Гибель каменских колоколов
Из многочисленных публикаций известно, что 1932 год был объявлен годом «безбожной пятилетки». С этого момента все вопросы по искоренению религии в СССР решались горисполкомами и райисполкомами на местах.
В ходе выполнения правительственных директив Каменский райисполком «усмотрел» закрыть церковь в селе Черемхово ввиду того, что она не работает с января 1931 года: «… с этого времени не существует общины верующих, церковный совет отсутствует. Договор на аренду помещения заключать не с кем… Всякое промедление передачи здания под культурное учреждение, в котором ощущается острая нужда, вызывает излишние расходы для его восстановления». К вышеизложенному сообщалось: «… во время подготовки к весенней посевной… часть церковного здания использовалась для хранения семенного материала». Тем самым предполагался прецедент использования помещения церкви не по назначению.
Село Зырянка, церковь Богоявления Господня.
Об этом секретарь Каменского райисполкома проинформировал оргкомитет Челябинской области и повторно просил ускорить рассмотрение материала по закрытию церкви «… с передачей ее в распоряжение Черемховского общества для переоборудования под культурное учреждение». При этом отмечалось, что интересы верующих «… вполне обеспечены и не ущемлены… расстояние от села Черемхово до ближайших церквей следующее:10 км до села Покровское, столько же до рабочего поселка Каменск и 8 км до села Клевакинское».
Село Рыбниковское, церковь Тихвинской иконы Божией Матери
Не менее изобретательными оказались активисты Клевакинского сельсовета. 26 декабря 1933 года состоялось заседание с главным вопросом повестки дня: «Снятие колоколов с Воскресенской церкви». В протоколе собрания письменно зафиксированы даже обрывки разговоров сидящих в зале: «Нужно снять колокола. Я хотя и старик, да они мне ни к чему, а молодым и вовсе не надо»; «Просить надо районные организации, чтоб колокола сняли»; «Лучше лишнюю машину сделать, чем висеть зря колоколам».
Вопрос становился достоянием обширной и рассредоточенной аудитории, помогая тем самым вынести суждение доминирующего характера. В результате все присутствующие поддержали повестку дня.
Собрание постановило: ввиду того что «… страна нуждается в металле на механизирование сельского хозяйства и агрегатов и для производства нужен металл… общее собрание колхозников и единоличников всех земельных обществ проявляют ходатайство перед районными организациями «о снятии колоколов с Клевакинской церкви, с передачей их государству… А также проявить ходатайство перед исполкомом об оставлении колокола в случае стихийного бедствия (пожара)». За это предложение проголосовало 145 человек, против — 2, воздержалось — 11.
К концу 1933 года антирелигиозная кампания по изъятию колоколов набирала обороты. Весьма своеобразный подход избрали руководители Щербаковского сельсовета, проводя предварительную работу с массами.
Было дано постановление — развернуть массовую разъяснительную и антирелигиозную работу среди колхозников и единоличников, провести не позднее 26 января собрания в небольших коллективах, разбив территорию села на три небольших участка. Колокола предложили «снять и отдать государству, для приобретения сельхозмашин».
Село Смолинское, Храм во имя пророка Божия Илии.
24 января 1934 года состоялось общее собрание коммунаров и единоличников деревни Клюкина Щербаковского сельсовета в присутствии 75 человек. Собравшихся проинформировали о том, что «… колокола свыше 16 кг имеют огромное значение не только в нашем районе, а именно во всем Союзе. Для поднятия тяжелой индустриализации и главным образом для увеличения электрификации страны». Проголосовали единогласно.
Лидерами в процессе уничтожения культурных памятников «малинового звона» оказались Камышловский, Каменский и Шадринский районы. К примеру, Каменскому району планировалось сдать 15 тыс. кг бронзы за отчетный период, а было снято 29 300 кг и отправлено в металлолом до 24 100 кг. Приведенные цифры даже и сегодня поражают воображение своими разрушительными масштабами во имя утверждения нового мировоззрения. И архивный материал показал, с каким рвением активисты антирелигиозной кампании выполняли правила, изданные 11 декабря 1929 года ВЦИК.
При формировании «доминирующего общественного мнения» местные власти использовали в своих действиях приемы нагнетания, срочности. Распространяли и муссировали слухи в большой аудитории, побуждали к действию, обуславливая жизненной необходимостью. Создавали ощущение всеобщности.
Село Маминское, Михаило-Архангельская церковь.
Прибегая к манипулированию массовым сознанием, органы власти перекладывали всю ответственность «на крестьян и единоличников», ссылаясь на их «пожелания». Достигали признания и подтверждения большинством голосов законности предпринимаемых действий. В противном случае масштабное уничтожение церквей могло вызвать недовольство среди народа, остававшегося в значительной своей части верующим, несмотря на антирелигиозную пропаганду. Об этом говорит тот факт, что «в переписи населения 1937 года православными… назвали себя 1/3 городского населения и 2/3 сельского, т. е. более половины населения СССР».