Каменское художественное литье из чугуна
Невзрачный, как простой валун, равняться с бронзой он не может,
Но, если мастер сердце вложит, сравнится с золотом чугун.
Возьму фигурку на ладонь — она из чугуна отлита.
Не твой ли быстрокрылый конь вздымает звонкие копыта ?
Не ты ли рвешься сквозь огонь с врагами злобными сразиться?
Не твой ли путь запечатлен рукою каменца — умельца?
(Л.К. Татьяничева)
Производство художественного литья на Каменском заводе — одно из звеньев уральского декоративно — прикладного искусства, общая панорама которого без него была бы неполной и искажённой. За два столетия исторического развития Каменское литьё обрело неповторимое творческое лицо и заняло свою нишу в промышленном искусстве Урала. В XVIII — XIX веках оно имело широкую известность и за пределами нашего края. Сведения о нём публиковались в периодических изданиях тех лет. Каменские мастера первыми на Урале открыли художественные возможности чугуна.
К сожалению, еще слишком мало написано и рассказано о Каменском чугунном литье. А между тем феномен Каменского чугунного литья играет самосознания.
В чем же заключается феномен Каменского художественного чугунного литья? Движимое исключительно инициативой заводских умельцев — самоучек оно изначально воплотило в себе истинно народные представления о прекрасном.
Художественные изделия Каменских мастеров характеризуются
1) натуралистичностью,
2) наивным простодушием образных решений,
3) грубоватым юмором.
Свойственная бытовым изделиям каменцев житейская обыденность заключает в себе особую теплоту и предрасположенность к повседневному общению.
Каменское художественное литьё рождалось и развивалось без направляющей руки скульпторов — профессионалов в отличие от Каслей. Поэтому оно ближе к народным крестьянским вкусам.
Совершенно очевидно, что, будучи неискушенными, в искусстве ваяния, Каменские мастера — модельщики черпали свои пластические и композиционные средства исключительно в натуре и во всех деталях сохраняли ей верность. Декоративность изделия отыскивалась в натуральности первоисточника. Примером здесь могут служить пепельницы «Корзина с гирляндой», «Виноградный лист», «Цветок» (Каменск — Уральский краеведческий музей).
Среди других уральских заводов, производивших художественные отливки, Каменский был первооткрывателем и лидером в архитектурном литье, в котором он всегда преуспевал. Собственно, слава Каменского литья началась с выполнения знаменитой готической арки для Царскосельского парка под Санкт — Петербургом в семидесятых годах ХУШ века.
Открытием художественного литья на Урале стали Каменские чугунные колокола, заменившие дорогостоящую и дефицитную бронзу, первый из них весом в один пуд и 26 фунтов, украшенный скромной орнаментальной каймой, сохранился в Шадринском краеведческом музее. На внешней поверхности колокола отчетливо читаются дата отливки — «1702» и заводское клеймо.
Каменские мастера сумели преодолеть издавна сложившуюся репутацию чугуна как грубого металла, могущего использоваться только для отливки тяжелого орудия — пушек. На литье орудий шел чугун высшей пробы. Это обстоятельство сформировало у мастеров ответственное отношение к работе и высокую технологическую дисциплину, чувство эстетической тонкости и точности исполнения.
Первыми опытами Каменских мастеров в освоении декоративного литья стало изготовление напольных плит. К их выпуску завод приступил еще в первой четверти XVIII века. Чугунные плиты широко использовались тогда в административных, производственных и культовых зданиях. Ими устилали полы, как материалом более прочным и дешевым по сравнению с деревом, если ещё учитывать и фактор долговечности. Выпуклые геометрические узоры препятствовали скольжению. Для напольных плит была характерна стандартная композиционная схема. В центре на пересечении диагоналей в квадрате располагались розетки. Из углов расходились лучи, по краям — бордюрные орнаментальные ленты. Чугунные плиты придавали интерьеру парадную торжественность.
Высшим достижением уральского художественного литья XXVIII века, одним из самых интересных и значительных его произведений стала арка в готическом стиле, выполненная на Каменском заводе для Царскосельского парка под Санкт- Петербургом.
Это художественное великолепие как нельзя лучше соответствовало торжественным формам классицизма. Все работы по формировке, литью, чеканке и очистке этого громадного архитектурного изделия выполнили Каменские мастера Иван Петров и Иван Головин, Григорий и Иван Устиновы, Петр Воронин, Никита Кузнецов и Алексей Садовников, Василий Шамарин и Иван Партии, Михаил Трофимов, Дмитрий Прокопьев и Михаил Заостровских.
Огромную роль в формировании архитектурного облика Каменского завода и его поселка сыграл выдающийся уральский зодчий Михаил Павлович Малахов (1781-1842). Вместе с другими горнозаводскими архитекторами он заложил основы гражданского, промышленного и культурного строительства на Урале. С его именем связано здесь распространение и развитее художественно- стилистических идей классицизма в 20-30 годах XIX века.
Творчество М.П. Малахова невозможно представить без художественного чугуна. В характерном для его творчества комплексном подходе в проекты оформления интерьеров закладывались и архитектурные чугунные детали: колонны и напольные плиты, лестничные и каминные решетки, балясины и перила — все исполнялось в стилевом единстве с архитектурой зданий.
Разнообразные по композиции ажурные произведения М. П. Малахова, тем не менее, укладываются в две основные художественно — стилистические схемы — или с использованием мотива пересекающихся колец или с преобладанием вертикальных пересекающихся линий. Наиболее ярким примером органического соединения этих приемов является декоративное решение заводской конторы и ее территории.
В конце тридцатых годов XIX века Каменские мастера приняли участие в оформлении памятника «Покорителю Сибири Ермаку» в Тобольске. Мраморный монумент в виде обелиска был сооружен на высоком берегу реки по проекту архитектора А.П.Брюллова.
Художественное литье маскаронов сформировалось на Каменском заводе, на рубеже XVIII-XIX веков. С этого времени в его ассортименте прочно обосновалось одно из самых замечательных декоративных изделий, ставшее своеобразной Каменской классикой, — дверная накладка «Святой Георгий — Победоносец». Первые отливки данного произведения относятся еще к концу XVIII века.
Каменское произведение не является в прямом смысле копией новгородской иконы или иллюстрацией к сказке. Это совершенно самостоятельная работа, хотя и основанная на традициях народного творчества. Скачущий на коне воин, в резком повороте поражающий копьем крылатого змея — такова общая сюжетная канва всех произведений — литературного, живописного, скульптурного.
Во второй половине XIX века Каменский завод в числе казенных предприятий Екатеринбургского горного округа участвовал еще в нескольких всемирных выставках — в Лондоне (1862), Париже (1867), Вене (1873), Чикаго (1893).
На Парижской всемирной выставке 1877 года Каменский завод представлял образцы чугуна, руд, флюсов, различные художественные изделия.
В каталоге Всероссийской промышленно-художесгвенной выставки 1882 года в Москве Каменский завод значился под № 46 экспонаты — чугун, артиллерийские снаряды, посуда, мебель, напольные плиты, художественные изделия, выставленные в IV группе (горная промышленность) были удостоены Почетного Диплома.
Самой представительной и наиболее успешной для Каменского завода стала Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка 1887 года в Екатеринбурге. В ее каталог были включены 134экспоната: образцы руд, флюсов, чугуна, художественные изделия.
В номинации «За изделия чугунного литья» Каменский завод был удостоен Золотой медали. Заметим, что Касли получили на этой выставке Большую серебряную медаль, а Куса — Похвальный отзыв.
Приоритет Каменского художественного литья на Урале был отмечен и на последующих отечественных и зарубежных выставках.
XIX столетие вошло в историю Каменского художественного литья периодом наиболее интенсивного развития.
Автор: Кашеваров Андрей, лицей №10.
Руководитель: Садовникова Фаина Вячеславовна
Стяжкинские чтения 2012