Городское хозяйство Каменска

2559
Автор:
Т. Судакова
Городское хозяйство Каменска

До революции многие вопросы ведения городского хозяйства решало заводоуправление казенного чугунолитейного завода: использование воды в заводском пруду, распределение участков для строительства улиц и домов, проведение телефонной связи, электричества и освещения улиц. Главным источником воды для хозяйствования жителей поселка Каменский завод с начала его основания и строительства служила река Каменка. Здесь брали воду для разных нужд: полить огород, постирать белье, напоить скотину. Упоминание о первом водопроводе относится к 1885 году. При строительстве железной дороги к станции «Синарской» от реки Каменки были подведены трубы для заправки водой паровозов. Водонапорная башня сохранилась до наших дней.

Торговая площадь и контора заводоуправления Каменского завода. Фото начала 20-го века.

Электричество появилось в Каменском поселке в 1903 году, а телефон в 1906-м. Некоторые сведения сохранилось о первом узле связи. В Каменском заводе почтово-телеграфная контора 6 класса размещалась по улице, которая сегодня носит имя Красных Орлов. Штат состоял из девяти человек: начальник конторы Владимиров, четыре почтово-телеграфных чиновника, три почтальона, сторож-уборщица. В конторе имелся один аппарат «Морзе» для связи с Екатеринбургом.

Плотина заводского пруда. В центре – будка с бочками воды.

В Гражданскую войну и первые годы становления Советской власти деятельность коммунальных служб испытывает, как и вся страна, различные потрясения. Вопросы о состоянии городского коммунального хозяйства решают на заседании коллегии Каменского отдела Управления. Вот протокол №9 за октябрь 1922 года: «…Бывший Каменский завод преобразован в 1920 году в уездный город и затем по ликвидации Каменского уезда в августе месяце сего года (1922г.), оставлен заштатным городом»… Переходя затем к вопросу, что досталось Каменску, как городу по наследству от бывшего Каменского уезда, определяется, что «наследство это можно характеризовать только одним словом – «разруха». Две таких важнейших отрасли, как коммунальное хозяйство и народное образование пришли в никуда не годное состояние: «Горкомхозу от бывшего Укомхоза передана бесхозяйственность и безотчетность…» Согласно положению о волостных исполнительных комитетах при Каменском исполкоме образованы различные отделы: Управления, Земельный, Военный и в числе прочих отдел Коммунального хозяйства — Комхоз. Первым заведующим был Петр Ефимович Ладейщиков. Но достаточными денежными средствами для наведения порядка в городском хозяйстве комитет по-прежнему не обладает. О состоянии дел в 1920-е годы нам говорят несколько документов. Договор. «1923г. ноября 26 дня нижеподписавшиеся гр. города Каменска Александр Иванович Черепанов с одной стороны и заведующий комхозом тов. Артамонов с другой стороны заключили настоящий договор о нижеследующем: Я, Черепанов взял на себя в арендование пользование проруби на реке Каменке на следующих условиях: прорубить на реке Каменке четырнадцать прорубей…водоносных, для водопоя лошадей и полоскания белья…» Арендатор Черепанов заботится о чистке прорубей и взимает с населения плату за пользование. Горкомхоз обязуется оказывать ему свое содействие в сборе денег. Договор с Горкомхозом заключает Воробьев Николай Васильевич. Он берет в арендное пользование весы на Торговой площади. А Каменская контора Екатеринбургского Губсоюза берет в аренду торговые помещения – бывшие купеческие магазины. В 1924 году Городской Исполком решает вопрос о восстановлении Байновского моста, сгоревшего во время Гражданской войны, а технику Горкомхоза Косякову вменяется в обязанность «составить ориентировочную смету и детально пронаблюдать, приблизив к действительности». В следующем году составлен проект и смета порайонной телефонной связи по уже готовой столбовой линии Колчедан — Рыбникова. И еще один документ от 23 сентября 1925 года: «О производстве ремонта здания музея. Постановили: смету в сумме 9 рублей на ремонт крыши музея утвердить и поручить Комхозу приступить к работе немедленно». В 30-е годы идет строительство гигантов – Синарского трубного и Уральского алюминиевого заводов. Городское хозяйство отстает в развитии и до полного благоустройства жизни еще далеко. На плотине Каменского заводского пруда, еще деревянной, стояло небольшое сооружение, «будка», тоже деревянная, куда подвозили бочку с питьевой водой. За небольшую плату – монетки или жетоны, которые бросали в окошко будки, жители Старого Каменска, Барабы и Калухи набирали воду. Большой популярностью пользовался ключ – источник подземных вод у основания горы под Преображенским монастырем, теперь это территория КУЭМЗа. Чистая вода ручьем стекала к реке.

Первые благоустроенные дома были построены в Синарском поселке и на УАЗе в 1935-1937 годы, но вся система водоснабжения, канализации и отопления сразу не работала. Вода стала поступать в дома перед началом Великой Отечественной войны, а отопление и канализация – после, примерно в 1947 году. В военные годы основные силы были направлены на восстановление и пуск эвакуированных заводов, выполнение планов производства. Но один интересный документ от 5 мая 1944года показывает, что и в это тяжелейшее время заботились о благоустройстве города. Протокол заседания Каменск-Уральского Горисполкома №26. Решение №281. «Об итогах декадника по санитарной очистке, благоустройству и озеленении рабочих поселков промышленных предприятий города». Участвовало в декаднике – 2052 человека. За время декадника вывезено на свалку, на поля, зарыто и сожжено – 22943 м.куб. мусора и нечистот. Силами населения отработано по посадке 108760 человеко-часов на общую сумму 79393 рубля. Посажено 30551 куст акации, 9190 корней тополя, клена. Значительную работу по декаднику провели: Коммунальные отделы 20 треста (нач. ЖКО тов. Глазунов), ЖКО 705 завода (нач. тов. Вейман)».

На субботнике по благоустройству города.

Декадник прошел успешно, и было принято решение продолжить работу: «Обязать зам.директоров и начальников ЖКО: в течение недели закончить озеленение рабочих поселков, привести в надлежащий вид тротуары, полностью укомплектовать штат дворников и не использовать на другие работы. Санитарную очистку улиц, площадей, дворов и проездов проводить ежедневно, привести в надлежащий вид все уборные общественного пользования, а где нет – построить новые. Обязать Горсанинспекцию, Горкомхоз и милицию установить строжайший контроль за санитарным состоянием города и рабочих поселков».

Стоянка такси у Драмтеатра. Фото 1954 год.

Результатом проведенной работы в следующем 1945 году стало присуждение первой премии по благоустройству города и вручение Переходящего Красного Знамени Исполкома Облсовета. (Вот, оказывается, с каких времен идут наши победы в областных конкурсах по благоустройству! – ред.) Лучшие работники получи- ли денежные премии и нагрудные значки «Отличник коммунального хозяйства». В первое послевоенное десятилетие зародилась традиция массового участия населения в благоустройстве и озеленении города. Протокол №16 заседания Каменск-Уральского Горисполкома от 25 апреля 1947 года: «Всего организовано в Советском районе 15 квартальных комитетов, с охватом – 71 человек актива. Силами актива проводилась работа по организации населения на благоустройство города, отработано – 4100 человеко-часов…» Год от года нарастали темпы жилищного строительства. 260 тысяч метров благоустроенного жилья в 1950-1957 годах возвел трест «Уралалюминстрой». Построено новое здание железнодорожного вокзала, завершилась реконструкция заводской плотины и драмтеатра. В 1966 году в Каменск-Уральский по трубопроводу пришел бухарский газ.

Работники Горкомхоза Каменска-Уральского, 1950 год. В центре – начальник Горкомхоза Лиханов Александр Александрович.

До 1946 года в городе не было пассажирского транспорта общего пользования. Несколько автобусов и грузовых машин промышленных и строительных организаций перевозили лишь своих рабочих на работу и обратно. В 1947 году впервые была организована перевозка пассажиров. Весь общественный транспорт составляли 3 автобуса. Они перевозили за год 38 тысяч пассажиров. В 1950 году появилось в городе первое такси — 3 машины. В 1956 году Металлургическим заводом была построена первая троллейбусная линия от поселка Чкалова до соцгорода алюминщиков. В следующем году был открыт второй маршрут — от площади Горького до улицы Стахановская, а в 1958 году маршрут был продлен до ДК «Юность» и железнодорожного вокзала. В 1971-м, в канун Октября в эксплуатацию сдана троллейбусная линия до соцгорода трубников (ост. Московская), а в 1978-м — еще один маршрут на 49 квартал. В 1969 – 1970 годах Радиозаводом построены и открыты для движения троллейбусные линии от 4 километра до улицы Жданова и от Центральной площади до улицы Кунавина. Синарский трубный завод в 1971 году построил и ввел в эксплуатацию троллейбусную линию от улицы Московской до вокзала. В 1972 году было создано единое городское троллейбусное управление. В 1980 году оно располагало 50 троллейбусами. В 1964 году было организовано специализированное пассажирское автотранспортное предприятие по перевозке пассажиров автобусами и такси. В 1980 году автопарк насчитывал 249 автобусов и 117 такси. Автопредприятие обслуживало 16 городских, 12 пригородных, 4 международных и 4 межобластных маршрута. В коллективе ПАТП работала почти тысяча человек. В 1984 году построен и введен в эксплуатацию новый автовокзал.

Из отчета Горисполкома за 1966 год, показатели развития города Каменска-Уральского в сравнении с 1958г.

1. Водоснабжение. Протяженность водопроводной сети 172,5км (1958год), 209,0км (1965год), рост 121,1% Среднесуточная подача воды 18тыс. куб(1958год), 28,8тыс.куб (1965год), рост 160%

2. Канализация Протяженность коллекторов канализации 70км(1958год) 124,8 км(1965год), рост 178,3%

3. Теплоснабжение Протяженность тепловой сети 110,6км(1958год),146,3км(1965год), рост 132,2%

4. Дорожное хозяйство, освещение. Общая протяженность освещенных улиц 90км(1958год), 132,2км(1965год), построено42,2км

Протяжен благоустр. асфальт. тротуаров 56,9км(1958год), 80,5км(1965год), построено 23,6км Число светильников 4212шт(1958год), 6571шт(1965год), вновь установлено 2359шт

Нет комментариев. Ваш будет первым!

При использовании информационных материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки не закрытой от поисковых систем.

Я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку Администрацией сайта "Каменск-Уральский. Страницы Истории" персональных данных и cookies.