Байновская церковно-приходская школа (1890–1919 гг.)

3.18K
Из истории средней школы №16 г. Каменска-Уральского
Автор:
Байновская церковно-приходская школа (1890–1919 гг.)

Во второй половине XIX века в России решалась задача: сделать более доступным начальное образование. К решению поставленной цели присоединилась церковь, имеющая богатый опыт просвещения русского народа. «С принятием Христианства на Руси и до царствования Петра I школы при церквях и монастырях были единственными очагами обучения. В 1863 году на 32100 приходов Российской империи приходилось 21420 церковноприходских школ»(1).

В 1864 году было утверждено «Положение о приходских попечительствах и церковно-приходских школах». 13 июня 1884 года император Александр III утвердил «Правила о церковноприходских школах».

Согласно «Правилам», церковно-приходские школы должны были распространять элементарную грамотность среди низших слоев населения, «воспитать в детях страх божий, преподавать им знание веры, вселять в их сердца любовь к святой церкви и преданность к царю и отечеству»(28).

«На документе император написал: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле».

В то время было три типа церковных школ: грамотности, одноклассные с двухгодичным курсом обучения, двухклассные с четырехлетним курсом обучения.

Заведовал церковноприходской школой священник. Правила активизировали процесс открытия церковно-приходских школ. Осенью 1884г. открывается первая церковно-приходская школа в Екатеринбургской епархии. Спустя 6 лет, в 1890 г. в приходе Свято-Троицкой церкви Каменского завода, в д. Байнова, отстоящей от церкви 4-х верстах, открывается женская, одноклассная с двухлетним курсом обучения, церковно-приходская школа(16,27).

До открытия школы байновские дети должны были ходить за 4 версты в Каменский завод или за 5 верст в с. Волковское, где школа была с 1885 г. или семья должна была нанимать для своего ребенка «учителя», что не каждая могла сделать. «Неудивительно, что за дальностью расстояний до школ с одной стороны и не имением лишних мест в школах соседских населенных пунктов», почти все байновцы были неграмотные.

«Первое время школа не имела собственного здания и помещалась в наемной крестьянской избе с платою «за квартиру 8-10 рублей за зиму». «Неоднократно перекочевывала из одного дома в другой, мерясь с неизбежными неудобствами: теснотой, темнотой, холодом».

«Всякому известны крестьянские избы в них и тесно, и сыро, и угарно, и темно». Все эти мытарство по частным домам негативно сказывались на обучении детей.

Обучение велось по программам, одобренным или изданным Святейшим Синодом. Большое число уроков отводилось Закону Божьему — главному предмету церковно-приходских школ и церковно-славянской грамоте и облегченным курсам русского языка и арифметики. Всего на предметы, связанные с религией, отводилось 46% учебного времени.

Преподавались: 1.Закон Божий (молитвы, священная история, богослужение, краткий катехизис). 2. Церковное пение. 3. Чтение гражданской и церковной печати и письмо. 4. Арифметика(1, 2, 28).

Учебный год начинался в период с 25 сентября по 1 октября после окончания полевых работ. Занятия начинались с 8 утра и продолжались до 14-15 часов. Перед началом уроков совершалось чтение и пение утренних молитв по порядку, указанному в учебном часослове. Молились перед началом и после урока. Во время утренней молитвы, молитвы по окончанию уроков и во время урока Закона Божия перед иконой горела лампада. Для записи темы урока и отметки отсутствующих(15) имелся специальный журнал. К 11-15 мая занятия в школе заканчивались. Экзамены проводились с 10 апреля по 15 мая(17). По окончанию учебного года проводился праздник Кирилла и Мефодия – просветителей славянских(17).

Епархиальные ведомости донесли до нас имена первых учителей Байновской школы. В 1892 году законоучителем школы был утвержден священник заводо-каменской церкви Николай Гаряев[1]. В отчёте «Церковноприходские школы за 1893-1894 учебный год» о нём сказано: «… Дело преподавания Закона Божьего ведёт основательно»(4).

Одной из первых учительниц, если не первой, была дочь священника церкви Каменского завода Михаила Тихомирова(12) девица Серафима Тихомирова. В 1893 г. она окончила Екатеринбургское епархиальное женское училище по первому разряду (на отлично) и выпущена с аттестатом на звание домашней учительницы(33). «Учительницей состоит с 1893 года»(32). Два учебных года 1893-1894 и 1894-1895 она точно работала в байновской школе. Жила она у отца в Каменском заводе, поэтому ежедневно ей приходилось преодолевать путь до школы и обратно длиной 8 вёрст, несмотря на это «учебное дело ведет хорошо»(5).

В 1893-1894 учебном году в школе было 47 учеников: 26 мальчиков и 21 девочка(31). Заведующим был священник Николай Гаряев. Учебники и письменные принадлежности (счеты, бумага, перья, карандаши и т.д.) выдавались бесплатно(6). «Помещение наёмное от общества»(31).

Имелось недельное расписание уроков, составленное «согласно требованиям программ для церковно-приходских школ, относительно количества уроков по каждому предмету и с соблюдением требований педагогики относительно дневного чередования уроков»(8).

К ученикам применялись следующие наказания: «замечание наедине и перед целыми классами, выговор, стояние на ногах во время уроков (за партой или у доски), задержание в школе на продолжительное время после уроков, сообщение о поведении виновного или малоуспешности его родителям»(8).

Несмотря на отсутствие собственного здания, по итогам 1893-1894 учебного года отмечалась, что «состояние и успех обучения в Байновской весьма хорошие»(7), а по итогам 1894-1895 учебного года — в числе «наиболее замечательных в воспитательном и учебном отношениях» школ Епархии(9).

«Посмотреть на процесс экзаменов и послушать ответы экзаменующихся» приходили родители и все желающие сельчане.

Количество учащихся – девочек в школе было мало. Главная причина – девочки активно привлекались для семейно-хозяйственных дел: нянчили детей, стирали, прибирались, ухаживали за скотом и т.д. Вскоре женская школа была преобразована в смешанную и в неё пошли мальчики. Учить грамоте будущих глав хозяйств было предпочтительнее. Кроме того, мальчикам, закончившим начальную школу, срок службы в армии сокращался с 6 до 4 лет. «Не в солдаты идти» – говорили крестьяне, оставляя девочек дома.

«Несмотря на предложение церкви позаботиться о постройке здания для школы крестьяне отказывались «по неимению средств, а частью и по своему невежеству». Лишь зимой 1899 года на сельском сходе было решено построить здание школы. К осени 1899 года школьное здание было готово.

«На освещение построенного здания собралось много народу: отцы и матери с детьми, просто прихожане, окружной наблюдатель церковно-приходских школ, волостной старшина и прочие. Все нарядно одеты. Перед молебном заведующим – законоучителем была сказана приличная случаю речь, в которой он поздравил прихожан с приобретением для школы здания, благодарил их за то внимание к школе». Возможно, им были сказаны примерно такие слова:

«Любезные наши прихожане! Доброе и великое дело вы совершили! Построив здание для школы, вы сделали добро не одному человеку, а многим; наша школа, при помощи Божьей, может существовать много лет, а потому, сколько детей в нашей школе просвещать себя своим учением, получать себе добро, сделаются истинными христианами, добрыми слугами Царя, степенными членами семейств и обществ, хорошими домохозяевами! Сделав добро многим, вы большую получите награду от Бога».

«Школа – отраднейшее явление, свет во мраке ночи, путеводная звезда на застланном небе. Благодарите Господа Бога, что у вас имеется такая школа, дорожите такою школою, сочувствуйте этой школе».

«Посылайте в школу учиться не только мальчиков, но и девочек. Девочки назначаются быть матерями своих детей, и они имеют более значения в учении и воспитании детей, чем мужчины. Отец находится дома не постоянно, урывками, как бы в гостях. Мать же постоянно живет дома, и дети неотлучно находятся при ней.

За вами отцы и матери остается теперь важный долг, поддержать это заведение, отдавать учить своих детей грамоте.

Отдавши детей в школу, не отвлекайте их на домашние работы. Дети, посвящая школу урывками, не постоянно, мало успевают в учении и отстают от своих товарищей. Но главное, на что я хочу обратить ваше внимание, вот что. Жертвуйте от своих трудов праведных на церковно-приходскую школу, жертвуйте и копейками. Ведь для школы требуется: книги, бумага, столы. Нужно иметь и хорошего учителя и готовое помещение поддержать в должном порядке.

Обучая детей в школе, вы этим самым предохраняете их от худых, порочных дел: пьянства, разгула, мотовства, щегольства. Нет, братья, не скупитесь жертвовать на церковно-приходскую школу.

Знайте же, братья, и твердо помните, что церковно-приходская школа имеет весьма важное значение для ваших детей. Дорожите же своею школою, посылайте непременно всех своих детей в школу, сочувствуйте ей, жертвуйте от своих трудов на школу. Помните: хорошие дети – утеха родителей.

Пришедши в возраст, дети ваши будут степенными членами семейств и обществ. Напротив, дети ваши, не ученные грамоте и вынужденные проводить жизнь свою в слепоте и неведении, будут постоянно роптать, и жаловаться на вас, и еще хуже того, будут обижать вас не только словами, но и действиями, от чего да сохранит вас всех Господь Бог. Аминь».

По окончании речи был совершен молебен, и комнаты школы были окроплены святой водою. После освещения школы и пожелания многолетия всем учащим и учащимся были розданы в память об освещении школы брошюры религиозно-нравственного содержания. Родители осмотрели здание школы и остались очень довольны.

Школы была деревянная под железной крышей[2]. Площадь всех помещений 186,4 м2. Было две классные комнаты площадью 44,8 м2 и 51, 4 м2. Квартира для учительницы состояла из комнаты площадью 22,4 м2 и кухни 9 м2 с русской печью. Обогревалась школа тремя круглыми печками-голландками.

С сентября 1899 г. в школе начинает работать Бельтюкова Екатерина Павловна. Она продолжала работать ещё в 1913-1914 учебном году. А возможно и позже. Это первая учительница, проработавшая в школе столь продолжительное время – 15 лет. Объяснить это, вероятно, можно лишь тем, что жила она в квартире при школе.

В 1901-1902 учебном году байновская школа в числе лучших школ Епархии «по успешности преподавания». Работали дьякон П. Плетнёв, учительница Бельтюкова Е.П., помощник учителя А.Федоров.

«Особенною любовью к церковно школьному делу, аккуратными исполнением обязанностей и сознанием высокой важности личного труда пастыря церкви в деле народного образования и воспитания молодого поколения в православно-народном духе заявили себя следующие о.о. заведующие и законоучители: …дьякон П. Плетнёв»(12).

«Особенно преданностью школьному делу, опытностью и наиболее успешной деятельностью отличались следующие учащие… Байновской – Е. Бельтюкова».

«Введены рукодельные занятие». Уроки рукоделия без «вознаграждения», помимо основных уроков вела Бельтюкова Е.П. «На уроках рукоделия девочки обучались: вязать, плетению кружев, вязанию салфеток, шитью и изготовлению искусственных цветов, вышиванию шерстью и нитками наконечников и полотенец. Население весьма сочувственно относилось к обучению девочек рукоделию и родители охотно отпускали своих детей на рукодельные занятия»(12).

Зимой в школе по праздничным дням ввелись религиозные чтения: о житие святых, разные надзирательные статья и объяснения. Характер чтения был почти торжественный. Слушателей собиралось от 20 и более(13). При чтениях 1901-1902 учебного года использовались световые картинки(12). «К религиозным чтениям население относилось сочувственно, и иногда после прочтения брошюры слушатели изъявляли желания купить её».

В отчёте об итогах 1902-1903 учебного года читаем: «…Ревностно относился к делу дьякон Байновской школы П. Плетнёв». Благодаря его трудам школа неоднократно отмечалась в числе лучших по изучению Закона Божьего и успеваемости учеников по этому предмету. Епархиальные ведомости № 9 за 1904 год сообщают о нём следующее: «…Главным деятелем в школе является заведующий и законоучитель дьякон П. Плетнёв. Несмотря на то, что деревня Байнова стоит от Каменского завода в 4 верстах, отец дьякон исправно преподает Закон Божий и к школе относится заботливо, в чём поможет ему Бог и на будущее время»(16). При этом он выполнял и свои прямые обязанности в приходе.

Церковное начальство благодарно Плетнёву и в следующем 1904-1905 учебном году. «Особенно ревностно к церковно-школьному делу заявили себя аккуратными и плодотворным исполнителем обязанностей следующие: «… Байновской-дьякон П. Плетнёв».

В 1903 году в школе было 42 ученика: из них 28 мальчиков и вдвое меньше – 14 девочек. Всего же детей школьного возраста 9-12 лет(34) в деревне Байнова было 71 человек (35 мальчиков, 36 девочек). Таким образом, лишь 80% мальчиков и 39% девочек посещали школу(25).

Религиозные чтения сопровождались песнопениями духовного и патриотического содержания.

В 1903 г. церковноприходские школы перешли на новые программы и одноклассная школа стала трёхгодичной.

В 1904 г. Екатеринбургские епархиальные ведомости в № 9 опубликовали краткую историческую справку о школе. «На основании школьной летописи считаем, небезинтересным сообщить краткие сведения о Байновской церковно-приходской школе, Камышловского уезда. Школа эта открыта в 1890 году сначала как женская, но вследствие малого количества учениц, скоро была преобразована в смешанную. Первое время она помещалась в наёмном от общества здании, темном и тесном, без квартиры для учительницы. Вследствие как этих неблагоприятных обстоятельств, так и ограниченности получаемого содержания учительницы постоянно менялись, в ущерб школьному делу. Только с 1899 года общество устроило собственное школьное здание, довольно просторное, теплое и светлое, с квартирой для учительницы, школа упрочила свое существование; количество учащихся стало постепенно возрастать и в последние годы доходило до 60 человек. Всего в школе за 13 лет её существования окончило курс 69 мальчиков и 15 девочек, а обучалось более 200 человек».

Материальное положение учителей было тяжёлым, что признавала сама церковь. «Епархиальные ведомости» № 3 за 1904 г. сообщали: «… Ни для кого не тайна, конечно, в каком часто материально не обеспеченном положении находятся наши труженики и труженицы на ниве церковно-школьного просвещения. Здесь не место бывает не только свойственным человеку мечтам о полном материальном обеспечении и об удовлетворении хотя бы и самых необходимых потребностей». Заработная плата учителей была 10-12 рублей в месяц. Формировалась зарплата из местных средств: кружных сборов, пожертвований земств, частных лиц, сельского общества. У помощника учителя была вдвое меньше. Для поддержки учителей церковно-приходских школ, оказавшихся в тяжёлом материальном положении, в 1902 году создается общество взаимного вспомосуществования (подобие кассы взаимопомощи). Годовой взнос члена общества составлял 2 рубля. Членом общества с момента его создания была Бельтюкова Е. П. – учительница Байновской школы(14).

В 1909 г. в школе обучалось 62 ученика(29).

Существовала школа за счёт средств, получаемых с общества и других источников. Ежегодно выделяло деньги на содержание школ церковно-приходское попечительство, открытое в 1907 г. при Свято-Троицкой церкви(21); Камышловское благотворительное общество и попечитель Федор Филиппович Соснин – владелец нескольких мельниц, одна из которых, 6-и этажная, с паровым двигателем, производительностью до 4 тысяч пудов муки в год, была построена в 1901 г. на р. Исети у д. Байнова(26). Епархиальные ведомости № 5 за 1913 год сообщали: «…Попечителем школы состоит Ф.Ф. Соснин, заботливо относящийся к нуждам школы и учащимся в ней. Так, в минувшем году (1912 г. прим. автора) им был произведён ремонт школьного здания на свои средства, а в текущем году при конце учебного года, когда голод в деревне особенно остро сказался, попечителем был пожертвован для учеников пятипудовый мешок крупчатки…». И далее «… К этому же времени (к концу 1912-1913 учебного года прим. автора) от Камышловского Благотворительного комитета получено школою 19 рублей 52 копейки деньгами, благодаря чему, школьный год удалось закончить вполне благополучно. Окончило курс школы 7 мальчиков и 2 девочки».

Байновская школа ни раз отмечалась за успехи в изучении отдельных предметов среди церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии:

— 1902-1903 гг. — в учебно-воспитательном отношении(13).

— 1903-1904 гг. – по изучению Закона Божьего. «Дети научены пению молитв и некоторым церковнопениям(15).

— 1904-1905 гг. – по церковному пению(19).

В 1911-1912 учебном году в школе работали: заведующий школой о. Василий Победоносцев, законоучитель диакон Кронид Аркадьевич Холмогоров(21,29) и две учительницы одна из которых Бельтюкова Е. П. Учеников 90 человек. Младшее отделение занималось в одной комнате, а среднее и старшее вместе в другой(20).

22 февраля 1912 г. школу посетил Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Митрофан. У крыльца школы высокого гостя встретил заведующий. «В школе дети пропели «Исполла», а потом по предложению Владыко, «под руководством учительницы Бельтюковой – «Отче наш и Царю небесный»(20).

В старшем отделении Владыко посетил урок Закона Божьего, который вместо Холмогорова вела его жена. «Владыко спросил одного ученика рассказать о Благовещении, а затем другого о Входе Господнем во Иерусалим. Дети рассказывают посредственно». Кроме того «заставлял читать выученные наизусть стихотворения и читать по книге «Новгород — памятник тысячелетия России». Некоторые ученики читали посредственно, другие же плохо»(20).

Проверив навыки чтения в среднем отделении, Владыко обратил внимание на то, что «читают против ударений, с ошибками» и рекомендовал учительнице «приучать детей к правильному произношению слов и вообще усилить свои занятия с учениками», по Закону Божьему ученики отвечали удовлетворительно. «На вопросы из арифметики давали безошибочные ответы».

«В младшем отделении читают все учащиеся, кроме двух отстающих»(20).

«Владыко просмотрел также тетради по чистописанию и диктовке в двух старших отделениях. Почерк, усвоенный учащимися, правильный»(20).

Прощаясь, Архипастырь подарил каждому ученику шейный крестик на ленте и небольшие брошюрки и листочки религиозно-нравственного содержания(20).

В 1911-1912 учебном году школу дважды посетил камышловский уездный наблюдатель. «Во время своего посещения наблюдатель проверял познания учащихся, документы; осматривал помещение, делал учащим и заведующему те или иные указания, а затем о замеченных недостатках докладывал, кому следует».

В 1913 г. Епархиальные ведомости № 8 писали о заведующим школой В. В. Победоносцеве как о «наиболее ревностно относящемуся к своему делу»(22). 10 июня 1918 г. он был зарублен Красными на станции Синарская(30). Похоронен.

В 1913-1914 учебном году школа отмечается как лучшая по изучению церковнославянского языка(24). Отмечается также, что «… Особо ревностны учащие общеобразовательных предметов …Бельтюкова в Байновской школе»(24).

«Учебный год 1914-15 начался поздно. Вместо первых чисел сентября – в 20-х числах и то не при полном составе учащихся. Причина – I мировая война, лишившая многие семьи главных работников – мужчин, призванных на военную службу. Уборка хлебов и другие осенне-полевые работы затянулись, а дети принимали в них самое деятельное участие. Начавшись с опозданием, учебный год не отличался продолжительностью. В связи с ранней пасхой 1915 г. (22 марта) уже 14 марта дети были отпущены на пасхальные каникулы, а в конце апреля по случаю дружной весны многие дети были привлечены родителями для выполнения посильных работ в поле. Число учебных дней составило 140(24). По итогам учебного года школа была в числе лучших по изучению арифметики(24)». В школе была библиотека. Книгами для внеклассного чтения пользовались как дети, так и взрослые, большинство из которых – бывшие ученики. Выдача книг производились еженедельно в установленные часы(24).

Война наложила отпечаток на рукоделие. Вместо прежних кружев вязали шарфы, варежки, шлемы. «Все это отсылали на театр военных действий».

В 1914-1915 учебном году учителя и ученики пожертвовали на нужды обороны 33 рубля 61 коп. за что школа получила ВЫСОЧАЙШУЮ благодарность. Деньги по тем временам немалые – корова стоила 5 рублей(24).

Источники:

  1. Васильева А.М. Забытый Курган / А.М. Васильева. – Курган: Изд-во «Зауралье», 1997.
  2. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1887. – № 18.
  3. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1893. – № 7.
  4. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1895. – № 25.
  5. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1895. – № 27-28. – С.4.
  6. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1895. – № 33.
  7. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1895. – № 34.
  8. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1895. – № 35.
  9. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1895. – № 36. – С.953.
  10. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1899. – № 50. – С.1150.
  11. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1899. – С.20. – (прил. 24).
  12. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1903. – № 7 (отд. неофиц.). – С.174,176,179,180,188,193,200.
  13. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1903. – № 23.
  14. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1904. – № 3.
  15. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1904. – № 5. – С.78.
  16. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1904. – № 9.
  17. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1904. – № 10.
  18. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1905. – № 13.
  19. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1905. – № 24.
  20. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1912. – № 11 (отд. неофиц.). – С. 252, 253.
  21. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1913. – № 5. – С.128-129.
  22. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1913. – № 8. – С.26-28.
  23. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1913. – № 10. – С.47.
  24. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1915. – № 3.
  25. Журнал XXXIV очередного заседания Камышловского уездного земского собрания. 1903 г. – Пермь, 1904.
  26. Каменск-Уральский. – Свердловск, 1974.
  27. Приходи и церкви Екатеринбургской Епархии. – Екатеринбург, 1902.
  28. Сафронова А.И. Сельская школа на Урале в 18-19 в.в. и распространения грамоты среди крестьян / А.И. Сафронова. – Екатеринбург, 2002.
  29. Справочная книга Екатеринбургской Епархии на 1909 г. – Екатеринбург, 1909.
  30. Уральский рабочий. – 1998. – 19 авг. (№ 157 (24660)).
  31. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1894. – № 21 (отд. неофиц.). – С.14-15.
  32. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1895. – № 23.
  33. Екатеринбургские Епархиальные ведомости. – 1893. – № 29-30. – С.672.

Автор: В.А. Гусев, учитель географии школы №16

Вестник краеведа №5


[1] Вероятно, он был одновременно и заведующим школой, так как в то время часто существовала практика — заведующий школой и законоучитель было одно лицо.

[2] Находилось здание в районе, где теперь находится лицей №9.

Нет комментариев. Ваш будет первым!
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Мы собираем cookie. Вы не против?