Василий Победоносцев. Некоторые факты биографии.

4.94K
Автор:
Василий Победоносцев. Некоторые факты биографии.

С точки зрения православной веры, святые – это заступники и молитвенники перед Богом о живущих людях. Особо они молятся о той местности, где сами когда-то проживали.

Каменская земля имеет своих святых. Один из них – священномученик Василий Победоносцев. В настоящее время имеется его жизнеописание, подготовленное сотрудниками Комиссии по канонизации святых Екатеринбургской епархии (ныне – митрополии) . Но хочется его уточнить и дополнить фактами из жизни о. Василия, а также обозначить ряд моментов, которые пока слабо проработаны.

Василий Владимирович Победоносцев обучался в Пермской духовной семинарии. В 1870 году он окончил её со степенью студента .

Пока неясно, чем он занимался в период с 1870 по 1876 годы.

В «Справочной книжке на1915 год» указан 1873-й как год начала служения о. Василия. Ранее попадался и 1878-й. Последняя дата – это, судя по всему, опечатка, но всё равно непонятно, когда же он принял священный сан и служил ли до этого диаконом.

В 1877 году он служит вторым священником в Введенской церкви села Травянского (рядом с Каменским Заводом). При этом он является депутатом епархиального съезда от 3 церковного округа Камышловского уезда . В этом же храме мы видим его и в 1882, 1885, 1887 годах. За это время о. Василий награждён набедренником .

Ко дню Святой Пасхи, вапреле 1890 года, за службу по гражданскому ведомству священник Василий Победоносцев награждён скуфьей .

28 июля 1890 года он по-прежнему служит в Травянском. В этот день он преподносит подарок от причта и прихожан своему старшему сослуживцу по храму священнику Димитрию Шкулёву в связи с его 50-летним служением в священном сане .

В 1891 году, 9 апреля, о. Василий перемещён из Травянского села в Каменский Завод . И по резолюции Его Преосвященства от 24 июня 1892 г. помощник благочинного 2 церковного округа Камышловского уезда священник Василий Победоносцев утверждён в должности благочинного . В Свято-Троицком храме Каменского Завода он будет служить до своей мученической кончины.

Изображение

о.Василий (второй справа) среди духовенства и мирян

Судя по всему, о.Василий ревностно исполнял свои обязанности. Так, например, в июле 1894 года правящий архиерей выражает ему свою «признательность за сочувственное отношение к нуждам бедных славян» . В мае 1895 года Святейшим Синодом за заслуги по духовному ведомству ко дню рождения Его Императорского Величества о. Василий награжден камилавкой . А в июне 1896-го «Его Преосвященством объявлена признательность, с внесением в послужной список, благочинному 2-го округа Камышловского уезда священнику Василию Победоносцеву за отлично-усердное прохождение им благочиннических обязанностей» .

Когда первый священник храма, о. Николай Гаряев, из-за болезни выводится за штат (октябрь 1897 г.), его место занимает о. Василий, который до этого момента занимал третью вакансию священника . Т.е. он стал настоятелем.

В 1898-м Василий Владимирович избирается от Камышловского уезда в наблюдательный совет съезда депутатов духовенства епархии (вероятно депутатствовал он и в другие годы) . А также участвует в работе Православного миссионерского общества .

Неудивительно, чтотакая деятельная натура, как о. Василий, получает церковные и государственные награды. В мае 1899 года, ко дню Рождения Его Императорского Величества, от Святейшего Синода он награждается наперсным крестом . В мае 1905-го Государь Император награждает его (своим указом) орденом святой Анны 3 степени . В 1907 году о. Василия (как бывшего благочинным в то время) награждают в числе прочих за участие в деятельности этого Общества во время минувшей Русско-японской войны 1904-1905 годов .

Но в 1907-м 2 церковного округа Камышловского уезда От этой должности о. Василий, согласно прошению, уволен 29 марта 1906 года .

Вместе с ним в это время уже служит священник Петр Иоаннович Корелин, также впоследствии замученный большевиками .

Но одним настоятельством о. Василий себя не ограничивает. Он также заведует Байновской церковно-приходской школой .

16 августа 1912 года в Свято-Троицкой церкви Каменского Завода состоялось торжественное Богослужение, возглавляемое Преосвященнейшим Митрофаном, епископом Екатеринбургским и Ирбитским. Был объявлен указ Святейшего Правительствующего Синода от 11 мая с.г. за № 690 о возведении сей церкви на степень собора, а о. Василий был возведен в сан протоиерея .

Ну, вот мы подошли и к смерти о. Василия.

Из фондов Екатеринбургского губернского комитета РКП(б):

«№366. Начальнику милиции Камышловского уезда.

Во второй половине июля месяца 1918 г. в заводе Каменском, Камышловского уезда, был убит священник церкви этого села о. Василий Победоносцев. По разрытии ямы, в которой он был зарыт, голова у него оказалась почти отрубленной. В этой же яме, кроме того, оказались тела еще нескольких других лиц. Предварительный арест (перед тем) о. Победоносцева был вызван якобы тем, что он разрешил звон к обедне вопреки запрещения совета. Переговоры по этому поводу с советом вела особая депутация от прихожан во главе с [грам.] Кузнецовым» .

Изображение

Верхняя часть поминального листка

Из поминального листка «Помяни Господи души усопших рабов Божиих убиенных» нам известна дата, когда священник Василий Победоносцев был зарублен большевиками на станции Синарской – 10 июня 1918 года. Возможно, это опечатка или даже ошибка, но об июле месяце нам говорит и запись в метрической книге . К сожалению, там не указан день смерти (стоит прочерк), но дата погребения написана – 17 июля (по старому стилю). Возраст убитого – 70 лет (т.е. дата рождения о.Василия находится в пределах с 18 июля 1847-го по 17 июля 1848 г. ст.ст.).

Что если о. Василий был убит 10 июля по старому стилю, отпет и похоронен 17-го, а в докладной записке начальнику милиции летоисчисление приводится уже по новому стилю? В этом случае противоречий с датами нет.

Вот и исследователь военных действий на шадринском направлении летом 1918 года Александр Кручинин пишет, что вечером 25 июля 1918 года (н.ст.) станция Синарская опустела. Утром 26-го в поселок вошли сибирские казаки и пехота. А до этого времени отступающие красные войска сосредоточились в Каменском Заводе и на станции Синарской (ныне это всё территория г. Каменска-Уральского). 22 или 23 июля им поступил приказ об отводе частей для обороны Екатеринбурга. И санкционированный большевиками вывоз материальных ценностей, продовольствия и грабеж местных жителей усилился.

«Перед отходом были расстреляны многие заложники, их тела лежали в плохо засыпанных ямах до прихода белых и чехословаков. На станции было выкопано тело протоиерея Василия Победоносцева, убитого 23 июля за то, что он пытался служить обедню в воскресенье без разрешения совдепа» .

Июльские даты в свете описываемых событий более логичны .

Кроме того, сам поминальный листок вводит читателя в заблуждение, поскольку в нем приведены даты как по старому, так и по новому стилям , хотя при этом сообщается, что используется только старый стиль. Не надо сбрасывать со счетов и возможные опечатки.

Отпевание и погребение протоиерея Свято-Троицкого собора Василия Владимировича Победоносцева совершили четверо священников (в их числе Иоанн Спасский, Николай Бирюков, Павел Гресев), несколько диаконов и псаломщиков. Похоронили его «на приходском кладбище в братской могиле» вместе с другими убитыми .

Откликнувшись на желание шадринскаго духовенства почтить память мучеников-собратьев, погибших от злодейских рук большевиков, и желая лично посетить места страданий и смерти убиенных и на местах выяснить обстоятельства этих печальных событий, Преосвященный Екатеринбургский Григорий 20 августа 1918 года (по старому стилю) выехал в Камышловский и Шадринский уезды. В ходе поездки архипастырь посетил и Каменский Завод, где был встречен многочисленным собранием народа. 21 августа он служил всенощную в Спасо-Преображенском женском монастыре, ограбленном большевиками на 20000 рублей. А на следующий день, при большом стечении каменцев, в соборе была совершена литургия и затем панихида на братской могиле, в которой погребен о.Василий Победоносцев и другие убиенные .

«После прихода белых, в 1918-19 годах в Каменском Заводе работала след­ственная комиссия, являвшаяся отделением Камышловской уездной следственной комиссии, созданной по постановлению Временного Сибирского правительства от 20 июня 1918 года. Комиссия рассматривала факты и привлекала к ответственности лиц, замешанных в большевистском движении.

В частности устанавливались участники демонтажа оборудования чугуноплавильного завода, поджога Байновского моста, захвата заложников из числа состоятельных жителей, похищений общественных денежных касс, нарушения покоя насельниц Преображенского монастыряи других злодеяний красногвардейцев.

Наиболее громкое дело – расследование убийств красными около станции Синарской каменского батюшки Василия Победоносцева и колчеданских священно — и церковнослужителей. Само следственное дело не найдено. Однако по сохранившимся в архиве Свердловского обкома партии воспоминаниям каменца П.Цикарева известно, что каменская комиссия арестовала и отправила в Камышловский уездный суд некоего Ивана Исакова и еще нескольких человек, подозреваемых в избиении и казни священнослужителей. Уездным судом они были признаны виновными и приговорены к 20 годам каторжных работ. Но, по слухам, при этапировании Иван Исаков и еще четверо каменцев погибли при загадочных обстоятельствах. Цикарев утверждает, что они были расстреляны в селе Никольском, что в 17 верстах от города Камышлова» .

Священномученик Василий Победоносцев причислен к лику святых решением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года по представлению Екатеринбургской епархии. День его памяти по церковному календарю по состоянию на сегодняшний день – 10/23 июня.

Священномученик Василий, моли Бога о нас!

Икона Священномученика Василия

В августе 2015 года в Свято-Троицком соборе Каменска-Уральского появилась новая икона — образ священномученика Василия Победоносцева.

Изображение

Икону по благословению владыки Мефодия, епископа Каменского и Алапаевского, написал иерей Ростислав Новицкий, клирик Каменской епархии, художник по образованию.

За основу он взял фотоснимок причта собора начала ХХ века. Это изображение он переработал в иконописной манере. Сначала, сделав рисунок, получил благословение владыки, а потом написал икону. Работа продолжалась несколько месяцев, начиная с конца лета прошлого года, перед Великим постом была закончена.


Екатеринбург, 2008. — С. 78-80.

Справочная книга всехокончивших курс Пермской Духовной семинарии. — Пермь, 1900. — С. 66.

Справочная книжкаЕкатеринбургской епархии на 1915 год. — Екатеринбург, 1915. — С. 92-93.

Справочная книжкаЕкатеринбургской епархии на 1904 год. — Екатеринбург, 1904. — С. 181-183; Справочнаякнижка Екатеринбургской епархии на 1905 год. — Екатеринбург, 1905. — С. 213.

Адрес-календарь Пермскойепархии на 1877 год. — Пермь, 1877. — С. 26, 57. Некоторые округа в дальнейшемподвергались территориальным изменениям.

Пермский епархиальныйадрес-календарь на 1882 год. — Пермь, 1882. – С. 160; Пермский епархиальныйадрес-календарь на 1885 год. — Пермь, 1884. — С. 179; Адрес-календарьЕкатеринбургской епархии на 1887 год. — Екатеринбург, 1887. — С. 105.

Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1890. – 28 апр. (№ 16). – С. 357. – (офиц. отд.).

Екатеринбургские епархиальныеведомости. – 1890. – 27 окт. (№ 42). – С. 974-976. – (неофиц. отд.).

Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1891. – 4 мая (№ 17). – С. 379. – (офиц. отд.).

Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1892. – 18 июля (№ 29). – С. 731. – (офиц. отд.).

Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1894. – 13-20 авг. (№ 33-34). – С. 821. – (офиц.отд.).

Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1895. – 27 мая (№ 22). – С. 535. – (офиц. отд.).

Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1896. – 29 июня (№ 26). – С. 664. – (офиц. отд.).

Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1897. – 16 окт. (№ 20). – С. 473-476. – (офиц. отд.).

Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1898. – 16 апр.-1 мая (№ 8-9). – С. 209. – (офиц.отд.).

Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1898. – 1 июня (№ 11). – С. 287. – (офиц. отд.).

Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1899. – 1 июля (№ 13). – С. 304. – (офиц. отд.).

Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1905. – 16 мая (№ 10). – С. 215-216. – (офиц. отд.).

Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1907. – 15 июня (№ 23). – С. 295-296. – (офиц. отд.).

Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1906. – 16 апр. (№ 8). – С. 113. – (офиц. отд.).

Справочная книжкаЕкатеринбургской епархии на 1909 год. – Екатеринбург, 1909. – С. 145-146.

О. Петр упоминается вКаменском Заводе также и в 1905 г. // Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1905год. – Екатеринбург, 1905. – С. 212-214.

О. Петр былутоплен большевиками в реке Туре вместе с епископом Гермогеном (Долгановым) около полуночи с15 на 16 июня 1918 г. Причислен к лику святых в 2000 г. по представлениюТобольской епархии.

Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1912. – 11 марта (№ 11). – С. 252. – (неофиц. отд.).

Екатеринбургскиеепархиальные ведомости. – 1912. – 26 авг. (№ 35). – С. 387-388. – (офиц. отд.).

ЦДООСО. Ф.76. Оп.1. Д.780.Л.127.

Метрическая книгакаменского Свято-Троицкого собора за 1918 год. – С. 231. – Часть 3.

Кручинин А.М. Изменчивоесчастье войны… – Екатеринбург, 2012. – С. 67. Здесь все даты даны по новомустилю.

Необходимо полнееисследовать обстоятельства и дату смерти.

Например, дата смерти о.Петра Корелина указана 28 июня.

Приходское кладбище в товремя, как известно, располагалось возле Покровской церкви (на горе). Но не всетак просто. Необходимо проанализировать метрическую книгу, чтобы точноопределиться с местом захоронения (на горе или возле собора), и чтобыпопытаться выявить захороненных вместе с о. Василием людей.

Тобольские епархиальныеведомости. – 1918. – 10(23) окт. – 1(14) нояб. (№ 26-27-28). – С. 249-250. –(часть неофиц.).

Тайны Старого Каменска //Каменскийрабочий. – Каменск-Уральский, 2007. – 8-9 февр. (№ 15 (19189)). – С. 9.

С работой «Неполный анализ одной фотографии» можноознакомиться в краеведческом отделе библиотеки им. А.С. Пушкина.

P.S. Когда этот материал готовился к публикации, сталоизвестно, что на основании новых данных Комиссией по канонизации святыхЕкатеринбургской митрополии подготовлено обоснование для переноса даты памятисвященномученика Василия с 10 июня (23 июня по н.ст.) на 10 июля (23 июля пон.ст.).

Источники:

Вестник краеведа №5

Сайт Каменской епархии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Мы собираем cookie. Вы не против?