Особенности градостроительной структуры Каменска-Уральского (начало XVII – середина XX веков)

Автор:
С.И.Гаврилова

Архитектурный облик Каменска-Уральского формировался в течение трех столетий. Сейчас наш город – третий по величине в Свердловской области (площадь территории превышает 142 кв. км.)

Жилые поселения возводились вблизи заводов, которые в свою очередь возводились там, где были полезные ископаемые, удобные транспортные пути, водные ресурсы, дававшие возможность строительству плотин для использования энергии падающей воды в промышленном производстве. Поэтому между жилыми районами – значительные расстояния и лесные массивы.

С 1701 по 1932 гг. Каменский город-завод имел моноцентричную структуру. Первый на Урале город-завод был построен на берегу реки Каменка, где были обнаружены запасы железной руды. Чтобы начать производство, возвели плотину, а вокруг завода –крепость, посады, жилые дома.

С конца XVIII века – в первой половине XIX столетия планировочная структура постепенно была упорядочена, проводилась реконструкция города и завода.

Третий этап становления – вторая половина ХIХ – начало ХХ вв. – рост промышленных предприятий, строительство железных дорог, массовая реконструкция, появление культовых зданий.

Так, 6 декабря 1885 г. началось регулярное движение поездов по железнодорожной линии Богданович – Островское к поселению Каменский завод. Железная дорога входила в состав Уральской горнозаводской линии. В последней четверти ХIХ – начале ХХ вв. был построен комплекс зданий железнодорожной станции Островская (ныне станция 292 км). В начале ХХ века Каменская ветка была включена в состав Самаро-Златоустовской железной дороги, а станция переименована в Синарскую – по названию железорудного месторождения.

Плотина, завод, заводская контора, Свято-Троицкий собор – основные акценты ансамбля центральной части. Они сохранились до сегодняшнего дня, как и старые посады с их древними улочками – районы правого и левого берега пруда, от плотины на запад, а также район восточнее площади, между улицей Большая Московская (современная улица Ленина) и рекой Каменка.

Главная площадь застраивалась казенными зданиями, а также домами наиболее зажиточных горожан. Архитектурной доминантой стал собор с высокой колокольней. На архитектурно-эстетический облик города оказало влияние стилистическое решение зданий и комплексов: классицизм, эклектика, преобладающая по количеству, деревянное народное зодчество и единичные образцы модерна.

В конце второго десятилетия ХХ века новые власти размещали советские и социальные учреждения в административных и жилых зданиях, принадлежавших ранее руководству города-завода и купеческим династиям. Новое строительство не велось – проводилась реконструкция старых зданий под современные функции. Например, здание складских помещений завода, возведенного в 1820 гг. по проекту М.П. Малахова, было реконструировано под театр.

В 30-е годы эта работа продожалась. Например, под административные учреждения были реконструированы жилой дом купца Тронина (ул. Ленина, 113) и здания женской гимназии. В доме управляющего заводом (Ленина, 117) разместились органы ВКПб; здание мужского двухклассного училища (ул. Ленина, 128) было приспособлено под педучилище. Следует отметить, что стилистика зданий была сохранена.

К 1932 году в Каменском заводе насчитывалось 9 тысяч человек. Территория его увеличилась в южном (к реке) и северном (к станции Синарская) направлениях. Планировочная структура поселения не изменилась, новые кварталы возводились прямоугольными в плане (в соответствии с генпланом конца ХIХ в.). Это были преимущественно одно- и двухэтажные индивидуальные дома с приусадебными участками.

Дальнейшее развитие Каменского завода было обусловлено программой индустриализации страны. После окончания гражданской войны советское правительство планирует создать вторую угольно-металлургическую базу страны – Урало-Кузнецкий комбинат. В 1923 году Екатеринбург стал административным и хозяйственным центром Уральской области. По плану ГОЭЛРО в этом регионе предполагается реконструкция существующих и строительство новых мощных металлургических и машиностроительных заводов.

Каменск стал индустриальным городом в начале 1930-х. Грандиозное строительство крупных заводов и соцгородов возле них началось только в 1932 году.

Следующий этап формирования города связан с эвакуацией оборонных предприятий из прифронтовой полосы. В этот период при заводах возводились заводские поселки. В конце 40-х годов во всех поселках и соцгородах Каменска-Уральского появились зоны с застройкой индивидуальными домами с участками. В 1950-е годы в городе возводились архитектурные ансамбли. В Каменске-Уральском есть два образца соцгорода: при Уральском алюминиевом комбинате и при Синарском трубном заводе.

Октябрьский поселок

Планировка заводских поселков Каменска-Уральского имеет локальный, отчасти случайный характер.

При железнодорожной ветке (начало 1930-х гг.), металлургическом и магниевом заводах (1939-40 гг.) возводились, в основном, временные строения барачного типа.

На следующем этапе – 1941-45 гг. – на подготовленные строительные площадки были эвакуированы заводы из центральной России. В этот период главное внимание уделялось строительству промышленной архитектуры. Жилье возводилось в непосредственной близости от заводов.

Начало застройки центральной части Октябрьского поселка связано с возведением железнодорожных линий. В июле 1932 года началось регулярное движение поездов по железнодорожным линиям Свердловск – Синарская и Каменск-Уральский – Курган. В начале 1930-х гг. на пересечении этих линий (северо-западная часть поселка) возвели жилье для строителей и железнодорожников – неблагоустроенные деревянные дома по улице Привокзальная.

Южная сторона центральной части Октябрьского поселка начала застраиваться в период Великой Отечественной войны в связи с эвакуацией Московского литейного завода № 286. В 1942-43 годах были возведены жилые каменные дома для строителей и рабочих в границах улиц Ломоносова, Ленина (на фото), Сибирская, Титова. В конце 1940 – начале 1950 гг. возводились кварталы в границах улиц Сибирская, Титова, Мусоргского, Парковая, Матросова. Строительство осуществляли ПО «Октябрь» и Каменск-Уральский литейный завод.

В середине 1940-х – начале 1950-х гг. в связи с увеличением железнодорожного узла и со строительством здания железнодорожного вокзала продолжилось формирование северо-западной территории поселка. Застраивались кварталы в границах улиц Привокзальная, Репина, Кунавина, Парковая, северная и восточная части квартала в границах улиц Паровозников, Репина, Кунавина, проспект Победы. Жилые дома двухэтажные, секционные. Застройка улицы Кунавина (на фото), ведущей к железнодорожному вокзалу, осуществлялась в середине 1950-х – начале 1960-х гг.

Эти два поселения (северное и южное) развивались изолированно друг от друга. В каждом из них сформировались центральные улицы, застроенные в 1950-е годы по принципу архитектурных ансамблей (улица Кунавина, ведущая к железнодорожному вокзалу, и ул. Ленина, (бывшая ул. Жданова). И только в 1960-е застройка этих поселений была включена в единую регулярную планировку Октябрьского поселка с четко выраженным центром и функциональным зонированием территории.

Чкаловский поселок

Планировка Чкаловского поселка формировалась аналогично. 9 июля 1939 г. на заседании Совнаркома было принято постановление о строительстве в Каменске в рамках Наркомата авиационной промышленности металлургического завода для обеспечения самолетостроителей полуфабрикатами из алюминиевых сплавов. В 1939 г. южнее деревни Волкова началось строительство заводской площадки и подъездных путей к ней, возведение первых жилых домов и бараков для строителей. В 1942-м на подготовленной заводской площадке был размещен Каменск-Уральский металлургический завод, построенный на базе оборудования эвакуированного из города Ступино завода № 268.

Жилой поселок расположился с северо-западной стороны от заводской территории вплотную к ней. Временными деревянными и кирпичными бараками застроили три квартала в границах улиц Центральная, Коммунальная, Слесарей, 4-й проезд и Западной с обеих сторон. В 1942 году в поселении были возведены из дерева необходимые общественные здания: баня, больница, столовая, клуб (не сохранились).

Застройка капитальными домами осуществлялась в 1942-43 гг. в кварталах с северной и западной сторон от завода в границах улиц Трудовые Резервы, Восточная, 1-й проезд и пер. Южный; Центральная, Западная, 3-й проезд и 4-й проезд, соответственно. Двухэтажные одноподъездные дома возведены по типовым проектам организации «Свердлоблпроект». В 1944-47 гг. застраивались кварталы в границах улиц Восточной, Трудовые Резервы, Западной, 1-й проезд.

Объемно-планировочное решение предзаводской площади сформировалось к концу 1950 гг. С запада и востока площадь организуют два протяженных трехэтажных административных здания, с юга – проходная завода. От северной стороны площади широкая дорога (переулок Южный) ведет к остановочному комплексу. В этот период улица Трудовые Резервы, идущая от остановочного комплекса в западном направлении, получила главенствующее значение. В её северной части в 1950-60 годы были построены общественные здания: дворец культуры, школа, поликлиника, общежития и другие.

Таким образом, Чкаловский поселок, как и Октябрьский, сформировался на базе заводского поселка, возведенного в военный период, и только в 1960-е гг. обрел регулярную планировку, главную улицу и центральную площадь.

Ленинский поселок

Основание Ленинского поселка было связано с осуществлением проекта по возведению железной дороги Урал – Курган, начатого в 1928 году. В 1933-м с западной стороны от поселения Каменский завод вблизи автодороги, ведущей в Свердловск, началось строительство Паровозовагоноремонтного завода (ПВГЗ). К стройплощадке была подведена железнодорожная ветка (сейчас – улица Ленинградская).

С южной стороны от завода вдоль дороги, ведущей в деревню Кодинка, возвели поселок для рабочих (ныне поселок Первомайский) из восьми типовых двухэтажных брусковых домов. Но строительство завода было законсервировано. А в 1940-м году на территории площадки ПВГЗ началось возведение магниевого завода и жилого поселения при нем, расположенного в двух с половиной километрах с восточной стороны от завода.

Главная улица этого поселения – улица Лермонтова является продолжением улицы Ленина по исторической магистрали Каменский завод – Екатеринбург. Первый квартал нового района был заложен в границах улиц Лермонтова, Войкова, Ленинградская, Спиридонова. Он застраивался жилыми двух- и трехэтажными домами.

В начале Великой Отечественной войны на базу магниевого завода был эвакуирован завод № 515 по обработке цветных металлов из города Кольчугино. Строительство поселения для рабочих продолжалась в годы войны. Юго-восточная часть первого квартала была завершена центральной площадью полукруглой формы. Пространство площади формируют здания клуба и общежития для рабочих завода, расположенные симметрично.

Застройка поселка в 1940-е гг. осуществлялась по принципу единого архитектурного комплекса зданиями, имеющими сходное объемно-планировочное решение и декоративное оформление.

Напротив северо-западной стороны квартала на ул. Ленинградская в 40-е годы началось возведение трех небольших кварталов, в одном из которых разместилась типовая школа. В последующие два десятилетия строительство микрорайона продолжалось в юго-восточном и северном направлениях.

Следующий этап застройки – в 50-е годы проводился по принципу ансамблевости, акцентированию перекрестков домами с более сложным объемно-планировочным решением и высокими фронтонами в угловых объемах. Так застроены кварталы в границах улиц Лермонтова, Серова, Ленинградской, Спиридонова.

С южной стороны главной улицы Лермонтова до 1965 года располагался лесной массив. С середины 60-х началась застройка жилыми домами из силикатного кирпича с кирпичным декором на карнизах.

Центральная часть Ленинского поселка сформировалась в 1940-60 гг. Главной улицей является историческая магистраль Каменский завод – Екатеринбург, которая до начала 50-х проходила с южной стороны, как от жилой застройки, так и от заводской территории (т.е. по краю населенного пункта). В поселке нет широких проспектов. Главная площадь, заложенная в 1942 году, окончательно оформилась только к 70-м годам.

Вплоть до 1948 года для Каменска-Уральского не был разработан генеральный план, город застраивался хаотично, производственные интересы часто преобладали. В результате жилые массивы и предприятия оказались рассредоточенными на большой территории. Протяженность Каменска-Уральского с запада на восток составила около 30 км. Часть жилой застройки в городе оказалась в зонах вредного влияния производственных выбросов.

В соответствии с генпланом 1948 г. и проектами детальных планировок районов, к концу 1950-х г. объемно-планировочная структура каждого района сформировалась окончательно. В начале 1960-х центр города был перенесен из Старого Каменска в поселок Октябрьский.

Планировочная структура города на этом этапе развития остается рассредоточенной. В ее состав входит около 20 поселков. Природный ландшафт активно вовлечен в городскую среду. Территории между районами заняты лесами, лесопосадками, садовыми участками, бывшими горными разработками.

В 1962 году институт «Свердловскгражданпроект» выполнил генеральный план Каменска-Уральского. Следующий проект генплана города выполнил институт «Свердловскгражданпроект» уже в 1981 году.

Начиная с 1960-х годов застройка Каменска-Уральского ведется не кварталами, а микрорайонами, в соответствии с генпланом 1962 г. Сады и парки созданы за счет окультуривания территории лесных массивов.

С 1960-х годов в городе внедрялось индустриальное крупноблочное домостроение и малогабаритное жилье, а в 1970-е годы – строительство из крупных панелей.

Таким образом, из некогда компактного небольшого заводского поселения сформировалась сложная архитектурно-планировочная структура из комплексных промышленно-селитебных районов с полицентричной системой обслуживания.

Типология зданий 1930 гг. в соцгородах Каменска следующая: жилые дома, общежития, клубы (в соцгороде Трубный – деревянный, в соцгороде УАЗа – камышитовый), больницы, бани, поликлиники, столовые, школы, детские сады и др. Здания состоят из нескольких разновеликих объемов.

В генпланах соцгородов было заложено возведение жилых комплексов, но воплотились они только в соцгороде УАЗа (комплекс ЦЖС и квартал 2-27). В соцгороде Трубный из планируемого комплекса, состоящего из четырех зданий, были возведены два дома - на ул. К.Маркса, 89 и Беляева, 49. Вероятно, потому, что Синарский трубный завод строился по «встречному» плану, и на осуществление всех замыслов не хватило средств.

В 1942 году в Каменске были построены два капитальных здания школ на 400 учащихся по типовым проектам – в пос. Чкаловский и пос. Ленинский. В соцгороде Трубный, соцгороде УАЗа и Ленинском поселке в 1941-1947 гг. проектировались и возводились Дворцы культуры и клубы.

В Старом Каменске в 1943 г. проводилась реконструкция дореволюционных зданий: складов чугунолитейного завода под клуб и келейного корпуса Преображенского монастыря под административное здание.

В 1945–1949 гг. в городе возводились капитальные трех- и четырехэтажные жилые дома по типовым проектам.

Из общественных зданий в 1949 – начале 1950-х гг. было возведено пять зданий школ на 400 учащихся по одному и тому же типовому проекту.

С 1954 – начала 1960-х гг. Создавались архитектурные ансамбли по функциональным (учебные здания, общежития и хоз.постройки при них) или территориальным (по красным линиям главных улиц в пределах нескольких кварталах) принципам. Проекты были и типовыми, и индивидуальными. Жилые дома, доминирующие в кварталах, возводились с более сложным объемно-планировочным решением (башенками, фронтонами, эркерами и др.), имели магазины на первых этажах.

Административные организации занимали уже существующие здания; из этого типа зданий в середине 1950-х гг. возводились только заводоуправления и проходные заводов (УАЗ, КУМЗ).

С западной стороны от соцгорода УАЗа появился Молодежный комплекс, состоящий из Дворца пионеров, Спорткомплекса, стадиона, парковых зон.

Четыре здания средних школ на 700 учащихся были возведены по разным типовым проектам в соцгороде УАЗа (три), в Октябрьском поселке. Их планировочное решение изменилось по сравнению с планировочным решением более ранних зданий этого типа: оно стало не коридорным, а рекреационным. Здания средних и специальных учебных заведений состоят из нескольких объемов – центрального и крыльев, имеют рекреационную планировку.

Еще в 1930-е гг. в Каменске строили стадионы и волейбольные площадки. В 1950-е гг. этот тип сооружений преобразовался в спортивные комплексы: добавились трибуны, Дворцы спорта, вспомогательные здания. Комплексы обнесены оградами, центральные входные группы оформлены колоннадами, обелисками. Здания Дворцов спорта обогащены портиками, фронтонами, открытыми галереями.

В соцгороде УАЗа был возведен больничный городок, состоящий из нескольких корпусов, Н-образных в плане. Кроме того, в поселке Октябрьский и в соцгороде УАЗа были построены два идентичных типовых здания больниц с трапециевидными эркерами. Больницы имеют коридорную систему, как и в 1930-е гг., но в 1950-е гг. увеличились размеры помещений в лечебных зданиях.

В 1930–1950-е годы типология зданий Каменска-Уральского постепенно трансформировалась. Сначал это были однообразные барачные постройки, позднее - комфортабельные сооружения, разделенные по функциональному назначению и отвечающие потребностям населения.

Архитектурный стиль построек Каменска-Уральского 1930–50 гг. отражает общероссийские архитектурные тенденции: постепенное вытеснение авангардной архитектуры архитектурой с классицистическими традициями; формирование стиля советский неоклассицизм; лаконичная архитектура военного времени в рамках этого стиля; расцвет и угасание стиля советский неоклассицизм.

Сооружения в стиле конструктивизм представлены в городе единичными образцами. Наряду с ними в соцгородах появились здания в стиле советский неоклассицизм, а также здания с признаками смешения этих стилей – в формах стиля конструктивизм, но с декоративными деталями стиля советский неоклассицизм. Лепной декор представлен лопатками, профилированными карнизами, простыми геометрическими композициями.

Архитектура в соцгороде УАЗа значительно отличается от архитектуры соцгорода Трубный, так как заводы относились к разным Наркоматам, имеющим собственные проектные организации.

Аналоги зданий каждого вышеназванного соцгорода следует искать в соседних городах Урала, имеющих такие же отрасли промышленности. Центральные площади соцгородов застраивались зданиями, возведенными по проектам крупных архитекторов и представляющими собой художественную ценность. Здания внутри кварталов – типовые, прямоугольные в плане, имеющие минимальный набор декоративных элементов.

Например, Ленинский поселок характеризуется неповторимостью (для Каменска) и цельностью объемно-планировочных и архитектурно-художественных решений зданий. Завод № 515 относился к Наркомату цветной металлургии, и жилые дома там строили типовые секционные, со строгими простыми фасадами, оформленными полочками, рамочными наличниками, карнизами простого профиля.

Общественные здания тоже типовые, украшены плоскими пилястрами, прямоугольными в плане колоннами, завершены треугольными фронтонами.

Архитектура соцгорода Уральского алюминиевого завода (Гипроалюминий, Ленинград) периода 1943-45 гг. тоже отличается своебразием. Для нее характерны рустованные лопатки, ступенчатые аттики.

Металлургический завод (поселок Чкаловский) и литейный завод (поселок Октябрьский), подчинявшиеся Наркомату авиационной промышленности, имеют в селитебной зоне идентичные одноподъездные жилые дома с арочной нишей, охватывающей два этажа, построенные в 1941-43 гг.


13.04.2015 00:00
833

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!