице Береговая, Октябрьская, Энгельса, Пролетарская, Молотова и Свобода – обе в западной части деревни Байнова за логом именуемой «Залог» (эта часть деревни сохранилась до сих пор), Пионерской №1-11, Коммунаров 1-23; кроме того, в школу ходили дети из д. Токарева, Щебзавода №2 (карьерный поселок) и поселка – спец. поселенцев «4-ый километр», где люди жили в землянках.

Несмотря на войну, воспитание и обучение детей оставалось главной задачей школы. Выполнение закона о всеобуче осложнялось занятостью родителей на производстве, где был 12 часовой рабочий день, отсутствием у детей обуви и одежды и другими причинами. На 1 мая 1942 года из микрорайона школы не посещали занятия 9 человек, на 1 ноября 1943 года – 6 человек (все из-за отсутствия одежды и обуви), на 1 января 1943 года – 4 человека. Занятия в школе велись в две смены. В начале только в главном здании, а с появлением эвакуированных семей, во втором здании. В классах было по 35-45 человек, порою за одной партой сидели по три человека. Во втором здании помещения были маленькие, в классе было 30-35 человек. Урок длился 45 минут, звонки подавала техничка. Перемены были по 5 и 10 минут. Большая перемена, продолжительностью 15 минут была после второго урока. На ней дети кушали. Из-за двухсменности занятий, переполняемости классов, нехваткой учебников и тетрадей, перегрузки жилого фонда (почти в каждом доме кроме хозяев жили эвакуированные) занятостью детей дополнительными работами по хозяйству в отсутствии мужчин, работе на полях большинство учащихся не имели нормальных условий для выполнения заданий. В связи с этим обучение шло в основном на уроке. С детьми, кому учеба давалась с трудом, учителя занимались после уроков. Основное внимание уделялось русскому языку и арифметике. В 1-3 классах еще было объяснительные чтения с включением в него начальных сведений по истории, географии, естествознанию. История, география, естествознание как самостоятельные предметы изучались в 4 классе.

Уроки физкультуры весной проходили на улице; в холодное время занимались в классе, сдвинув парты. Зимой катались на лыжах и санках.

Не хватало учебников и тетрадей. Например: в 1 четверти 1943-1944 уч. года на каждого ученика города было получено менее 2 тетрадей. На уроках писали в настоящих тетрадях, в них же записывали домашние задания. Домашнюю работу выполняли в тетрадях, сделанных из газет (в них писали между строк) или бумажных мешков, которые покупали на базаре. Мешки разрезали, сшивали и линовали. От этого страдала грамотность и каллиграфия учащихся. Один учебник приходился на 2-3 ученика. «С целью сохранения фонда учебников и не допущения их утечки из школы» школа вела закупку учебников внутри школы с последующей продажей их своим же ученикам младших классов.

Вместо портфелей были сумки из мешковины или домотканой ткани. Чернила носили в чернильницах – непроливашках или в бутылочках, которые ставили в мешочек. Военное время отразилось и на самом уроке. На уроках русского языка ученики составляли предложения о войне; на уроках арифметики задачи на военную тему составляли сами учителя. Так учитель Петрова А.А. в 1943 году предлагала ученикам своего 2 «А» класса решить такую задачу. Во время атаки в наступление пошли 15 танков Красной Армии. Позднее на помощь подошли ещё 17 танков. Фашисты подбили 4 танка. Сколько танков осталось? В учебниках военная тематика отражена не была, так как пользовались довоенными изданиями. На уроке рисования, когда давалась свободная тема, рисунки были в основном о войне. Рисовали танки, самолеты, корабли.

Из технических средств обучение был диапроектор (проекционный фонарь с пластинками). Смотрели сказки. На уроках физкультуры использовался патефон. В качестве музыкального сопровождения на нем играли марши — марш славянки и другие. Под их мелодию маршировали. Уроки физкультуры проводили классные руководители или военруки (1); в 1942-1943 уч. году Радчин В.С.; в 1943-1944 — Карпов В.А. – лейтенант. Военруки вели уроки в основном в 3-4 классах.

Несмотря на сложности военного времени, коллектив школы успешно справлялся с возложенной на него задачей. Школа была постоянно в числе лучших. Успехи школы не раз отмечались в приказах по Гороно и в местной печати.

Так по итогам работы школ города за 1 полугодие 1941-1942 учебного года школа и ее директор в числе лучших. Газета «Каменский рабочий» за 29 декабря 1941г. № 309 (3437) в передовой статье «Советский учитель в дни Отечественной войны» писала: «… Высокая успеваемость учащихся, авторитет среди населения – вот характерные черты этой школы (школа 16 примечание автора). Товарищ Богомолова – активная общественница. Она ведет большую работу среди женщин, занимается с группами самозащиты, проявила себя как хороший агитатор. С товарища Богомоловой берут пример и учащиеся и учителя». В отчёте по городу за 3 четверть 1941-1942 уч. года сказано «… хорошую успеваемость дал класс учителя начальной школы 16 Нагибиной».

С начала 1942 г. школа именуется как начальная школа № 16. На 1 июня 1942 г, в школе было 120 учащихся, работало 4 учителя и две технички – по одной в каждом здании.

К началу нового 1942-1943 учебного года число учащихся за счёт эвакуированных увеличилось. На 1 декабря 1942 г. в школе было 145 ученика.

По итогам 1 полугодия 1942-1943 учебного года школа опять была в числе лучших. Успеваемость составила 93,5% — выше всех среди начальных школ города. В статье «За высокую успеваемость» опубликованной в газете «Каменский рабочий» за 2 марта 1943 г. № 51 (3776) сообщалось: «… очень хорошо учатся ребята начальной школы № 16 в п. Байново. Там фактически 100% успеваемость. Большая заслуга в этом педагога-общественника товарища Богомоловой. Она из года в год поддерживает в школе образцовый порядок, строгую дисциплину».

На конец 3 четверти 1942-1943 учебного года в школе было 143 учащихся. Из них 20 отличников, 41 ударник, 5 неуспевающих. Два класса — Богомоловой Е.В. (2 класс) и Чесновой Н.С. (4 класс) закончили четверть со 100% успеваемостью, процент качества 44%. С показателем успеваемости 96,4% школа заняла 1 место в городе среди 14 школ: 3-средних, 7-неполных средних, 7-начальных.

На 25 сентября 1943 года в школе 152 ученика: 1 класс – 48 чел; 2 – 44 чел; 3 – 30 чел; 4 -30чел. На конец 1 четверти 1943-1944 учебного года в школе 142 учащихся: отличников -17, ударников – 39, неуспевающих – 20. Качество 39,3% — самый высокий среди всех школ города. Успеваемость 87% — средний показатель по городу. 100% успеваемость добилась учитель Липатова. На конец 2 четверти 1943-1944 учебного года в школе 148 учащихся. Успеваемость – 92,2 %, посещаемость – 93,3%, качество – 39%, отличников – 13, ударников – 45, неуспевающих – 11.

Повышенное внимание уделялось детям фронтовиков и потерявших родителей. Учителя следили за их успехами, им в первую очередь выделялись средства на приобретение одежды, материальная помощь. Оказывалась материальная помощь и другим малообеспеченным учащимся. Например: в 1 полугодии 1943-1944 уч. года школа получила для учащихся 21 пару ботинок и 30 пар чулков.

В годы ВОВ учителя продолжали заниматься с безграмотными. Так учитель А.А. Петрова занималась с Токаревой. Занятия проводились 2-3 раза в неделю вечером в школе. Результат обучения проверял инспектор районо.

За качество обучения школа 16 соревновалась с начальной школой №17. Школы брали обязательства дать определенный процент успеваемости отличных и хороших оценок. Социалистическое соревнование, механически перенесенное с производства в школу, вредно отражалось на качестве обучения. В январе 1944 года оно было отменено. Из приказа Наркома просвещения РСФСР: «…прекратить соц. соревнование по вопросам учебной работы…. Запретить неправильную и вредную практику оценки работы школы и учителя на основе средних процентов успеваемости учащихся».

С октября 1942 г. и до конца войны учащиеся получали горячие завтраки. Готовила их техничка Байнова Евдокия Петровна в первом главном здании на русской печке, которая была в комнате заведующей школой. Во второе здание обеды уносились в ведрах. Официально это называлось буфетом. На завтрак давали суп (из картошки и капусты), 50 граммов хлеба, чай, 10 граммов сладостей. Очень редко сахар, иногда конфеты, а чаще всего кусок хлеба с вареньем из мандариновых корок. И все это сверх того, что дети получали по продовольственным карточкам. Организовано питание было за счёт колхоза имени Кирова, который был в Байново.

Весной 1943 г. для создания собственной продовольственной базы для горячих завтраков школе выделяли участок площадью 0,5 га для посадки картофеля. Находился он в 3 км. от школы у челябинского (Барабановского) тракта, там, где сейчас расположена газораспределительная станция. Позднее площадь участка составила около 1 га. Вспашку проводил колхоз им. Кирова. Он же снабжал семенами картофеля. Посадку, прополку и окучивание делали учителя и учащиеся. Картошку садили и возле школы. На посадку картофель и глазки картофеля дети приносили из дому. Выращенный картофель хранили в овощной яме устроенной во дворе школы. Он был подспорьем в питании школьников.

К новому году колхоз ставил елку (сосну). Дедом Морозом и Снегурочкой были учителя. Однажды, Дедом Морозом была техничка Загвоздина Александра Якимовна. Дети получали подарки, в них были конфеты, грецкие орехи, печенье, пряники; фруктов не было.

С мая 1943 г. в школе стали проводится педсоветы. Они расширили полномочия педагогического коллектива, повысили его ответственность за состояние учебно-воспитательной работы. Если раньше зав. школой принимали решения единолично, то с введением педсоветов решения стали приниматься коллективно – каждый учитель мог вносить предложения и получил право решающего голоса. Решения педсовета стали обязательными для администрации.

Особая роль отводилась внеклассной и внешкольной работе. Регулярно проводились политинформации и классные часы, на которых учащиеся знакомились с положением дел на фронте, о подвигах воинов, подпольщиков, партизан, пионеров-героев. Информацию получали из газет (школа получала «Каменский рабочий» и «Пионерскую правду»), а со второй половины войны и по громкоговорителю (радио), который был установлен в жилой комнате заведующей школой Богомоловой Е.В. Именно её стараниями и была радиофицирована школа. С наиболее важными событиями с фронта тут же знакомили учащихся. Когда пришло сообщение о победе под Сталинградом, в школе выпустили молнию, провели линейку. Состоялась линейка, и после взятия Берлина. На ней детям рассказали о значении этого события. Выпускались стенгазеты, в которых сообщалось об освобождении городов и т.д. Чаще выпускались молнии. Статьи из газет на военные темы зачитывались на классных часах.

Неизгладимый след оставляли у детей встречи с фронтовиками, которых отпускали с фронта домой долечиться после ранения. К встречам с ними заранее готовились, ставили концерты. Для встречи всех учащихся собирали в один класс.

Большое влияние на школьников имела переписка с фронтовиками. Переписку вели ученики 4-х классов. В письмах они сообщали о своей учебе, помощи фронту. В ответных письмах фронтовики писали о том, как они воюют. Самые интересные письма с фронта зачитывались и обсуждались в классах.

Внеклассная работа была представлена кружками, которые вели учителя. Например: 1943-1944 уч. году работали кружки: литературный -20 чел, хоровой – 15 чел., физкультурный – 12 чел. Обычно учитель вел кружок в своем классе. Так учитель Петрова А.А. вела в своем классе физкультурный кружок. В кружках готовили выступления к праздникам, родительским собраниям, к встречам с фронтовиками. Готовили инсценировки, литературные монтажи, разучивали песни. Физкультурники разучивали вольные упражнения, спортивные пирамиды.

Война затруднила и ухудшила материально-техническое обеспечение школы, ухудшила условия ее работы. Серьезной проблемой было обеспечение школы топливом. Отапливалась школа в основном торфом с Мазулинского торфяника и дровами, редко углем. Завозили топливо шефы – трест 41 и щебкарьер, иногда на подводах, выделяемых колхозом. Летом 1942 года подвоз торфа на лошадях вела горняцкая артель «Красный горняк». Грузили и выгружали торф дети и учителя. Летом учителя и ученики собирали в лесу на левом берегу Исети, сосновые шишки для растопки. Из леса каждая учительница несла на плечах мешок с шишками, дети – сколько могли унести. Для хранения шишек и торфа был сарай. Поджигали шишки, а когда они разгорались, в печь клали торф. Из-за нехватки транспорта обеспечение топливом проходила крайне неравномерно.

Особенно тяжелое положение сложилось зимой 1942-1943 г.г. В январе – феврале 1943 г. школа имела запас топлива максимум на 1-3 дня. По плану на 1 полугодие 1943-1944 уч. года школе требовалось: дров — 40 м3, торфа — 150 м3. Фактически школа получила: дров – 7 м3, торфа — 10 м3 и 1 тонну угля. Не обеспеченной топливом оказалась школа и на 26 сентября 1944 года – начало нового 1944 – 1945 гг. отопительного сезона.

28 ноября 1944 года газета «Каменский рабочий» №235 (4226) сообщала: «…Не выполняет обязанности шефа по отношению к школе №16, находящейся в Байново, щебзавод. Он не снабжает школу углем, не дает ей транспорта для вывоза топлива. И если бы не помощь со стороны колхоза, школа не могла бы нормально проводить занятия…».

Шефы помогали в ремонте школы. В статье «Подготовить школы к новому учебному году» опубликованной в газете «Каменский рабочий» 19 июня 1943 г. № 128 (3853) сообщалось: «… зав. начальной школой № 16 товарищ Богомолова уже давно при содействии шефствующей организации достала все необходимые материалы и приступила к ремонту школы».

Понимая, что качество обучения напрямую зависит от квалификации учителя, ГорОНО обязывали учителей, не имеющих специального образования, учиться. Из приказа по Каменск-Уральскому ГорОНО № 454 от 31 декабря 1943 года: «Приказываю до 10 марта 1944 года оформить поступление на заочное отделение педучилища следующим учителям: … школа 16 Байнова Н.С., Петрова А.А…». Летом 1944 – 1945 гг. Петрова и Байнова ездили на учёбу в Катайское педучилище.

Зарплата учителям и техническому персоналу выплачивалась регулярно: 1 и 15 числа каждого месяца. Часть средств учителя тратили на военные займы.

С 1 сентября 1941г. школа работала под девизом «Всё для фронта, всё для Победы!». Как и вся страна, школа включилась в сбор теплых вещей, денежных и иных средств для фронта. Ученики вносили и личные сбережения, и суммы, подаренные для этих целей родителями. Вот что писали о помощи фронту в статье «Дети – защитникам отечества» в осеннем номере «Каменского рабочего» за 1941 г. зав. школой Богомолова Е.Е.: «В начальной школе № 16 (п. Байново) продолжается сбор теплых вещей для бойцов Красной Армии. На приёмочный пункт ученики сдали новую шинель, 4 пары рукавиц и другие вещи, полезные для фронтовиков. Учащиеся приносят шерсть, кто сколько может. Из этой шерсти затем вяжут рукавицы – в будущую посылку, которую дети готовят защитникам отечества. Следует отметить, что малыши вносят в фонд обороны облигаций на 400 рублей и 25 рублей внесли на постройку танковой колонны имени Челябинского комсомола (2). Так советские школьники помогают нашей доблестной Красной Армии уничтожать зарвавшихся псов – немецких фашистов». На шинель собирали деньги, они пошли на покупку сукна и оплату работы портного. В посылку клали кисеты, которые ученики шили из материала принесенного из дома, некоторые вышивали на них узор, вкладывали записки бойцу. Вещи для посылок сдавали и учителя. Так Байнова Любовь Никифоровна сдала свой свитер. В другой статье озаглавленной «Школьники – патриоты» Е.Е. Богомолова писала: «Священное чувство патриотизма движет пионеров и школьников на отличную учёбу, на замечательные тимуровские дела.

Большую общественную активность проявляют учащиеся школы № 16 в поселке Байново. Они собрали в фонд обороны страны 250 рублей деньгами и шьют в подарок фронтовикам много нужных и полезных вещей.

Ученица Люба Северухина посылает защитникам родины 2 куска мыла и флакон одеколону. Ира Александрова и Ия Байнова (3) внесли по 10 рублей. Геня Востриков вынул из своей копилки 12 рублей и внес их в фонд обороны, а фронтовикам посылает носки».

В ответ с фронта приходили письма со словами благодарности за посылки.

Сбор средств в фонд обороны продолжался всю войну. За 1 полугодие 1943-1944 учебного года школа собрала на танковую колонну 1000 рублей, 400 рублей денежно-вещевой лотереи, послала на фронт три посылки, общим весом 11 килограмм. Несколько раз проводили сбор книг для Красной Армии.

У старших пионеров (4 класс) был тимуровский отряд, одно время (после 1942 г.) командиром был Голик. Штаб размещался в сарае, было знамя и старый барабан. Тимуровцы помогали семьям фронтовиков: кололи дрова, носили воду, мыли полы, водились с детьми, пололи огороды. Девочки ходили в ясли-сад нянчиться с детьми.

Участие школьников в общественно-полезном труде в помощь фронту выражалось в операции «колосок». В период уборки хлебов учащиеся 3-4 классов ежедневно, после уроков ходили за 2 км в поле, в бригаду для подборки колосков, где колхозники вручную жали хлеб и связывали его в снопы. Иногда собирали их 8-10 кг колосков. После уборки картофеля перекапывали поле и собирали оставшиеся клубни. Учащимся 4-х классов приходилось работать даже в ночную смену. Помимо этого дети и учителя помогали убирать в колхозном (байновском) саду малину, смородину, яблоки; пололи картофель, убирали овощи.

Вместе с детьми работали учителя. Иногда учителей посылали на сельхоз работы в деревню. Так по воспоминанию Байновой Л.Н. она вместе с Алферовой О.П. работали всё лето в с. Покровском Каменского района. Вязали снопы, работали на зернотоке, прополке и других работах. В весенние каникулы учителя занимались ремонтом парт, подбелкой стен, изготовлением наглядных пособий. Весной помогали колхозу перекапывать землю под посадки. Вечерами и ночью учителя работали на сортировке и обмолоте зерна.

В 1943-1944 учебном году школа перешла на пятибалльную систему оценок, были введены правила для учащихся, а страна получила новый гимн. Учебный год начался с ознакомления с правилами для учащихся, принятых постановлением СНК РСФСР в августе 1943 г. Была проведена общешкольная линейка и классные часы. Плакаты с правилам для учащихся были в каждом классе. Из 20 пунктов правил процитируем один – 12-й: «Быть почтительным с директором школы и учителями. При встрече на улице с учителями и директором школы приветствовать их поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы».

В январе 1944 г. словесную систему оценок успеваемости и поведения учащихся – отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо заменили цифровой пятибалльной системой: 5, 4, 3, 2, 1. Этому событию в школе был посвящен педсовет, проведено родительское собрание и беседы с учащимися.

С 1 января 1944 г. был введен новый гимн страны (слова Михалкова, музыка Александрова). До 1944 г. государственным гимном СССР был Интернационал. Для разучивания гимна всех учителей города собрали в Доме учителя, где познакомили со словами и музыкой. Спевки проходили несколько раз. Затем гимн учили с учениками по классам.

В феврале 1944 года, «в целях улучшения санитарно-оборонной работы», в школе была создана первичная организация Красного креста, членами которой стали ученики с 10 лет – со 2 по 4 класс. В классах были созданы санитарные посты, они следили за чистотой в классах, вели сан. осмотр учащихся. Началась подготовка учеников 4 классов по нормам БГТО. Работу сан. постов проверял инспектор РайОНО.

Летом 1944 г. часть детей посещала площадку для младших школьников (что-то вроде городского лагеря) школьников открытую при школе №2. Здесь дети оздоравливались и получали усиленное питание. В основном это были дети фронтовиков.

Последний военный учебный год 1944-1945 гг. ознаменовался двумя важными для школ событиями. В сентябре 1944 г. в первый класс наряду с восьмилетними пришли семилетние дети. На 15 сентября 1944 г. в школе было 156 учеников: в 1 кл. — 62 чел., во 2 кл.- 40 чел., в 3 кл. – 31 чел., в 4 кл. – 23 чел. В первом здании занятия шли в две смены. С целью улучшения качества учебной работы введены выпускные экзамены в 4 классе. Во второй половине 3 четверти школа получила экзаменационные билеты. Началась подготовка к экзаменам. На экзаменах (испытаниях как тогда говорили) было занято 21 учащийся и три учителя. А всего на 25 мая 1945 г. в школе было 152 ученика. Результаты экзаменов донес до нас «Каменский рабочий» от 5 июня 1945 г. № 108 (4357) в статье «Замечательные итоги». «Закончились экзамены в выпускном 4 классе начальной школы № 16. На экзаменах учащиеся показали, какие глубокие знания дала им учительница Нина Сергеевна Чеснокова. Ни по одному предмету нет ни одной двойки. По истории из 21 сдавшего экзамены 12 учеников ответили на 5 баллов, 6 на отметку «4». По географии 15 учеников получили оценку «5» и 6 оценку «4». Геня Кузьмин, Рита Гурьева и Маня Токарева окончили 4 класс с похвальным листом – у них по всем предметам «5». Ребята в течение всех 4 лет учебы много читали. Они полюбили книги. На экзаменах они пользовались не только материалом учебников, но и вычитанным из других книг, ответы давали полные, содержательные. Таких хороших результатов обучения Н.С. Чеснокова достигла своим умелым подходом к ученикам, своей настойчивостью, знанием материала, тщательной подготовкой к урокам, плановым повторением пройденного. Окончив 4-ый класс ее ученики получили полноценные, прочные знания».

«Отчет Родине».

Вот показатели последнего экзамена по истории в начальной школе № 16: из 21 учащегося – 12 ответили на «5», 6 – на «4», и только 3 на «3». Дети отменно усвоили основные факты из замечательного прошлого нашей великой Родины.

З.Абдулина (4), инспектор ГорОНО».

Экзамены показали высший уровень знаний учащихся – процент качества составил: по истории 80%, географии 100%.

9 мая 1945 г. в обоих зданиях школы состоялась линейка. Учителя и дети плакали. После митинга детей распустили по домам.

День Победы на рабочем месте 9 мая 1945 г. встретили: в первом (главном) здании – Богомолова Елизавета Евгеньевна — заведующая школой, учителя — Петрова Анна Александрова, Чеснокова Нина Сергеевна. Во втором здании: Байнова Любовь Никифоровна, Симанова Ангелина Семеновна.

Три учебных года 1942-1943, 1943-1944, 1944-1945 председателем профсоюзного комитета школы была Байнова Любовь Никифоровна. По неполным данным в разные годы ВОВ в школе работали:

1. Богомолова Елизавета Евгеньевна – зав. школой, всю войну.

2. Чеснокова Нина Сергеевна – всю войну.

3. Байнова Любовь Никифоровна с 25 августа 1942 г. до конца войны.

4. Петрова Анна Александровна с 25 августа 1943 г. до конца войны.

5. Кучина Лия Павловна до лета 1943, т.е. 1941-1942 и 1942-1943 уч. год.

6. Альферова Ольга Петровна до лета 1943, т.е. 1941-1942 и 1942-1943 уч. год.

7. Липатова.

8. Казанцева Варвара Григорьевна до лета 1943 года.

9. Нагибина Елена Александровна в 1941-1942 учебном году.

10. Радчин Василий Семенович – военрук, работал с …1942 г. до 30 марта 1943 г.

11. Карпов Владимир Иванович – военрук, работал по совместительству с 22 сентября 1943 г. по 31 марта 1944г.

Самоотверженный труд педагогов школы в годы ВОВ был оценен по заслугам. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 декабря 1944 г. за успешную и самоотверженную работу зав. школой Богомолова Е.Е. была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Заметим, что еще в июле 1943 г. исполкомом Каменск-Уральского городского совета просил Свердловский облисполком ходатайствовать перед СНК РСФСР о присвоении Богомоловой Е.Е. звания «Заслуженный учитель РСФСР». Звание присвоено не было, но видимо взамен его и был вручен орден.

Дважды: 6 ноября 1943 года и 7 марта 1944 года «За лучшую постановку работы в классе и за большевистскую борьбу за глубокие знания учащихся» приказом по ГорОНО объявлялась благодарность Байновой (Чесноковой) Н.С.

Из 5 педагогов встретивших День Победы в школе, четверо были награждены медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг.»: Богомолова Е.Е., Чеснокова Н.С., Петрова А.А., Байнова Л.Н. Одна из них: Байнова Л.Н. праздновали 60 лет Победы вместе с нами.

Литература:

Андреева, Ф.Т. Спецпоселение Мартюш. – Каменск-Уральский, 2004.

Воспоминания Абрамовой А.Ф., дочери Чесноковой Н.С. 15 января 2005 г.

Воспоминания Байновой Л.Н. 20 декабря 2004 г.

Воспоминания Петровой А.А. 18 января 2005 г.

Воспоминания Соколовой И.В. 22 февраля 2003 г.

Воспоминания Исаевой Н.П. (Чемезовой до замужества), выпускницы школы 1943 г.

ГАСО. Ф. 2174. Оп. 1. Д. 1. Л. 105.

ГАСО. Ф. 2174. Оп. 1. Д. 14. Л. 52.

ГАСО. Ф. 2174. Оп. 1. Д. 14. Л. 106.

ГАСО. Ф. 2174. Оп. 1. Д. 21. Л. 69.

ГАСО. Ф. 2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 29.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 35.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 45.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 56.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 59.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 60.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 63.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 73.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 75.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 78.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 79.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 89.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 90.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 97.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 107.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 109.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 110.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 119.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 123.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 124.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 125.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 126.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 146.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 1. Л. 150.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 2. Л. 72.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 3. Л. 44.

ГАСО. Ф. Р.2176. Оп. 1. Д. 3. Л. 78.

Народное образование. Сборник документов 1917-1974 г.г. — М.: Просвещение, 1974.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 1941-1961г.г. — М.: Педагогика, 1988.

Черник, С.А. Советская общеобразовательная школа в ВОВ. — М.: Педагогика, 1984.

Черник, С.А. Советская школа в годы ВОВ. — М.: Педагогика, 1975.

Каменский рабочий. – 1941. – осень.

Каменский рабочий. — 1941. – 29 дек.

Каменский рабочий. – 1943. – 2 марта.

Каменский рабочий. – 1943. – 1 апр.

Каменский рабочий. – 1943. — 25 апр.

Каменский рабочий. – 1943. – 19 июня.

Каменский рабочий. – 1944. – 9 июня.

Каменский рабочий. – 1944. – 28 июня

Каменский рабочий. – 1945. – 5 янв.

Приказ по Каменск-Уральскому ГорОНО №50 от 1 апреля 1943 г.

Приказ по Каменск-Уральскому ГорОНО №118 от 22 сентября 1943 г.

Приказ по Каменск-Уральскому ГорОНО №50 от 31 марта 1944 г.

Приказ по Каменск-Уральскому ГорОНО №9 от 17 января 1944 г.

Приказ по Каменск-Уральскому ГорОНО №144 от 6 ноября 1943 г.

Приказ по Каменск-Уральскому ГорОНО №37 от 7 марта 1944 г.

Приказ по Каменск-Уральскому ГорОНО №50 от 1 апреля 1943 г.

Приказ по Каменск-Уральскому ГорОНО №18 от 28 января 1944 г.

1 Так как уроки физкультуры входили в военно-спортивную подготовку, поэтому учителя назывались военруками. Это были комиссованные или находящиеся на долечивании в тылу фронтовики.

2 До 16 апреля 1942 года Каменск-Уральский входил в состав Челябинской области.

3 В последствии Ия Вениаминовна Соколова (Байнова) не один десяток лет проработала в родной школе учителем, завучем, директором.

4 Абдулина Зинаида Яковлевна отвечала за работу начальных школ.

Вестник краеведа №4

Нет комментариев. Ваш будет первым!
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Мы собираем cookie. Вы не против?