По городу идёт троллейбус

Автор:
Ю. Пономарёв

Это радостное событие произошло 1 ноября 1956 года. От остановки пос.Чкалова до центральной автобусной остановки в Красногорском районе вышли первые пять троллейбусов. В первом троллейбусе, вместе с водителем Жамаловой Верой Алексеевной, в салоне находились директор КУМЗа Курбатов В.С., главный инженер завода Цабров Н.Д., секретарь парторганизации Васильев и начальник ОК КУМЗа Жданов. Второй троллейбус вёл Савастеев Михаил Иванович, третьим за баранкой сидел Пшеницын П.В., затем Бутаков П.А. вёл четвертый троллейбус и Анатолий Повышев вёз пассажиров в пятом троллейбусе так писала в тот день газета «Каменский рабочий». Первый пуск троллейбусной линии открыл почин троллейбусному движению в Каменске-Уральском. Но вернёмся к весне 1955 года.

Тогдашний директор КУМЗа Василий Сергеевич Курбатов неоднократно поднимал вопрос о строительстве дороги из города на завод, который располагался на окраине пос.Чкалова. Сколько раз на совещаниях всех уровней говорили о строительстве дороги. Кто-то вспомнил, что когда начинали строить заводы в Красногорском районе, предлагалось провести трамвайную линию между посёлками. Даже начали расчищать просеки и ставить опоры, но рельеф местности оказался неподходящим для прокладывания трамвайной линии. Начатое строительство заморозили. А потом началась война... надо было быстрее строить заводы и выпускать крылатый металл. В начале 1955 года Курбатов снова поднял этот вопрос, к нему подключилисьруководствоУАЗа, Красногорской ТЭЦ. Строительные

организации Красногорского района выделили людей и стройматериалы. Было решено выпрямить просёлочную трассу, проходящую через посёлок «Красная Звезда», заасфальтировать дорогу и тогда можно будет провести троллейбусную линию. Василий Сергеевич Курбатов начал создавать при заводе троллейбусный участок. Базой участка стал 18 транспортный цех. Начальником троллейбусной службы был назначен Важенин П.П., мастером стал Рогожин А.Ф.

Всё лето и осень 1955 года шли дорожные работы, строители попутно устанавливали и бетонировали опоры для проведения контактной сети. Некоторые опоры использовали из тех, что были поставлены для проведения трамвайной линии. Вот как вспоминает о том времени Полухин Николай Серафимович:«К моему приходу на завод, в 12-м цехе работало семь электрослесарей. Мы занимались проводкой контактной сети. Была она выполнена в виде простой поперечной подвески с одноступенчатой изоляцией на металлических опорах протяженностью 6.4 км в два провода МФ-85. Подвесная арматура закреплялась на тросах и проволоке, поэтому мы зачастую пользовались верёвками, то есть поднимались с их помощью, хотя основные работы осуществляли при помощи алюминиевой вышки, которую закрепляли на грузовой машине».

В начале 1956 года В.С. Курбатов, посоветовавшись с коллегами, поручил отделу кадров подобрать людей для отправки на учёбу в г.Свердловск, будущих водителей троллейбусов. Желающих учиться новой профессии набралось 18 человек. Инженер по подготовке кадров М.Г. Стоцкий повёз группу в Свердловский филиал Московского института жилищно -коммунального хозяйства. Учёба проходила насыщенно и интересно, будущих каменских троллейбусников обучали специалисты высшего класса. Практику и стажировку проходили на городских свердловских троллейбусах. К осени троллейбусники вернулись и стали работать по своим специальностям, пока не были получены первые пять троллейбусов. К тому времени была построена тяговая подстанция, смонтировано оборудование. Мастером подстанции был Гришин П.Т., монтаж вели электромонтёры Кадочников И.Е., Петухов В.В., специалист по приборам был Жигалов, одной из первых дежурных подстанции была Крюкова Любовь Алексеевна, впоследствии награжденная медалью «За доблестный труд» и орденом «Знак почета». Вот как вспоминает то время Родкин Дмитрий Феодосиевич, после окончания Московского энергетического института, приехавший по направлению на КУМЗ. Тогда молодой специалист, а позже главный энергетик завода: «Когда в контактную сеть было подано напряжение, мы решили обкатать первые троллейбусы «МТВ». Они были не очень большие, как нынешние, но с тяжёлым рулевым управлением. Десятерым водителям предложили обкатать машины. На одну из первых машин, работники завода попросили сесть меня. К тому времени я знал электрическую часть троллейбусов, систему управления, но всё-таки было боязно, - продолжает Дмитрий Феодосиевич, - но мы были молоды, азартны, и я под общее одобрение сел за руль троллейбуса. Проехав метров сто, остановился, уступив место профессионалам. Впоследствии я обучал многих водителей троллейбусов, уже у нас на заводе.

А когда троллейбусному управлению исполнилось 40 лет, я отыскал старый руль того первого троллейбуса и подарил новому руководству МП «ГЭТ». Из тех, первых работников троллейбусного участка КУМЗа, остались немногие, но один из них ныне работает в Муниципальном предприятии горэлектротранспорта, это ровесник троллейбусного движения Петр Васильевич Пшеницын. За эти годы, почти 45 лет в Одной отрасли, Петр Васильевич был водителем троллейбусов, инженером по ремонту и эксплуатации, главным ревизором по безопасности движения, а в последнее время он возглавляет отдел охраны труда и безопасности движения. «У нас за баранкой сидят опытные водители, - рассказывает Пётр Васильевич, - многие выросли на моих глазах, и мы знаем, кто и как может себя вести в той или иной ситуации».

В 1998 году Петру Васильевичу Пшеницыну присвоено звание «Почётный работник транспорта России».

В том, 1956 году, жители и работники посёлка УАЗ завидовали КУМЗовцами и говорили между собой, почему же у нас нет такого вида транспорта, чтобы мы могли свободно ездить в любую часть города, они тогда ещё не знали, что в кабинетах руководства УАЗа давно такая идея витает, и вот-вот она скоро осуществится.

НЕ ОТСТАВАТЬ ОТ СОСЕДЕЙ

... так решили работники алюминиевого завода. Руководство давно думало о том, чтобы иметь свой транспорт. В те годы было модно строить методом народной стройки.Тогдашний директор УАЗа Кабанов Анатолий Яковлевич и Первый секретарь Каменского горкома КПСС Андрей Иванович Мачуженко проводили совещания с руководителями цехов и отделов, где просили руководителей поговорить с людьми, чтобы те, в свободное время помогли рыть траншей для прокладки кабеля, для очистки и благоустройства дорожного покрытия. К этой работе подключились: трест «Уралэлектромонтаж», возглавляемая в то время Козыревым. Эта организация устанавливала оборудование на тяговой подстанции, которую решили строить на 4-м километре. В строительстве принимали участие завод «Строймонтажконструкция», «Уралалюминстрой», Красногорская ТЭЦ и другие.

На УАЗе создается троллейбусный участок, возглавил его Чурин Юрий Павлович. Управленческий аппарат состоял из пяти человек, контора участка находилась в небольшом помещении напротив нынешнего управления. В то же время несколько человек были направлены на учёбу водителями троллейбусов, но уже не в Свердловск, а на КУМЗ. Одновременно с водителями готовились ремонтники троллейбусов, к тому времени УАЗ уже закупал машины. Уже через год, в 1957 году, накануне празднования 40-й годовщины октября УАЗовцы открыли первую троллейбусную линию по посёлку алюминщиков, от площади УАЗа до ул. Стахановской. Первыми водителями были Конев Владимир Кузьмич, Пинженин Иван Михайлович.

... «Мы доезжали до ул. Стахановской, переставляли штанги на соседние контактные провода, и задним ходом проезжали между магазинами обувным и продуктовым,— рассказывает одна из первых водителей Зинаида Ефимовна Захарова,- затем опять переставляли штанги, и возле продуктового магазина выезжали на Алюминиевую улицу и возвращались на площадь. У нас не было тогда ни ДЕПО, ни Диспетчерской. Строительство дороги и троллейбусной линии продолжалось. Монтажники устанавливали опоры и монтировали контактную сеть от Байновского моста до привокзальной площади. В то же время заканчивалось строительство путепровода над железнодорожной линией в Каменском районе, сейчас это называется Горбатым мостом. Заканчивался монтаж второй тяговой подстанции. Накануне нового 1958 года, переброшенный через железнодорожную линию, путепровод был открыт, а в новогоднюю ночь была нажата кнопка «пуск» на второй тяговой подстанции, и пошел троллейбус до железнодорожного вокзала.

Администрация радиозавода подключилась к развитию бесшумного городского транспорта, было решено провести линию по ул. Лесной (ныне ост. Космос ). Под руководством энергослужбы завода, которую возглавлял Лавит И.И., комсомольцы: Кейко Екатерина, Людмила Султанова, Александр Тагильцев, Анатолий Елфимов, Лионелла Белковская, рыли траншеи для прокладки кабеля, помогали устанавливать опоры. Завод закупил несколько троллейбусов... позже был открыт троллейбусный маршрут через «Космос».

Постепенно инициативу в троллейбусном движении перехватили УАЗовцы. Руководить троллейбусным хозяйством был назначен Болотов Анатолий Васильевич, фронтовик, энергичный человек, он стал одним из ведущих организаторов троллейбусного транспорта. С его приходом было выделено помещение на одну смотровую яму и двух кабинетов в домах ВОХРа. Постепенно он стал добиваться строительства ДЕПО, открывать новые троллейбусные маршруты. Анатолий Васильевич держал связи с предприятиями города и решал с ними вопрос о строительстве, например, ещё одной подстанции, по ул. Мичурина, что дало возможность Синарскому Трубному заводу иметь свою троллейбусную линию, которая дошла от вокзала до ул. Московской. В 1962 году началось строительство ДЕПО, возглавил его тогдашний заместитель директора УАЗа по капитальному строительству Арановский Илья Моисеевич. Из УАЗовских троллейбусных работников тех лет надо вспомнить: Сажаеву Тамару Ивановну, занесенную в городскую книгу Трудовой Славы, это её снимало Свердловское телевидение в 1973 году, Воликову Зою Ивановну, боевую женщину, награжденную медалью «За доблестный труд».

К концу 1972 года стало ясно, что троллейбусные участки, созданные на предприятиях, должны объединиться. Исполком Каменск-Уральского Горсовета от 29 сентября 1972 года принимает решение о создании городского троллейбусного управления. Были подготовлены соответствующие документы, в которых предлагалось директорам заводов, передать всю материальную базу по троллейбусам в управление коммунального хозяйства. Были разосланы документы в соответствующие Министерства и ведомства, разрешающие такую передачу, и Исполком Свердловского Областного Совета депутатов трудящихся от 31 мая 1973 года вынес решение: принять Каменск-Уральскому горисполкому в состав управления коммунального хозяйства города троллейбусные участки КУМЗа и УАЗа по состоянию на 1 января 1973 года и на их базе создать с 1 июня 1973 года хозрасчетное троллейбусное управление ( КУТУ ) с открытием расчетного счета в отделении Госбанка. Начальником городского троллейбусного управления был утвержден Болотов А.В., главным бухгалтером Новикова Прасковья Ивановна.

Городское троллейбусное управление, собрав под своё крыло всю контактную сеть города, тяговые подстанции и троллейбусы, начало работать самостоятельно согласно разработанного Устава. Троллейбусное управление ориентировалось на те кадры, которые пришли с заводов. Базой стало ДЕПО. Надо было всё начинать заново. Быть хозяевами на своем предприятии. Это объединение не сразу приняли люди, некоторые ушли, но многие в тот год пришли и стали полновластными членами трудового коллектива, которые работают и по сей день ...

В 1978 году был открыт 5-й маршрут, соединивший пос. Чкалова с 49-м квартолом, для этого была построена 4-я тяговая подстанция по ул. Калинина. В её строительстве и монтаже заслуга принадлежит Санникову Михаилу Сергеевичу, тогда он руководил энергохозяйством предприятия.

В 1977 году Болотов А.В.переходит на руководящую должность в Коммунхоз, директором становится Симонов Н.Е., он руководил предприятием до 1980 года. В 1981 году предприятие отметило 25 лет.

В начале 80-х годов сменилось несколько руководителей троллейбусного предприятия: это были Пирогов Иван Павлович, Косинцев Александр Павлович, Дрогалин Виктор Иванович. В августе 1986 года на предприятие приходит бывший комсомольский руководитель, выпускник УПИ - Кайсаров Владимир Викторович. Два года он работает главным инженером, а потом заместителем начальника КУТУ, под его руководством начинается подъем и развитие троллейбусного предприятия.

С 1 января 1988 года Кайсаров В.В. становится начальником троллейбусного предприятия.

В 90-е годы, не смотря на сложную экономическую ситуацию в стране, каменский троллейбус продолжал жить и развиваться. Увеличивалась протяженность контактной сети, открывались новые маршруты, обновлялся автопарк. Будущее удобного и экологичного городского троллейбуса казалось безоблачным, но…

В 2000-х после отпуска цен на электроэнергию «на свободу», по своим экономическим показателям троллейбус стал уступать автобусу. Это в конечном итоге и предрешило его судьбу.

Эпоха электрического общественного транспорта в нашем городе продлилась без малого 60 лет.

Каменский Заводъ №2, 2001г.


26.04.2015 09:50
1221

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!