Художественное литьё Каменского завода

11.61K
Художественное литьё Каменского завода

Третье столетие стоит в бывшей императорской резиденции России — Царском Селе — уникальный образец уральского чугунного литья – Готические ворота сработанные умельцами Каменского казённого завода.

Первое художественное литье на Урале

Наибольшее распространение чугунное художественное литье получило в двух странах — Пруссии и России. По словам известного российского скульптора П. П. Соколова, «честь за приспособление чугуна к отливке предметов ваяния принадлежит Германии (еще с XVI-XVII веков)». В России возникновение интереса к камерному художественному литью из чугуна связано с развитием тесных отношений с Пруссией.

Массовое производство изделий из чугуна на уральских заводах, изначально ориентированных на выпуск военной продукции, начинается в 19 веке. Первыми моделями художественного литья были образцы немецких заводов, но уже скоро Россия оспаривает первенство Германии. Пожалуй, нигде в мире художественное литье из чугуна не получило такого распространения и не пользовалось таким успехом со стороны покупателей, как в России. Около тридцати уральских заводов, в той или иной мере, производили работы по выпуску художественного литья, наиболее известные из них — Каслинский и Кусинский. А первенство в этом деле принадлежит Каменскому заводу, где уже в самом начале 18 века первыми на Урале начали выплавлять чугун и изготавливать из него не только орудийные стволы, но и различные изделия домашнего обихода.

По мнению челябинского искусствоведа Леонида Петровича Байнова, уроженца деревни Байновой близ Каменска-Уральского: «Традиции художественного литья на Каменском заводе «пошли» от украшения стволов пушек – самых первых и долгое время самых главных его изделий. Это были вензеля, гирлянды и другие простейшие рисунки на туловах орудий». Тем не менее из сохранившихся на данный момент пушек производства Каменского завода нет ни одной, где бы хоть в малейшей мере были использованы элементы художественного литья. Наоборот – все стволы отличаются максимальной простотой линий и лаконичностью форм.

Изображение

Каменские пушки в экспозиции городского Краеведческого музея.

Осмелимся утверждать, что зарождение именно каменского художественного литья, впоследствии всемирно прославившегося, более прозаично и буднично. Оно выросло из насущной необходимости местного населения сначала в простейших, а потом всё более и более сложных бытовых вещах. Которые, по большей своей части, сопутствовали основному производству, и лишь в определенные промежутки времени являлись основной продукцией предприятия. На каменском, как в последствии и на множестве других уральских чугунолитейных заводах, местные мастера-умельцы отливали узорчатые гири, чугунную посуду, мебель, заслонки к печам. Немало отливалось ими и узорчатых решеток и оград.

Изображение

Чугунная литая решетка обрамляющая двор конторы Каменского чугунолитейного завода (сейчас Краеведческий музей города)

Наиболее распространенным видом каменского чугунного литья в 18 веке были плиты и доски. Являясь одной из простейших его форм, они были, однако, весьма различны между собой и по размерам и по рисунку, четко отформованному мастерами. Одни из них имели гладкие, лишенные орнамента поверхности, другие несли рельефные узоры.Так же отливались детали и для заводского оборудования. Специфика деятельности Каменского завода в литье заключалась в том, что здесь редко отливали круглую статуарную скульптуру малых форм. Зато чрезвычайно богатыми были традиции декоративного оформления поверхностей – как ровных (плакетки, плиты), так и цилиндрических.

Изображение

Крыльцо конторы Каменского завода, выложенное чугунными литыми плитами.

Каменск выпускал также немало изделий обиходного назначения, которые не повторялись в ассортименте других уральских заводов (маскароны, иконки, плакетки библейской тематики). Особенность каменского литья главным образом состоит в том, что в нем в полном смысле запечатлено много выдумки, импровизации, «самодеятельности» мастеров-литейщиков в сравнении с другими заводами, где литейщикам необходимо было неукоснительно следовать жестким требованиям скульпторов-профессионалов. Все это делалось сначала для внутреннего заводского пользования и лишь впоследствии каменское художественное литьё шагнуло далеко за пределы города и страны, принеся небольшому уральскому заводу всемирную славу.

Тем не менее было бы в корне не верным утверждать, что литье пушек на каменском заводе не имеет прямого отношения к возникновению именно художественного, а не просто хозяйственно-бытового литья. При изготовлении артиллерийских орудий большое значение имело требование безукоризненного совершенства отливки, начиная от получения формы и кончая качеством металла. Эти требования вырабатывали у мастеров чувство формы, тончайшую точность отливки — основу основ художественного литья. Таким образом, закладывался фундамент литейного мастерства, выросшего впоследствии в замечательное искусство. С годами складываются кадры опытных литейщиков — художников своего дела. Более богатым становится ассортимент литья, усиливается его эстетическая сторона. Не случайно, поэтому Каменский завод, изготовивший в первой четверти 18 века немало артиллерийских орудий, дал во второй половине столетия образцы декоративного чугунного литья. Об открытии мастерами новых свойств уральского чугуна, о возможности использовать его для выплав­ки тонких изделий убедительно го­ворит и факт изготовления в конце 70-х годов на Каменском заводе чугунных люстр, которые «за тонко­стью работы могли быть отправле­ны в Петербург только караваном».

Во второй половине 18 в. Россия достигает расцвета как могучая мировая держава. Растёт и крепнет ее промышленность, развивается наука, литература искусство. Замечательных успехов достигает русская архитектура. В строительстве все шире начинают применяться железо и чугун, используемые для опор, перекрытий и т.д. Из него выковывают и отливают декоративные решетки то с мягкими, словно бегущими, как круги по воде, узорами, то с застывшими, как гвардейцы, строгими рядами чугунных пик. Эти решетки украшают балконы зданий, многочисленные мостики тенистых задумчивых парков, охраняют покой вельможных дворцов.

Изображение

Фрагмент литой решетки двора конторы Каменского чугунолитейного завода.

С началом строительства Петербурга все более растет необходимость в художественном чугунном литье: решётках, опоясывающих дворцы и каналы, каминах, расположенных в комнатах новых зданий. Имеются сведения о том, что уже в 1726 году из Екатеринбурга было направлено в столицу значительное число чугунных решеток. Одновременно с ними отливались на уральских заводах и чугунные камины с «фигурными столбиками» — круглыми колонками, поддерживающими карниз камина. Уральское художественное чугунное литье, украшая в первой половине 18 века Петербург, формировало одну из замечательнейших и своеобразнейших черт его архитектурного облика, так ярко расцветшую впоследствии и неоднократно воспетую поэтами.

Не обошли столичные заказы стороной и Каменский Завод. Вершиной каменского художественного литья по праву можно считать выполнение императорского заказа. Эта отливка, получившая название «Готические чугунные ворота», положила начало всемирно известной уникальной коллекции металлических парковых сооружений конца XVIII века, которая находится в Царском Селе под Санкт-Петербургом.

Императорский заказ

Одним из самых замечательных архитектурных ансамблей России является загородная импе­раторская резиденция Царское Село под Санкт-Петербургом. Дворцовые постройки начали сооружать еще при Петре I. В 1752-1756 годах Бартоломео Франческо Расстрелли создал чудесный Екатерининский дворец, и сейчас вызывающий восхищение. Великолеп­ный парк с прудами продолжала украшать Екатерина II. Она хотела показать не просто сад разбитый в современном стиле того времени, но и украшенный памятниками, прославляющими величие ее царствования. В честь российских побед в русско-турецких войнах были воздвигнуты в 1770–1780-х годах Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад. Особенно выделяются среди этих памятников чугунные Готические ворота.

Изображение

«Интересным и значительным произведением чугун­ного декоративного литья уральцев являлись ворота, вы­полненные в 1780-х годах на казенном Каменском заводе для Царского Села по проекту Ю. Фельтена. Царскосельские чугунные готические ворота легкие по своей конструкции, наиболее прозрачна арка, объединяющая боковые устои. Колонны устоев опираются на чугунные постаменты, име­ющие по продольным сторонам несложные украшения, а на поперечных — лишь прямоугольную рамку. На постаменте между пучками колонн были поставлены чугунные фигу­ры, словно возрождающие скульптуры средневековья. Го­тические ворота Фельтена производят впечатление скорее всего не архитектурного, а декоративного комплекса, впи­санного в пейзаж. В воротах с убеждающей силой прояви­лось искусство уральских мастеров. Мы видим умение ис­пользовать чугун для создания в едином произведении раз­личных декоративных пластических форм: плоские пли­ты с очень скупым рисунком невысокого рельефа, напоми­нающие столь хорошо знакомые половые плиты, круглые колонны и их базы, прозрачное кружево арочных проемов, круглые статуи. Такая трактовка уральскими литейщика­ми пластической формы имеет определенное значение в ис­торическом развитии их искусства: здесь есть и обобщенная сдержанность, присущая монументальному искусству пла­стики, и достаточная проработанность. Достижения и успе­хи, которых достигло искусство Урала в художественном чу­гунном литье, не только не умирают вместе с отошедшим в прошлое XVIII веком, а, напротив, получают дальнейшее развитие в последующем столетии». Искусствовед Б.В.Павловский.

В одном из самых живописных уголков Екатерининского парка, в южной его части, начинается подъем на искусственную земляную гору. Рядом с этой горой стоит Башня-руина, у подножия которой красуется ажурная литая арка в готическом стиле, отлитая в 1778 году на Каменском заводе по проекту архитектора Ю. М. Фельтена.

Изображение

Ю́рий Матве́евич (Георг Фридрих) Фе́льтен (нем. Georg Friedrich Veldten; 1730—1801)

Сама форма и идея рисунка ворот были заимствованы архитектором из английского альбома «Gothic Decorative Architecture», известного в России уже в 1760-х годах. Он лишь заменил статуи рыцарей на женские фигуры в античном стиле. Следует отметить, что размещение такого масштабного заказа именно на Каменском Заводе отнюдь не случайно. В отличии от других заводов, именно каменским умельцам прекрасно удавалось крупное литьё.

Изображение

Готические ворота. XVIII век. Проект Ю.Фельтена

По эскизу Фельтена в Петербурге была изготовлена разборная деревянная модель для отливки арки из чугу­на. 17 января 1778 года санным путем модель прибыла в Екатеринбург, а оттуда в Каменский завод. Каменским мастерам предстояло выполнить невиданный ранее по своему масштабу и сложности заказ. Ворота представляли собой ажурную арку в готическом стиле. Все сооружение опирается на два филенчатых пьедестала, украшенных тонким орнаментом в готическом стиле. На каждом пьедестале установлены устои образуемые четырьмя колоннами. В этих устоях установлены женские фигуры в грациозных позах. Вершина сооружения – арка, опирающаяся на колонны и заканчивающаяся в вышине ажурными шестилистниками.

Изображение

Элементы декора ворот. Статуи в античном стиле.

…Над литым чугунным изделием трудятся представители множества специальностей – модельщик, формовщик, чеканщик и специалист по окраске готовых художественных вещей. Формовка любого, а тем паче такого сложного изделия как Готические ворота, требует от мастера больших знаний, мастерства и художественного вкуса. Прежде всего готовят опоку — металлический ящик без крышки и дна. Если изделие имеет сложную форму, то собирают ее из нескольких опок. Чаще всего используется литье в песчаные формы, реже прибегая к литью по восковым моделям.

Готовую модель укладывают в опоку, наполненную смесью песка и глины. Укладывают модель как можно плотнее, стараясь расположить ее по центру ящика. Затем, разрезав опоку пополам, извлекают модель, после чего снова складывают части опоки вместе и заливают через питатель образовавшуюся пустоту металлом. Песчаную форму разрушают, и получают готовую отливку. Если модель имеет сложную форму с резкими выступами или углублениями, то с такой формы делают отпечатки на отдельных кусках песчаной формы, которые потом собирают в опоках в одну целую форму. Сложность формования состоит в том, чтобы поделить поверхность модели на наименьшее число кусков формы, от чего во многом зависит качество отливки. Крупные, многофигурные композиции отливают по частям (фигурам), которые собирают в группы. Труд специалиста-формовщика — труд творческий, он требует не только большого технического мастерства, но и большого искусства.

Изображение

Элементы декора ворот. Статуи в античном стиле.

Изображение

Элементы декора ворот. Статуи в античном стиле.

Особые сложности возникли с литьем женских фигур в античном стиле. Статуи требовали очень сложной формовки, которую не так-то легко было освоить уральским мастерам. Плохо выходили вначале складки одежды, слабо выявлялись глубокие впадины и высокие подъемы. Уральские литейщики не сразу смогли отказаться от привычных взглядов, воспитанных навыками по отливке плит и решеток. Сами качества чугуна мало содействовали созданию полноценной чугунной скульптуры.Каменцы, до этого времени специализирующиеся на плоских отливках тем не менее с задачей справились.

Изображение

Элементы декора ворот.

Чугунная скульптура, как бы она хорошо ни была отформована и отлита, выглядит еще незаконченной, ее поверхность требует доработки. Но стоит чеканщику, применив свой инструмент, отработать поверхность неясно выраженных мест, подчеркнуть форму волос, глаз, а также удалить ненужные выступы и впадины, как скульптура примет вид художественного произведения. Таким образом, уже в конце 18 века в уральском художественном чугунном литье происходит зарождение новых качественных явлений, которые впоследствии проявятся с особенной силой.

Для выполнения такого сложного задания, как изготовление Готических ворот, на завод в помощь каменским мастерам прибыли специалисты из смежных отраслей уральского декоративного искусства. Среди прочих, для исправления разных частей модели из горнощитского мраморного завода – архитекторский помощник Михаил Горяинов, исполнявший художественные изделия из мрамора и «каменотесного дела ученик» Василий Пылаев. Из Березовского завода мастеровые — чеканщик Тимофей Хмелев с помощниками Данилой Пушкиным и Евдокимом Суздальцевым. Наблюдал за «вылитием» ворот обергиттенфервальтер Никита Ломтев. В течении лета 1778 года основные работы по отливке ворот были закончены.

Изображение

Модель чугунных ворот в готическом стиле в парке Царского Села, построенных по проекту Ю.М. Фельтена
Вторая половина 18 в. Чугун; 103х66.5х12 см. Коллекция Государственного Эрмитажа

Одновременно с большими воротами на заводе были изготовлены ворота совсем крошечные всего «полтора аршина». Это было сделано с целью показать, что «хотя чугун совсем не такого свойства, как благородные металлы и с собой так обходиться не допускает, однако до того приведен, что в таковых малых штуках совершенная ясность как в большом изображении».

Эти ворота кабинетного размера исполнитель императорского заказа Яков Рооде преподнес Президенту Академии художеств Бецкому.

Изображение

Чугунные ворота. 1954 г.

Работы по установке ворот начались в 1779 году, когда выкопали рвы и соорудили фундаменты «позадь Большого пруда в аглицком саду», а в 1780 году в Царское Село доставили более 25 тонн чугунных отливок ворот. В течении лета этого же года ворота были собраны и установлены. Бригада из 13 рабочих под руководством архитектора И.В.Неелова справилась со своей работой отменно. Контролировал работы по установке ворот прибывший в Петербург из Екатеринбурга Яков Рооде.

Изображение

Готические ворота, 1983 г. Отсутствуют скульптурные группы.

Глядя сейчас на изящные формы Готических ворот, нельзя не восхититься мастерством каменских литейщиков, воплотивших в металле тончайший ажурный рисунок. И совершенно при этом не ощущается массивность этого сооружения. Таким образом в воротах с убеждающей силой проявилось искусство каменских мастеров.

Изображение

Элементы декора ворот.

Мы видим умение использовать чугун для создания в едином произведении различных декоративных пластических форм: плоские плиты с очень скупым рисунком невысокого рельефа, напоминающие столь хорошо знакомые половые плиты, круглые колонны и их базы, прозрачное кружево арочных проемов, круглые статуи.

Изображение

Готические ворота до последней реставрации, отсутствуют скульптурные группы. 1980-е годы.

Интересные факты, связанные с Готическими воротами

Во время транспортировки чугунных фигур женщин с Урала в Царское село обоз подвергся нападению со стороны бунтовщиков, входящих в отряды Е.Пугачева. Они захватили одну из фигур и скрылись с ней. Есть предположение, что грабителей совсем не интересовала статуя. Они думали, что обоз транспортирует пушки, поскольку форма футляра очень напоминала форму артиллерийского орудия.

Готические ворота, выполненные каменскими литейщиками, в свое время побили все мировые рекорды не только по массивности литья и материалу, из которого изготовлено архитектурное сооружение, но и по дальности доставки к месту его установки. В Европе только спустя около 50 лет, научились делать то, что удалось русским мастерам в 18 веке – отливать массивные, но ажурные изделия из металла.

Изображение

Готические ворота зимой

Изображение

Готические ворота осенью

Изображение

Готические ворота летом

Закат каменского художественного литья

Отмечая значительно увеличившийся на Каменском заводе во второй половине 18 века выпуск художественного чугунного литья и его усложнившиеся формы, следует, однако, помнить, что оно по-прежнему было лишь частью основной продукции завода и не определяло его промышленно-экономического профиля. На протяжении всей своей истории, оставаясь казенным предприятием, основной продукцией завода были военные заказы – орудийные стволы, ядра, снаряды. И лишь в самом конце своего существования, водопроводные трубы. Строительство пышных дворцов для царских вельмож уходит в прошлое, и резко в связи с этим снижается выпуск напольных плит и других архитектурных элементов из чугуна. За то, с появлением в конце XIX века на Каменском заводе нового управляющего Чеслава Валериановича Панцержинского, значительно расширяется ассортимент художественного литья. Горный инженер и статский советник Ч. В. Панцержинский имел богатый опыт производства художественного литья, он привез с Кусинского чугунолитейного завода (где был управляющим) два десятка новых моделей пресс-папье, лотков, пепельниц, подсвечников.

Изображение

Бюст «Портрет Потемкина Г.А.» Отливка 1891 года, выполнена к 100-летию со дня смерти Г.А.Потемкина. Клеймо: К.К.З. (Каменский казенный завод)

Горное начальство не мешало расширению производства на Каменском казенном заводе, но и не поощряло инициативу нового управляющего. В изделиях завода на рубеже XIX-XX веков явственно проступает стиль модерн. Интенсивное железнодорожное строительство требует выпуска станционных колоколов… С началом Первой мировой войны завод перешел исключительно на выпуск военной продукции

В целом же Каменский чугунолитейный завод сохранил давнюю демократическую ориентацию – выпускать изделия широкого спроса для народа. После революции художественное литье на заводе пришло в упадок. В 1922 году предприятие и вовсе было ликвидировано.

В этом же году в период известных нэповских преобразований приемником литейного производства Каменского казенного завода стала кустарная артель «Серп и молот». Ей были переданы в аренду ваграночная печь и слесарное оборудование, а также все сохранившиеся бытовые и художественные бронзовые модели и эталонные чугунные отливки. Основным направлением деятельности этого кооператива являлось изготовление мелкого сельскохозяйственного инвентаря, печного и посудного литья. Из старых художественных моделей отливались только пепельницы без клейм. С первых дней Великой Отечественной войны артель «Серп и молот» стала чугунолитейным цехом — одним из тысяч номерных предприятий Наркомата боеприпасов, выпускавших чугунные болванки для ручных гранат и промышленное литье для эвакуированных на Урал заводов.

Изображение

Скульптурная группа «Тройка зимой», завод «Вагранка», г.Каменск-Уральский, отливка 1960г. Клеймо: СВЕРДЛ.СНХ; 1960г.

В начале 1950-х годов в Каменске-Уральском на литейном заводе «Вагранка» был создан участок художественного литья, на котором работали модельщики Б. И. Кузнецов, П. И. Репин и Л. П. Устинов, формовщик В. Ф. Соловьев, чеканщики А. И. Устинов и А. С. Журавлев. Так как новый литейный участок не имел собственных художественных моделей (кроме нескольких старых с Каменского казенного завода), его ассортимент состоял из скульптурных групп и статуэток, изготовленных по каслинским образцам XIX века. Среди них были скульптурные группы «Конь с садящимся всадником» П. К. Клодта, «Тройка зимой» Е. Напса и «Джигитовка лезгин» Е. А. Лансере; статуэтки «Пойнтер на стойке» Н. И. Либериха, «Олень» П. Ж. Мена, «Ермак — покоритель Сибири» П. П. Забелло и «Царь-пушка» В. П. Крейтана. Небольшой «доработке» (у оленя появились ветвистые рога) подверглась скульптурная группа «Олени на горе» А. Ваагена.

Изображение

Скульптура «Богатырь», отливка начала 1960-х годов. Клеймо: СВ. СНХ КАМЕНСК УР.

Кабинетное литье на заводе «Вагранка» выпускалось малыми партиями с 1950 по 1964 год, в основном по заказам предприятий и организаций. К сожалению, используемый для работы чугун выплавлялся на коксе и обладал низкими пластическими свойствами, поэтому качество художественных изделий было невысоким.

Постепенно и это производство сошло на нет. Так закончилась эпоха художественного литья в нашем городе.

Нет записей
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку Администрацией сайта «Каменск-Уральский. Страницы Истории» персональных данных и cookies.