Заводы города в годы войны

Автор:
Татьяна Судакова

Возможно, наш Каменск остался бы маленьким провинциальным городком, если бы в годы войны сюда не эвакуировали столько людей. В 1940 году в городе всего 13 предприятий с численностью 17 тысяч рабочих, а уже в 1944 году – 30 предприятий и 53 тысячи рабочих. Откуда такой прирост, если еще считать, что на фронт ушло много мужчин? Все это следствие массовых переселений с территорий, которые находились под угрозой захвата немецкой армии.

Первые эвакуированные стали прибывать в конце лета 1941 года. На подъездные пути Синарского трубного завода пришли эшелоны с Украины. Задача – принять, установить и пустить в эксплуатацию. Строить новые корпуса не было времени, и оборудование стали размещать на уже существующих площадях, иногда совсем не приспособленных для этого, потеснили другие цеха. Сборка велась днем и ночью без остановок и выходных. Оборудование и рабочих девяти заводов со всей России принял Синарский трубный! К концу 1942 года уже числилось более 11 тысяч человек прибывших. Для расселения была проведена огромная работа с местным населением. К ним обратились с просьбой «решительно» потесниться. Так удалось разместить более половины приехавших. Жили по нескольку семей, комнаты делили перегородками. Те, кто приехал без семьи, спали прямо на заводе. Но жилья не хватало катастрофически и на первое время строили бараки и землянки, ремонтировали бывшие коровники, сараи.

Первое время общественное питание отсутствовало. Ходили по деревням и выменивали у местных крестьян картофель, муку. Иногда собирали мороженый картофель в поле. Большую помощь эвакуированным оказывали местные жители.

На Синарском заводе в годы войны выпускали трубы для танковой и авиационной промышленности, детали к ППШ (пистолет-пулемет Шпагина), гильзы для снарядов.

На Уральский алюминиевый завод первые эшелоны с людьми и оборудованием начали прибывать осенью. На железнодорожной станции «УАЗ» и « 10-ый км» в сутки поступало до 500 вагонов. Несколько тысяч человек круглосуточно рассортировывали, ремонтировали и устанавливали прибывшее оборудование. И хотя сюда срочно были переброшены рабочие и техника с 12 строек страны, людей не хватало. Зима 41-го года была самой холодной за столетие. Люди работали на морозе -30 -40 градусов под открытым небом. На УАЗ прибыли: Днепропетровский завод им. Кирова, Тихвинский глиноземный завод, Волховский алюминиевый завод, Канакарский, Кандалакшский, Ереванский алюминиевые заводы. Выпуск металла за годы войны удалось увеличить почти в 6 раз. За успешное выполнение задания УАЗ был удостоен высшей правительственной награды – орден Ленина.

На Уралалюминстрой были эвакуированы строители Московского Дворца Советов во главе со специалистом А.Н. Прокофьевым. На Красногорскую ТЭЦ эвакуированы: Кураховская и Зуевская ГРЭС.

За три месяца (эвакуация была закончена 20 ноября) из Кольчугино прибыло в Каменск 246 вагонов с оборудованием и около 800 рабочих.

На площадке, имевшей подъездные пути к Каменскому магниевому заводу (сейчас завод ОЦМ), выгрузили все оборудование. Напротив стояло полтора десятка бараков и поселок из 12 двухэтажных домов, где и разместились в страшной тесноте приезжие. Рабочие были везде: на улице, в цехах, все были заняты – строители, монтажники, эвакуированные. В восточном пристрое цеха №1, размещались казармы стройбата. Полуголодные, легко одетые стройбатовцы (из республик средней Азии) оказывали большую помощь в строительстве и монтаже оборудования, хотя многие из них не выдерживали уральских морозов и тяжелой работы. Каждое утро от казармы уходила грузовая машина с трупами, накрытыми простынями. Цеха не отапливались, котельная еще не работала, и там где шел монтаж или другие строительные работы, горели костры, железные печки-времянки.

Оборудование монтировалось в небывало сжатые сроки. Прокатный стан, который в Кольчугино монтировался 7 лет, был пущен за 50 дней. С ним приключилась целая история. Сначала стан был эвакуирован из Кольчугино вместе с заводом «Электросталь» в Ташкент, а потом по приказу министра цветной металлургии пропутешествовал через всю страну в Каменск-Уральский. Сейчас трудно представить, как рабочие осуществляли его погрузку и разгрузку несколько раз с помощью катков и лебедок, а где и голыми руками.

На том месте, где сейчас находится городская типография и станция техобслуживания, в ноябре 1941 года стояли бараки. В первое время в них разместились службы управления завода №286 (КУЛЗ), позднее проживали прибывшие рабочие. Началось строительство завода и размещение всего литейного и механосборочного производства. Каменск-Уральский литейный завод выпускал колеса для самолетов ПО-2 (Н.Н. Поликарпов) – знаменитый в годы войны ночной бомбардировщик. 12 марта 1942 года (дата начала отсчета жизни завода) впервые получены первые литые барабаны для самолета Ли-2 (Б.П. Лисунов). Для легендарного самолета истребителя Ла-5 (С.А. Лавочкин) и скоростного пикирующего бомбардировщика Пе-2 (В.М. Петляков) выпускались колеса с тормозами.

Строящийся завод №268 (КУМЗ) разместил эвакуированный из-под Москвы литейный и прокатный цеха Ступинского завода. В феврале 1942 года была сдана в эксплуатацию и дала первую электроплавку печь литейного цеха. Затем свою работу начали кузнечный и прессовый цеха. Основное производство – прокат и штамповка из алюминиевых сплавов, необходимых для обеспечения выпуска самолетов и авиационных моторов.

На всех заводах условия работы были очень тяжелые. Смена 12 часов одинаково для взрослых и подростков. Нет выходных и отпусков. Жили впроголодь.

Из воспоминаний Федоровой Ефросиньи Сергеевны: «В годы войны я работала токарем на СТЗ. Мы точили поддоны для снарядов. Особенно тяжело было работать во вторую смену – с восьми вечера до восьми утра, очень хотелось спать. Так Ася Дымшакова задремала и попала в станок. Питались мы так: приносили прямо в цех суп жидкий. В миску попадало 1-2 клецки. Хлеба получали 700 граммов. Есть все время хотелось. В цехе почти одни девчонки работали. А перебои случались с электричеством. Как свет погаснет, мы сразу петь».

Все понимали, что надо работать, хоть очень тяжело, но надо. Пусть мы не знаем имена всех тружеников, но в Великой Победе советского народа над фашистской Германией есть крупицы их усилий. Никакая Армия не смогла бы победить в войне, если за её спиной не стоит весь народ, не доедая, не высыпаясь, отдавая последнее для фронта. Их стойкость и мужество служат примером для новых поколений. Низкий поклон Вам, труженики тыла!

Вестник краеведа №4


06.05.2015 14:29
1911

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!