Порог Буркан. Из истории водного туризма.

Воспоминания о моем муже

Автор: Кирпищикова Клавдия Ивановна

Мой муж, Кирпищиков Анатолий Степанович (03.01.1933 — 14.06.2005г.г.), был одним из первых организаторов спортивного туризма в Каменске-Уральском. Он был универсален и обладал несколькими природными дарами: превосходно ориентировался на любой незнакомой местности, обладал редкой самоотверженностью и выносливостью, в критических случаях мог принять единственно верное решение. Обладал незаурядными организаторскими способностями.

Спортивным туризмом стал заниматься ещё в школе, а за период с 1948 по 1952 гг. во время учёбы в алюминиевом техникуме Анатолий Степанович организовал много турпоходов различных категорий сложности. Это были пешие, водные, велосипедные, лыжные походы. К 1952 году он окончил курсы инструкторов. В этом же году ему присвоили 1-й разряд по спортивному туризму.

В Каменск-Уральском алюминиевом техникуме организовал секцию спортивного туризма, которую сам и возглавил.

Учащиеся этого техникума первыми из туристов в городе совершили в 1951 году прохождение порога Буркан на реке Исети.

Прохождение порога было осуществлено на деревянном плоту.

Капитаном экипажа был Анатолий Кирпищиков. Члены команды — Борис Соколов, Юрий Устюжанин, братья Юрий и Вильям Фёдоровы.

С 1954 по 1959 гг. Анатолий избирался председателем городского клуба туристов. В это время он становится организатором городских слётов туристов, на которых были соревнования между заводскими командами туристов и прохождением порога Буркан на различных конструкциях катамаранов и байдарок. Неоднократно возглавлял многие группы в сложных категорийных походах на Кавказ, Восточные Саяны, Приморье и другие.

С 1959г. он возглавлял маршрутно-квалификационную комиссию городского клуба туристов и работал в ней почти 30 лет.

В его зачётной квалификационной книжке спортсмена следующие записи: кандидат в мастера спорта, мастер спорта СССР. Им было совершено 38 категорийных походов: 2-ой, 3-ей, 4-ой и 5-ой категории сложности. Также числятся руководства в водных и пеше-водных походах. Отчёты о путешествиях хранятся дома и в федерации спортивного туризма в г. Екатеринбурге.

А я, его жена Клавдия Ивановна Кирпищикова, в турпоходе первый раз побывала в 1956г. по Южному, а в 1957г. по Северному Уралу.

Анатолий в редкий поход ходил без меня. Каждый год мы ходили с ним вместе в категорийные походы. В 1960г. побывали на Кавказе и совершили восхождение на Эльбрус. В 1961 году я ходила руководителем группы на Алтай, а Анатолий был в Восточных Саянах с восхождением на пик Топографов. За нашу супружескую жизнь было много различных совместных туристских походов.

.


По Буркану в первый раз

Автор: Андрей Сарабанский

В Каменске-Уральском водный туризм в 70-х годах XX века был очень популярен. А вот в клубе туристов «Салют» Уральского алюминиевого завода были только пешеходная, лыжная секции и велосекция. В то время у меня был опыт пеших походов с 1 к.с. по 4 к.с. Ходил и руководителем с 1 по 3 к.с.

Как-то сходил с водниками КУМЗа (Каменск-Уральский металлургический завод) на выходные дни по речке Решётке, что за Свердловском (ныне Екатеринбургом), на катамаранах и загорелся водным туризмом…

Собрал желающих заниматься этим видом туризма. Всю зиму клеили, шили, высчитывали, кроили. Это я говорю о строительстве (изготовлении) понтонов или, как их ещё называли, гондол. На дворе был январь 1980 года. Через знакомых в аптеке купили в рулоне детской клеёнки салатного цвета шириной 80 см.

Решили сделать катамаран, какого нет в других секциях в городе. Каждая гондола клеилась из 3-х полос клеёнки длинной 2 м. 50 см. Все в то время клеили из 2-х полос, которые склеивались резиновым клеем.

Боже! Сколько бутылочек ушло. За клеем ездили в Свердловск на электричке. Не помню даже сколько раз. Я два раза точно ездил. Сотни пузырьков! Все края у клеёнки зачищались наждачной бумагой, обезжиривались бензином и склеивались клеем.

Клеили по вечерам, а также по субботам и воскресеньям. Вся поверхность склеенной гондолы покрывалась сырой резиной, разведенной в бензине, а потом ещё посыпалось тальком или детской присыпкой (что удавалось купить). От паров бензина у всех болели головы. Завершающим этапом была пошивка капроновых чехлов.

Диаметр понтонов получился чуть больше 70 см. Погружение экипированного ката в воде (при 4-х членах экипажа) не больше спичечного коробка! Первый наш поход решили провести по верховьям реки Чусовой от её истока из озера Чусовского.

Ну, а первые испытания мы провели 20 апреля 1980 года на пороге Буркан. Заодно мы должны были пройти контрольную проверку перед майским походом.

Мне, кстати, влетело за прохождение порога будь здоров! Нашу группу перед походом должен был проверить Валерий Асонов, член МКК (маршрутно-квалификационной комиссии). Предполагалось, что проверка будет ниже порога.

А тут «чайники» прошли по нему (когда «вода» на пороге местами «тянет» выше 5-й категории сложности!), из которых только у одного был опыт похода (единички) на камерном плоту по Исети. А вода-то стояла очень большая…

Когда мы причалили, Асонов орал на нас и обещал зарубить нам поход (в маршрутной книжке он дал отрицательную оценку моим действиям). Мы не оправдывались, хотя в глубине души была гордость…

Сейчас много лет спустя, конечно, понимаешь, ну и рас — дяи мы были! Слава Богу, пронесло!

Мы в тот день ещё не знали, что в субботу 19 апреля 1980 года на Буркане погиб турист-водник Иван Упоров из нашего Каменска-Уральского (секции Синарского трубного завода). Катамаран-четвёрку перевернуло через корму. Не помогли ни спасик, ни шлем (перелом основания черепа о подводный камень). Тело удалось поймать в конце порога. К сожалению, уже без признаков жизни…

В это время с Бурканом шутки плохи!

В своих бумагах разыскал фотки этого прохождения.

Считаем этот день созданием секции водного туризма Уральского алюминиевого завода .

Кат спустили на воду в километре от порога Буркан (выше верхней поляны). Правая сторона — на носу Андрей Сарабанский, на корме — Михаил Александренко. Левая сторона — на носу Михаил Крутиков, на корме Валерий Григорьев. Сверху стоит маленький кат. Как спассредство.

Вперед!

Лопаты получились длинные. Управлять было сложно в таком потоке. Мотало будь здоров!

На носу ката Андрей Сарабанский, Миша Крутиков. На корме Миша Александренко и Вапера Григорьев.

Кат крутило. А по расчётам грузоподъёмность одной (!) гондолы — 1000кг. А их четыре! Видно как правую гондолу затягивают турбулентные потоки.

На переднем плане Миша Александренко. На заднем Люба Лущикова, Миша Крутиков, Валера Григорьев и (немного закрыта локтем Миши А.) Надя Сухова.

Все фотографии сделал Юра Канель 20 апреля 1980 года (сейчас с семьёй проживает в г. Луховцы Московской области).

На городском слёте туристов (проходил на верхней поляне в первую субботу-воскресенье июня) в 1981 году в классе плотов мы использовали эти гондолы, поставив их на раму плота поперек. При работе носовой и кормовой гребью плот великолепно перемещался по струе. Из 12 городских команд (дистанция проходила по порогу Буркан) мы заняли 1-е место.

Анатолий Степанович Кирпищиков (ветеран туризма в городе, первый председатель городского клуба туристов) судивший эти соревнования, отметил, при награждении, что это было самое чистое прохождение дистанции. Лично для меня, эти его слова, были лучшей наградой нашей победы!

Для нас это оказалось первое и последнее выступление в классе плотов. Больше по этому классу соревнований в городе не проводилось.

А ещё на этих понтонах мы ходили по реке Чусовая, в Восточных Саянах по реке Гутаре, по реке Уса (Полярный Урал). А по Буркану-то прошли больше сотни раз.

Источник: Сайт порог Буркан и Смолинская пещера


22.09.2015 23:58
838

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!