Правый берег реки Исеть в Каменске-Уральском в границах ПГТ Мартюш – Байновский мост. Градостроительное осмысление

654
Правый берег реки Исеть в Каменске-Уральском в границах ПГТ Мартюш – Байновский мост. Градостроительное осмысление

Правый берег Исети между поселок Мартюш – д. Токарева – д. Байнова – уникальный природный памятник, требующий сохранения и превращения в прогулочно-парковую, экскурсионно-познавательную зону. 

К сожалению, этот участок берега Исети с прилегающими лугами и оврагами, до сих пор не оценен как экскурсионно -туристический объект. Возможно, это и к лучшему. Все здесь пока находится в состоянии «дикой природы», почти без следов вмешательства деятельностью человека… Луга полны различных цветущих растений, весной и летом раскрашивающих своими цветами и наполняющими благоухающими ароматами береговые склоны. Здесь летом спеет клубника, земляника, ирга, черемуха… С высокого берега и с Лобастого Камня открываются прекрасные виды на Исеть и противоположный берег с лесом и скалами – Мартюшевой грядой, Ковдымовым столбом, слиянием с р. Каменкой, скульптурой «Лось», профилакторием «Лучезарный». Берег между Токаревой и Байновой интересен еще и с краеведческой точки зрения. Здесь располагался бывший Мартюшовский рудник с оставшимися выработками бурого железняка и карстовыми провалами. Это прекрасное место для проведения краеведческих экскурсий, занятий учащихся школ жилого района «Южный» по географии и природоведению. 

Согласно генерального плана города, в этой зоне предусмотрена коттеджная застройка (осуществленная между Токаревой и Байновой), частично застроенная и планируемая между Токаревой и Мартюшом; строительство стадиона и магистрали – продолжения ул. Каменской – «подхода» к новому автомобильному мосту через реку Исеть. 

На схеме зонирования (документ Генплана) зеленая зона между Токаревкой и Мартюшом указана как зона рекреации (Р-3), где основными видами разрешенного использования являются: – природно-познавательный туризм (код 5.2),…, площадки для занятий спортом (5.1.4) При этом рядом – между Байновой и Токаревкой – зона парков, скверов (зона Р-2)… 

Казалось бы, по генплану статус для берегового склона вполне соответствует его значимости как зеленой рекреационной зоны. А что имеем по факту? Проходы к этой парковой зоне вообще не намечены от жилой застройки со стороны жилого р-на Южный, видимо, предполагалась высадка отдыхающих с лодок и речных трамваев, типа десанта… А если заезд – с ул. Рудной (крайняя к роще) – то где же стоянки для авто отдыхающих? Удручает отношение к этой «парковой зоне» строителей и жителей коттеджей. Это для них- зона свалок строительного мусора, бытовых отходов! Отвалы мусора находятся сразу за проездом ул. Рудной в сторону берегового склона и березовой рощи, завалены многие железорудные выработки и провалы… 

Есть опасность, что подобная картина возникнет при застройке планируемого комплекса коттеджей между Токаревкой и Мартюшом… Необходим строгий контроль за производством строительных работ, чтобы не допускать организации самовольных свалок, уродующих береговые склоны, миллионы лет формировавшиеся Природой и дошедшие до нас в первозданном виде. 

Очевидно, что стадион (рядом с магистралью – подходом к новому мосту через Исеть) по генплану размещен прямо на склоне проектировщиками -«варягами», не знающими и не любящими Каменск. (На схеме зонирования он сдвинут чуть ниже – южнее). Также очевидно, что жилая застройка подошла слишком близко к уникальному ландшафтному комплексу…. 

Кроме того, как видно на схеме водоохранных зон, жилая коттеджная застройка далеко вдается вглубь водоохранной зоны, что недопустимо. (Согласно ПЗЗ, допускается застройка при организации централизованных канализационных и ливневых систем сбросов, чего здесь не наблюдается)… 

Но не все еще потеряно. Нужна иная, более действенная защита данного уникального природного комплекса! Как вариант – создание зоны Р-2 (зона городских парков, скверов, садов, бульваров) для данного участка. А ЛУЧШЕ – ПРИДАТЬ ВСЕЙ ЭТОЙ ТЕРРИТОРИИ (от д. Байнова до ПГТ Мартюш) СТАТУС ПАМЯТНИКА ПРИРОДЫ! 

Для этого нужны совместные усилия географов, геологов, краеведов и градостроителей. 

В генплане города необходимо выполнить корректировку: отодвинуть линию коттеджной и блокированной застройки дальше от береговой линии. Зону памятника природы принять шириной 250 м (ширина прибрежной защитной водоохранной полосы – 200 м). Уже построенные коттеджи вынужденно остаются на месте, вдаваясь «зубцом» застройки в природную обитель… 

И как результатом этих усилий должен стать разработанный ландшафтный проект с предусмотренными проездами, проходами (и велопроездами) от жилых кварталов «Южного», с автостоянками за пределами охраняемой зоны, с дорожками, беседками, смотровыми площадками, реализованными бережно и тактично, с сохранением существующего почвенно-растительного слоя и выходов скальных пород. 

Нашему городу есть чем гордиться! Важно суметь сохранить уникальные природные ландшафты и дать возможность горожанам и гостям города цивилизованно «прикоснуться» к этим красотам! Итак, ПРЕДЛАГАЕТСЯ (см. прилагаемые схемы): 

Изображение

Изображение

1. Обеспечить проезд авто, велотранспорта, проход пешеходов со стороны ж. р. Южный к берегу Исети 

2. Расчистить и рекультивировать зону свалок, отсыпок грунта и стройматериалов, примыкающую к коттеджной застройке на участке д. Токарева – д. Байнова 

3. Выполнить устройство автостоянок для горожан и туристов, желающих совершить прогулки по парковой зоне 

4. Ограничить возможность выезда авто – и мототранспорта с проездов и автостоянок на береговые склоны и в березовые рощи (используя эксклюзивные ограждения перильного типа) 

5. На верхнем уровне береговых склонов проложить пешеходные дорожки и площадки отдыха с учетом рельефа, действовать согласно ландшафтного проекта, с максимальным сохранением существующего почвенно-растительного покрова 

6. Разместить спортивные площадки и сооружения в соответствующих зонах (см. схемы), а также – туристические отели по индивидуальным проектам, тактично вписанным в природную среду 

7. Возможно, выстроить тротуар (при необходимости – с лестничными маршами) на старинном спуске к реке в районе бывшей Соснинской мельницы, и причал для речных трамвайчиков. 

8. Спортивный стадион и спортивные объекты разместить ближе к трассе (Мартюшовско -Рыбниковский тракт) – нужна корректировка генплана, или как минимум- его творческое осмысление. Возможно, стадион должен быть тренировочно-оздоровительным (что уменьшит массовость его посещения и, соответственно, уменьшит техногенное воздействие на природное окружение) 

9. Продолжение жилой коттеджной застройки на участке Мартюш – Токаревка отодвинуть дальше от берегового склона – необходима корректировка генплана и зонирования территории.

Нет комментариев. Ваш будет первым!
|

При использовании материалов сайта history-kamensk.ru обязательно наличие активной ссылки открытой для поисковых систем. Некоторые публикации сайта history-kamensk.ru могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 18 лет.

Мы собираем cookie. Вы не против?