Антифашистский и Каменский цикл Эриха Борхерта
Микеланджело Буонарроти говорил: «Настоящий художник не тот, кто может им быть, а тот, кто не может им не быть».
Эти слова можно всецело отнести к Эриху Вильгельмовичу Борхерту (1907-1944 гг.) – архитектору-художнику, выпускнику знаменитой школы БАУХАУЗ в г. Дессау, который в 1930-м году получил официальное приглашение Советского правительства (1) о работе архитектором в московский организации «Малярстрой» [14, с. 8].
В Москве немецкий специалист создал семью с русской художницей Софьей Васильевной Матвеевой, в 1935 г. у них родилась дочь Эрика. В наш город Эрих Борхерт попал в составе строительного батальона № 671, как лицо немецкой национальности, подлежащее депортации в тыл страны после нападения фашистской Германии на Советский Союз. В стройбате Борхерту обещали работу художника, но для этого не было «ни материалов, ни условий». Он трудился чернорабочим вместе с другими [14, с. 174]. В апреле 1942 г. после расформирования строительного батальона бойцы должны были сами искать работу. Борхерт нашёл подработки: художником в клубе УАЗа (УАСа) (2), билетным контролером в парке культуры и отдыха УАЗа (Фото 1.1, 1.2).
Фото 1.1. Клуб строителей УАЗа. Фото 1940-х гг. Частный архив А.А. Гачевского.
Фото 1.2. Входная группа Парка культуры и отдыха УАЗа. Фото 1948 г. Архив КУКМ.
Судя по документам, последним местом его работы была 5-я Стройконтора УАЗа. В обязанности художника входило: создание карикатур, афиш, портретов вождей, героев и стахановцев. Эрих Борхерт выпускал стенгазеты, подготовил стенд «Соц. обязательства к 25-летию Октября», оформил уголок сатиры «Германия сегодня», украсил интерьеры помещений к празднику 1 Мая 1942 года [14, с. 174, 175].
В письмах к супруге Софье Матвеевой в Москву художник сетует на отсутствие бумаги, красок, времени. Из его письма жене: «Соня, не представляешь себе, как мне работать хочется. Но не то, что мне здесь дают (конечно, авторская карикатура тоже не плохо), а хочется делать композиции на военную тематику, писать хочется, работать акварелью, маслом. И чувствуешь себя, как в кандалах. Нет ни материала, ни помещения» (10.06. 1942 г.) [14, с. 175].
В этот период Эрих Вильгельмович проживал в комплексе ЦЖС (Фото 2.1-2.4) в коммунальной квартире (3) в доме по ул. Каменская, 9, в которой кроме него жили еще 20 человек – времена были трудные военные, бытовые условия – стеснённые [1]. Но в редкие минуты отдыха Борхерт не мог не рисовать — делал наброски с натуры – «для себя». Сохранилось несколько рисунков комплекса ЦЖС и квартала 2-27 (Фото 2.1-2.4), а также пейзажей кварталов каркасно-камышитовых домов (Фото 3.1-3.2), деревни Красная горка, Северного посёлка (Фото 4.1-4.2), строительства УАЗа и ТЭЦ (Фото 5.1-5.3) [1, 4, 15].
Фото 2.1. Вид с северо-востока на комплекс ЦЖС: жилые дома по ул. Исетская, 11, Алюминиевая, 12, Каменская, 9. Э.В. Борхерт. 1942 г. [4, цветн. вкладка].
Фото 2.2. Вид из Парка культуры и отдыха УАЗа на жилой дом по ул. Исетская, 11. Э.В. Борхерт. 1942 г. [4, с. 43].
Фото 2.3. Вид из окна с гуашью на подоконнике (из окна комнаты, где я живу). Э.В. Борхерт. 1942 г. (кат. 78) [15]. — Вид из окна жилого дома по ул. Каменская, 9 (в комплексе ЦЖС) на жилые дома в квартале 2-27.
Фото 2.4. Вид из окна. Э.В. Борхерт. 1942 г. — Вид из окна жилого дома по ул. Каменская, 9 на жилые дома по ул. Строителей, 10 и Алюминиевой, 12 (Комплекс ЦЖС). Частный архив семьи Кольченко.
Фото 3.1. Вид из окна нашей мастерской клуба УАЗа (УАСа). Э.В. Борхерт. 1942 г. (кат. 74). [15].
Фото 3.2. Больница, детский сад из окна клуба УАЗа (УАСа). Э.В. Борхерт. 1942 г. [4, цветн. вкладка].
Фото 4.1. Двор с козами и печкой. (Из окна нашей мастерской клуба УАЗа). Э.В. Борхерт. 1942 г. (кат. 73). [15].
Фото 4.2. Северное поселение, школа ТЭЦ (бывшая казарма 671-го стройбатальона, 14-я столовая. Э.В. Борхерт. 1942 г. (кат. 72) [15].
Фото 5.1. Заброшенная стройка (ТЭЦ УАЗа, около 5-й стройконторы ТЭЦ) Э.В. Борхерт. 1942 г. (кат. 77) [15].
Фото 5.2. Строительство УАЗа. Э.В. Борхерт. 1942 г. (кат. 75) [15].
Фото 5.3. Строительство УАЗа. Вид из 5-й стройконторы. Э.В. Борхерт. 1942 г. (кат. 76) [15].
Глаз художника сумел найти и в обыденном объекты и сюжеты для своих эскизов. Уверенные, лаконичные, выразительные зарисовки изображают окружающие здания, движущихся людей и животных. Даже склады и инвентарь вокруг них выглядят эстетично. Рисунки имеют четкую композицию, передают атмосферу повседневной жизни, но не в сухой повествовательной манере, они наполнены жизнью. Работы выполнены пером и тушью. Оказывается, во время войны жителям Каменска-Уральского было запрещено рисовать не только промышленные сооружения, но и окрестные пейзажи. Борхерт продолжал серию зарисовок разрешенных объектов (4)…[14, с. 175]
В портретах передовиков, созданных Эрихом Борхертом, возможно кто-то из читателей узнает своих родственников. В каждом человеке художник выявил индивидуальные черты внешности, характера и подчеркнул их в своих работах. Выражения лиц у людей сосредоточенные, нерадостные – война, 1942 год. Ракурсы и техника исполнения для каждой модели подобраны индивидуально: одни портреты выполнены карандашом в анфас мягкий штрихом с растушевкой, другие – в «три четверти» или почти в профиль жестким штрихом (Фото 6-14).
Фото 6. Портрет девушки. Э.В. Борхерт. 1942 г. [1].
Фото 7.1 — 7.2. Портрет Никитенкова Якова Михайловича – штукатура 6-й Стройконторы. Э.В. Борхерт. 1942 г. [1].
Фото 8.1 — 8.2. Портрет Тропина Ивана Ефимовича — штукатура 6-й Стройконторы. Э.В. Борхерт. 1942 г. [1].
Фото 9. Портрет мужчины в кепке и пальто. Э.В. Борхерт. 1942 г. [5, цветн. вкладка].
Фото 10.1 — 10.2. Портрет Корюкова Даниила Андреевича – инструктора стахановского метода труда кирпичной кладки 4-й Стройконторы. Э.В. Борхерт. 1942 г. [1].
Фото 11. Портрет мужчины в пиджаке. Э.В. Борхерт. 1942 г. [1].
Фото 12. Портрет молодого человека. 1942 г. Э.В. Борхерт. [5, цветн. вкладка].
Фото 13.1 — 13.2. Портрет Мочалиной Тамары Петровны – заведующей детским садом Западного посёлка. Э.В. Борхерт. 1942 г. [1].
Фото 14. Портрет девушки в блузке. Э.В. Борхерт. 1942 г. [1].
В период обучения Э. Борхерта в институте БАУХАУЗ в 1926-1930 гг., когда в Германии преобладал стиль «экспрессионизм», учителями Эриха были В. Кандинский, Пауль Клее — представители разных направлений этого стиля. В Советском Союзе, где Эрих Борхерт жил с 1930-го года, господствовал стиль «соцреализм». В творчестве художника каменского периода взаимодействуют оба названных стиля.
Кроме портретов передовиков Э. Борхерт рисовал плакаты — тоже по заказу своего руководства. Его плакат: «Владеть оружием – долг каждого советского человека» отвечает главной задаче этого жанра — наиболее броское и ясное выражение идеи минимальными средствами (Фото 15).
Фото 15. Владеть оружием – долг каждого советского человека. Э.В. Борхерт. 1941 г. ГААОСО. Ф.Р.-1, Оп. 2, Д. 31556, Л. 270 (25).
Особое место в творчестве Э. Борхерта занимает антифашистский цикл – политические карикатуры. Он разрабатывал эту тему с начала 1930-х до 1942 г. 30 апреля 1933 г. в Государственном музее нового западного искусства в Москве состоялась персональная выставка картин Эриха Борхерта. Музей приобрел у художника несколько работ. Напомню, что Эрих Вильгельмович приехал в СССР еще до того, как фашизм в Германии открыто вышел на мировую арену. Карикатуры антифашистского цикла выполнены в разной технике: карандаш, тушь, гуашь, акварель, линогравюра. Карикатуры-плакаты художник исполнял, вероятно, в технике линогравюры. Они имеют четкие контуры, жесткую штриховку, локальные пятна. Более поздние работы философского плана выполнены акварелью и карандашом мягким, пластичным штрихом, моделирующим форму, без резких контуров, либо в сочетании с другими видами техники.
К 1930-м гг. в Советском Союзе уже сложилась своя школа политической карикатуры. Этот жанр характеризуется, с одной стороны, особой емкостью образа, явной эмоциональностью (с ироническим или саркастическим оттенком), и, в ее советском варианте, абсолютной идеологизированностью. С другой стороны, это часть повседневности, которая не всегда воспринималась читателями как пропаганда.
Советская политическая карикатура отличалась обилием деталей и многочисленных надписей различного уровня — эпиграфа, названия карикатуры; подписи под рисунком, чаще всего в виде прямой речи действующих лиц. Характерной особенностью этого жанра являлась повторяемость и узнаваемость нескольких «масок» — империалист (цилиндр, монокль, мешок с деньгами) как правило, лишенный национальных примет, но иногда — с явным намеком на английское происхождение; военные (чаще других в форме Франции, Японии, Польши), социал-демократ; полицейский; а также несколько наиболее одиозных для советской пропаганды фигур типа Муссолини, Франко, Пилсудского и т.п. Вскоре искушенный читатель уже безо всяких подписей узнавал тех или иных персонажей, ориентируясь на привычные детали – подбородок Муссолини, монокль Остина Чемберлена и др. Советские карикатуристы в своих работах активно разоблачали этих персонажей. Эрих Борхерт в 1933 г. тоже выполняет карикатуры на капиталистов (Фото 16).
Фото 16. Капитал. Э.В. Борхерт. 1933 г. [14, с. 100].
На протяжении всего меж военного периода Германия привлекала особое внимание советских карикатуристов. К 1930-м гг. важным мотивом политической карикатуры становится сотрудничество социал-демократов и фашистов. Антифашистские мотивы усиливаются после прихода Гитлера к власти. И в карикатурах Э. Борхерта отражены эти события. 27 февраля 1933 г. загорелся Рейхстаг (цветная карикатура Э. Борхерта – Фото 17, но на фоне горящего Рейхстага – другой пожар — сожжение неугодных нацистам книг).
Фото 17. Горящий Рейхстаг и книги. Э.В. Борхерт. 1933 г. ГААОСО. Ф.Р.-1, Оп. 2, Д. 31556, Л. 270 (2)
В марте 1933 г., вне закона была объявлена коммунистическая партия Германии, а в июне — социал-демократическая партия. После этого в Германии была развернута антисоветская кампания. А в декабре 1935 г. М.М. Литвинов подал на имя Сталина секретную записку, в которой предлагал «дать нашей прессе директиву об открытии систематической контркампании против германского фашизма и фашистов». Как и многие художники в СССР Эрих Борхерт выполняет карикатуры разоблачительного характера: например, с двуликим Гитлером, который душит Европу, но перед мировыми магнатами проповедует мирную политику (Фото 18), об истинной сущности фашизма – массовом истреблении народа (Фото 19).
Фото 18. Двуличность фашизма. Э.В. Борхерт. 1942 г. (кат. 69). [15].
Фото 19. Сущность фашизма. Э.В. Борхерт. 1941 г. ГААОСО. Ф.Р.-1, Оп. 2, Д. 31556, Л. 270 (44).
Кроме первых лиц Третьего рейха главным персонажем карикатур на фашистскую тему у советских художников становится штурмовик — как правило, в кепи, небрит, зверообразен, с дубинкой и повязкой на рукаве. Этот образ возник еще в 1920-е гг. На карикатуре Э. Борхерта от 1933 г. штурмовики бесчинствуют. Среди наиболее часто встречающихся деталей в карикатурах тех лет на германскую тему – топор и нож; восстановление смертной казни через обезглавливание произвело на всех сильное и тягостное впечатление. У Эриха Борхерта карикатура «Кто попытается нарушить наш внутренний фронт…».
В 1933-1939 гг. фашистская Германия, безусловно, является «темой № 1» для советских карикатуристов. Однако если в 1933 преобладали карикатуры, связанные с внутренней жизнью Германии, то в 1938 г. на первый план выдвинулась тема фашистской агрессии, подготовки новой мировой войны. У Э. Борхерт – карикатура о военных магнатах, толкающих Гитлера завоевывать СССР.
В июле 1937 г. карикатурист Дени писал: «Появляется антифашистский плакат. В художественной форме этот плакат говорит о волне мракобесия, изуверства, людоедства и об открытой подготовке фашистского военного нападения на СССР. Советский политический плакат разоблачает фашистскую интервенцию в Испании, всю фашистскую кухню войны… „ После “пакта Молотова — Риббентропа » немецкая тема (применительно и к внешней, и к внутренней политике) оказалась для советских карикатуристов запретной: пропаганда обоих стран прекратила какие-либо выпады друг против друга.
Но с осени 1940 г. нацистская пропаганда снова взяла курс, откровенно направленный против СССР, а первые недели войны ознаменовались грубым шельмованием «презренных славян».
В мае 1941 г. в своем выступлении на заседании Военного Совета Сталин призвал воспитывать советских людей «в духе активного, боевого, воинственного наступления», от средств массовой информации требовался ярко окрашенный негативный образ врага и настрой «если завтра в поход». Главной основной темой советской пропаганды стала защита от поработителей, сплочение на борьбу с врагом всего народа независимо от классовой и национальной принадлежности. В конце сентября 1941 г. в Государственном музее нового западного искусства в Москве состоялась антифашистская выставка. Эрих Борхерт принял в ней участие: на выставке были представлены его работы из антифашистского цикла и эскиз плаката.
В плакатах, созданных в годы Великой Отечественной Войны, обычно выделяют две основные линии: героическую, прославляющую подвиги Советской Армии – и сатирическую, направленную на разоблачение гитлеровцев. В творчестве Э. Борхерта также прослеживаются обе эти линии, связанные с политические и военными событиями, о которых сообщала газета «Правда».
Разоблачительная тема: карикатуры на главарей 3-го Рейха: алчный, надрывающийся в крике Гитлер с ножом в луже человеческой крови (Фото 20); Геббельс – главарь пропаганды с крысиным оскалом с патефоном на трупах немецких солдат (Фото 21); плакаты о расправах с местными жителями на завоеванных фашистами территориях.
Фото 20. Гитлер в луже крови. Э.В. Борхерт. 1941 г. ГААОСО. Ф.Р.-1, Оп. 2, Д. 31556, Л. 270 (5).
Фото 21. Геббельс – главарь пропаганды. Э.В. Борхерт. 1941 г. ГААОСО. Ф.Р.-1, Оп. 2, Д. 31556, Л. 270 (43).
Героическая линия — о победе в битве под Москвой (Фото 22), о наступлении советских войск, о потерях и отступлении вражеской армии (Фото 23). Гитлера, Геббельса, Геринга и др. на карикатурах Борхерта то бомбят, то выпинывают, то вышвыривают красноармейцы с советской территории (Фото 24, 25). Обычно художник находил сюжеты для своих работ в материалах прессы: на оборотной стороне рисунков помимо набросков можно найти цитаты из газет, написанные карандашом, или приклеенные газетные вырезки [14, с. 175].
Фото 22. Разгром фашистов под Москвой. Э.В. Борхерт. 1941 г. [14, с. 163].
Фото 23. Земля горит под ногами врага. Э.В. Борхерт. 1941 г. [14, с. 160].
Фото 24. Гитлер и Геббельс, долой с Советской земли! Э.В. Борхерт. 1942 г. ГААОСО. Ф.Р.-1, Оп. 2, Д. 31556, Л. 270 (6).
Фото 25. Крепкое объятие под Москвой. Э.В. Борхерт. 1941 г. (кат. 65). [15].
Несколько карикатур Эрика Борхерта близки по сюжетам к карикатурам антифашистского цикла известных советских художников Кукрыниксов (Фото 26) – реакция на одни и те же военные события, но подход у художников разный. Кукрыниксы сатирически обыгрывали образы врагов, часто придумывали невероятные ситуации, где все преувеличено: метафоры – сверхсатиричны, гротески – сверхсаркастичны; с их помощью создавали по-своему логичный мир, нелепица которого поучительна.
Фото 26. Антифашистский плакат. Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов). 1945 г. [10].
У Э. Борхерта карикатуры более реалистичны по сюжетам, более трагичны по темам, в них ощущается драматизм, свойственный стилю «экспрессионизм», высокий эмоциональный накал. Это связано и с личными переживаниями художника: Родина Борхерта – Германия, в которой остались его родственники и близкие люди, была для него недоступна еще с 1933 г. после прихода к власти нацистов, а в конце 1941 г. фашисты наступали на Москву – столицу его новой Родины; в Москве проживала семья художника. Наверное, поэтому такая ненависть к фашизму и такое беспощадное разоблачение. Кроме того, еще сказались переживания художника по поводу его отстраненности от главных событий: Борхерт просился добровольцем на фронт, но ему было отказано — по решению советского руководства с августа 1941 г. в стране началась депортация граждан СССР немецкой национальности в восточные районы страны.
Следует сказать еще и о том, что советская пропаганда к концу 1941 г. начала менять образ врага: слова «фашист», «нацист» заменялись на — «германец» и «немец». Название статей Агитпропа в лице И. Эренбурга звучали так: «Враги» (1941 г.), «Людоеды» (1941 г.), «Ненависть» (1942 г.), «Убей» (1942 г.), «Убей немца» (1942 г.), «Немцы» (1942 г.) И советские немцы очень остро ощущали на себе эту перемену к ним. У Эриха Борхерта есть работа, выполненная в 1942 г. на которой оратор, стоя на фоне горящих домов, на трупах детей вещает: «Немцы не жгут русских деревень, немцы не убивают русских детей» (Цитата из газеты «Правда»). (Фото 27).
Фото 27. Фашистская пропаганда. Э.В. Борхерт. 1942 г. [14, с. 156].
В 1938 г. Борхерт сменил Германское гражданство на советское, по мировоззрению был антифашистом, естественно, он четко разделял немцев и фашистов, но вынужден был давать в своих карикатурах формулировки из советских газет. Он работал под контролем НКВД. Последние работы Э. Борхерта многоплановы, наполнены философскими обобщениями. Это уже не карикатуры (Фото 28). Символична картина с погибшими германскими воинами и фашистским танком над ними (Фото 29). И, наконец, сюжет с военнопленными — как итог разгромленного фашизма (Фото 30). Очень выразительны их фигуры, поникшие, уставшие; мягкий штрих передает порывы сильного ветра, ощущение холода, безнадежности. У Эриха Борхерта – это не просто пленные, это – рядовые солдаты, которых фашистские агрессоры заставили воевать, бросили на фронте зимой без теплой одежды; части, в которых они служили, разбиты; сами военнопленные находятся растерянном и подавленном состоянии. Художник им сочувствует.
Фото 28. Кровавая нажива капиталистов. Э.В. Борхерт. 1942 г. [3, с. 104].
Фото 29. Возмездие. Э.В. Борхерт. 1941 г. (кат. 60). [15].
Фото 30. Остатки фашистской армии под Москвой. Э.В. Борхерт. 1941 г. [14, с. 162].
Судя по переписке Эриха Вильгельмовича с супругой, он совершенно искренне считал для себя необходимым вступить в схватку с германскими фашистами, которые несли зло, смерть и разрушения, не только его исторической Родине – Германии, но и его новой Родине – Советскому Союзу — и всему миру.
Его военные карикатуры и стилистически, и технически отличаются от карикатур 1930-х годов, в том числе и из-за ограниченности возможностей для рисования. В 1942 г. художник работает подчас штемпельной краской вместо туши, на обрывках бумаги низкого качества.
В карикатурах антифашистского цикла Эриха Борхерта ощущается влияние крупных немецких художников-экспрессионистов: Георга Гросса, Отто Дикса, Кете Кольвиц и других в динамизме и принципах построения композиций, трактовке лиц и фигур персонажей, но прямых заимствований творческой манеры этих художников в работах Э. Борхерта нет. Произведения советских художников повлияли на творчество Эрика Борхерта также весьма опосредованно: прямых аналогов его работам обнаружить не удалось. Таким образом, можно утверждать, что Эрих Борхерт – самобытный художник с собственной творческой манерой, в которой значительно интерпретированы принципы немецкого экспрессионизма и советского соцреализма.
Автор выражает благодарность: Э.Э. Кольченко, И.И. Кольченко, А. Фольперт, Л.И. Токмениновой, Н.Г. Шестерниной, А.Б. Лопато, И.Г. Глазуновой; В.Г. Ваганову, М.М. Виноградову.
(1)
по рекомендации Г. Шепера, одного из профессоров БАУХАУЗа, работавшего в Москве.
(2)
В военный период клуб Строителей (снесён в 1960-е гг.; современный адрес: ул. Октябрьская, 11а) использовали две организации – УАЗ и УАС, поэтому на подписях под рисунками у Э. Борхерта присутствуют то одно, то другое название клуба.
(3)
Изначально эта квартира была более просторной, потом в доме выполнили перепланировку.
(4)
В письме Э. Борхерт пишет о пейзажах, что не рисует то, что ему хочется, потому что это запрещено рисовать [1].
Источники:
1. Архив семьи Кольченко — родственников Эриха Борхерта.
2. Всеобщая история искусств. Т.6 (6) – кн. 1. Искусство 20 века. / Под общ. ред. Б.В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. — Москва: Искусство, 1965. — 480 с., 181 л. ил.
3. Гаврилова С.И. Антифашистский и Каменский цикл Эриха Борхерта / Баухауз на Урале: от Соликамска до Орска: Материалы Международной научной конференции, 12-16 ноября 2007 г., Екатеринбург / науч. Ред.: Л.И. Токменинова – Екатеринбург: Вебстер, 2008 – с. 103-107.
4. Гаврилова С.И. Памяти художника Эриха Борхерта / Веси. – Екатеринбург: Издательство «Банк культурной информации» (БКИ) — № 6, июль 2007. – с. 41-43, цветная вкладка.
5. Гаврилова С. И., Зенкова Л.В., Кузнецова А.В., Лесунова А.Ю. Памятники архитектуры Каменска-Уральского / С. И. Гаврилова, Л. В. Зенкова, А. В. Кузнецова, А. Ю. Лесунова – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008. – 92 с.
6. Голубев А.В. «Часовой, вооруженный карандашом». Германия и немцы в советской политической карикатуре. (1922-1939 гг.) Россия и Германия в ХХ веке. В 3-х томах. Том 2: Бурные прорывы и разбитые надежды. Русские и немцы в межвоенные годы; под ред. Карла Аймермахера, Геннадия Бордюгова, Астрид Фольперт — М.: АИРО-XXI, 2010 — с. 85 — 105.
7. Горяева Т. Убить немца: Образ противника в советской пропаганде / Горяева Татьяна // Родина. — 2002. — № 10. — с. 41 – 44, фот.
8. История зарубежного искусства: Учеб. для сред. худож. учеб. заведений / М.Т. Кузьмина, Н.Л. Мальцева, Н.А. Виноградова и др.; Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. — 3-е изд., доп. — Москва: Изобраз. искусство, 1983. — 352 с., 68 л., илл.
9. Кольченко И.И.
https://ostrovki.narod.ru/
10. Кригер В. Патриоты или предатели? / Кригер Виктор // Родина. — 2002. — № 10. — с. 93 — 98: фот.
11. Кукрыниксы: годы войны. Альбом: К 40-летию Победы сов. народа в Великой Отеч. войне 1941-1945 годов: Герои Соц. Труда, действ. члены Акад. художеств СССР, нар. худож. СССР, лауреаты Ленин. и Гос. премий СССР М. В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов / вступ. ст. О.Т. Иванова; сост. и авт. кат. Н.И. Горянина; авт. коммент. И.П. Елагин. — 2-е изд. — Москва: Изобразительное искусство, 1985. — 319 с., илл.
12. Пышновская З.С. Немецкие художественные выставки. Москва-Берлин. 1900-1950 гг. — Москва: «Галарт», Мюнхен: «Престиль» – Нью-Йорк. 1996 г. – с. 187-191.
13. Пышновская З.С. Кете Кольвиц. Альбом / Авт.-сост. З.С. Пышновская — Москва: Изобразительное искусство, 1980. — 62 с.: ил., портр. (Зарубежные художники XX века).
14. У времени в плену… Эрих Борхерт. 1907–1944. Графика из собрания семьи художника / Авт. ст.: Г. Кислых, Э. Кольченко, И. Кольченко, Д. Кольченко, А. Фольперт; ред.: Л. Платова; дизайн-макет: О. Коваленко. – М.: ЗАО «Группа ЭПОС», 2012. – 200 с.: ил.
15. Эрих Борхерт: Баухаус в России: графика из собрания семьи художника: альбом-каталог / Новосибирский государственный художественный музей; составитель, редактор С. П. Голикова; авторы вступительных статей О. Боллбринкер, Н. А. Истомина, С. Ю. Тихонов. — Новосибирск: [НГХМ: Новосибирский издательский дом], 2022. — 88 с.: ил.
16. Эрих Борхерт и его работы. Архитектура обличает фашизм. ГКУСО ГААОСО. Дата обращения 24.04.2024 — URL:
https://гааосо.рф/?p=18005
17. Bauhaus (The World's Greatest Art) Paperback – Import, January 1, 2006.
18. Немецкие художники — Отто Дикс, Георг Гросс, Макс Бекман, Эрнст Барлах, Генрих Цилле, Ганс Балушек, Макс Пехштейн — Электронный ресурс.