Каменский троллейбус: фотохроника

237
Каменский троллейбус: фотохроника

60-летняя история каменского троллейбусного движения (с 1955 по 2015 г.г.) в фотографиях.

Изображение

В отсутствии регулярного движения общественного транспорта, промышленным предприятиям приходилось решать проблему доставки работников на промплощадки собственными силами, зачастую для этого использовались бортовые автомашины.

Изображение

В.С.Курбатов, директор Каменск-Уральского металлургического завода (1953-1957) по праву может считаться «отцом-основателем» каменского троллейбуса. Именно им было принято решение о строительстве троллейбусной линии, соединяющей металлургический завод и соцгород УАЗа, где проживало большое количество работников КУМЗа.

Изображение

Троллейбусное депо площадью 171кв.м. было сдано 2 ноября 1955года. До пуска троллейбуса оставался ровно год.

Изображение

Пуск 1 ноября 1956 года первой троллейбусной линии (маршрут №1) от поселка им.Чкалова до автостанции Красногорского района открыл троллейбусное движение в Каменске-Уральском.

Интересный факт: таким образом наш город стал первым не областным/краевым/республиканским центром, в котором было организовано троллейбусное движение.

Изображение

Д.Ф.Родкин, будущий главный энергетик КУМЗа, во время пуска троллейбуса – молодой специалист обкатывавший один из первых троллейбусов и знакомивший будущих водителей с электрической частью подвижного состава. Троллейбусом под его управлением были пройдены первые метры городского электрического транспорта по каменской земле.

Изображение

В марте 1957 года была сформирована и направлена в Свердловск на курсы по подготовке водителей троллейбуса при филиале Московского института жилищно-коммунального хозяйства группа из 18 человек.

Изображение

Троллейбусы ходили по линии каждые пять минут. При посадке не было никакой давки, люди стояли цепочкой друг за другом, заходили в салон без скандала и шума. Те, кому не хватало места, ждали следующий троллейбус.

Изображение

На Чкаловском «кольце»…

Изображение

Троллейбус направляется в очередной рейс от КУМЗа до УАЗа.

Изображение

Конечная остановка троллейбуса №1 в поселке им.Чкалова у проходной КУМЗа. Фото 1960 год.

Изображение

Конечная остановка троллейбуса №1 в соцгороде УАЗа в районе перекрестка улиц Октябрьская-Исетская, рядом ресторан «Исеть». Хорошо видны опоры контактной сети. В начале 40-х эти опоры были изготовлены для трамвайной линии. Планы по пуску трамвая не были реализованы и опоры использовали для троллейбусной линии. Некоторые из них стоят и сегодня.

Изображение

Первые троллейбусы в Каменске –5 машин МТБ-82, советского высокопольного троллейбуса средней вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, серийно производившегося с1946 по 1961 год.

Эмблема в виде пятиконечной звезды говорит о том, что этот троллейбус был выпущен в городе Энгельс Саратовской обл. на заводе им. Урицкого, всего на предприятии было выпущено около 5 тыс. таких машин.

Изображение

Дизайн кузова троллейбуса МТБ-82 заимствован у американского автобуса «Дженерал Моторс» 1940 года, аналогичный кузов имеет автобус ЗИС-155 советского производства.

Интересная особенность – кузов троллейбуса имел два ряда окон, нижний ряд для сидящих пассажиров, и верхний для стоящих. Фото 1959 года.

Изображение

До 1958 года, пока не был построен путепровод (сейчас – «Горбатый мост») через ж.д… остановка по улице Стахановской была конечной. И, так как троллейбусного кольца для разворота машин не было, водителям приходилось вручную переставлять штанги на соседние контактные провода и задним ходом заезжать между магазинами, потом вновь переставлять штанги, выезжать на Алюминиевую ул. и возвращаться на площадь у проходной УАЗа.

Изображение

А.Я.Кабанов, директор Уральского алюминиевого завода. Под его руководством летом 1957 года началось создание троллейбусной службы УАЗа.

Одновременно решением

На тот момент маршрут №1 по сути являлся «служебным»и выполнял свою узконаправленную функцию – доставка работников КУМЗа от места жительства до работы и обратно. 11 апреля 1957 года на заседании Каменск-Уральского Бюро горкома КПСС было принято окончательное решение о пуске в качестве городского общественного транспорта троллейбуса. Для решения этой задачи были привлечены все предприятия города.

Изображение

Опоры контактной сети перед установкой.

Изображение

Монтаж контактной сети.

Изображение

Для обеспечения электроэнергией второй троллейбусной линии была выстроена тяговая подстанция №2, 1958год.

Изображение

Изображение

Деревня Байново, ул. Кутузова (сейчас – Красногорский район, ул. Алюминиевая), подготовка щебеночного основания и укладка асфальтового покрытия.

Изображение

Возведение путепровода (в народе – Горбатый мост) по ул. Алюминиевой через железнодорожную ветку 1-я Синарская – Челябинск – главная и наиболее трудоемкая часть строительства второй очереди городского троллейбуса.

Изображение

Ул. Алюминиевая, на заднем плане ДК УАЗа, строительство второй линии троллейбуса.Опоры контактной сети уже установлены, но проводов еще нет.

Изображение

Знаменательным событием в жизни города явился пуск в канун нового 1958 года почти десятикилометровой второй очереди троллейбусной линии «УАЗ-Вокзал».

М.В.Чеснокова, дежурная тяговой подстанции №2 в ночь на 1 января 1958 года. В 5 утра она нажала кнопку «пуск» и подала напряжение на линию. В путь по маршруту «УАЗ-Вокзал» отправился первый троллейбус №2.

Интересный факт: так Каменск оказался единственным городом в бывшем СССР, в котором одновременно работали 2 ведомственные системы троллейбуса (УАЗ и КУМЗ).

Изображение

Для пуска второй очереди троллейбусного движения осенью 1957 года городские власти обратились в Министерство коммунального хозяйства с просьбой выделить 20 троллейбусов МТБ-82. Оплату произвели предприятия города: УАЗ-8, КУМЗ-4, Кр.ТЭЦ-4, КУЛЗ-2, ПО «Октябрь»-2.

Изображение

Конечная остановка маршрута №2, рядом проходная и заводоуправление УАЗа.

Изображение

Остановка троллейбуса рядом с ДК УАЗа

Изображение

Конечная остановка маршрута №2 – железнодорожный вокзал.

Изображение

От площади Горького, центральной площади Красногорского района, уходит вдаль широкая и прямая ул.Алюминиевая, по обе её стороны выстроились серебристые железобетонные опоры первого, по настоящему общегородского, троллейбусного маршрута.

Изображение

Строительство дома №16 по ул. Каменской в районе пл. Горького.

Изображение

Ул. Алюминиевая – центральная улица Красногорского района. Остановка на пересечении с ул. Гагарина.

Изображение

Площадь им. Горького, «римский» фонтан уже есть, первой городской 9-этажки еще нет.

И ещё пара фотографий троллейбуса на пл. Горького…

Изображение

Изображение

Похоже, что автомобиль ГАЗ-21 был очень популярен.

Изображение

Алюминиевый техникум, фото 1957г.

Изображение

На Байновском мосту…

Изображение

До постройки своего депо машины троллейбусной службы УАЗа стояли под открытым небом рядом с отделом кадров завода. Здесь же они обслуживались и ремонтировались.

Изображение

Колонна троллейбусной службы УАЗа на Первомайской демонстрации, ул.Алюминиевая.

Изображение

Водители и кондукторы троллейбусной службы УАЗа, 1964 год.

Изображение

Водители и кондукторы троллейбусной службы КУМЗа,1968 год.

Изображение

С начала 60-х годов в нашем городе на смену устаревшим троллейбусам МТБ-82 постепенно стали приходить более современные ЗИУ-5. От своего предшественника он отличался не только рядом технических новшеств, но и, в первую очередь, большим комфортом для пассажиров. Всего в период с 1959 по 1972 год в стране было выпущено более 16 тысяч таких машин. Для своего времени это была самая массовая модель троллейбуса.

Изображение

Эмблема на троллейбусах марки ЗИУ стилизована под летящий самолет.

Интересные факты:

*ЗиУ-5 обладал очень высокой приёмистостью (величиной, обратно пропорциональной времени набора заданной скорости с места). По этому параметру он даже превосходил все отечественные легковые автомобили того времени.
* Несмотря на заявленную максимальную скорость в 68 км/ч, некоторые водители умели разгонять пустой ЗиУ-5 до 100 км/ч.

Изображение

Ул.Алюминиевая, троллейбус ЗИУ-5 на остановке общественного транспорта «Д.К. УАЗа».

Изображение

Ул.Алюминиевая, остановка общественного транспорта «Ул.Челябинская».

Изображение

30 мая 1973 года был подписан акт приема-передачи с 1 июня троллейбусного хозяйства Каменск-Уральского металлургического завода в ведение горисполкома. По акту передавалось: тяговая подстанция №1, контактная сеть протяженностью 6,4 км. в два провода, 9 троллейбусов ЗИУ-5Д, 1 ЗИУ-5 и др.

На фото 1974 года троллейбус ЗиУ-682 (ЗИУ-9). Всего в СССР было построено более 42 000 троллейбусов семейства ЗиУ-9, что позволило им стать самой многочисленной моделью троллейбуса в мире.

Изображение

Даже отслужив положенный срок на улицах города, и после выхода на пенсию троллейбусы продолжали приносить пользу людям. На фото легендарный троллейбус на лодочной станции КУМЗа. В разное время – спортивный тир, видеосалон и склад ГСМ водномоторников лодочной базы.

А вот ещё один каменский троллейбус, который до сих пор «в строю». Один из каменских троллейбусов стал экспонатом музея «Ельцин-Центр» в Екатеринбурге.

Изображение

Троллейбус был изготовлен в 1994 году и до конца «жизни» городского троллейбусного движения служил жителям Каменска-Уральского. В последнее время он выполнял маршрут №5. В декабре 2013 года его списали, после чего он поступил в Екатеринбург для реставрации. Сейчас кузов троллейбуса использован для создания экспоната.

Изображение

Изображение

Нет комментариев. Ваш будет первым!
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Мы собираем cookie. Вы не против?