Архитектура 1940-1950 годов соцгорода УАЗа в Каменске-Уральском

Автор:
С.И. Гаврилова

До Великой Отечественной войны в Советском Союзе существовали три алюминиевых завода – Волховский, Днепропетровский и Каменск-Уральский. В начале войны Волховский и Днепропетровский заводы были эвакуированы в г. Каменск-Уральский. С 1941 по1943 гг. УАЗ (Уральский алюминиевый завод) в Каменске-Уральском был единственным в СССР, который противостоял всем алюминиевым заводам Европы, работавшим на фашистскую Германию. Завод работал круглосуточно, в 3 смены, выпускал алюминий для производства самолетов для Советской Армии (на нем трудились местные жители, эвакуированные, мобилизованные на трудовой фронт, стройбатовцы, спецпереселенцы).

В 1941 г. вышло Постановление Совета Министров о строительстве промышленных предприятий в военных условиях и …о строительстве жилых помещений для эвакуированных с требованием: «разослать проекты упрощенных жилищ» [5].

С начала Великой Отечественной войны в 1941 г. по постановлению ЦК ВКП(б) и Правительства в Каменск-Уральский была направлена группа строителей Дворца Советов, заложенного перед войной в Москве, под руководством инженера А.Н. Прокофьева [10, с. 108], [7, с. 85-86]. Он возглавил трест «Уралалюминстрой», главным инженером треста стал Я.Ф. Попов, а затем его сменил А.М. Кораблинов. В город было переброшено более 20 строительных коллективов.

Рис.1. Фрагмент генплана г. Каменска-Уральского. Соцгород УАЗа. 2006 г.

В Каменске-Уральском в военные годы находились: академик архитектуры Б.М.Иофан, крупные архитекторы и инженеры П.В. Абросимов [1, с. 91, 171, 232, 415], А.М.Кочунов, В.Н.Насонов [1, с. 265, 415], [11, с. 17], Б.А. Дзержкович, А.Н. Кондратьев [1, с. 265], А.Н. Печенкин, М.Ф. Гунгер и др.

В марте 1943 г. «Проектной мастерской Строительства Дворца Советов при СНК СССР» был выполнен «Эскизный проект планировки и реконструкции соц. города УАЗа. Генеральный план застройки» [7, с. 144], который разрабатывался под руководством главного архитектора, академика архитектуры Б.М. Иофана, зам. начальника строительства по инженерной части ст. архитектора Е. Столярова и доктора технических наук Г.Б. Красина [1, с. 61, 95, 265] (рис. 3).

Рис.3.Эскизный проект генплана Соцгорода УАЗа. Март 1943 г. Руководитель Б.М. Иофан.

В 1934 г. Ленинградской проектной организацией «Монтажпроекталюминий» был разработан «Генеральный план Уральского алюминиевого комбината» с прилегающим к нему рабочим поселком на 20 000 жителей» (рис. 2), которым была намечена планировка центрального ядра района. Специалистам из группы Б.М. Иофана предстояло развить ее во всех направлениях. Данный проект предполагал застройку территории района от Байновского моста до Волковского водохранилища и застройку левого берега р. Исеть. Район планировалось застраивать в три этапа: строительство первой очереди – правый берег р. Исети в южную сторону от железнодорожной ветки Свердловск-Челябинск; строительство второй очереди – правый берег р. Исети в северную сторону от железнодорожной ветки Свердловск-Челябинск (территория деревни Байнова); строительство третьей очереди – левый берег р. Исети.

Рис.2. Генплан Уральского Алюминиевого комбината и поселка на 20 000 жителей. «Монтажпроекталюминий», г. Ленинград. 1934 г.

Первая очередь строительства. В проекте сохранялись основные элементы планировки поселка, разработанные в 1934 г.: центральная площадь, главная улица Алюминиевая, квартал ЦЖС и соседний с ним – квартал 2-27, расположенный южнее. Но в отличие от проекта 1934 г., по новому планировочному решению улица Бугарева, начинавшаяся от р. Исети, доходила только до площади и приобретала криволинейные очертания. Правобережная и левобережная части улицы Бугарева соединялись пешеходным мостом.

Главными должны были стать улицы Алюминиевая и Строителей, на их пересечении предполагалось создание еще одной площади – перед монументальным зданием Горсовета. За ним располагался большой парк.

Здание вокзала сохранялось на том же месте, что и на проекте 1934 г. Еще одна крупная магистраль – ул. Октябрьская, расположена южнее ул. Строителей. Вдоль северной стороны ул. Октябрьской размещались жилые кварталы, вдоль южной – зеленая зона.

Направление основных улиц – Каменской, Исетской, Октябрьской сохранялось, но ранее запланированный сегмент в ¼ окружности застраивался не по радиально-лучевому принципу, а по принципу прямоугольной сетки. На месте парка УАЗа (возведенного по проекту 1934 г.) был запланирован спортивный комплекс, расположенный вдоль ул. Строителей, далее улица вела к стадиону, а затем каскадами спускалась к реке, к лодочной станции и бухте для яхт.

Территория в границах улиц Октябрьской, Алюминиевой и Каменской разделялась на шесть разновеликих кварталов прямоугольной формы. Застройка этих кварталов строчно-периметральная. Кварталы между рекой и ул. Алюминиевой (от моста) расположены перпендикулярно улице, причем между улицами Исетской и Алюминиевой – строчная застройка (нанесены существующие одноэтажные бараки), а между улицами Исетской и Набережной – периметральная. Между улицами Каменской и Алюминиевой, в северо-западной части микрорайона, застройка радиально-лучевая.

На правом берегу р. Исети предусматривалось возведение жилых массивов, административного центра, железнодорожного вокзала, техникума, театра, стадиона, зоопарка, ботанического сада. На живописных берегах планировались спортивно-оздоровительные комплексы и зоны отдыха: водные станции, лыжный трамплин, бухта для яхт, речной вокзал.

Следует отметить обилие зеленых зон внутри микрорайона и по его периметру. В соцгороде предусматривалось создание скверов и парков, озеленение внутри кварталов и вдоль улиц. Например, вдоль улиц Алюминиевой, Бугарева, Гагарина, Уральской, Стахановской планировалось создать широкие полосы зеленых насаждений, вдоль улиц Октябрьской и набережной – газоны. На территории, ограниченной улицами Алюминиевой, Стахановской, Каменской и Гагарина, предполагались индивидуальные усадьбы с индивидуальными домами и огородами при них. По периметру микрорайона планировались зеленые территории, включающие в себя жилые и общественные здания.

Вторая очередь строительства. С восточной стороны микрорайона, вдоль правого берега р. Исети, от ул. Бугарева до Байновского моста, предусматривалось возведение семиэтажных жилых домов со сложным объемно-планировочным решением, напоминающих жилкомбинаты, которые активно разрабатывались архитекторами в 1930-е гг. Дома размещены в окружении зеленых зон скверов. В центре этого комплекса предполагалось высотное точечное здание. Параллельно этим работам здесь планировалось возведение четырехэтажных жилых кварталов, застроенных периметрально с западной и восточной сторон, а с северной и южной сторон имеющих курдонеры – площади. С западной стороны от кварталов – большой парк, за ним – деревня Байнова. Улица Алюминиевая, разделяющая семиэтажную застройку и четырехэтажные кварталы, имела посередине широкую полосу озеленения и завершалась монументальным административным зданием.

Третья очередь строительства. По проекту улица Бугарева соединяла правый и левый берега реки Исеть пешеходным мостом и планировалась главной улицей левобережного микрорайона. Через парковую зону она вела к площади с административными зданиями. Центральная часть района имеет радиально-лучевую планировку: от площади веерообразно расходятся пять улиц; центральная – широкий проспект – завершена площадью со спортивным комплексом и стадионом. Вдоль улиц расположены кварталы жилых массивов, состоящие из двух рядов двухквартирных домов с приусадебными участками, сориентированных на внутриквартальные пешеходные пространства, ведущие к объектам соцкультбыта и коммунального хозяйства. Аналогичные жилые массивы тянутся параллельно Колчеданскому тракту. Зеленые зоны размещены как и в южной правобережной части района: по периметру микрорайона, между и внутри кварталов, вокруг площадей. Непосредственно вдоль Колчеданского тракта и в западной части микрорайона расположены здания со сложным объемно-планировочным решением, напоминающие жилкомбинаты, как и на правом берегу р. Исети.

В левобережном районе планировались здания вокзала, гостиницы, больничного комплекса, частного сектора застройки. Таким образом, «Эскизный проект планировки и реконструкции соцгорода УАЗа. Генеральный план застройки», выполненный под руководством крупнейших специалистов – архитектора Б.М. Иофана и инженера Г.Б. Красина, воплотил весь накопленный ими опыт в области градостроительного проектирования 1930–1940-х гг. В данном проекте отражены тенденции двух направлений в градостроительной архитектуре – соцгорода и города-сада.

Проект был разработан с полным комплектом социо-культурных учреждений и тщательно проработан – продумано все до мелочей для комфортной жизни, работы и отдыха горожан. Проектные предложения первой и второй очередей строительства в дальнейшем перерабатывались другими архитекторами. Проектные предложения третьей очереди строительства в последующие годы не рассматривались, левобережный район не был построен.

29 декабря 1943 г. специалистами «Архитектурно-планировочной мастерской НККХ (Народный Комиссариат коммунального хозяйства) РСФСР» был создан еще один проект генплана этого же района, который частично вобрал в себя разработки архитекторов, выполненные в 1934 и 1943 гг. и предложил новый вариант застройки соцгорода УАЗа (рис.4). Он предусматривал еще одну крупную магистраль – ул. Каменскую (кроме ул. Алюминиевой). Площадь Горького расширялась в западную сторону и сливалась с площадью перед зданием Горсовета (Горсовет расположен на том же месте, что и на проекте Б.М. Иофана, но главным фасадом развернут на ул. Каменскую). Количество кварталов в границах улиц Октябрьская, Алюминиевая и Каменская сократилось до четырех (в проекте Б.М. Иофана их предполагалось шесть).

Рис.4. Генеральный проект планировки соцгорода УАЗа. АПМ НККХ РСФСР, 1943 г.

В юго-восточной части (в границах улиц Алюминиевой, Октябрьской, Бугарева) проект НККХ повторяет планировку 1934 г. с укрупнением кварталов. Однако стадион и спортивные площадки по данному проекту размещены согласно предложению иофановского проекта.

Направление улицы Каменская по этому проекту – запад-восток, до железнодорожной ветки Свердловск-Челябинск. А в проекте НККХ улица Каменская меняет направление на северо-западное, в связи с размещением за железнодорожной веткой культурно-спортивного комплекса. Сектор, образованный улицами Алюминиевая, Каменская и железнодорожной веткой, имеет радиально-лучевую планировку, как и в проекте Б.М. Иофана.

Рис.5. План соцгорода и индивидуального поселка УАЗа. ОКС УАЗа,1948 г.

В апреле 1948 г. Отделом капитального строительства УАЗа под руководством гл. инженера Ежова1 и архитектора Кунэя1 был выполнен «План соцгорода и индивидуального поселка УАЗа» (рис.5). На этом чертеже показаны здания, возведенные в соцгороде УАЗа на 1948 г., и проектное предложение индивидуальной застройки в деревне Байнова, примыкающей к соцгороду с северо-западной стороны. По сравнению с проектом НККХ 1943 г., в соцгороде за 5 лет добавились десять благоустроенных жилых домов на четной стороне ул. Алюминиевой; с западной стороны на территории, ограниченной улицами Каменская, Попова, Исетская, Набережная, появилась строчная застройка бараками. С восточной стороны, от ул. Алюминиевая в границах улиц Уральская, Октябрьская, Гагарина, Каменская, Строителей, кварталы были застроены периметрально. Проектом сохранялась уже существующая строчная застройка в квартале К-52. Индивидуальная застройка в дер. Байново между ул. Алюминиевой и садом колхоза им. Кирова предполагалась периметральной, с усадебными участками внутри квартала.

Рис.6. Проект планировки соцгорода. Управлением строительства УАЗа (УАС), 1948 г.

В июне 1948 г. Управлением строительства УАЗа был выполнен «Проект планировки соцгорода УАЗа» (рис 6). Авторы этого проекта пытались найти компромиссное решение между проектами 1943г., выполненными специалистами НККХ и группой Б.М. Иофана. Например, из проекта Б.М. Иофана было взято расположение центральной площади перед Горсоветом с западной стороны ул. Алюминиевой, но размеры площади сократились до границ улиц Каменской и Строителей; была сохранена конфигурация квартала в границах улиц Лечебной, Бугарева, Исетской; главной широтной улицей должна была стать ул. Каменская, доходящая до железнодорожной ветки. В юго-западном углу квартала ЦЖС планировалось возвести Г-образное в плане здание. Из проекта НККХ оставлена без изменения укрупненная планировка юго-западных кварталов, северо-западное направление ул. Попова.

В 1948 г. ленинградским отделением Государственного института по проектированию городов (Гипрогор) был разработан генеральный план г. Каменска-Уральского. Под руководством главного инженера В.А. Гайковича, начальника Ленинградского отделения архитектуры И.С. Носкова, главного инженера Я.В. Заборина его выполнили архитектор Ю.М. Киловатов [1, с. 324, 330], инженер Б.С. Гофман, инженер К.Б. Кавалли. При планировке Красногорского района авторами были учтены достоинства всех предыдущих проектов: центральное ядро района и парк по проекту 1934 г., укрупненные кварталы по проекту НККХ, композиционная логичность расположения зданий и сооружений различного назначения, зон для спорта и отдыха по проекту группы Б.М. Иофана. Финансовые возможности послевоенного Каменска-Уральского не позволили воплотить в жизнь все идеи, заложенные в проекте этой группы.

Рис.7. Проект детальной планировки Красногорского района. Гипроалюминий. Ленинград. 1956 г.

В апреле 1956 г. ленинградским институтом «Гипроалюминий» был разработан «Проект детальной планировки Красногорского района» (рис. 7). Его авторы – зам. гл. инженера института П. Жук, зам.гл. инженера проекта Д. Марычев, рук. арх. мастерской И. Дулов, гл. архитектор Г. Иванов. На «Опорном плане и плане красных линий» нанесены существующие бараки и капитальные здания, возведенные к этому периоду, а на «Проекте детальной планировки, эскизном проекте застройки» выполнен план перспективной застройки микрорайона, композиционно завершенный к 1950-м гг. в русле послевоенного советского градостроительства. В современной застройке микрорайона прослеживается наличие элементов всех вышеназванных проектов.

Таким образом, проект детальной планировки Красногорского района 1956 г., в котором нашли отражение градостроительные решения всех предшествующих проектов, был реализован и впоследствии дополнен проектами генпланов 1962 и 1989 гг.

Историческая застройка соцгорода УАЗа представляет собой ценное архитектурное наследие. Композиционный градостроительный центр – площадь Горького – первоначально планировался как центральная площадь рабочего поселка (позднее соцгорода), впоследствии она стала главной площадью всего Красногорского района. Основным градостроительным элементом района продолжает оставаться ул. Алюминиевая, которая к 1960-м гг. превратилась в крупную магистраль с плотной фронтальной застройкой в стиле «советского неоклассицизма». Пространство площади является местом пересечения улиц Алюминиевой, Каменской и Бугарева. Левобережная и правобережная части улицы Бугарева соединены пешеходным мостом. Кварталы, формирующие пространство этих улиц, застроены в основном периметрально. Жилые дома образуют дворы внутри кварталов. Кварталы разделяются на отдельные группы жилых домов, образующих дворы с фонтанами, скульптурой и другими малыми архитектурными формами.

Застройка главных улиц отличается композициями фасадов с обилием декора, оформлением угловых акцентов крупными пластическими элементами. Композиции фасадов, как правило, центрально-осевого построения с трехчастным горизонтальным делением фасадов. На первых этажах домов размещаются общественные учреждения – магазины, кафе, аптеки и т.д., что было свойственно архитектуре 1950-х гг.

По оси главной улицы традиционно для соцгорода располагается проходная завода УАЗ. Набережная р. Исети и участок ул. Октябрьской застраивались в 1960–70-е гг. типовыми зданиями, лишенными архитектурной выразительности. В 1980-е гг. в кварталах района появилось еще несколько новых пятиэтажных зданий.

Зеленые зоны распланированы скверами, парками, озеленением внутри кварталов и вдоль дорог. Озеленение и благоустройство микрорайона было заложено еще проектами 1934 г., 1943 г. (группой Иофана) и проектом детальной планировки микрорайона 1956 г.

Жилой микрорайон УАЗа, застроенный в основном в 1930–50-е гг., представляет собой композиционно организованную городскую среду, в планировочном решении которой нашли применение разработки таких способов расселения как соцгород и город-сад и приемы создания градостроительных ансамблей конца 1940 –50-х гг.

Несмотря на то, что микрорайон застраивался на протяжении трех десятилетий по разным градостроительным принципам, он получился целостным, гармоничным и завершенным.

Историко-архитектурная значимость комплекса позволяет отнести его к памятникам градостроительного искусства советского периода.

Композиция планировки микрорайона основана на функциональном зонировании. Важные композиционные элементы этой системы представляют собой архитектурно-ландшафные ансамбли. Наиболее значимые из них: площадь Горького; парк УАЗа; Дворец культуры УАЗа в окружении парка; Молодежный комплекс; симметричные площади вдоль жилых домов на ул. Алюминиевой, 26, 27; дома на ул. Алюминиевая, 37, 38, открывающие въезд в микрорайон с севера. Здания этих ансамблей отличаются более сложным объемно-планировочным решением и декоративным убранством.

Главный градостроительный центр – площадь Горького – начала формироваться в 1934 г. Она планировалась прямоугольной, с симметрично расходящимися от нее пятью лучами-улицами. Основная улица Алюминиевая после пересечения с площадью меняла свое направление с ссеверо-западного на южное, раскрываясь на высотное здание «Дома холостяков» (аналог гостиницы «Исеть» в г. Свердловске). Напротив «Дома холостяков», на другой стороне площади, должны были расположиться жилые дома в периметрально застроенных кварталах. Осуществить задуманное помешала Великая Отечественная война.

В 1943 г. проектная группа Б.М. Иофана предложила на месте «Дома холостяков» другое высотное здание, Г-образное в плане.

Рис.8. Проект высотного дома на ул. Алюминиевой. Гипроалюминий. Ленинград.1953 г.

В 1953 г. ленинградской организацией «Гипроалюминий» композиционной доминантой в застройке площади было запроектировано высотное здание типа «сталинских высоток» Москвы, увенчанное башней со шпилем (рис. 8). Высота центральной части – 11-12 этажей, боковых жилых крыльев – 7-8 этажей. В центральной части здания планировалось разместить районные и советские организации, технический кабинет, партийную библиотеку, гостиницу, в боковых крыльях – жилые помещения, на первом этаже ресторан и кафе. Этим же проектом предполагалось реорганизовать всю площадь в соответствии с обликом высотного здания, разработанного в стиле «советский неоклассицизм». Дома квартала ЦЖС, выходящие на площадь, возведенные в формах стиля конструктивизм, намечалось «частично переработать, улучшить их архитектурное оформление»; другие дома, проектируемые одновременно с высотным зданием, рекомендовалось «надстроить башнями». Проекты пятиэтажных жилых домов с магазинами на первых этажах на западной, восточной и северной сторонах площади (ул. Каменская, 13, 14, 16, ул. Алюминиевая, 16) выполнила ленинградская организация «Гипроалюминий» в 1953–1956 гг. по типовым проектам московской организации «Гипрогор». Но в связи с выходом Постановления ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», монументальное высотное здание не было построено2. Дома квартала ЦЖС остались в первозданном виде. А остальные дома, выходящие на площадь, были возведены без башен и с лаконичным декоративным оформлением фасадов.

В 1953 г. ленинградская организация «Гипроалюминий» разработала «Проект центральной площади квартала № 12» (пл. Горького). Авторы проекта: зам.гл. инженера института Благова1, гл. инженер проекта Канторович1, руководитель архитектурной мастерской Ивашев1, автор проекта Коган1.

Рис.9. Площадь Горького. «Римский» фонтан. Вид на ул. Каменская. Фото 1960-х гг.

В центре площади планировалось «разбить сквер с красивым фонтаном» (фото 9). Сквер имеет прямоугольные очертания в плане; фонтан был возведен по проекту ленинградской организации «Гипроалюминий», выполненному в 1956 г. по аналогу «Римских фонтанов» в Петродворце (арх. И. Бланк, И. Давыдов, 1739 гг.), и оформлен «Лепной мастерской при строительном тресте УАЗа» под руководством В.Н. Артимоновича. От фонтана вели 4 пешеходные дорожки, сориентированные по сторонам света. С западной, северной и восточной сторон сквер обрамлен зеленью, с южной стороны ограничен лестничным пандусом.

По проекту 1934 г. с восточной стороны квартала ЦЖС (в границах улиц Исетской, Строителей, Каменской) был запланирован большой парк культуры и отдыха УАЗа, занимающий территорию более 30 000 кв.м. Парк заложили комсомольцы в 1934 г. одновременно с возведением жилых домов ЦЖС. Его планировка радиально-лучевая. Главный вход расположен в северо-западной части. Основная аллея сориентирована по диагонали парка в юго-восточном направлении. В ее центральной части – небольшая окружность площади – место пересечения нескольких дорожек. В 1935 г. в северной части парка по проекту организации «Уралалюминий» было построено здание летнего театра, в центральной и восточной частях – павильоны летних эстрад. В парке размещались волейбольные, баскетбольные площадки, малые архитектурные формы (скульптуры, скамейки), дополненные композициями зеленых насаждений. В 1947 г. был возведен павильон тира.

В 1956–1958 гг. была проведена реконструкция парка под руководством каменского архитектора В.А.Гагарина. По его проекту были выполнены ограда парка, детский городок, новые летние эстрады, установлены парковые скульптуры, малые архитектурные формы (фонтаны, детские карусели, качели).

Современный парк сохранил первоначальную планировку и является неотъемлемой частью ландшафтно-градостроительного комплекса (ансамбля) – памятника архитектуры «Городка алюминщиков» (квартала ЦЖС).

Через два жилых квартала, в южную сторону от площади Горького, в границах улиц Алюминиевая, Исетская, Красногорская, Октябрьская, расположен архитектурно-ландшафтный ансамбль, включающий в себя здание ДК УАЗа, сквер и мемориальный комплекс – «Уральским алюминщикам, погибшим на войне 1941–1945 гг.»

Рис.10. Дворец культуры УАЗа. Главный фасад. Фото 1970-х гг.

Рис.11. План 2 этажа ДК УАЗа. 2004 г.

Здание ДК УАЗа – композиционная доминанта этого комплекса – поставлено по оси восток-запад. Главным (западным) фасадом оно раскрыто на центральную магистраль Алюминиевую и площадь перед мемориальным комплексом (рис. 10, 11). Проект здания индивидуальный, выполнен известным свердловским архитектором В.В. Емельяновым в 1943 г. Первоначальное название здания – Киноконцертный зал УАЗа. Разработкой архитектурной и инженерной частей рабочего проекта этого здания занимались архитекторы и инженеры П.Г. Абросимов, В.Н. Насонов, М.Ф. Гунгер, А.М. Кочунов (специалисты «Проектной мастерской Дворца Советов при СНК СССР» из группы Б.М. Иофана), Добровольский, Завадский, Решетников, А. Сурис, Ежов, Колпаков и др. (специалисты из организации «Уралалюминстрой УАС»)1. В качестве строительного материала для возведения здания использовались шлакоблоки из золы ТЭЦ, выполненные по безцементной технологии. Здание трех-четырехэтажное, с цокольным этажом. Объемно-планировочное решение здания характерно для архитектуры 1930-х гг. и ассоциируется со зданиями театров в Ашхабаде и в Ташкенте, построенных по проекту архитектора А.В. Щусева. (1936 г.), но декоративное оформление фасадов и особенно интерьеров имеет тщательно проработанные элементы декора неоклассики: ионики, акантовый лист, бусы, модульоны и др., свойственные архитектуре конца 1940–50-х гг.3

В 1947 г. Киноконцертный зал УАЗа был удостоен 2-й премии на Всероссийском конкурсе по качеству строительства. Зданние ДК УАЗа является одним из лучших образцов общественных зданий культурно-просветительского назначения советского периода в Уральском регионе. Особый интерес представляет планировочное решение дворца и отделка его интерьеров.

Одновременно с проектом здания Киноконцертного зала УАЗа в 1944 г. организацией «Гипроалюминий» был разработан проект сквера. Сквер располагался с восточной и западной сторон здания, планировка его была свободной: живописные группы зеленых насаждений, газоны, дорожки криволинейной формы, фонтан. Вдоль северного фасада размещались ряды прямоугольных в плане клумб, газонов и зон отдыха.

В 1951 г. Отделом капитального строительства УАЗа был выполнен «Проект сквера у Киноконцертного зала УАЗа». Авторский коллектив: главный инженер ОКСа Ежов, проектировал – А. Сурис [1, с. 370, 372]. По данному проекту сквер расположен с южной, восточной и северной сторон здания и занимает более обширную территорию, чем на проекте 1944 г. в границах улиц Красногорская, Исетская, Октябрьская, Алюминиевая.

Сквер имеет 5 входов: три с перекрестков улиц – с северо-восточной, юго-восточной и юго-западной сторон, один вход со стороны крыльца ресторана, расположенного по другую сторону улицы Исетской, и главный вход – со стороны улицы Алюминиевой, от Киноконцертного зала УАЗа. Основные аллеи сквера ведут к этим входам. В месте пересечения аллей расположен фонтан, выполненный в виде двух декоративных чаш, расположенных на стволе одна над другой (впоследствии был заменен другим фонтаном). Еще одна аллея опоясывала газон с фонтаном по окружности. Между фонтаном и зданием Киноконцертного зала размещалась чаша бассейна. По сторонам аллеи, ведущей к крыльцу ресторана, располагались волейбольные площадки. Северо-восточная часть сквера имела живописную планировку, юго-западная – геометрически выверенную. Вдоль аллей размещались ажурные скамейки, вазоны, скульптуры, клумбы.

В 1969 г. архитектурно-ландшафтный ансамбль был завершен мемориальным комплексом «Уральским алюминщикам, погибшим на войне 1941–1945 гг.» (автор В.Н. Котельников), возведенным на противоположной стороне улицы Алюминиевая, напротив главного фасада ДК УАЗа. Стена монумента оформлена барельефом.

В юго-западной части микрорайона, в границах улиц Гагарина, Строителей, железнодорожной линии Синарская-Челябинск, расположен ансамбль Молодежного комплекса. С центральной площадью его территорию соединяет широкая улица Каменская – активная торговая, жилая, лечебная и учебная зона. Молодежный комплекс включает: Дворец пионеров, спорткомплекс «Салют», зеленые зоны, спортплощадки и места отдыха. Проект выполнила московская организация «Гипрогор» в 1950–52 гг.

Здания спортивного комплекса «Салют» и Дворца пионеров располагаются симметрично по сторонам улицы Каменской, на которую они сориентированы главными фасадами, они гармонируют друг с другом своими объемно-пространственными решениями и архитектурно-художественными деталями в стиле «советский неоклассицизм».

Рис.12. Фрагмент планировки территории «Молодежного комплекса». Гипрогор. Москва. 1952 г.

Проект Молодежного комплекса интересен тщательной проработкой территории, насыщенной атрибутами для отдыха, спорта и практического применения полученных детьми знаний (рис. 12). В северо-восточной, юго-восточной и центральной части территории Дворца пионеров предполагалось разместить парковую зону с фонтаном в центре; в северо-западной части – корт, стадион, тир, лыжехранилище, игровые площадки; в юго-западной части – мичуринский участок с плодовым садом, цветниками, огородом, хозяйственным двором. В северо-западной части территории спорткомплекса «Салют» размещен стадион, в южной и юго-восточной частях – спортивные площадки, в северо-восточной части – склады.

Проект Дворца пионеров выполнен в 1952 г. московской организацией «Гипрогор» (авторы – архитекторы А.И. Зайцев и Г.И. Корнеева), но был значительно переработан специалистами отдела капитального строительства УАЗа под руководством архитектора В.А. Гагарина. Здание Дворца пионеров возвели в 1962 г. (рис. 13,14).

Рис.13. Дворец пионеров. Северный фасад. Фото 1970-х гг.

Рис.14. Дворец пионеров. Южный фасад. Фото 1970-х гг.

Здание двухэтажное, построено из шлакоблоков и силикатного кирпича, оштукатурено, состоит из нескольких объёмов: центральной части, восточного (левого) и западного (правого) крыльев, южного и западного эркеров и трехэтажной башни с юго-западной стороны. Со стороны южного дворового фасада находится небольшой внутренний дворик (патио). В декоративной отделке фасадов применены сухарики, розетки, ионики, профилированные наличники.4

Проект здания спортивного комплекса «Салют» выполнила в 1950 г. московская организация «Гипрогор» (автор – архитектор Ю.Н. Рабей), но он был значительно переработан отделом капитального строительства Уральского алюминиевого завода под руководством архитектора В.А. Гагарина. Здание построено в 1961 г. (рис. 15). Здание двухэтажное, кирпичное и шлакоблочное, прямоугольное в плане. Первоначально на первом этаже с западной, восточной и северной сторон размещались галереи, опирающиеся на квадратные в плане колонны. В 1970-е гг. интерколумнии были заложены кирпичными стенами, а с северной стороны колонны были демонтированы. Основной темой главного фасада является глубокая лоджия, заключенная между ризалитами, обработанными лепным карнизом.5

Рис.15. ул. Каменская, 34. Вид на Спорткомплекс «Салют» с юго-запада. Фото 1966 г.

Спорткомплекс «Салют» в г. Каменске-Уральском – один из немногочисленных в уральском регионе, представляющих тип спортивного сооружения в парадном варианте форм поздней советской неоклассики.

На участке от Байновского моста до пл. Горького ул. Алюминиевая имеет рекреационную зону – симметрично расположенные курдонеры. Жилые дома на ул. Алюминиевая, 26, 27 возведены по обе стороны от ул. Алюминиевая с отступлением от красной линии вглубь квартала. Курдонеры-площади отделены от улицы невысокой оградой, оформлены клумбами с ажурными бетонными бордюрами, вазонами, фонтаном, скамейками. Жилые дома – доминанты этих площадей – четырехэтажные, П-образные в плане, построены в 1955–56 гг. (рис.16). Их главные фасады завершены фронтонами, в тимпанах которых расположены круглые слуховые окна с профилированными наличниками, обрамленные венками из колосьев и лент. Фасады усложнены трапецевидными в плане эркерами, украшенными гирляндами, модульонами. Входы в подъезды акцентированы архивольтами, увенчаны декоративными композициями из ионик, кистей, бус, шишек. Профилированные карнизы отделаны иониками, сухариками, бусами. Жилые дома, примыкающие к данному комплексу, возведены со временным интервалом в несколько лет.

Рис.16. Фрагмент жилого дома на ул. Алюминиевая, 26. Фото 1950-х гг.

Дома, расположенные по четной стороне ул. Алюминиевая, построены во второй половине 1940-х гг. Отделка их фасадов лаконична и характерна для архитектуры военного периода Каменска-Уральского: рустованные пилястры, треугольные фронтоны над входами в подъезды, треугольные аттики, акцентирующие местоположение лестничных клеток, упрощенные кронштейны-сухарики на карнизах. Жилые дома, располложенные на нечетной стороне улицы, возведены позднее – в 1953–55 гг. Дома № 23, 25, 33, 35 и др. построены по типовому проекту 1947 г. архитектора М.Т. Смурова (Государственные архитектурные мастерские г. Москвы); «привязка» проекта осуществлялась специалистами ОКСа «Уралалюминстроя» в 1953 г. Здания трехэтажные, секционные. Их главные фасады усложнены трапецевидными в плане эркерами, украшены треугольными аттиками над эркерами, в тимпанах которых размещены модульоны со снежинками, обрамленные гирляндами. Окна верхних и нижних этажей имеют профилированные наличники. Карнизы также профилированные.

Рис.17. Жилой дом на ул. Алюминиевая, 37.

С северной стороны данный комплекс дополнен двумя выразительными жилыми дома на ул. Алюминиевая, 37, 38, фланкирующими въезд в микрорайон с северной стороны (рис. 17). Здания возведены в 1955–56 гг. по индивидуальному проекту, выполненному в 1953 г. мастерской № 3 Московского отделения организации «Гипрогор» (рук. мастерской Зайцев, гл. инж. Фельдберг, авторы Корнеева, Неелова, Матросов). Здания четырехэтажные, Г-образные в плане, угловые объемы зданий – шестиэтажные, увенчаны фронтонами, в тимпанах которых повторен декор тимпанов зданий на ул. Алюминиевая, 26, 27. Дом имеет трапецевидные эркеры; нижняя часть первого этажа оформлена «брилиантовым» рустом. Дверные проемы завершены «сиянием», окна первого этажа – архивольтами. Широкие междуэтажные карнизы украшены иониками и сухариками. В простенках между верхними центральными окнами более высокого объема размещены декоративные композиции, состоящие из барельефов амфор, гирлянд, вазонов, треугольных фронтонов, канелированных пилястр и др. Фриз и эркеры украшены гирляндами, профилированный венчающий карниз – иониками, бусами.

Здания на ул. Алюминиевая, 26, 27, 36, 37, ул. Каменская, 33, 34 – более поздние по времени проектирования и строительства, чем предыдущие, рассмотренные в данной статье. В их объемно-планировочном решении и изысканном декоративном оформлении наиболее полно воплощены идеи, свойственные расцвету стиля «советский неоклассицизм».

Жилые, общественные, учебные, лечебные и др. здания сдавались в эсплуатацию с полной системой благоустройства. Жилые кварталы и территории зданий были обнесены оградами, украшены скульптурами, клумбами, газонами, фонтанами. В соцгороде УАЗа в 1950-е гг. функционировали 10 фонтанов: римский, два фонтана со скульптурами слонов, оленя – «Серебряное копытце», рыбками, лягушкой, с ярусными чашами, три фонтана с одинарными чашами. Проекты нескольких фонтанов (кроме "римского") разработаны «Скульптурной фабрикой № 1 производственного художественного фонда СССР». Скульптуры людей и животных были разработаны в реалистичной манере, малые архитектурные формы и фонтаны были украшены классицистическими декоративными элементами (рис.18).

Рис.18. Фонтан у Заводоуправления
КУМЗ (аналог был у ДК УАЗа).
Фото 1960-х гг.

Стилистика зданий соцгорода УАЗа отражает общее развитие архитектурных тенденций России 1930–50-х гг. Район начал застраиваться в 1932 г. после выхода Постановления ЦК ВКПб «О перестройке художественных организаций», в котором советским архитекторам было рекомендовано обратиться к архитектурному наследию прошлых эпох. В 1934 г. ленинградской проектной организацией «Монтажпроекталюминий» были предложены эскизные варианты капитальных жилых домов для заводского поселка УАКа, выполненные в стиле конструктивизм. Но рабочие проекты этих домов (квартала ЦЖС) уже были разработаны с простейшими лепными декоративными элементами на фасадах. Следующий квартал 2-27 (прилегающий к кварталу ЦЖС с южной стороны), возведенный предположительно по эскизному проекту свердловского архитектора Г.П. Валенкова6, застроен жилыми домами, в объемно-планировочном решении которых сохраняются элементы крупной пластики, свойственные стилю конструктивизм (выступающие объемы лестничных клеток), но богатство и разнообразие декоративных элементов на фасадах увеличиваются. В общественных, учебных, лечебных, жилых и др. зданиях соцгорода УАЗа довоенного периода объединены элементы двух стилей: их объемно-планировочное решение еще сохраняет признаки конструктивизма, но декоративное оформление выполнено в стиле «советский неоклассицизм».

В начале Великой Отечественной войны, в период эвакуации оборонных заводов, когда главный акцент был взят на строительство промышленных объектов, для эвакуированных освобождали комнаты жилых домов (уплотняли жильцов), благоустраивали подвалы, возводили жилье из подручных материалов – бараки, землянки. Эвакуированные в Каменск архитекторы из иофановской группы принимали участие в разработке проектов таких бараков.7 Капитальные жилые дома из шлакобетонного камня возводились с лаконичными декоративными элементами на фасадах: рустованными пилястрами, рамочными наличниками, простейшими аттиками.

В послевоенный период в соцгороде УАЗа ведется интенсивное строительство зданий в 4-5 этажей по типовым и индивидуальным проектам, происходит совмещение типологического и комплексного подхода в проектировании, повышение художественного уровня архитектурной среды. В 1945 г. была создана «Лепная мастерская при строительном тресте УАЗа» под руководством В.Н. Артимоновича, которая выполняла лепной декор для фасадов и интерьеров зданий всего города. Здания, возведенные в конце 1940-х гг., отличаются упрощенными объемно-планировочным решением и отделкой фасадов (декор аскетичный и обобщенный). Зданиям, возведенным в 1950-е гг., свойственно наличие эркеров, ризалитов, более изысканного декоративного убранства.

Рядовые здания возведены преимущественно по типовым проектам, разработанным московскими организациями «Гипрогор», «Государственными архитектурными мастерскими», ленинградской организацией «Гипроалюминий». Здания, наиболее значимые в градостроительном отношении, выполнены по индивидуальным проектам.

В 1940–50-е гг. в стране была создана промышленность сборного железобетона, возобновлено крупноблочное строительство. Архитектура советского неоклассицизма вступила в противоречие с технологией строительства из типовых элементов.

4 ноября1955 г. вышло Постановления ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Последние здания в соцгороде УАЗа, которые можно отнести к стилю «советский неоклассицизм», возведены в конце 1950-х гг. Они выполнены из силикатного кирпича, их фасады неоштукатурены. Дома секционного типа с полнометражными квартирами. Из лепных декоративных элементов фасады имеют только профилированные карнизы, украшенные иониками.

Последующие по времени строительства дома еще сохраняют полнометражные квартиры, но декор на их фасадах уже кирпичный, выполненный либо из красного глиняного кирпича (на контрасте с основной поверхностью стены), либо из силикатного кирпича (в одной цветовой гамме с поверхностью стены). Несмотря на то, что лепная мастерская в Каменске-Уральском была ликвидирована, классицистическая традиция акцентировать декором наиболее значимые элементы фасада еще сохранялась. Из кирпича выполнялись рамочные наличники, рустованные лопатки, профилированные междуэтажные пояса и карнизы и др. Мелкие декоративные элементы представлены как стилизованными сухариками, заимствованными из стиля классицизм (кирпичная имитация гипсовых классицистических сухариков), так и бегунцом, свойственным «кирпичному стилю» направления эклектика.

Таким образом, в архитектуре зданий г. Каменска-Уральского послевоенного периода (на примере соцгорода УАЗа) наблюдаются три фазы развития стиля «советский неоклассицизм»: отголоски аскетичности военного времени, расцвет и угасание стиля. Архитектура города в 1940–50-х гг. развивалась в русле общероссийских архитектурных тенденций, но, в отличие от столичной и свердловской архитектуры, в Каменске-Уральском можно отметить менее крупный масштаб, как в градостроительстве, так и в архитектуре жилых и общественных зданий; более скромную деталировку зданий; меньшее количество образцов, представляющих собой художественную ценность.


1 Инициалы авторов неизвестны, так как в штампах проектов не обозначены.

2 Территория на площади, отведенная под высотку, между домами на ул. Каменская, 9 и ул. Алюминиевая, 12, пустовала до конца 1960-х г. И только в 1969 г. на этой территории был построен жилой 9-этажный дом из силикатного кирпича. В архитектурном отношении дом нейтрален ансамблю площади, но стал её доминантой.

3 Главный западный фасад ДК УАЗа имеет симметричную композицию. Центр композиции акцентирован порталом, охватывающим три этажа, окном четвертого этажа, овальным постаментом, на котором расположена скульптурная группа рабочих-металлургов, завершающая композицию фасада и утраченная в 1976 г. Автор скульптурной группы – А.Анисимов, бригадой лепщиков руководил В. Буланкин. Стороны фасада фланкирует колоннада: сдвоенные колонны (пилястры) с каждой стороны. Квадратные в плане колонны поддерживают боковые ризалиты четвертого этажа. Капители колонн украшены стилизованными элементами композитного ордера. Фасад завершен профилированным карнизом, плоскими тягами фриза. В планировочном решении здания все основные помещения размещены по типу анфилады по оси восток-запад, боковые помещения – по принципу коридорной системы. В малом зале сохранились настенные росписи – виды Москвы и Петербурга, а в зрительном зале – потолочное панно с сюжетом первомайской демонстрации. Росписи выполнили художники А. Давыдов, Н. Голубчиков и И. Вахотин. В этом же зале – бюсты великих деятелей культуры. Кроме свердловских скульпторов и лепщиков под руководством В.А. Буланкина, отделкой фасадов и интерьеров занималась «Лепная мастерская при строительном тресте УАЗа» под руководством В.Н. Артимоновича.

4 Главный северный фасад здания Дворца пионеров имеет симметричную композицию. Центральная часть фасада заглублена, оформлена портиком с фронтоном. Фронтон опирается на четыре фронтальные и две боковые колонны, круглые в плане. Линии карниза центральной части фасада продолжают направление линии скатов фронтона портика – имитация «разорванного фронтона». Карниз здания украшен сухариками, розетками, иониками. Южный парковый фасад образует двор, открытый в сторону сада, трактуемый как большая терраса, на которую сориентированы окна и выходы фойе, кулуаров вестибюля и игровых комнат. Центральная часть южного фасада акцентирована полуциркульным эркером, украшенным трёхчетвертными колоннами дорического ордера. Интерколумнии заполнены по всей высоте окнами с цветными витражами. Планировка здания коридорная. Главным композиционным ядром является фойе с парадной трехмаршевой лестницей, расположенной в полуциркульном эркере и повторяющей его очертания. Итерьеры оформлены стилизованным классическим декором: настенными и потолочными тягами, розетками и др.

5 Композиция фасада здания спорткомплекса «Салют» симметрична. Ось симметрии акцентирована порталом главного входа, полуциркульным окном с профильным наличником на втором этаже и полукруглой нишей на фронтоне. По вертикали фасад разделен пилястрами, капители которых оформлены акантовым листом. Композиционным ядром внутренней планировки здания является большой спортивный зал, к которому примыкают вспомогательные помещения, кабинеты, малые залы. Основные помещения декорированы настенными и потолочными тягами с растительным и геометрическим орнаментом, розетками, кессонными потолками и др.

6 В 1934 г. архитектором Г.П. Валенковым был разработан эскизный «Проект жилого дома Уралалюминия в Каменске-Уральском». По уточненным данным, Г.П. Валенков разработал свой эскизный проект для квартала 2-27, а не для квартала ЦЖС, как было предположено в нашей предыдущей статье.

7 Проект щитового барака № 2 был выполнен в 1942 г. под руководством зам. гл. инженера Управления строительства УАЗа и КТЭЦ М.Ф. Гунгера и руководитель группы основного проектирования В.Н. Насонова. Барак секционный; в каждую секцию ведет отдельный вход, далее через тамбур два отдельные входа ведут в две комнаты. Декоративного убранства фасады практически не имеют – облицовка досками (в простенках – в горизонтальном направлении, вокруг окон – в вертикальном) увязана с конструктивной системой здания.

Библиография

  1. Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т. 12, кн. 1: Архитектура СССР / Гл.редкол.: Н.В. Баранов и др.; под ред. Н.В. Баранова – М.: Стройиздат, 1975 г. – 753 с.: ил.
  2. История Советской архитектуры (1917–1954 гг.): учеб. пособие вузов / Н.П. Былинкин, А.В. Рябушин и др. М.: Стройиздат. 1985.– 256 с.: ил.
  3. Голден Н.Ф. Главная улица / Н.Ф. Голден // Каменский заводъ. – 2003. – № 3. – С. 10-11.
  4. Иконников А.В. Архитектура ХХ века: Утопии и реальность: в 2 т. Т. 2 / А.В. Иконников. – М.: Прогресс-Традиция, 2001.– 655 с.: ил.
  5. Иовлева Е.В. Неоклассицизм в архитектуре Свердловска (1930-1950 гг.): дис... канд. архитектуры:18.00.01 / Е.В. Иовлева – Екатеринбург, 2004. – 121 с.
  6. Гаврилова С.И. Памятники архитектуры Каменска-Уральского / С. И. Гаврилова, Л. В. Зенкова, А. В. Кузнецова, А. Ю. Лесунова – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008. – 92 с.
  7. Каменск-Уральский. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1978. – 160 с.
  8. Свод памятников архитектуры и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / отв. ред. В.Е. Звагельская. – Екатеринбург: СОКРАТ, 2007.– 536 с.
  9. Свод памятников архитектуры и культуры Свердловской области. Том 2. Свердловская область / отв. ред. В.Е. Звагельская. - Екатеринбург: СОКРАТ, 2008.- 648 с., ил.
  10. Эйгель И.Ю. Борис Иофан / И.Ю. Эйгель. – М.: Стройиздат, 1978. – 192 с.: ил. – (Народные архитекторы СССР).
  11. Музей ОАО УАЗ-СУАЛ: альбом с фотоснимками по Уральскому алюминиевому комбинату. – Л.: Монтажпроекталюминий, 1934.
  12. Высотное здание // Каменский рабочий. – 1953. – 5 декабря.

Источники иллюстраций

1. Архив Каменск-Уральского филиала ОГУК НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области. Фонд старых фотографий.

2. Архив ОАО УАЗ-СУАЛ, фонд проектов организации «УАЗ. Уралалюминий» 1930-х – 1950-х гг.

3. Архив Каменск-Уральского городского Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости: технические паспорта зданий.


19.04.2015 15:50
2876

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!