Мифы о Каменских пушках

Автор:
В. Ермаков

8 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 года состоялось зна­менитое Бородинское сражение между русской и французской ар­миями. Вот уже 200 лет мы не за­бываем парадокс Бородина, когда отступление обернулось победой. Странная история произошла. Но противоречий немало отыщет­ся как в истории России, так и в истории нашего города. Напри­мер, мифы о каменских пушках 1812 года.



Миф первый. Каменские пушки участвовали в Отечественной войне 1812 года.

Родоначальником мифа можно считать историка техники Виктора Васильевича Да­нилевского (1898-1960). В 1945 году в Свердловске он опубликовал очерк «Урал в Отечественной войне 1812 года». Он первым сказал, что «сверлильные станы обрабаты­вали на Каменском и Нижне-Исетском заводах русские пуш­ки, победоносный гром которых приводил в трепет врага до са­мых берегов Сены».

В 1958-64 годы, в хрущевскую «оттепель», газета «Камен­ский рабочий» опубликовала очерк Аркадия Коровина (1923- 2001). Краевед из поселка Белоярский в 1962 году ошибочно заявил, что «в 1812 году только с са­мого Каменского завода было отправ­лено в армию Кутузова 228 пушек». Приятная идея о сопричастности Ка­менска к освободительной борьбе впоследствии вдохновила каменских писателей и поэтов Н. И. Буйносову, Л. П. Байнова, В. П. Шевалева на исторические ляпы: они смело назы­вали места сражений, где из камен­ских пушек стреляли по французам.

Интересно, что ни один из авторов не ссылался на документы или иные источники, они просто выдавали же­лаемое за действительное. Как к это­му относиться? Во-первых, всегда следует читать критически. Во- вторых, краеведческие заметки и книги - ли­тература любительская, а потому часто не научная.

В общем, приятной версии есть контрвер­сия. Во-первых, историки не знают докумен­тов или материалов, подтверждающих посылку или нахождение каменских пушек в армиях Багратиона, Барклая или Кутузова или в каких-либо иных армиях. Во-вторых, русская полевая и осадная артиллерия всег­да была только бронзовой, а Каменский за­вод выпускал чугунные стволы, предназначенные не для полевых воинских формиро­ваний.

Стволы в России отливались из специального «артиллерийского металла». По совре­менной терминологии сплав называется двухкомпонентной бронзой (медь - 90%, олово -10). Но из-за экономии средств боль­шую часть производимых в империи стволов изготавливали из специального пушечного чугуна. Чугунные орудия имели другие кон­структивные размеры, особенности и предназначение. Их применяли для вооружения только военных кораблей и крепостей. Наша армия накануне французского нашествия была вооружена до зубов пушками и едино­рогами «по штатам» системы 1805 года, и никакое дополнительное присутствие «чу­гунных замарашек» среди золотого артилле­рийского блеска на полях сражений было попросту не нужным.

Миф второй. Каменцы служили в армии Кутузова.

Разумеется, очень престижно для истори­ка установить факты участия каменцев в во­инских частях, задействованных в сражениях против Наполеона. Но, видимо, в Каменске еще не родились исследователи, которые бы нашли свидетельства о рекрутских наборах в Камышловском уезде.

Пока - одни предания. Среди них есть,ин­тересные. Например, Аркадий Коровин - без указания на источник - утверждает, что де­ревня Поплыгина, некогда существовавшая в Каменском городском округе, прежде на­зывалась Атлыкуль, а затем - Москвиной, или Москвой. По Коровину, будто бы ее основал солдат, который возвратился из армии Куту­зова и назвал в память о Москве, «спаленной пожаром». Если фантазировать дальше, то он мог быть мещеряком с реки Синары. Но этот фольклор - уже от меня.

К сожалению, сегодня историки не рас­полагают списками нижних чинов и другими архивными документами, которые зафикси­ровали бы участие каменцев в борьбе с французскими захватчиками. Во времена Александра I составляли мартирологи уби­тых, раненых и отличившихся только дворян- офицеров. Поэтому факты писатели найти не могут и сочиняют красивые мифы, выда­ваемые за правду.

Миф третий. Каменцы - выдающиеся пушечных дел мастера.

Современные каменцы историю рабочего класса Каменска-Уральского читают все еще в изложении вульгарных сталинистов. А у тех методологический принцип был простой - правда там, где интересы КПСС. Поэтому и написал географ и партийный активист Аркадий Коровин такие слова про 1812 год: «Управляющий Каменского завода Грамматчиков, наряду с жестоким обращением с «работным людом», сумел воспитать пре­красные кадры пушкарей». Исторических документов, которые подтверждали бы этот тезис, нет. Почти ничего не известно и о па­триотизме каменцев.

На Каменском чугуноплавильном заводе не было вольнонаемных рабочих. Все муж­чины, их жены и дети были государственны­ми крепостными людьми и делились на две сословные группы: мастеровые, и непремен­ные работники. Каменские рабочие не имели собственности, не могли покинуть завод по своему желанию, перейти в другое сосло­вие. Но и в этом рабстве, когда другая жизнь была неизвестна, каменцы любили труд, на­чальство, верили в царя и в Бога. Неизвест­но, слышали ли они о намерении Наполеона отменить в России крепостное право и от­крыть шлюзы капитализму. И если бы услышали, то, скорее всего, не поняли бы, о чем идет речь.

Выражаясь по-современному, горнозаводская корпоративная этика тогда была покруче нынешней: за непови­новение рабочих били шпицрутенами и садили в каталажку. Так превентив­но выбивали «французский дух сво­боды» и формировали покорность. Царский историк В. И. Семлевский приводит интересные дневниковые записи конца июня 1812 года коман­дира 7-го пехотного корпуса Николая Николаевича Раевского (1771 -1829): «Я боюсь прокламаций, чтобы не дал Наполеон вольности народу, боюсь в нашем краю внутренних беспо­койств».

Андрей Иванович Мачуженко, пер­вый секретарь горкома КПСС, со-товарищи боялись того же самого, поэтому благостные вымыслы краеведов они использовали в книге «Каменск-Уральский - город на Исети» (1967 год). В этом же году на высоком берегу каменского пруда был установлен монумент «Пушка». Вчитаемся в текст мемориальной доски: «Каменским ра­бочим, пушечных дел мастерам, тем, кто Россию навеки прославил, пятидесятый октябрь в память и в честь эту пушку как сим­вол поставил». Правда, конкретные имена героев не вписали: их не знали.

При советской власти родились патриоти­ческие лозунги «Славный вклад каменских пушкарей», «Каменцы не посрамили чести уральских мастеров». Однако в царской Рос­сии никогда не гордились пушками - стан­дартными «железками», а восхищались ар­тиллеристами - людьми, умевшими стрелять из них и погибать во славу русского оружия.

Да, очень живучи и популярны у нас мифы. Вымысел - это душа народа, хотя и реаль­ность, например, о каменских пушках, не менее интересна.


17.01.2017 22:13
122

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!