Музей Природы ЦДО

350
Музей Природы ЦДО

Каменская природа является частью большого евразийского пространства нашей огромной страны. «Наш край расположен в лесостепной зоне, которая представлена двумя подзонами: осиново-березовых лесов и северной лесостепью. Первая подзона занимает север и запад округа В ней наряду с осиново-березовыми лесами распространена сосна, местами образующая боры. Вторая подзона расположена на востоке и юге округа. Для нее характерно чередование березовых и осиново-березовых лесов и островных лесов-колков» (информация из кн. «Наша Родина — Уральская глубинка», 2017) Леса занимают одну треть территории нашего района. Остальную территорию составляют степные пространства и поверхностные воды: реки, озера, болота. Вот как характеризует писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк природу нашего края в произведении «Охонины брови»: «Главное богатство … заключалось в земельных угодьях… Лес, пашенные места, сенокосы, рыбные ловли, бортные ухожья и хмельники — всего было вволю.» В настоящее время наша природа как бы похудела. Животный мир нашего края теперь уже не очень богат, но еще достаточно разнообразен. «Близость к Европе сделала край местом совместного обитания европейских и азиатских видов, а положение в лесостепной зоне обеспечило возможность одновременного существования животных, характерных и для лесов, и для степей» (из кн. «Наша Родина — Уральская глубинка», 2017). 

В небольшом музее Природы Центра дополнительного образования природа нашего края отражена в экспозиции: диорамах, биогруппах, стендах. В 2015 году музей открыл свои двери для посетителей. Торжественное открытие музея Природы состоялось 20-го февраля 2015 года. А 22-го декабря 2015 года музею было выдано Свидетельство № 622 о присвоении звания «Музей образовательного учреждения», который находится по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Октябрьская, 50. Также был оформлен паспорт музея образовательного учреждения, в котором указывается дата открытия музея и приводится краткая характеристика разделов музея и экспозиции. 

Профиль музея Природы: естественно-научный музей эколого-краеведческого характера, в котором музейные предметы имеют природное происхождение. При поступлении в музейный фонд предметы зоологического происхождения подвергаются предварительной обработке, или препарированию. Препарирование включает в себя чистку природного предмета, например, раковин моллюсков, черепов зверей, шкурок птиц, млекопитающих, рыб и изготовление из них чучел, коллекционных тушек, а также изготовление влажных препаратов. Часть музейных предметов музея объединена в коллекции. Фонд музея Природы состоит из основного фонда, включающего музейные предметы, и научно — вспомогательного фонда, состоящего из макетов, дополнительного натурного материала и литературы. Основной фонд музея Природы насчитывает 573 единицы хранения, в который входит гербарий цветковых растений, собранных в нашей местности, коллекция насекомых зелёной зоны г. Каменска-Уральского, чучела мелких и среднего размера зверей и птиц, включённых в экспозицию музея; коллекция семян деревьев и кустарников, подаренная КаменскУральским лесхозом, включающая дальневосточные виды. 

В музее размещены три диорамы: «Лес и его обитатели», «Водоём», «Степь», демонстрирующие характерные уголки дикой природы Каменского района. Диорама «Лес и его обитатели» вмещает в себя небольшое количество чучел животных. Она дополнена экспозицией «Следы животных». Диорама «Водоем» показывает участок водоема, в котором водятся обычные представители рыбной фауны: щука, окуни, ерш. Рыбная фауна демонстрируется и в стеклянной витрине; это чучела рыб, которые обитают в наших реках, озерах, прудах. Интересна диорама «Степь», показывающая каменистые степные участки с обычными обитателями из отряда грызунов — малыми сусликами. Диораму «Степь» дополняет экспозиция «Дневные хищные птицы», яркими представителями которых являются курганник, лунь полевой, пустельга, канюк. 

Человеку, чтобы жить, нужно питаться. Основным продуктом питания является хлеб. Говорят: «Хлеб — всему голова». Часть степной территории нашего района распахана и на этой территории выращиваются хлебные зерновые культуры, овощи и картофель, технические культуры. Зерновые культуры (гербарий) представлены в одной из витрин музея. 

Заселение Урала началось в конце шестнадцатого века; а семнадцатый и восемнадцатый века — время становления большой по площади Исетской провинции. Возникали починки, создавались деревни, слободы, формировались села, поселки городского типа. Но значительно раньше, несколько тысяч лет назад в нашей местности жил человек — люди каменного века. Это были охотники, собиратели. В то далекое доисторическое время человека каменного века потрясало богатство Уральской природы, от которой зависела жизнь людей. Уральскую природу древний человек обожествлял. Свои впечатления древний художник оставил в наскальных рисунках и изделиях, показывая нам фауну своего времени. В этих рисунках можно узнать современных животных. Идея показать хотя бы очень небольшую толику изделий и рисунков древнего человека выразилась у меня в создании фризов: «Копии рисунков древнего человека из пещеры Шульган-Таш (Башкирия), пещеры на р. Юрюзань в Челябинской области» и «Копии скифских бляшек раннего железного века — так называемый «Звериный стиль». 

В музейной экспозиции представлен раздел, без которого сейчас не обойтись любому музею Природы. Данный раздел отражает информацию по охране природы Каменска-Уральского и Каменского района. Раздел представлен двумя картами, автором которых является учитель географии средней общеобразовательной школы № 16 Валерий Александрович Гусев. Охрана природы зеленой зоны города отражена в плоскостной экспозиции, посвященной работе Лесного отдела Управления городского хозяйства. 

В нашей местности произрастают 50 редких видов цветковых травянистых растений, название и описание которых дано в Красной Книге Среднего Урала, находящейся в музейной экспозиции. Многие «краснокнижные» виды растений относятся к категории интенсивно истребляемых видов, поскольку привлекают любителей сбора растений своими красивыми внешними формами, а также тем, что являются лекарственными травами; например, это всем известный цветок — горицвет весенний. К редким очень красиво цветущим растениям относятся орхидеи. Шестнадцать видов орхидей произрастает в Каменском районе: это, например, венерин башмачок настоящий, любка двулистная, ятрышник шлемоносный, другие орхидеи. 

Так, летом 2019 года была зафиксирована в лесопарке Синарского района во множестве неоттианта клобучковая. Из «краснокнижных» животных, когда-то распространенных, а теперь ставших редкими, у нас обитают 14 видов хищных птиц, представитель насекомоядных млекопитающих еж обыкновенный. С территории Каменского района исчезла русская выхухоль, европейская норка, значительно сократилась колония летучих мышей в Памятнике природы Смолинской пещере. Во время экскурсии по музею школьники активно интересуются содержанием Красной книги Среднего Урала, понимая, что обеднение природы неблагоприятно влияет на нашу жизнь; сознают задачи, поставленные перед человечеством, очень точно сформулированные в Экологическом манифесте Н. Ф. Реймерсом. 

В коридоре второго этажа здания по ул. Октябрьской, 50, где расположен музей Природы, создана экспозиция «От каменного рубила к простому токарному станку», посвященная эволюции орудий труда человека. В экспозиции поэтапно, от простого к сложному размещены макеты орудий труда древнего человека, созданные на основе книги английских архитекторов М. и Ч. Квеннелл «Первобытные люди». 

Музей создавался на протяжении шести лет. В этот период времени шла интенсивная работа по сбору материала к экспозиции: поездки в библиотеку им. Белинского в отдел редких книг (г. Екатеринбург), посещение библиотеки им. Пушкина, профсоюзной библиотеки СТЗ и других библиотек, сбор материала в Управлении лесного хозяйства, лесном отделе УГХ, на агрономическом факультете Сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург), приобретение строительного материала для создания диорам, изготовление чучел животных, сбор гербария цветковых растений для организации фонда музея, сбор натурного материала к формированию экспозиции (мох, шишки, ветки, песок и др.), сбор фотографий для экспозиций, создание пояснительных текстов к диорамам, фризам, непосредственно сама работа по созданию и оформлению диорам, плоскостных экспозиций, фризов. 

Для того, чтобы создать и оформить любую музейную экспозицию, необходимо сначала создать ТЭП — тематико-экспозиционный план. Идея создания тематико-экспозиционного плана будущего музея Природы пришла сразу, в самом начале моей трудовой деятельности в Центре внешкольной работы (теперь Центр дополнительного образования). ТЭП музея был создан по аналогии с экспозицией биологического зала Ильменского государственного заповедника (г. Миасс), в котором я проработала 23 года. В течение 18 лет я была хранителем биологического фонда Естественно-научного музея Ильменского заповедника, занимаясь одновременно работой по оформлению биологического зала музея (входила в оформительскую группу) и осваивая профессию таксидермиста. Немного о таксидермии. Слово «Таксидермист» буквально означает «Выделываю кожу». Но, чтобы изготовить чучело животного, которое стало бы музейным предметом, одного ремесла мало, несмотря на то, что таксидермисту приходится сгибать проволоку, чтобы изготовить внутренний проволочный каркас для чучела, иметь знания и навыки скорняжного дела, уметь работать, используя дрель, электролобзик, сверлильный станок, хорошо владеть ножовкой, молотком, пассатижами и другими инструментами. Таксидермист должен обладать знаниями по анатомии и физиологии позвоночных животных, иметь художественные способности, чтобы изготовить таксидермическую фигуру в динамической позе. То есть таксидермист — не простая профессия, которая позволила мне создать музей Каменской природы. 

Формирование экспозиции в настоящий момент почти завершено. Но, как правило, любой музей постоянно развивается, растет, появляются новые идеи, которые хочется воплотить в жизнь. Поэтому задачи нашего музея изменяются, приобретают новые очертания. Например, хотелось бы наиболее полно собрать коллекцию чучел рыб наших водоемов, добавить в диораму «Лес» еще два вида чучел птиц семейства куриных, собрать коллекцию «Кора различных деревьев», увеличить коллекцию насекомых, тем более что младшие школьники очень живо интересуются насекомыми. 

В музее Природы проводятся экскурсии для младших школьников по программе школьного предмета «Окружающий мир». Для ребят постарше проводятся экскурсии по темам: «Птицы, их основные черты, сходство и различие», где рассказывается о разнообразной орнитофауне нашего района; «Лес — человеку»; в этой экскурсии проводится основная мысль о том, что лес — это живой организм, являющийся неотъемлемой частью биосферы. В текст экскурсий включаются профориентационные моменты. Например, плоскостная экспозиция рассказывает о Талицком лесотехническом колледже, сформированном на базе бывшей лесной школы, в которой учился советский разведчик Н. И. Кузнецов. 

При проведении экскурсий и викторин используются аудиовизуальные средства, воспроизводящие звуки природы: пение птиц, крики зверей. Дети с живым интересом пытаются угадать названия птиц, зверей по демонстрируемым звукам. 

Во время экскурсий предлагаются небольшие викторины, например, «Определение птичьих гнезд», «Определение перьев птиц», «Определение семян древесных пород». Экскурсии, игры, викторины проводятся и в летний период времени, когда работают городские площадки. Ежегодно проводится городской конкурс рисунков и фотографий «Горицвет» с заданной тематикой по созданию ботанико-зоологической энциклопедии Каменской природы. 

Ежегодно музей Природы принимает участие в проведении городской игры по работающему проекту «Сияй, Земля уральская!». Для участия в проведении игры мною разработаны задания для пяти станций: определение по фотографиям названий 10 видов рыб; определение по фотографиям 10 видов «краснокнижных» растений, определение 10 видов деревьев и кустарников нашего города по семенам и плодам, станция «Кроссворд» с 10-ю вопросами, пятая станция содержит звуки природы: голоса птиц, зверей — 10 видов. В игре возможна замена одной из станций на станцию «зерновые культуры» с применением гербария. 

Ежегодно музей Природы в моем лице участвует в городской игре, посвященной Дню туриста на станции «Аптечные растения». Задание на станции следующее: найти пять видов лекарственных растений и дать о них краткую информацию. Игра проводится на Майской поляне у р. Каменка. 

Для заполнения досуга школьников мною вручную создана настольная игра «Узнай свой край» размерами 180 см х 80 см. Она состоит из 2-х полей: карты Каменского района с населёнными пунктами и карты исторического центра города со значками архитектурно — исторических памятников и Памятников природы. На обеих полях настольной игры обозначен маршрут в виде кружков белого, жёлтого и красного цвета. Зачем создавалась эта игра? Я считаю, что эта настольная игра помогает школьникам лучше узнать свой край. Дети знакомятся с картой нашей местности, интересуются расположением населенных пунктов, происхождением их названий; узнают, какие Памятники природы, исторические и архитектурные памятники есть в нашем районе, выясняют, какие наиболее известные «краснокнижные» растения произрастают в нашей местности, какие виды промысловых рыб разводят в наших рыбных хозяйствах, а также для каких промысловых видов птиц и зверей создаются условия для воспроизводства. После этой игры у многих учащихся возникает желание пройти по данному маршруту и увидеть все своими глазами. 

Научно-вспомогательный фонд музея Природы постоянно пополняется. В настоящий момент он дополнен интересными краеведческими сборниками «Каменские чтения» за 2016, 2017, 2018 и 2019 годы. В этих сборниках помещены также и мои статьи: по истории сельского хозяйства Каменского уезда периода НЭП, истории городского благоустройства в послевоенные годы, истории формирования зелёной зоны города и другие статьи. Тексты этих сборников, как правило, формируются на основе данных ГАСО (Государственный архив Свердловской области). Они могут заинтересовать учителей истории, учителей начальных классов, поскольку сборники «Каменские чтения» содержат очень интересные краеведческие статьи исследователей-краеведов, сотрудников Каменск-Уральского Краеведческого музея и сотрудников Государственного архива Свердловской области. 

В феврале 2018 года музей Природы в моем лице принял участие (заочный этап) в международном конкурсе музеев «Музей образовательной организации — пространство интеграции общего и дополнительного образования», посвященном 100-летию государственной системы детско-юношеского туризма и краеведения». В этом Конкурсе музей в номинации «Описание форм и методов интеграции содержания общего и дополнительного образования» получил Диплом III степени, а в номинации «Инновационные формы образовательно-просветительской деятельности музея» заработал Диплом II степени. 

Отзывы посетителей музея

«Выражаем огромную благодарность за проведенную экскурсию. Почувствовали и прочувствовали свою сопричастность к родной уральской природе. Чучела замечательные, сделанные с любовью, терпеливо и старательно, очень понравились. Скромно, но грамотно и логично оформлены панорамы лесной жизни животных, заинтересовали и рисунки древние, символически переданные. Желаем Светлане Андреевне дальнейших творческих успехов, радости от проделанной работы и добрых, внимательных и любознательных экскурсантов, посетителей. Благодарим! С уважением краеведы, руководители школьных музеев: Л. Ф. Худякова, Н. В. Ветрова, Л. Н. Плахина. 04. 03. 2015 г.» 

«Посетив музей природы у меня осталось очень хорошее впечатление. Я узнала некоторые новые для меня вещи. Было очень интересно увидеть уральскую природу в таком виде. Особо понравилось оформление панорам. Хочется пожелать музею и его руководителю новых и необычных идей. Белоносова А. Р. 19. 03. 2015 г.» 

«Огромное спасибо Светлане Андреевне за проведенную экскурсию в музей природы. Узнала о редких видах птиц, других животных, растений, живущих и растущих на Урале. Замечательный материал и потрясающий рассказ о природе Урала. Желаю Светлане Андреевне дальнейших творческих успехов, радости от проделанной работы и любознательных экскурсантов! С /у воспитатель ГПД Красногорской СКШИ Томилова С. В. 16. 11. 2015 г.»

Нет комментариев. Ваш будет первым!
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Мы собираем cookie. Вы не против?